Лоскутное шитье: история и традиции
Категория: | Традиционная одежда |
---|
| Опубликовал: cat_green, посмотрело: 2 054, фото: 5
В свет вышла новая книга этнографа Елены Колчиной «Лоскутное шитье: история и традиции» (издательство «Бослен, 2019).
Лоскутное шитье как вид народного творчества имеет свою историю и традиции. Разнообразные текстильные конструкции из кусочков ткани явились основой для создания самобытных изделий.
Альбом содержит информацию о хранящихся в фондах Российского этнографического музея текстильных памятниках, изготовленных в технике лоскутного шитья. Удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские свивальники, белорусские кисеты, финские одеяла, азербайджанские коврики, таджикские дастарханы, хакасские пологи, якутские черпаки, нанайские ковры — это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося на огромных пространствах от Восточной Европы до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа.
Издание впервые раскрывает тему традиционного лоскутного творчества народов России, представляя около 100 лоскутных изделий, изготовленных и бытовавших в народной среде. В тексте характеризуются основные материалы и техники исторического лоскута.
Настоящее издание может быть адресовано педагогам, народным мастерам, дизайнерам, возрождающим традицию создания лоскутных изделий.
Поэзия и магия лоскутного шитья
Сколько лет, веков, тысячелетий ткачеству и шитью – столько лет лоскуту. Нет кроя без обрезков, и нет мастера без припаса. Даже сегодня, какого бы мы ни достигли текстильного изобилия, но по-прежнему бережно собрать срезанные края ткани, сложить их стопочкой, потом скатать в валик, перетянуть посередине и положить в укромное место – святое дело. А однажды дочкам-внучкам дать поиграть, покопаться в накопленных «сокровищах» – еще того святее. Ведь каждый раз от этих цветных лоскутков воскресает что-то чудесное, цепляет за душу, будит воображение… Не зря это происходит, ей-Богу не зря!
Во-первых, с незапамятных времен люди наполняли особым смыслом все, что служило защитой и украшением. Одежда, покрывала, занавесы и т.д. – все это было не просто так, а со значением по составу и по цвету. Во-вторых, часть всегда имела свойство целого: таинство при част ия тому лучшее доказательство. Вот наши предки и не отбрасывали легкомысленно прочь кусочки шерсти, шелка, хлопка, льна, а складывали их в узор, символическую формулу, оберег. Память об этом на генетическом уровне жива и поныне. Если же кто-то не согласен с таким глубоким толкованием, тот может просто так предаться любованию и разглядыванию искусно подобранных тканевых мозаик, аппликаций, прорезных узоров и т.д.
Техник создания красоты много, они пришли к нам из истории культуры разных народов. Погрузиться в это многовековое пиршество нитей и полотен, красок и оттенков, с вышивками, нашивками, полосным набором, шитьем уголками и ушковым шитьем, с ляпочихой и много-много чем еще нам поможет замечательная книга «Лоскутное шитье: история и традиции». Ее автор Елена Колчина – завотделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Российского этнографического музея – собрала для издания изумительную коллекцию экспонатов народного творчества. Яркие искусные образцы иллюстрируют большую исследовательскую работу, проделанную на территории всей нашей страны, от западных границ до тихоокеанского побережья. Национальные костюмы и их отдельные детали словно образуют волшебный хоровод, в котором раскрывается глубокий смысл народной жизни, ее поэзия.
Кстати, о поэзии. Читая раздел о детских вещах, автор этих строк вдруг сделала личное открытие. Был, оказывается, такой предмет в русском крестьянском обиходе – свивальник: длинная прочная полоса ткани для тугого пеленания младенцев поверх обычных пеленок. Его часто украшали, нашивая яркие кусочки, прямо-таки радуга получалась… Тут-то и вспомнилось: «Родился я с песнями, в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали». Не просто вымышленный красивый образ у Есенина оказался, а с опорой на реальный быт! И сколько еще возможностей таится в этой книге, если проявить внимание? Кто-то может вспомнить и понять семейный обычай, до сих пор непонятный, хоть и уважаемый. Кто-то вдохновится затейливым примером этнического костюма – господа реконструкторы, вам работы непочатый край! Кто-то проникнется большим, нежели до сих пор уважением к разным народам нашей страны, о которых, возможно, и не знал до сих пор. Разглядеть их связь с великими мировыми культурами можно буквально …через ворот рубахи! Или через рукав, подол или нагрудник! Попробуйте, не лишайте себя возможности удивиться и стать духовно богаче. Или даже материально:
«А все остатки и обрезки, камчатные и тафтяные, дорогие и дешевые, золотное и шелковое, новое и ветхое – все было бы прибрано, и по размеру разобрано, и припрятано. И как потребуется сшить из старого что-нибудь или нового не хватило – так все то и есть в запасе, и на рынке того не ищешь: дал Бог, у доброго разума, у заботливой хозяйки все и дома нашлось» (Домострой) .
