Организация рабочего места
Организация рабочего места. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Во время работы соблюдать порядок на рабочем месте.
Слайд 24 из презентации «Лоскутное шитьё»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Лоскутное шитьё.ppt» можно в zip-архиве размером 3989 КБ.
Лоскутное шитьё
«Картина из лоскутов» — Цветы, листья, облака. Ствол дерева, труба домика. В работе были использованы различные техники работы с тканью. Источники информации. У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Любимый уголок. Схема изготовления картины из лоскута. Кустики. Все детали прикрепить на ткань потайными ручными стежками.
«Этапы проекта» — Выбор материалов и оборудования. Узор «Русский квадрат». Проект по технологии «Изготовление швейного изделия в лоскутной технике». Узор «Ананас». Оборудование, инструменты и материалы. Узор «Леди озера». История и традиции. Узор «Листопад». Заключительный этап. Что я сделала? Цель урока: Предварительный расчет себестоимости прихватки.
«Проект «Подушка»» — Подбор лоскутков по цвету. Инструменты и принадлежности. Изготовление шаблонов. История возникновения. Последовательность стачивания рисунка. Подготовка ткани к раскрою. Схема работы. Подготовка материалов к работе. Диванная подушка. Раскрой деталей. Материалы. Обоснование. Рабочее место. Изделие из лоскутков.
«Лоскутное шитье» — Лоскутки и фантазия. Основные правила по технике безопасности. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. Текстильный коллаж — в переводе с французского – наклеивание. Техника «Треугольник» Техника «Уголки». “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества” Кубасова С.И. учитель технологии.
«Панно цветы» — Следите, чтобы ткань не перекашивало. Крой деталей панно. Вырежьте картон на 0,1 см меньшего размера, чем основа из полиплекса. Разрезаем рисунок на бумаге на отдельные элементы. Прорежьте пеноплекс по линии, совершая лезвием короткие пилящие движения. Не забудьте сделать прорези на торцах основы в местах стыковки лоскутов.
«Техника лоскутного шитья» — Выбор изделия – прихватка. Назовите главные и дополнительные цвета спектра. Сформировать умение выполнять эскиз изделия в лоскутной технике. В чем заключается закон цветового контраста? Мотив определения цветовой гаммы. Какое эмоциональное воздействие оказывают цвета на человека? Контрольный шаблон для определения размера изделия и порядка сборки.
Всего в теме «Лоскутное шитьё» 9 презентаций
Пэчворк для начинающих: простые техники шитья и идеи
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
В исторические времена, когда не было обилия тканей, экономные хозяйки из обрезков сшивали полотна и применяли их для создания одеял, покрывал, подушек, ковров. Со временем лоскутное шитье (пэчворк) обросло техниками исполнения и обрело индивидуальную направленность в искусстве рукоделия. В статье расскажем о разнообразных приемах сшивания фрагментов ткани и проведем несколько мастер-классов для начинающих.
Основные правила кроя
Лоскутные полотна могут показаться хаотичными, но на самом деле, в них прослеживается четкая техника кроя и особый подбор цвета. Каждый лоскут вырезается по шаблону с соблюдением размеров. Геометрическая точность фрагментов позволяет создавать красивое и гармоничное полотно. Чтобы совместилась каждая деталь, во время кроя и сшивания соблюдаются определенные правила:
- Для выкраивания фрагментов будущего полотна используют шаблон и кусочек мела. Мел можно заменить небольшим заостренным обмылком, который многие хозяйки хранят в своих швейных принадлежностях.
- Удобнее пользоваться двумя шаблонами, один из которых немного больше другого. Это дает возможность выкраивать детали с припусками.
- Во время кроя, учитывается направление долевой нити. Синхронная направленность всех лоскутов поможет предотвратить деформацию изделия после стирки. С этой же целью для сшивания подбираются лоскуты одинаковой плотности. Например, такое совмещение, как лен и трикотаж, в дальнейшем может привести к искажению геометрических пропорций полотна.
- Во время кроя или сшивания используют булавки, чтобы зафиксировать фрагмент и не допустить его движения.
- Работая на швейной машинке, нужно следить, чтобы лапка шла по краю ткани, создавая ровный припуск в 6 мм, это даст возможность получить четкие и ровные швы.
- Раскраивается ткань острыми ножницами, роликовым ножом и специальным резаком.
