Лоскутное шитье европейский север

«Традиционное и современное искусство лоскутного шитья на Русском Севере»

Исследовательская работа на тему «Традиционное и современное искусство лоскутного шитья на Русском Севере». Автор сравнивает традиционное и современное состояние данного вида декоративно-прикладного искусства, доказывает, что лоскутное творчество развивается, становится более интересным по композиции, цветовому решени., материалу. Проводит эксперименты с тканью, которой пользовались мастера прошлого и настоящего, доказывает, что современная ткань (по 850 рублей за метр хлопка) по всем параметрам превосходит старые ткани. Автор исследовал рынок литературы о лоскутном шитье и пришел к выводу, что интерес к лоскутному творчеству постоянно растет. Этот факт подтверждает и социологический опрос среди одноклассников, который показал, что каждая опрошенная семья имеет лоскутное изделие в своем доме.

Скачать:

Вложение Размер
tezisy_doklada_dlya_publikatsii._docx.docx 47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Науч. рук. – Козлова Г.А., учитель технологии (обслуживающий труд)

МБОУ СШ №11, г. Архангельск

ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

Всегда интересно сравнить искусство прошлого и настоящего, выяснить, что современные художники и мастера берут из старого, что вносят своего, и как дальше развивают тот или иной вид творчества.

Тема изучения наследия прошлого актуальна, т.к. современное общество должно учиться у старых мастеров и развивать их лучшие традиции.

Гипотеза: современные художники не просто копируют искусство старых мастеров, а развивают лоскутное творчество

Цель исследования: сравнить и проанализировать традиционные и современные работы лоскутного шитья.

Задачи: написать статью об отличиях лоскутного шитья на Русском Севере, провести сравнительную характеристику лоскутных работ мастеров прошлого и настоящего; сравнить качество тканей разного периода; провести социологический опрос сверстников на предмет наличия в их семьях изделий из лоскута; исследовать рынок литературы о лоскутном шитье.

На Русском Севере лоскутным шитьем стали заниматься только в конце 19 века. Сначала остатки лоскута северянки использовали для полотенец, позднее кусочками красных тканей стали украшать рубахи и сарафаны. Постепенно северянки стали использовать сложные лоскутные схемы, которые доходили из разных мест: «Мельницу», «Русский квадрат», «Елочку», «Колодец», которые шились из равнобедренных треугольников или полос.

Символом домашнего очага северного дома было одеяло , которое получалось в результате соединения лоскутных квадратов. Оно стало обязательной частью приданого для невесты и новорожденного малыша.

На Русском Севере, в отличие от других мест, лоскутным шитьем занимались не от бедности. В северной деревне считали, что бедные – это ленивые люди, которые не могли покупать фабричные ткани, носили только домотканую одежду.

В начале 20 века северные мастерицы придумали свою оригинальную технику, которая стала называться «ляпочиха»: кусочки ткани нашивались на круглую основу, как флажки, напоминая мех. Чуть позднее возникла еще одна интересная техника – «уголки», из которых шили круглые коврики – «кругляши». По «уголкам» и «ляпакам», которые придавали объем, можно отличить технику северных мастериц.

В годы Великой Отечественной войны северянки из остатков тканей довоенного времени шили по собственным схемам кисеты, которые отправлялись на фронт.

Русский Север сравнивают с творческой лабораторией, так как именно здесь сохранились традиции. Из столичных городов приезжают экспедиции для поиска северных лоскутных шедевров. «Нельзя изучить историю русского лоскутного шитья, не побывав на Севере России» [1] .

Сравнение работ северных умельцев прошлых лет с работами современных художниц и мастеров Ольги Жареновой, Ирины Антипиной, Натальи Лютиковой показало, что одни и те же схемы лоскутного шитья смотрятся совершенно по-разному и выражают разные настроения.

Вывод: сравнительный анализ помог понять, что в работах современных мастеров расположение цвета более грамотное, упорядоченное; композиция завершенная и более сложная. У искусниц прошлого лоскутное творчество было только прикладным (одеяла, коврики), а современным мастерам удалось превратить лоскутное искусство в декоративное, часто предназначенное только для украшения интерьера (настенное панно).

Если мастера прошлого шили одеяла и коврики из того, что оставалось от рубах и сарафанов, то современные лоскутницы сначала обдумывают образ, а только потом покупают качественные и дорогие ткани специально под конкретное изделие . Результат — работа становится более яркой и красивой.

Для сравнения качества материала были использованы хлопчатобумажные ткани по 160 руб. и по 850 руб. за метр и проведены 4 эксперимента.

