Лоскутное шитье и аппликация
С. Ю. Ращупкина, 2011
В каждом доме время от времени скапливается немало небольших красивых лоскутков или старая одежда, которую уже никто не носит, но тем не менее жалко выбросить. Из таких лоскутков многие рукодельницы изготавливают замечательные вещи: грелки и прихватки, сидушки на табуретки, картины и панно, подушки и одеяла, занавеси и покрывала, игрушки, коврики и множество других предметов, которые украшают интерьер и придают каждой комнате уют и домашнее тепло. В этой книге описаны основы лоскутного шитья, из нее вы узнаете, как создавать различные узоры, найдете описания изготовления изделий и рисунки к ним.
Оглавление
- Введение
- Глава 1. История лоскутного шитья
- Глава 2. Виды лоскутного шитья
- Глава 3. Материалы и инструменты
Из серии: Школа рукоделия
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лоскутное шитье и аппликация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
История лоскутного шитья
Лоскутная аппликация, стежка, мозаика существовали у каждого народа независимо друг от друга. Самая древняя аппликация — орнамент, выполненный из кусочков шкуры газели, — была найдена в Египте и датируется 980 г. до н. э. Остатки стеганых изделий были обнаружены и при раскопках скифских курганов. В IV—IX вв. паломники оставляли в пещере Тысячи Будд в Китае маленькие частички одежды, из которых затем служители культа шили ковры на религиозную тематику.
Стежка появилась в Европе во времена Крестовых походов примерно 800 лет назад. Дело в том, что рыцари привозили из Палестины различные ковры, знамена, флаги, выполненные в этой технике. Однако по самой Европе этот вид рукоделия распространялся очень медленно. Долгое время стежку использовали только для того, чтобы укрепить многочисленные слои одежды.
Лоскутная техника, или пэчворк, зародилась в Англии. В XVI в. в эту страну стали привозить индийские хлопчатобумажные ткани различных цветов и узоров. Модным стало иметь в доме одеяло, выполненное из индийских тканей. Быстро начали появляться подделки таких одеял, изготовленные на английских мануфактурах. В результате чего британское правительство запретило продавать в Англии индийский ситец и изделия из него, чтобы тем самым помочь развитию местных мануфактур по производству шелковых и шерстяных материй.
Ситец из Индии стал большим дефицитом, и женщины после раскроя платьев стали использовать его остатки для изготовления других вещей. Отдельные элементы с узорами нашивали на шерстяные или льняные ткани, а мелкие кусочки сшивали в единое полотно. В домах с небольшим достатком из лоскутков шили и различные текстильные предметы интерьера.
В 1540 г. одна из жен Генриха V Катерина Говард получила перед свадьбой в подарок 23 квилта (одеяла из ситца) из королевского гардероба — это был один из знаков благоволения короля.
Чаще же лоскутное шитье развивалось в семьях первопроходцев Америки. Хозяйки собирали маленькие кусочки тканей, оставшиеся после раскроя, лоскутки старой, но еще крепкой одежды. Затем женщины собирались вместе и соединяли их в полотна, из которых шили одеяла, коврики, одежду, покрывала и т. д. Таким образом стали появляться и подлинные шедевры. Постепенно пэчворк стал американским народным искусством: появились различные модели, способы, типы, правила изготовления изделий в этой технике. Затем из Америки пэчворк распространился по всему миру, приобретя в каждой стране свои национальные черты.
В Америке родился также еще один вид лоскутного шитья — квилт. Сначала это слово обозначало только одеяло с теплой прокладкой, сшитое из лоскутков и затем простеганное. Намного позже этим словом стали называть все изделия, выполненные в такой технике, суть которой состоит в следующем. Все слои сшивают простым швом, который впоследствии был назван стежком. Стежки прокладывают в виде узоров. Иногда во время стежки добавляют шнур. Для каждой страны характерны свои мотивы, например в Голландии чаще выполняли растительные орнаменты, в Америке — геометрические узоры.
Квилт в истории лоскутного шитья занимает особое место — в приданом каждой девушки должно было быть не менее 13 квилтов. Причем последний, тринадцатый, девушка должна сшить в промежутке после помолвки и до свадьбы. В 1930-х гг. во времена Великой депрессии и затем в период Второй мировой войны пэчворком и квилтом практически не занимались. Это не удивительно, ведь совсем не было тканей, а одежду зачастую шили из хлопчатобумажных мешков, в которых продавали продукты питания.