В современном искусстве лоскутного шитья популярен блочный способ изготовления изделия. Блоки кроят и сшивают заранее из треугольников, квадратов, полос, а затем соединяют в единое полотно.
«Лоскутное шитье»
Презентация представлена для учащихся 5 классов. В презентации даны сведения о лоскутном шитье»Пэчворк»: история лоскутного шить, приведены примеры применения лоскутного шитья в жизни, виды лоскутного шитья (из полос, квадратов и треугольников), требования, которые необходимо соблюдать при изготовлению изделия, инструктаж по технике безопасности, организация рабочего места. Практическая работа: выполнение лоскутного изделия — салфетки в технике «паркет».
Содержимое разработки
patch – кусочек материала, лоскут ;
История лоскутного шитья
В XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало.
Здесь, в Америке, родился “килт”. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой.
Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками».
- Виды лоскутного шитья.
ТЕХНИКА ШИТЬЯ ИЗ ПОЛОС.
«колодец», «ананас», «сруб», «лестница правосудия», «шеврон», «бревенчатая изба», «паркет»,
«американский квадрат», «лабиринт».
Изделие состоит из лоскутков-полос различных тканей.
Эту технику на английский лад называют квилтинг.
ШИТЬЁ ИЗ КВАДРАТОВ
Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
ШИТЬЁ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
«русский квадрат», «звезда Огайо», «мельница», «карточный фокус», «роза» или сумасшедший квилт. Предполагают, что особенно увлекались этой техникой русские рукодельницы. Порой в скромной деревенской избе единственным украшением было цветное одеяло сшитое из множества треугольников.
ТРЕБОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ СОБЛЮДАТЬ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЛОСКУТНЫХ ИЗДЕЛИЙ.
1. Соблюдение цветовой гармонии Грамотное продумывание узора изделия
2. Для изделия подбирать ткани идентичные по фактуре, толщине и волокнистому составу.
3. Соблюдать направление долевой и поперечной ниток в деталях кроя.
4. Все детали должны быть ровные, с одинаковыми припусками на швы.
5. Строчки стачивания ровные и иметь закрепку в начале и конце строчки.
6. Припуски швов разутюжены.
- Способы отделки лоскутных изделий
Образцы подбора тканей для верха :
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Выполнение лоскутного изделия в технике «паркет»
- Инструктаж по технике безопасности.
- Иглы и булавки хранить в подушечке или в игольнице, шить с напёрстком.
- Нельзя иглу и булавки брать в рот, вкалывать в одежду.
- Сломанную иглу не выбрасывать, а класть в специально отведённую для этого коробку.
- Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
- Передают ножницы кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.
- Организация рабочего места.
- Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
- Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров.
- Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
- Во время работы соблюдать порядок на рабочем месте.
1. Вырезать детали кроя по размеру с припусками на швы.
2. Разложить детали согласно рисунку и пронумеровать.
3. Последовательно соединять детали по схеме, скалывая и стачивая детали по срезам, каждый шов разутюживается .
4. После притачивания последней 9-й детали отутюжить верх с изнаночной и лицевой стороны.
5. Вырезать утеплитель внутрь и деталь нижней части по размеру детали верха.
6. Детали прихватки:
- Лоскутный верх
- Утеплитель
- Деталь нижней части
- Косая бейка (рулик)
- Дополнительные материалы для изготовления изделий:
Флизелин, флизофикс – может быть с клеевым покрытием или без него. Применяют для уплотнения верха изделий.
Синтепом – применяют для прокладывания внутрь при пошиве одеял и др. изделий.
7. Сколоть деталь лоскутного верха с утеплителем и нижней частью.
8. Приметать косую бейку по краю прихватки, складывая лицевыми сторонами внутрь и оставляя один край бейки на 7-10 см. для петельки.
9. Притачать косую бейку по краю прихватки. Удалить стежки смётывания.
10. Обернуть косой бейкой припуск шва , подогнув срез в сторону изнанки и приутюжить утюгом.
11. Прострочить косую бейку по подогнутому краю и одновременно прострочить конец для петельки.
12. Закрепить конец петельки на машине.
13. Проутюжить готовую прихватку с лицевой и изнаночной стороны.