Вывод: дорогие хлопчатобумажные ткани более прочные, мягкие, гладкие, плотные и толстые, меньше осыпаются и мнутся, дают меньшую усадку при стирке, дольше сохнут, медленнее выцветают. Значит, цена оправдывает затраченные средства: изделие будет выглядеть красивее, дольше не потеряет внешний вид.

Чтобы узнать популярность лоскутного шитья в наше время, был проведен социологический опрос среди девочек 6-ых классов. На вопрос «Присутствует ли в вашем доме или даче лоскутное шитье (прихватки, салфетки, покрывала, панно, коврики и другие изделия)?» ответило 46 человек. Опрос показал, что все семьи имеют изделия из лоскутного шитья.

Чтобы понять, что искусство лоскутного шитья не только не забыто, но и получает дальнейшее развитие, был исследован рынок литературы о лоскутном шитье.

В магазинах «Мир книги», «Буква», «Буквоед», «Книгомир», «Книгочей» продается до 15 альбомов о лоскутном шитье, в которых приведены примеры новых схем современных мастеров и художниц. Опрос продавцов магазина показал, что книги пользуется большим спросом, литература поступает не реже одного раза в месяц. В Интернете можно найти много обучающих статей по соединению лоскута, а также фотографии современных панно, украшающих домашний и офисный интерьер.

Вывод: социологический опрос, исследование рынка литературы о лоскутном шитье показали, что этот вид декоративно-прикладного творчества остается любимым в наши дни. Лоскутные изделия не только используются в быту, но и украшают интерьер.

В результате исследования были решены поставленные задачи: написана небольшая статья, в которой определены отличия лоскутного шитья на Русском Севере, проведен анализ работ мастеров прошлого и настоящего, проведены эксперименты по определению качества тканей разного периода. Социологический опрос показал, что лоскутное шитье в наше время является распространенным видом рукоделия. В результате исследования рынка литературы о лоскутном шитье было выявлено, что книги об этом творчестве пользуются большим спросом.

Итак, исследование показало, что лоскутное творчество живет и развивается, а современные северные художники и мастера с помощью старых схем по-новому прочитывают лоскутное искусство, которое стало более интересным, сложным, обогатилось новыми схемами, красками и материалами.

Гипотеза о том, что современные художники не просто копируют искусство старых мастеров, а развивают лоскутное творчество, верна.

[1] Лютикова Н. Лоскутное шитье / Н. Лютикова. – Архангельск . : Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства « Малые Корелы» , 2001, С. 4

Лоскутное шитье европейский север

Лоскутное шитье: история и традиции

Рукоделие развивает художественный вкус, дарит мир в душе и порядок в мыслях, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В конце концов, созидание прекрасного своими руками дарит истинную радость от проделанной работы. Постепенно ручной труд вновь начинает цениться в нашей стране, авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.

В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Лоскутное покрывало, Англия. 1690-1720

Исторические описания, относящиеся к XI веку, уже содержат в себе упоминания об искусстве соединения различных тканей в одном изделии. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии в XVII веке, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Турецкий лоскутный ковер, фрагмент

Долгое время лоскутное шитье (пэчворк или квилт) считалось самым «молодым» видом рукоделия. Однако найденная в Египте аппликация датируется 980 г. до н.э. А в скифских курганах (100 год до н.э. – 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. Также искусство лоскутного шитья было известно на Востоке: древние лоскутные турецкие ковры поражают своей искусностью и гармоничным сочетанием деталей. И разве создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера это не лоскутное шитье?

До середины XVIII века все ткани в России изготавливались вручную на ткацких станках. Долгие зимние вечера коротали свое время девицы и женщины за рукоделием: прялкой, ткацким станком, пяльцами.

Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.

Иван Куликов. Зимним вечером. 1907

Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков, которые шли на удлинение детской одежды, украшение подолов рубах, рукавов и оплечий.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Имеющее древние корни, искусство лоскутного шитья остается актуальным и по сей день. Мы приглашаем всех желающих прикоснуться к этому удивительному ремеслу под чутким руководством наших мастериц.

Как атрибут нищеты превратился в гламурный предмет высокого стиля: История лоскутного одеяла

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История лоскутного шитья

В музеях мира не найти лоскутного одеяла хоть сколько-нибудь солидного возраста – в тысячу или хотя бы пятьсот лет. Но это не потому, что искусство создания изделий из обрезков ткани – молодое, наоборот, оно возникло, скорее всего, тогда же, когда люди научились шить. Но все, что создавалось в результате попыток дать кусочкам материи вторую жизнь, интенсивно использовалось в повседневной жизни, для чего и было создано.