В России до середины XVIII в. ткани изготавливали самостоятельно долгими зимними вечерами за прялкой, ткацким станком. Сырьем для них служили шерсть, лен и конопля. Выращивание и обработка сырья занимали много времени, а кроме того, эти процессы были и очень трудоемкими. Полотнища ткани, вырабатываемые на домашних ткацких станках, были шириной 40 см, что в общем соответствовало тогдашнему крою одежды или полотенца. Такая одежда была очень крепкой, а потому ее передавали от одного поколения к другому. В конце XVIII — начале XIX в. в России стало развиваться машинное производство тканей, поэтому недорогие яркие хлопчатобумажные ткани стали постепенно входить в обиход горожан, а затем и крестьян. Ширина ситцевых полотен составляла 75—80 см, а потому после раскроя одежды оставалось много разных кусочков, которыми бережливые хозяйки удлиняли детскую одежду, украшали рукава, оплечья, подолы своих рубашек. Самые маленькие кусочки и лоскутки от сохранившейся одежды сшивали в единое полотно, создавая разноцветную мозаику из полосок, треугольников и квадратов ярких контрастных цветов. Из такого полотна делали одеяла, подушки, занавески, коврики и т. д. Из лоскутков делали и объемные изделия. Для чего их вырезали по лекалам и складывали треугольниками. Каждый такой треугольник накладывали на основу из плотной ткани рядами и прострачивали по периметру. Во втором варианте лоскуты ткани скручивали в жгуты, заплетали их в косички, выкладывали по кругу и сшивали вместе. Таким образом делали половики, подкладки для сиденья на стулья и скамейки.
Непременным атрибутом каждого деревенского дома стало лоскутное одеяло. Его в обязательном порядке готовили и в приданое каждой девушки. Постепенно интерес к лоскутному шитью угасал, и этим видом рукоделия занимались только бабушки, которые по старинке сберегали каждый лоскуток. Оно также, к сожалению, не вошло в перечень ремесел, которые поддерживало государство.
В 1970-е гг. народный фольклор вошел в моду, поэтому снова возник интерес и к лоскутному шитью. Многие музеи стали собирать различные изделия, выполненные по этой технологии, заинтересовались ими и профессионалы.
В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к одному из видов искусства, а потому оно уже не используется только в утилитарных целях. Во многих музеях Англии, России, США, Германии, Австралии, Швейцарии и Швеции хранятся коллекции изделий, выполненных по этой технологии.
Лоскутная аппликация в детском творчестве
Гульнара Скорюпина
Лоскутная аппликация в детском творчестве
Лоскутная мозаика
Аппликация из ярких разноцветных лоскутков ткани вызывает только добрые эмоции.
Лоскутные узоры живут и радуют нас уже не одну сотню лет, практически в каждой стране есть свои традиции лоскутного творчества. Возможности аппликации из лоскутков практически неисчерпаемы, здесь и элементы плоскостного конструирования, и основы цветоведения, и формирование художественного вкуса, чувства прекрасного. Есть возможность воспитывать у детей доброжелательное отношение к своим близким, любовь и заботу, желание порадовать их подарком, выполненным своими руками.
Основное отличие аппликации из лоскутков от лоскутного шитья в том, что элементы не сшиваются, а приклеиваются на основу. В остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету, особенностям рисунка, по свойствам материала, лоскутная аппликация похожа на лоскутное шитье.
Занятия по аппликации из ткани могут выступать, как первый этап к лоскутному шитью.
На подобных занятиях дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей композиции по размерам и объединять части в целое, ориентировать в пространстве узора и сюжетной композиции.
У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение использовать многообразие расцветок и текстуры ткани для различных комбинаций. Наши занятия проходят в виде игр, где дети учатся тому, что цвета делятся на тёмные и светлые, на контрастные и плавные, на тёплые и холодные. Находят однотонные и пёстрые лоскутки ткани.
Также дети получают элементарные представление о растительных и геометрических орнаментах. Из самых простых фигур – квадратов, полос, треугольников – можно, по желанию, составить много различных по построению узоров /простые или сложные орнаменты, изображения растений, птиц, животных и др. /. Лоскутная аппликация может украсить практически любой предмет из ткани /покрывала, подушки, занавески…/.