- Рефлексия
Текст книги «Пэчворк и квилтинг»
Автор книги: Мария Кольская
Жанр: Хобби и Ремесла, Дом и Семья
Текущая страница: 2 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Оборудование и организация рабочего места
Для работы над лоскутными изделиями в первую очередь нужен большой стол. А еще лучше два стола, составленные буквой «г».
Ваше рабочее пространство должно быть оборудовано в хорошо освещенном месте, и желательно, чтобы оно было стационарно, чтобы в любую свободную минуту можно было сесть и поработать. Должна Вас предупредить, что устройство такого рабочего места наверняка вызовет активные протесты у Ваших родственников, но борьба за него стоит результата. Ведь если каждый раз, чтобы заняться любимым делом, придется отвоевывать уголочек стола, устанавливать машинку, искать остальные нужные вещи, заботливо разбросанные домашними по всему дому, творческое настроение Ваше в процессе этого улетучится, не говоря уже о том, сколько драгоценного времени будет потрачено каждый раз на организационные мероприятия. В качестве решающего аргумента приведу такой пример: одна из моих учениц, не имея постоянного рабочего места, собралась немного пошить, наскоро пристроив машинку на какой-то узкой и шаткой тумбочке. Резко вскочив от неожиданного звонка в дверь, она уронила только что купленную новенькую машинку на пол. Наверное, излишне будет уточнять, что современные машины с большинством пластиковых деталей после падения на пол ремонту не подлежат.
Во время работы все необходимые предметы должны находиться под рукой (в «области художественного беспорядка» или на полках над ней). Для булавок можно сделать специальный браслет на руку. Шаблоны и выкройки разложите по коробкам (конфетным) и подпишите. Выкроенные детали текущего проекта удобно хранить в коробке побольше, например из-под зимних ботинок. Для пуговиц, бусинок, совсем мелких, но ценных обрезков ткани и прочей мелочовки хорошо подойдут прозрачные пластиковые коробочки. Ткани можно хранить на полках в шкафу, в сундуках, коробке из-под телевизора, которая уютно устроится под рабочим столом, и даже в полиэтиленовых мешках под кроватью. Желательно разобрать их по цвету, так как это тоже сэкономит время. В общем, рабочее место – Ваше царство, оно должно быть удобно, уютно и в то же время практично, приносить хорошее настроение и стимулировать творческий процесс. Устраиваясь там поработать, Вы должны чувствовать себя всемогущей волшебницей, творящей очередное чудо (даже если Вы всего лишь собрались наскоро сшить пару простеньких кухонных прихваток).
Совсем уж шикарным «предметом обстановки» для настоящего квилтера является подвесной стенд, обтянутый белой нескользкой тканью. На нем удобно делать проекты квилтов в уменьшенном виде, «прилепляя» на белую основу лоскутки ткани (они легко держатся даже без булавок). Кроме того, Вы защитите от лишней нагрузки свою драгоценную спину, т. к. исчезнет необходимость стоять, наклонясь над столом или диваном, компонуя блоки будущего изделия. Скажу Вам по секрету: если работа предполагает в дальнейшем висеть вертикально, то и проектировать ее надо вертикально. И стенд в этом смысле – вещь просто незаменимая. При желании его легко изготовить из куска фанеры и белой фланели. Но. в наших квартирах не так-то просто найти место, чтобы его повесить. Тем более, стационарно. Но если у Вас все-таки возникнет острое желание заиметь подобный стенд (а я Вас уверяю, что об этом Вы тоже не пожалеете), его можно сделать съемным. Но это – далекое будущее. Для начала хватит и стола.
Материаловедение
Используемые материалы: ткани, нитки, вспомогательные и прокладочные материалы, шнуры, бейки, украшения
Традиционно в лоскутном шитье применялись хлопчатобумажные ткани – они удобны в работе, недороги и гигиеничны в использовании (в таких вещах, как одеяла, например, хлопчатобумажные ткани – единственно возможное решение). Одна лишь проблема стоит перед украинским квилтером – и где же их взять?
Нитки желательно иметь различных цветов, оттенков и качества. Для хлопчатобумажных тканей – х/б нитки, для синтетических – смесовые. Выбор ниток зависит от конкретной операции, которую вы выполняете.
Лоскутки в блоки сшивают нитками № 50 или 60 нейтральных тонов – в зависимости от цвета лоскутков – серыми, бежевыми, чуть зеленоватыми, сиреневыми.