Зато по найденным древнеегипетским изображениям удалось определить, что навыками такого шитья из кусочков кожи владели еще при фараонах, то есть время возникновения этого вида творчества отодвигается в прошлое как минимум до четвертого тысячелетия до н. э.
В Европе лоскутная техника появилась уж точно не позднее V века, но относительно распространенной она стала спустя несколько столетий, когда на Ближний Восток отправились отряды крестоносцев. Предполагается, что лоскутная техника шитья могла быть принесена в европейские страны именно из Азии.

Но есть и другая точка зрения – о том, что каждый народ вполне независимо от других приходил к идее лоскутного шитья просто потому, что при нехватке материалов и средств для их приобретения это было разумным выходом из положения. Из остатков ветхой одежды или из обрезков, которые оставались после шитья, сооружали и одеяла, и новые предметы одежды. Лоскуты, подобранные так, чтобы получился узор, становились украшением рубахи или юбки, часто – единственным.

Но при достаточно широкой географии лоскутного шитья следует отметить, что в Новый Свет эта традиция была все-таки привезена из Европы. Сначала – колонистами, которым было жизненно важно согреться при минимуме ресурсов, потом – миссионерами. Искусство лоскутного шитья переняли коренные американцы, индейцы, и уже потом включали лоскутные изделия со своими, оригинальными узорами в ритуалы племен.

Составить красивый узор из разноцветных кусочков – это суть и древнего мозаичного искусства, и те, кто занимался родственным мозаике лоскутным шитьем, опирались на те же приемы, чередуя светлые и темные фрагменты узора, добиваясь некоторого оптического эффекта. Пестрое лоскутное одеяло стало украшением и русского крестьянского дома – его непременно шили в качестве части приданого невесты, оно украшало дом, и вообще становилось практичным и востребованным изделием.

Техники лоскутного шитья

Особенный расцвет лоскутного шитья произошел XIX веке, когда начали интенсивно продаваться английские ситцевые ткани. Раньше использовали домотканое полотно – в ширину оно было около 40 сантиметров, как раз для рубахи или полотенца. Обрезков оставалось мало. А вот фабричные иностранные ситцы оказались намного шире – 75 – 80 сантиметров: лоскутов при шитье получалось гораздо больше.

Техника сборки лоскутов могла быть самой разной, продиктованной как традициями определенной местности, так и умением каждой мастерицы. Делали «русский квадрат», «уголки», «шахматки», «бревенчатую избу». Интересным видом лоскутного творчества стал стиль «ляпочиха» — такими делали каргопольские свадебные одеяла.

Русские «кругляки» походили на американские «йо-йо». В свою очередь, мастерицы Нового Света изображали из лоскутов узоры под названием «зуб пилы», «медвежья лапа», «лестница Иакова». А еще Америка дала жизнь удивительной технике «крейзи», то есть «сумасшедшей», придуманной в Англии викторианского периода. В этом случае лоскуты сшивались без какой-либо закономерности, узоры не повторялись.

Сами ткани при этом были не простыми – использовались лоскуты из шелка, бархата и других дорогих материалов, остающихся после создания изысканных женских платьев. Техника «крейзи» стала вариантом хобби для обеспеченных молодых дам, а созданные таким образом изделия были призваны украшать интерьер, нисколько не претендуя на практичность. Это модное веяние возникло после Всемирной выставки в Филадельфии 1876 года.

Если в начале XX века лоскутные одеяла и другие изделия из обрезков тканей еще пользовались популярностью, то в послевоенные годы наблюдалось охлаждение к этому давнему и «народному» виду творчества. Пэчворк теперь во многих странах ассоциировался с бедностью, даже нищетой, напоминая о недавно пережитом, а потому на некоторое время лоскутные техники были вытеснены другими экспериментами в искусстве шитья.

В настоящее время мир более чем благосклонен к шитью из лоскутов. Тому причиной и интерес к этнографическому наследию, и идеи разумного потребления.

Как народный промысел стал частью искусства авангарда

Приехав в любую часть света, можно познакомиться с уникальными традициями местного лоскутного шитья. Пэчворк по-японски, например, предполагает исключительно ручную работу, а лоскуты представляют собой обрезки шелковых тканей.

Демократичность этого вида рукоделия давно осталась в прошлом, теперь лоскутные техники превратились в важную составляющую высокой моды. Это заслуга в первую очередь французской художницы родом из Российской империи, Сони Делоне, которая нашла вдохновение в тех узорах, что видела с детства. В 1911 году она сама сшила лоскутное одеяльце – для своего сына Шарля. А потом придумала и новую технику кубизма, напоминавшую такое шитье, она получила название «симультанизм» или «орфизм».

А в 1920 году в Париже открылось ателье Сони Делоне, в котором продавалась одежда «от кутюр» из лоскутных тканей. Кстати, Соня Делоне — первая женщина-художница, удостоенная прижизненной персональной выставки в Лувре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также:  Как шить покрывало для детской кровати
Оцените статью