Колчина Е.В. Лоскутное шитье: история и традиции. – Москва: «Бослен», 2019. – 240 с., ил.
Анонс книги «Лоскутное шитье: история и традиции» в программе «Новости культуры коротко» ТВ канала «Культура»
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала «Книжный класс» значком «Большой Палец Вверх» и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Рецензии на книгу « Лоскутное шитье. История и традиции » Елена Колчина
Книга фантастически красивая. Очень интересно рассказывается про все пусть и кратко. Фактически это альбом с фотографиями из музея. Текста не так много. На фото на лоскутках виден каждый стежок(шили без использования швейных машин многие проекты). Интересно рассматривать именно мастерство рукодельниц прошлого века. Именно этим и ценна книга для меня. Как раз фотографии в ней самое главное и есть! В книге есть несколько чертежей и схем на парочку проектов.
Получила книгу и и массу удовольствия! Яркая, на хорошей бумаге, отлично иллюстрирована. Можно в мельчайших подробностях рассмотреть музейные экспонаты, что не всегда получается сделать в музее. Интересный по содержанию текст. Я увлекаюсь лоскутным шитьём и почерпнула много приёмчиков, которые возьму на заметку и использую в работах. Спасибо всем кто приложил руку к созданию этого книжного шедевра!
Книгу я получила только сегодня, поэтому описываю свои свежие впечатления.
Очень тяжелая, внушительная и солидная книга — замечательный подарок для тех, кто интересуется историей костюма, этнографией, а также ручной работой.Тем, кто занимается пэчворком, подскажет новые идеи.
Полиграфия качественная. Почти на каждой странице присутствует иллюстрация — фото музейного экспоната. Вообще, на иллюстрации тут явно не поскупились.
Присутствует также интересный текст, который рассказывает о том значении, которое придавали лоскутному шитью, о вкладываемых в него культурных смыслах.
Рассказывается в книге о творчестве различных народов России и СССР. Изделия в основном 19-го века., но также представлена и первая половина 20-го века.
Отличное пополнение домашней библиотеки. Также может быть хорошим подарком.
Лоскутное шитье елена колчина
Елена Тренёва запись закреплена
Этнолекторий Российского этнографического музея
Друзья, и снова «подарочек» от Елены Викторовны Колчиной — этнографа, заведующей отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Российского этнографического музея.
На этот раз вашему вниманию предлагается фрагмент книги
«Лоскутное шитье: история и традиции»
Надеемся, что этот текст скрасит вашу самоизоляцию и приобщит к творческому миру наших прабабушек. И, возможно, спустя время, «достав из сундучка» свое творение, вы приобщите к этому занятию следующее поколение и поведаете им об обстоятельвах времени, коронавирусе, неумирающей традиции!
«Лоскутное шитье: история и традиции»
…
Лоскутное шитье как вид народного творчества имеет свою историю и традиции. Разнообразные текстильные конструкции из кусочков ткани явились основой для создания самобытных изделий. Удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские свивальники, белорусские кисеты, финские одеяла, азербайджанские коврики, таджикские дастарханы, хакасские пологи, якутские чепраки, нанайские ковры – это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося на огромных пространствах от Восточной Европы до Дальнего Востока, от Русского Севера до Средней Азии и Кавказа.
Лоскутная мозаика и лоскутная аппликация
Лоскутное рукоделие обладает богатейшими технологическими возможностями. Однако всё многообразие применяемых приемов шитья можно разделить на две основные группы: мозаичные (лоскутная мозаика) или аппликативные (лоскутная аппликация).
Лоскутная мозаика — формообразующий прием, позволяющий через соединение лоскутков в единое целое создать новое полотно любой конфигурации. В изделиях подобного типа основными элементами являются лоскуты геометрических прямолинейных форм: треугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы, полосы. Детали соединяются (сшиваются) между собой, как правило, по изнаночной стороне. Узор чаще всего состоит из повторяющихся блоков или их комбинаций, образующих орнаментальный декор.
Блоки (модули) – это одинаковые по форме и размеру заготовки, состоящие из геометрических элементов; лоскутный блок условно принимается за конструктивную единицу.
Вариантом лоскутной мозаики является так называемый полосный набор. Этот прием шитья считается одним из древнейших. Для создания изделия использовали длинные узкие полосы ткани разных цветов (как правило, одинаковой ширины), которые подбирали по цвету в соответствии с традиционными художественными канонами. Например, у ряда народов Средней Азии старались чередовать ткани темных и светлых (ярких) тонов. В некоторых азиатских регионах данный прием до середины XIX века применяли при шитье платья невесты .У разных народов Евразии полосный набор использовали при шитье и/или декорировании женских и девичьих рубах, платьев, кафтанов (полностью лоскутных или с лоскутным оформлением рукавов, подола, полочек распашной одежды), передников, головных уборов, детской одежды, а также сумочек, кисетов и предметов интерьера.
Лоскутная аппликация – фактурообразующий прием, позволяющий создать изобразительный или орнаментальный декор путем нашивания лоскутков на ткань-основу. Аппликативный декор более вариативен, чем мозаичный. В изделиях данного типа лоскут не несет конструктивной нагрузки. Аппликативные элементы, в отличие от мозаичных, могут быть любой формы: прямолинейные и криволинейные (циркульные).
Подтипами лоскутной аппликации являются так называемый прорезной лоскут (обратная аппликация) и объемная аппликация (ляпочиха, шитье уголками и ушковая техника).
Прорезной лоскут в классическом варианте представлен в практиках создания живописных многослойных квадратов (молов) у индейцев куна, проживающих в Панаме и Колумбии. Молы – образцы так называемой обратной аппликации, когда узор создается на верхнем полотнище (или на нескольких слоях ткани), нашитых на основу. Однако и у народов Приморья и Приамурья в некоторых образцах изделий (чаще интерьерных) используется схожий прием: под вырезанный криволинейный узор подкладываются кусочки контрастной ткани, что создает иллюзию обратной аппликации. Усиливает данный эффект использование аппликативных элементов достаточно большого размера (в соотношении с основой), а также способ соединения. Их приметывали к основе, подкладывая узкую полоску контрастной по цвету ткани (иногда небольшие полоски разных цветов) под кромку прорезного узора. Подшитую под край полоску ткани отгибали, заворачивая узким валиком, и прошивали вторично .
Техника ляпочиха (вариант- ляпачиха , от слова ляпак – лоскут) широко распространена у разных народов Русского Севера, Европейской России, Поволжья и Приуралья. Данный прием заключается в том, что лоскутки нашивают на основу, закрепляя их по одной стороне или по центру.
К числу универсальных приемов лоскутного шитья, получивших большую популярность, начиная со второй половины ХХ века, относится шитье уголками. Из лоскутных заготовок квадратной формы разными способами (в зависимости от свойств материала и художественного решения декора) складывали уголки, которые соединяли с тканью-основой. Размер заготовок мог варьировать в пределах, как правило, от одного до пяти сантиметров. Данная техника используется при изготовлении ковриков, панно.
Ушковая техника – один из уникальных приемов создания объемной аппликации. Ее применяли для декорирования, прежде всего, женских головных уборов – калфаков, бытовавших в конце XVIII — первой половине XIX века у волжских (казанских) татар. Подобные головные уборы носили состоятельные горожанки. Миниатюрные «ушки» складывали из прямоугольных лоскутков плотного шелка и нашивали на округлую или овальную основу небольшого размера. Затем заготовки соединяли между собой в многоцветный растительный орнамент. Современные мастера создают собственные интерпретации ушковой техники, используя атласные ленты или тонкую кожу.
История лоскутного шитья
Что же такое лоскутное шитье — дань практицизму, атрибут «бедной» жизни или же особый технологический прием, позволяющий создавать изделия, наполненные глубоким символическим смыслом ?
Известно, что зарождение лоскутного шитья тесно связано с текстильной традицией того или иного региона или этноса в целом и развитием производства хлопчатобумажных тканей в частности.
До конца XVIII века в Европу (соответственно и в Россию) ввозили только готовые изделия из хлопка. Одежда и предметы убранства интерьера были достаточно дороги и доступны лишь зажиточным слоям населения. С развитием с конца XVIII – начала XIX века в Западной Европе и несколько позже в России машинного производства фабричные хлопчатобумажные ткани получили широкое распространение, как в городской, так и в сельской среде. Находилось применение и лоскуткам ткани, остававшимся после раскроя изделий . Их бережно собирали, чтобы потом шить как интерьерные изделия (одеяла, коврики), так и создавать оригинальный декор на одежде.