Для сборки блоков в полотно (имеются в виду крупноформатные работы) нужно взять прочные, армированные нитки № 40, 50.
Три слоя квилта перед стежкой сметывают катушечными нитками, контрастными по цвету, чтобы было легче выпарывать наметку.
Для стежки потребуются специальные нитки повышенной прочности, которые имеют особую крутку и не спутываются при продергивании сквозь ткань. Кроме того, они пропитаны воском, что облегчает процесс стежки. Цвет подбирается в тон или чуть темнее цвета ткани. Хорошо также использовать мононить (тонкую леску), но она придает изделию, особенно при густой стежке, некоторую жесткость. Она бывает черная и прозрачная. Правда, нежелательно наматывать мононить на шпульку – при частом применении она портит шпульный колпачок, но, как говорится, «если нельзя, но очень хочется – то можно».
Для отделочных швов, выполняемых на швейной машине, в аппликациях используют цветной катушечный шелк, тонкую шерсть, люрекс.
Для ручных отделочных швов подходят любые нитки: мулине, ирис, гарус, шерстяная пряжа, тонкая атласная лента и т. д. Главное, чтобы они соответствовали материалу и возложенной на них художественной задаче.
Вспомогательной называется ткань-основа, на которую нашивают отдельные детали, из которых потом формируют блоки. Шитье на основу используется в тех случаях, когда применяемые ткани либо очень сложны в работе (шелковые или стрейчевые ткани), либо очень отличаются по толщине и качеству, либо в других случаях, когда простая лоскутная сборка по какой-нибудь причине затруднена или невозможна. Например, при очень маленьком размере деталей или сильной сложности узора.
Для основы лучше брать тонкую хлопчатобумажную ткань, полотно, холст, бортовку. Отлично подойдут также старые простыни, предварительно накрахмаленные. От темной или пестрой основы меняется тон светлых лицевых деталей, поэтому основа должна быть светлой.
Кроме того, основой может служить флизелин, клеевой флизелин или дублерин. На такую основу лоскутки удобно наклеивать с помощью утюга. Подробнее об этом мы поговорим позже.
Прокладка в квилтах обычно делается из синтепона, который бывает разной толщины и качества, или ватина – шерстяного или хлопчатобумажного. Все зависит от практического назначения изделия. Например, для панно хорошо пользоваться синтепоном, продающимся уже состеганным с подкладкой (примерно таким, как на подстежке Вашей зимней куртки): во-первых, он лучше держит форму, во-вторых, подкладка уже не понадобится. Но в качестве прокладки для покрывал он совершенно не подходит – тонок, да и синтетическая подкладка будет скользить.
Для небольших стеганых изделий (например, сумочек), которые должны держать форму, удобен тонкий поролон (1,5–2 мм).
Цвет прокладки зависит от цвета лицевой стороны изделия. Если она светлая, подбирайте белую прокладку, темная – темно-серую или черную. В этом случае ворсинки прокладки, выбившиеся при стежке на лицевую сторону, будут незаметны.
Подкладка – это ткань, которая находится на изнанке работы. Подкладочные ткани подбираются индивидуально к изделию. Например, для скатертей, занавесок, фартуков, которые могут смотреться на просвет, следует взять белую подкладку, лучше хлопчатобумажную. Для жилета, сумочки советую использовать привычные подкладочные ткани, хорошо оттеняющие лицевую сторону изделия. Для одеял, покрывал, наволочек изнанку можно сшить из кусков ткани, оставшихся после сборки лицевых полотнищ, или подобрать в тон.
Кроме этих материалов при создании даже небольшого настенного панно Вам могут понадобиться отделочные материалы: различные шнуры, тесьма, ленточки, косые бейки (в продаже сейчас имеются готовые), кружева, бусинки, бисер, пуговицы и все, что можно еще применить для украшения (или прикрепить к квилту).
Ассортимент подобных товаров сейчас очень велик, разнообразен и способен удовлетворить запросы самой буйной творческой фантазии. Только прошу Вас – не увлекайтесь! Лучшее – враг хорошего. Самое главное в украшении изделия – это вовремя остановиться!
Все эти сокровища должны быть аккуратно рассортированы, разложены по красивым коробочкам и расставлены на полочках над Вашим рабочим столом, дабы они были всегда под рукой и радовали глаз и сердце даже только одним своим видом.