Экспериментирование с тканью разной фактуры обогащает знания ребенка о свойствах, возможностях применения данного материала.
В процессе творческой деятельности ребёнок делает свои личные маленькие открытия. И пусть он, в принципе, не создает ничего совсем нового, но в этом самом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат труда – вот первая и весьма важная ступенька детского творчества. Ступенька его роста.
Итак, нам понадобятся: лоскутки разной ткани, дополнительный материал для декора /тесьма, бусинки, ленточки, пайетки…/, инструменты /ножницы, клей, карандаши/, шаблоны, картинки с образцами, ФАНТАЗИЯ и НАШИ ОЧ. УМЕЛЫЕ РУЧКИ!
Цель работы кружка «Лоскутная мозаика»: ввести детей в мир фантазий, самостоятельного творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации.
При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере, соотношении частей.
На занятиях происходит интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество».
На первом этапе работы по созданию отдельных работ и композиций основными задачами являются:
— Заинтересовать детей с ОВЗ данным направлением народного декоративно-прикладного искусства.
— Обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, сооружений архитектуры.
— Формировать начальные навыки лоскутной аппликации.
Задачи второго этапа:
— Научить детей создавать наброски будущих композиций самостоятельно.
— Развивать творческую фантазию детей с ОВЗ, используя возможности лоскутной аппликации.
В ходе работы закрепляем с ребятами правила безопасности при обращения с ножницами, правило «чистых рук» при работе с тканью, выясняем различия между аппликацией из бумаги и из ткани. Незаметно для детей развиваем мелкую моторику, внимательность, что очень для нас важно.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание уделяется коллективному творчеству, результат которого часто бывает красочнее по цветовому решению и разнообразнее по содержанию.
Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет определённое задание, а затем все части объединяются в единую композицию. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, ведь всем предлагается одна тема. Дети заинтересованы в общем результате, они являются равными «соавторами» одной работы.
Выбираем ткань для выполнения картины /приходилось ограничивать азарт, напоминая о выбранной теме нашей работы, иначе мы «утонули» бы в ворохе лоскутков
Определяемся с тканью для фона /здесь ребятам немного легче, так как задана зимняя тема/
Вырезаем детали, потихоньку заполняем пространство.
Заготовки для домиков.
Не забываем «укрыть» дома «снежком» /эту роль отлично выполняет шитье/
Остаётся самая малость – окошки, заборчики.
Дети назвали картину «Зимняя сказка». С удовольствием теперь рассматривают её, находят /показывают родителям/, какие детали вырезали и наклеивали.
В дальнейших планах у нас птички-невелички, картины «Чаепитие» и «Цветочная лужайка», весёлые Петрушки, забавные зверята и многое другое. Ведь просторы нашей фантазии так же безграничны, как узоры «Ситцевой» страны!
Разноцветная страна из шелков и ситца.
Лоскутка размер неважен –
Здесь любой сгодится!
Из полосочек – кружков, завитушек разных
Получается души разноцветный ПРАЗДНИК!
Спасибо за внимание:)
Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы) Юлия Залазаева Аппликация как вид художественной деятельности в детском саду (из опыта работы). МАДОУ Кондратовский детский сад «Ладошки».
Конспект мастер-класса для родителей «Лоскутная мозаика дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области.
Консультация для родителей «Ручной труд. Лоскутная техника» Лоскутная техника занимает сейчас не последнее место среди различных форм декоративно-прикладного искусства. А зародилось она в конце 19.
Консультация «Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве». Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.
Мастерская Деда Мороза. Елочки в предновогоднем детском творчестве (часть 3). Фотоотчет Мастерская Деда Мороза. Елочки в предновогоднем детском творчестве (часть 3). Фотоотчет Доброе время суток, дорогие друзья и гости моей.
О творчестве и креативе Так много говорится о творчестве, о запретах, о креативе. Но честно. что правда хорошо, когда обрисованы все обои? этот вариант для тех,.
Образ города в художественном творчестве детей. Аппликация в детском саду ОБРАЗ ГОРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ (АППЛИКАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ) Искусство отражает действительность в художественных образах.
Осенние фантазии в детском творчестве Осень — прекрасная, расцвеченная всеми цветами радуги пора. Она дает нам огромные возможности для фантазии, дарит нам материал для создания.
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить,.
«Зима в лесу». Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет о детском творчестве Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет.