Лоскутное шитье народные художественные промыслы

Лоскутное шитьё

Владимирская земля издавна славится своими текстильными традициями. Среди них – лоскутное шитьё, один из видов женского рукоделия, которое веками практиковалось в крестьянских семьях. В лоскутном шитье по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII в. в основном использовалось домотканое полотно), так и покупной. Женщины сортировали и сохраняли обрезки ткани не только для починки готовой одежды, но и для создания новых вещей. На них шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. В России лоскутная техника использовалась в основном в практических целях: изготовлялись такие стёганые изделия, как лоскутные одеяла, половички, подушки, покрывала. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. То есть лоскутные изделия соединяли в себе утилитарную и декоративную функции. В крестьянской семье лоскутное шитье было для женщины чуть ли не единственной возможностью украсить свой дом, создать тепло и уют.

На рубеже XIX -XX веков лоскутное шитьё широко использовалось в народном костюме, где заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей. Различные изделия из лоскутков можно было встретить во всех уголках Владимирской губернии.

Читайте также:  Подбор бисера для вышивок

Традиции лоскутного шитья до сих пор передаются из поколения в поколение. Благодаря появившимся техническим возможностям и богатству тканей лоскутные работы становятся еще более красочными и неповторимыми. В 1970-90-е годы стал модным фольклорный стиль в одежде и украшении интерьеров, что подстегнуло интерес к лоскутному шитью. Сегодня мастерицы собирают из лоскутов и модную одежду, и тряпичные куклы, и картины…

На возрождение и сохранение народных традиций лоскутного шитья Владимирского края направлена работа десятков студий и мастерских, народных коллективов и клубов. Объединяющим творческим центром для мастеров лоскутного шитья Владимирского края стал Областной центр народного творчества. Здесь на протяжении многих лет работает народная студия декоративно-прикладного искусства, мастерская лоскутного шитья. Проводятся встречи со старейшими мастерами и современными авторами лоскутного шитья, мастер-классы и стажировки, творческие лаборатории и выездные семинары. В ОЦНТ регулярно организуются выставки лоскутного шитья различных студий Владимира и области, а также персональные выставки.

Автор: В. Королькова


Лоскутное шитье народные художественные промыслы

Лоскутное шитье: история и традиции

Рукоделие развивает художественный вкус, дарит мир в душе и порядок в мыслях, воспитывает терпение, приучает к аккуратности. В конце концов, созидание прекрасного своими руками дарит истинную радость от проделанной работы. Постепенно ручной труд вновь начинает цениться в нашей стране, авторские изделия пользуются все большим спросом, а мастерицы обращаются к древним ремеслам в поисках вдохновения и казалось бы навсегда утраченных технологий.

В народе же всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание и плетение особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Лоскутное покрывало, Англия. 1690-1720

Исторические описания, относящиеся к XI веку, уже содержат в себе упоминания об искусстве соединения различных тканей в одном изделии. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии в XVII веке, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Турецкий лоскутный ковер, фрагмент

Долгое время лоскутное шитье (пэчворк или квилт) считалось самым «молодым» видом рукоделия. Однако найденная в Египте аппликация датируется 980 г. до н.э. А в скифских курганах (100 год до н.э. – 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. Также искусство лоскутного шитья было известно на Востоке: древние лоскутные турецкие ковры поражают своей искусностью и гармоничным сочетанием деталей. И разве создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера это не лоскутное шитье?

До середины XVIII века все ткани в России изготавливались вручную на ткацких станках. Долгие зимние вечера коротали свое время девицы и женщины за рукоделием: прялкой, ткацким станком, пяльцами.

Сырьем для изготовления ткани у восточных славян служили лен, конопля и шерсть.

Иван Куликов. Зимним вечером. 1907

Процесс выращивания этих культур, обработки сырья был очень длительным и трудоемким, поэтому ткани ткали шириной 40 см, соответственно крою рубахи или полотенца, чтобы при шитье практически не оставалось отходов. Одежда из домотканого полотна была крепкой и передавалась от старшего поколения к младшему.

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ситцевое полотно было значительно шире домотканого, поэтому после раскроя одежды у хозяек оставалось множество лоскутков, которые шли на удлинение детской одежды, украшение подолов рубах, рукавов и оплечий.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой. Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Имеющее древние корни, искусство лоскутного шитья остается актуальным и по сей день. Мы приглашаем всех желающих прикоснуться к этому удивительному ремеслу под чутким руководством наших мастериц.

Русское лоскутное шитьё

Вид ремесла, который так и не стал промыслом, но всегда очень популярен

Бережливость и красота

Сказать конкретно, откуда, из какой страны, пошло ремесло лоскутного шитья, затрудняются даже специалисты.

Скорее всего подобные мысли, о рациональном использовании ценных кусочков ткани, возникали у хозяек в разных странах, разной национальности.

Коврик, Архангельская область

В Россию первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования.

Травка в сочетании с другими элементами

Ценилось конечно и домотканое полотно, бытовавшее задолго ло появления английских ситцев. Известный сборник «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что уже в XVII веке, в среде старообрядцев, использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.

Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области), коврик

Собранное из разноцветных кусочков одеяло или яркий коврик вносили разнообразие в обыденную жизнь, служили украшением жилища.

Первыми лоскутными работами были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику.

Развитие

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков.

Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины.

А как же без традиций

В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом.

Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

Одеяло из экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области

В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья:

  • «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов),
  • «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу),
  • «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

«Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей».

Разное отношение

В разные времена существования техники лоскутного шитья на Руси к нему относились по разному.

Украшение, авт.Наталья Вихрова

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств.

Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.

Рисунки-символы Сочинской олимпиады

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Пока нет музея

Не так давно в нашей стране была создана «Ассоциация мастеров лоскутного шитья России» (Russian Quilters Association), которая призвана объединить творческие ресурсы российского квилтинга, поддержать развитие этого вида народного искусства, помочь мастерам и начинающим, популяризировать и распространять знания об этом народном ремесленном искусстве.

В статье на сайте ассоциации говорится:

«В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники — это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения.

Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла — не уместишь на нескольких стендах…и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире — совсем не временное увлечение…

Пока нет музея, предоставляем Вам возможность на сайте нашей ассоциации оценить по достоинству уровень лоскутных работ, созданных руками российских мастеров.»

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: с сайта http://www.quilters.ru, книги Светланы Ращупкиной «Лоскутное шитье и аппликация» и Wikipedia, CC BY-SA 3.0; авторство фото: 1, 8 — Наталья Вихрова, CC BY-SA 3.0; 2–7, 10 — Римма Быбина, CC BY-SA 3.0 , 9 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 3 — .

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Оцените статью