Характеристики и выбор тканей
Ткани. о, это сладкое слово «ткани». Для истинного квилтера ткани – это цветовая палитра, с которой он работает, и неисчерпаемый кладезь вдохновения, предмет бесконечных лихорадочных поисков и гениальных находок и источник эмоций, варьирующихся от черной зависти и глубокого отчаяния до полного и безоблачного счастья.
Ведь ткани решают практически всё! Имея под рукой красивые ткани, в удачном цветовом сочетании и хорошо зная технологию, Вы легко сошьете нечто совершенно очаровательное, применив самую простую лоскутную схему. И в то же время любой самый гениальный эскиз никогда не будет приведен в исполнение при отсутствии подходящих тканей, а самая интересная геометрическая схема, выполненная из чего попало, потеряет всю свою прелесть.
Итак, давайте поговорим о тканях.
По составу волокон ткани делятся на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, вискозные (штапельные) и синтетические.
Хлопчатобумажные ткани удобны в работе, относительно дешевы, хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются и относительно долговечны. Кроме того, они приятны на ощупь, гигиеничны и не вызывают аллергии при применении их, например в одежде. Обычно их используют для стеганых одеял, покрывал, прихваток и вообще для предметов частого употребления. К сожалению, сейчас в продаже нет качественных ситцев, а бязи, ориентированные на пошив постельного белья, имеют, в основном, очень крупный рисунок, малоприменимый в лоскутном шитье. Эти факторы, конечно, не облегчают жизни квилтерам, но – дерзайте, и творческая удача улыбнется Вам! Самые интересные решения – всегда неожиданны.
Льняные ткани также хорошо стираются, добротны и приятны на ощупь, хотя и стоят несколько дороже хлопчатобумажных. Но лен легко мнется, и при утюжке его нужно увлажнять, что в готовых изделиях с синтепоновой прокладкой неудобно (если не сказать невозможно).
Шерстяные ткани мнутся мало, шерсть хорошо держит форму после утюжки, имеет долгий срок службы, но и немало стоит, да и не во всяком проекте она применима.
Вискозные (штапельные) ткани красивы, добротны, приятны на ощупь, но сильно усаживаются и в последнее время редко встречаются в продаже. Вот, разве что в «сэконде». Такие ткани столь же легко гладятся, как и мнутся, и имеют подвижную структуру, значительно усложняющую работу с ними, что, впрочем, легко преодолевается при помощи клеевого флизелина.
Синтетические ткани почти не дают усадки. Они прочны, эластичны, мало мнутся, легко стираются и быстро восстанавливают форму после стирки. Однако требуют большой осторожности при утюжке. Ассортимент таких тканей в наше время столь огромен, что я не возьмусь за его подробное описание. Скажу только, что при использовании синтетических тканей Вам придется много экспериментировать и часто применять клеевой флизелин, а это удорожает изделие и усложняет работу над ним. Но часто дело того стоит. Именно из-за разнообразия расцветок и фактур эти ткани необходимы для художественного квилтинга.
Лоскутное изделие может быть полностью изготовлено из шерстяных или шелковых тканей, а также из трикотажа. Но в этом случае детали нужно нашить на основу или наклеить на дублерин, а затем обязательно простегать, так как такое полотно может сильно деформироваться.
Подбирая для изделия ткани с различными свойствами, учитывайте их толщину и плотность, которую выравнивают при помощи того же клеевого флизелина.
Назову виды тканей, с которыми у новичков могут возникнуть проблемы: трикотаж, вельвет, ткани в крупную клетку, полоску, ворсистые материалы (бархат, велюр) и ткани с купонным рисунком.
По фактуре все ткани можно разделить на мягкие и жесткие, прозрачные и непрозрачные, матовые и блестящие. Различные по фактуре ткани обычно хорошо сочетаются и удачно оттеняют друг друга: бархат и шелк, атлас и жаккард, кожзаменители и твид. Но будьте внимательны, старайтесь, чтобы качество выбранного Вами материала максимально отвечало назначению изделия.
По характеру отделки ткани бывают гладкоокрашенными, пестроткаными (шотландка), с набивным рисунком (ситец, штапель, бязь), с рельефным ткацким рисунком (жаккард, лен), жатые, фактурные, гофрированные, с люрексом или вышивкой.