«А хорошая жена домовитая понятливостью своей и похвальным к труду стремлением и мужним наказом вместе со слугами холстов и полотен и тканей наготовит на все, что нужно: то окрашено на летники и на кафтаны, на сарафаны и на терлики, и на шубы накидки, а иное у нее для носки домашней перекроено и перешито. Если же сделают больше потребного — полотен, холстов и тканей, скатертей, полотенец, простыней или иного чего,- то и продаст, а взамен что нужно, то купит, а потому и у мужа денег не просит. А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны,- все то самой кроить или велеть при себе кроить, а все остатки и обрезки, камчатые и тафтяные, дорогие и дешевые, золотное и шелковое, белое и крашеное, пух, оторочки и спорки, и новое и ветхое, – все было бы прибрано: мелкое – в мешочки, а остатки скручены и связаны, и все по размеру разобрано и припрятано. И как потребуется сшить из старого что-нибудь, или нового не хватило, – так все то и есть в запасе, и на рынке того не ищешь: дал Бог, у доброго разума, у заботливой хозяйки все и дома нашлось .
Лоскутным узором часто в сочетании с вышивкой, шелковыми лентами, тесьмой, позументом украшали поневы, подолы юбок и передников, рукава рубах, головные уборы. Это особенно характерно для русских костюмов: рязанских, орловских, тульских, пензенских, воронежских. Подобный способ декора типичен для изделий, бытовавших также у финно-угров Поволжья и Приуралья, некоторых народов Сибири и Приамурья. Во второй половине XIX – начале XX века вместе с увеличением поступления в деревню фабричных тканей изделия из лоскута получили распространение у прибалтийско-финского и русского населения нынешней Ленинградской области. В лоскутной технике изготавливали накидки и одеяла, настенные и напольные коврики, кисеты, карманы, детские чепчики .
Примерно с конца XIX века в ряде культур происходит замена способа декорирования, как правило, с сохранением локализации узора. Лоскутная аппликация занимает место таких приемов орнаментики как вышивка или узорное ткачество. С одной стороны, здесь проявлялся рациональный момент – аппликацию выполнить проще, быстрее, с другой – включение в декор фабричных тканей являлось престижным, так как покупные материи ценились очень высоко, и использовались даже мелкие лоскутки. Это особенно заметно в характере декора праздничной одежды или головных уборов. Нашитые на домотканое полотно небольшие кусочки шелковой, бархатной или же ситцевой ткани повышали статус предмета. Названия элементов лоскутного узора, как правило, повторяли названия аналогичных элементов вышивки. Данное обстоятельство свидетельствует, что в определенных этнических средах существовало понимание того, что символика декора заключается именно в характере орнаментики, а не в особенностях материала. Это факт находит подтверждение в изделиях конца XIX – первой половины XX века.
Однако следует отметить, что задолго до появления в городском и крестьянском быту фабричных ситцевых тканей, из остатков которых шили изделия, в культуре многих народов уже бытовали практики создания лоскутных вещей. Наличие в доме вещей, изготовленных из кусочков материи (в том числе и домашнего производства), а также определенные детали костюма с лоскутными элементами, как полагали, обеспечивало их владельцам магическую защиту. Подобные представления существовали у народов Средней Азии и Казахстана (узбеков, казахов, каракалпаков, киргизов, таджиков ), ряда народов Кавказа и Дагестана, Среднего Поволжья и Приуралья (татар, башкир), Южной Сибири (хакасов, алтайцев, якутов), Дальнего Востока. В рудиментарном варианте древнюю традицию лоскутного шитья можно обнаружить в культуре славян и финно-угров . Круг лоскутных изделий оставался неизменным (прежде всего, это вещи, входившие в состав свадебного или детского приданого), а для их обозначения существовали специальные термины. У каждого народа данный вид творчества имел собственное этническое название (например, у тюркоязычных народов — курок, курама, гурама). Используемые современными мастерами термины квилт (от англ. quilt – стегать, стеганое одеяло) и пэчворк (от англ. рatch – заплатка, work — занятие, работа) указывают на англосаксонские и англо-американские традиции лоскутных практик, которые имеют свою особую историю .
Следует помнить, что при создании классических квилтов соблюдалось так называемое «правило трех П: подкладка, прокладка, простёжка». Именно поэтому изделия в технике квилтинга могли создаваться не только из лоскутных, но и цельных полотен, а декоративность вещам придавала простежка, которая выполнялась чаще всего на однотонной ткани светлых тонов, чтобы рельефный узор был отчетливо виден. Этот технологический прием использовался и для создания деталей костюма (в том числе и воинского снаряжения), и для интерьерных вещей.