Гладкоокрашенные ткани часто применяют в пэчворке для гармоничного перехода от одной пестрой ткани к другой. Вставки из однотонных тканей пастельных тонов смягчают излишнюю пестроту лоскутной композиции, а черные и яркие чистые тона усиливают контрастность изделия.
Особенности художественного оформления тканей, понятие орнамента, деление тканей по типу узора
Существует несколько способов художественного оформления тканей.
С гладкоокрашенными-то все более или менее понятно, а вот на тканях с рисунком (в основном, набивным) я остановлюсь подробнее.
Как правило, мотивы узора многократно повторяются на плоскости ткани.
Минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива, составляет раппорт узора.
По размеру мотивов раппортные рисунки делятся на мелкоузорные – с раппортом до 2 см, среднеузорные – с раппортом до 10 см и крупноузорные.
По структурной организации орнаменты делятся на:
a) монораппортные или замкнутые – композиции штучных изделий (платка, скатерти);
b) линейно-раппортные или ленточные, в которых мотив повторяется вдоль одной прямой и создает определенный ритмический ряд, вписывающийся в полосу;
c) сетчато-раппортные, в которых мотив упорядоченно повторяется по всей декорируемой поверхности.
По изобразительным возможностям орнаментальные рисунки на тканях также делятся на три типа:
1. Изобразительный орнамент, мотивы которого воспроизводят предметы и формы реального мира – цветы, животных, пейзажи и т. д.
2. Неизобразительный орнамент, состоящий из геометрических элементов и абстрактных форм.
3. Комбинированный орнамент, в котором используется сочетание двух предыдущих.
Наиболее часто в лоскутном шитье применяют ткани с нижеперечисленными типами орнаментов.
Ткани с мелким геометрическим орнаментом (клеточка, полосочка, горошек и т. д.) широко используются в традиционном «блочном» пэчворке, особенно хороши они в сочетании с однотонными.
Ткани с мелким равномерным растительным узором – идеальный материал практически для любого лоскутного проекта. Сложность здесь только в том, что на Западе подобные «ткани для пэчворка» выпускают специально и продают в специализированных магазинах (кстати, за весьма не маленькие деньги), мы же подобной роскоши лишены, пока что, напрочь.
Крупный растительный узор плохо вписывается в традиционные мозаичные блоки, зато чаще встречается в продаже. Мотивы таких тканей лучше использовать для аппликаций (особенно для «персидской вышивки»). Хорошо подойдут эти узоры и для работы «акварелью». Правда, для этого их нужно будет безжалостно порезать, но об это позже.
Иногда узор на ткани состоит из хорошо организованных отдельных мотивов (например, букетов), которые с помощью специальных прозрачных шаблонов можно вырезать в форме одинаковых блоков (квадратов, ромбов, шестиугольников) и использовать в орнаменте изделия.
Ткани с реалистическими животными или предметными орнаментами применяются так же, как и с растительными – в зависимости от размера узора. Мелкоузорные хорошо подходят для деталей блоков, крупные же рисунки могут стать основой для разработки моделей с включением этих мотивов как центра композиции.
Фантазийные орнаменты для квилтера – неисчерпаемый источник вдохновения. Умело использованные, они хороши практически в любом лоскутном проекте.
Подготовка материалов к работе
Не жалейте времени на подготовку материалов к работе, оно с лихвой окупится в процессе изготовления изделий, а самое главное – пользоваться этими изделиями Вы сможете долгие годы!
В первую очередь все ткани, тесьму, ленты и отделочные шнуры проверяют на прочность окраски. Для этого уголок лоскута, краешек тесьмы, ленты утюжат через мокрую белую ткань. Если на ней остается след, значит, материал попался линючий и его можно использовать только после длительного полоскания в теплой воде (пока вода не станет прозрачной). Лучше, конечно, такими материалами совсем не пользоваться, но если уж очень необходим именно этот лоскуток (ленточка, тесемочка), то можно попытаться закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением уксуса (1 ст. ложку на 5 л воды).
Перед началом работы практически все новые ткани нужно подвергнуть специальной обработке – декатировке, т. е. увлажнить или намочить, а затем высушить и прогладить. Зачем? Под действием горячей воды или пара ткани, особенно имеющие натуральные волокна, дают усадку. Степень усадки зависит от вида волокон и плотности ткани. Даже во время утюжки швов при сборке лоскутков может произойти местная усадка, деформирующая изделие и сводящая на «нет» результат Вашей кропотливой работы. Именно для того, чтобы этого не случилось, и нужна декатировка. Причем, несомненно, лучше всего завести полезную привычку эту важную операцию производить сразу после покупки ткани. А для того чтобы ткань меньше осыпалась в процессе декатировки на срезе, срежьте ей все прямые углы ножницами «зиг-заг» (или хотя бы обычными ножницами).
В зависимости от вида ткани декатировку проводят разными способами.
Хлопчатобумажные ткани замачивают в горячей (60–70 °C) воде, выдерживают в ней до полного остывания, прополаскивают и слегка отжимают, ни в коем случае не выкручивая. Во избежание перекосов ткань сушат на палке, вывешивая по долевой нити, а затем утюжат в слегка влажном состоянии с изнаночной стороны также в направлении долевой нити.
Тонкие шерстяные и шелковые ткани при декатировке не замачивают, а проглаживают по изнанке утюгом с пароувлажнителем или через влажную хлопчатобумажную ткань. Кроме того, для шерстяных, шелковых, синтетических и смесовых тканей существует еще один способ обработки: ткань раскладывают на влажной простыне, скатывают в валик и кладут на несколько часов под груз. После чего увлажненную таким образом ткань проглаживают с изнанки по долевой нити до полного высыхания. Вообще старайтесь всегда определить, как расположена у лоскутка долевая нить, учитывать это при раскрое (о чем мы поговорим позже) и утюжить только в этом направлении. Если гладить лоскуты по косой, они деформируются: квадраты могут превратиться в ромбы, полоски – в зигзаги и т. д., а все это не облегчит Вам работу и не придаст красоты будущему шедевру.
Если для работы используются ткани, бывшие в употреблении, их тем более нужно предварительно подготовить. Старые (но не слишком потрепанные) вещи извлекают с антресолей (покупают в «сэконде», берут у друзей), внимательно осматривают и стирают. Лучше стирать еще целые вещи, т. к. после разрезания их на лоскутки края этих кусочков при стирке сильно обтрепываются. После этого срезают все швы, подгибы (потому что такие места невозможно хорошо разутюжить), вырезают вытачки, канты, застежки, заметно поношенные и протертые места и тщательно утюжат (или клеят на тонкий флизелин) все, что осталось. Не тратьте времени на распарывание старых вещей – оно Вам пригодится на сшивание новых!
Драповые ткани не стирают, а чистят одежной щеткой и утюжат через мокрую марлю.
Для облегчения лоскутной сборки на машине (особенно при использовании тонких хлопчатобумажных тканей и штапеля) полезно бывает слегка подкрахмалить материал. Для холодного крахмаления в 1 л холодной воды нужно развести 1 ст. ложку крахмала и 1 ч. ложку соли. Ткань опускают в раствор, перемешивают, отжимают и сразу проутюживают (опять-таки, желательно по долевой нити, но если по лоскутку направление долевой нельзя определить, старайтесь проводить утюгом во все стороны равномерно). После утюжки ткань должна быть достаточно жесткой, но не иметь белых полос. Если такие полосы появились, то количество крахмала следует уменьшить.
Все ткани, приготовленные для работы, желательно разложить по цветам и оттенкам. Для этой цели подойдут прозрачные полиэтиленовые пакеты (и от пыли защищают, и цвета содержимого сразу видно). Хорошо и полезно также создать лоскутную «библиотечку» – это сэкономит Ваше время при решении цветовых композиций лоскутных схем и подборе материала для аппликаций. Для этого от всех имеющихся в распоряжении тканей, прямо после того, как Вы их купили и постирали (декатировали), надо отрезать полоски размером 5 х 1 см и прикрепить их на листы альбомной белой бумаги (приколоть, приметать или приклеить), разобрав по цветовой гамме. Возле каждого лоскутка хорошо подписать, хотя бы примерно, количество ткани, имеющееся в наличии. Листы сложить в прозрачные файлы, файлы – в папку. Таким образом, задумывая новый проект, Вы всегда сможете быстро подобрать нужные ткани, не перерывая при этом весь шкаф.
Внимание! Это не конец книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!