В последней трети ХХ века в международной практике термин квилт стали применять к любым лоскутным вещам, имея в качестве примера изделия, ставшие образцами национального декоративно-прикладного искусства в США. Эта традиция, имевшая широкое распространение, прежде всего в Англии, была перенесена на американский континент европейскими колонистами и со временем обогатилась местной спецификой . Изначально стимулом к созданию интерьерных вещей из лоскутков (в первую очередь, одеял) была нехватка тканей в хозяйстве переселенцев. Это заставляло крайне рационально использовать имеющиеся материалы. Лицевая сторона изделия, составленная из технологических или орнаментальных блоков, могла быть выполнена либо в технике лоскутной мозаики, либо аппликации. Оборотная сторона состояла из целого полотнища (или сшитых крупных кусков ткани), а в качестве прокладки использовали вату, овечью шерсть, ветошь. Все слои простегивали ручным или машинным способом, создавая искусный узор. Следует отметить появившиеся в последней трети XIX века изделия, декор которых существенно отличался от классических образцов с четкими линиями симметрии и выдержанным раппортом узоров – так называемый crazy quilt.
При создании квилтов мастерицы старались проявить фантазию и выполнить изделие, которое демонстрировало бы индивидуальность автора: либо оригинальность элементов декора, либо тонкость исполнения известных узоров. Всё, от приемов шитья до художественного и цветового решения, напрямую зависело от наличия материала и умения исполнительницы. Уже в начале ХIХ века лоскутное одеяло становится неотъемлемой частью интерьера жилища, демонстрируя локальную региональную специфику в разных штатах. Весьма самобытны квилты амишей – представителей особого направления в протестантизме. Выполненные ими интерьерные изделия отличаются особой эстетикой – колористическим лаконизмом, строго геометрическими элементами узора. Со временем шитье из лоскутков стало популярным видом народного творчества и воспринималось как своеобразный символ Нового Света.
Так же как и на евразийском пространстве, американские изделия из лоскутков являлись объектами дарообмена. Квилты входили в число обязательных подарков на совершеннолетие и свадьбу. Изготовление подобных знаковых вещей было частью коллективной работы, в которую включались, как правило, близкие родственницы и подруги. До настоящего времени существует традиция обмениваться лоскутными блоками в знак дружбы. Например, к 50-летию Организации Объединенных Наций (1995) мастера лоскутного шитья из разных стран мира создали интернациональный квилт, символизирующий дружбу и взаимопонимание между народами. Идея проекта зародилась и была разработана в США . Однако в данном проекте принимали участие мастерицы из разных стран, в том числе и из России.
Пэчворк – технологический прием, соотносимый с лоскутной мозаикой, который применялся при изготовлении различных изделий. C конца XVIII века пэчворк как вид рукоделия стал чрезвычайно популярен в Соединенном Королевстве. Изначально лоскутные вещи выполняли сугубо утилитарную задачу, демонстрируя бережное отношение к остаткам тканей в семьях с низким достатком. Но постепенно лоскутное шитье стало одним из популярным направлений творчества среди рукодельниц разных слоев общества. Представительницы среднего класса шили одеяла и панно для удовольствия, специально приобретая для этих целей новые ткани. С помощью разнообразных элементов (прямоугольников, треугольников, сердечек) создавались оригинальные композиции, которые демонстрировали не только фантазию и мастерство исполнения, но и богатство материала. Следует заметить, что для изделий указанных групп (квилт и пэчворк) было характерно авторство узоров, которые часто создавались профессионалами и затем распространялись среди рукодельниц, в том числе, благодаря специализированным клубам.
Большой популярностью среди тех, кто интересуется лоскутным шитьем, с конца ХХ века стали пользоваться и японские образцы данного вида рукоделия. Известно, что в странах Азии лоскутное шитье с простежкой также представляло собой один из древнейших способов создания утилитарных изделий, в том числе и воинских доспехов. Современные мастера, использующие традиционные практики, создают панно, салфетки, коврики, а также разнообразные сумочки и кисеты. Эти предметы отличаются изяществом исполнения миниатюрных элементов и особым цветовым колоритом: разноцветные лоскутки хлопчатобумажных тканей должны быть близки по тону, а само изделие простегивается мелкими стежками, как правило, контрастного цвета нитями.
Начиная с 1990-х годов, в нашей стране наблюдается массовое увлечение лоскутным шитьем, зачастую (к сожалению!) с акцентом на имеющиеся зарубежные образцы. Термин квилт применяется к лоскутным изделиям любого типа без учета того факта, что в каждом регионе мира традиц