Лоскутное шитье русского севера

«Традиционное и современное искусство лоскутного шитья на Русском Севере»

Исследовательская работа на тему «Традиционное и современное искусство лоскутного шитья на Русском Севере». Автор сравнивает традиционное и современное состояние данного вида декоративно-прикладного искусства, доказывает, что лоскутное творчество развивается, становится более интересным по композиции, цветовому решени., материалу. Проводит эксперименты с тканью, которой пользовались мастера прошлого и настоящего, доказывает, что современная ткань (по 850 рублей за метр хлопка) по всем параметрам превосходит старые ткани. Автор исследовал рынок литературы о лоскутном шитье и пришел к выводу, что интерес к лоскутному творчеству постоянно растет. Этот факт подтверждает и социологический опрос среди одноклассников, который показал, что каждая опрошенная семья имеет лоскутное изделие в своем доме.

Скачать:

Вложение Размер
tezisy_doklada_dlya_publikatsii._docx.docx 47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Науч. рук. – Козлова Г.А., учитель технологии (обслуживающий труд)

МБОУ СШ №11, г. Архангельск

ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

Всегда интересно сравнить искусство прошлого и настоящего, выяснить, что современные художники и мастера берут из старого, что вносят своего, и как дальше развивают тот или иной вид творчества.

Тема изучения наследия прошлого актуальна, т.к. современное общество должно учиться у старых мастеров и развивать их лучшие традиции.

Гипотеза: современные художники не просто копируют искусство старых мастеров, а развивают лоскутное творчество

Цель исследования: сравнить и проанализировать традиционные и современные работы лоскутного шитья.

Задачи: написать статью об отличиях лоскутного шитья на Русском Севере, провести сравнительную характеристику лоскутных работ мастеров прошлого и настоящего; сравнить качество тканей разного периода; провести социологический опрос сверстников на предмет наличия в их семьях изделий из лоскута; исследовать рынок литературы о лоскутном шитье.

На Русском Севере лоскутным шитьем стали заниматься только в конце 19 века. Сначала остатки лоскута северянки использовали для полотенец, позднее кусочками красных тканей стали украшать рубахи и сарафаны. Постепенно северянки стали использовать сложные лоскутные схемы, которые доходили из разных мест: «Мельницу», «Русский квадрат», «Елочку», «Колодец», которые шились из равнобедренных треугольников или полос.

Символом домашнего очага северного дома было одеяло , которое получалось в результате соединения лоскутных квадратов. Оно стало обязательной частью приданого для невесты и новорожденного малыша.

На Русском Севере, в отличие от других мест, лоскутным шитьем занимались не от бедности. В северной деревне считали, что бедные – это ленивые люди, которые не могли покупать фабричные ткани, носили только домотканую одежду.

В начале 20 века северные мастерицы придумали свою оригинальную технику, которая стала называться «ляпочиха»: кусочки ткани нашивались на круглую основу, как флажки, напоминая мех. Чуть позднее возникла еще одна интересная техника – «уголки», из которых шили круглые коврики – «кругляши». По «уголкам» и «ляпакам», которые придавали объем, можно отличить технику северных мастериц.

В годы Великой Отечественной войны северянки из остатков тканей довоенного времени шили по собственным схемам кисеты, которые отправлялись на фронт.

Русский Север сравнивают с творческой лабораторией, так как именно здесь сохранились традиции. Из столичных городов приезжают экспедиции для поиска северных лоскутных шедевров. «Нельзя изучить историю русского лоскутного шитья, не побывав на Севере России» [1] .

Сравнение работ северных умельцев прошлых лет с работами современных художниц и мастеров Ольги Жареновой, Ирины Антипиной, Натальи Лютиковой показало, что одни и те же схемы лоскутного шитья смотрятся совершенно по-разному и выражают разные настроения.

Вывод: сравнительный анализ помог понять, что в работах современных мастеров расположение цвета более грамотное, упорядоченное; композиция завершенная и более сложная. У искусниц прошлого лоскутное творчество было только прикладным (одеяла, коврики), а современным мастерам удалось превратить лоскутное искусство в декоративное, часто предназначенное только для украшения интерьера (настенное панно).

Если мастера прошлого шили одеяла и коврики из того, что оставалось от рубах и сарафанов, то современные лоскутницы сначала обдумывают образ, а только потом покупают качественные и дорогие ткани специально под конкретное изделие . Результат — работа становится более яркой и красивой.

Для сравнения качества материала были использованы хлопчатобумажные ткани по 160 руб. и по 850 руб. за метр и проведены 4 эксперимента.

Вывод: дорогие хлопчатобумажные ткани более прочные, мягкие, гладкие, плотные и толстые, меньше осыпаются и мнутся, дают меньшую усадку при стирке, дольше сохнут, медленнее выцветают. Значит, цена оправдывает затраченные средства: изделие будет выглядеть красивее, дольше не потеряет внешний вид.

Чтобы узнать популярность лоскутного шитья в наше время, был проведен социологический опрос среди девочек 6-ых классов. На вопрос «Присутствует ли в вашем доме или даче лоскутное шитье (прихватки, салфетки, покрывала, панно, коврики и другие изделия)?» ответило 46 человек. Опрос показал, что все семьи имеют изделия из лоскутного шитья.

Чтобы понять, что искусство лоскутного шитья не только не забыто, но и получает дальнейшее развитие, был исследован рынок литературы о лоскутном шитье.

В магазинах «Мир книги», «Буква», «Буквоед», «Книгомир», «Книгочей» продается до 15 альбомов о лоскутном шитье, в которых приведены примеры новых схем современных мастеров и художниц. Опрос продавцов магазина показал, что книги пользуется большим спросом, литература поступает не реже одного раза в месяц. В Интернете можно найти много обучающих статей по соединению лоскута, а также фотографии современных панно, украшающих домашний и офисный интерьер.

Вывод: социологический опрос, исследование рынка литературы о лоскутном шитье показали, что этот вид декоративно-прикладного творчества остается любимым в наши дни. Лоскутные изделия не только используются в быту, но и украшают интерьер.

В результате исследования были решены поставленные задачи: написана небольшая статья, в которой определены отличия лоскутного шитья на Русском Севере, проведен анализ работ мастеров прошлого и настоящего, проведены эксперименты по определению качества тканей разного периода. Социологический опрос показал, что лоскутное шитье в наше время является распространенным видом рукоделия. В результате исследования рынка литературы о лоскутном шитье было выявлено, что книги об этом творчестве пользуются большим спросом.

Итак, исследование показало, что лоскутное творчество живет и развивается, а современные северные художники и мастера с помощью старых схем по-новому прочитывают лоскутное искусство, которое стало более интересным, сложным, обогатилось новыми схемами, красками и материалами.

Гипотеза о том, что современные художники не просто копируют искусство старых мастеров, а развивают лоскутное творчество, верна.

[1] Лютикова Н. Лоскутное шитье / Н. Лютикова. – Архангельск . : Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства « Малые Корелы» , 2001, С. 4

Лоскутное шитье русского севера

Два мира есть у человека

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

В нашем крае, как нигде в России сохранились традиции декоративно-прикладного искусства. Немаловажную часть в культурном наследии Севера занимает лоскутное шитье. Лоскутным шитьем я заинтересовалась в школе, когда на уроках технологии мы выполняли проект на тему «Лоскутное шитье». Изучая источники, содержащие информацию о лоскутном шитье и его истории, я заметила, что найти сведения именно о северном лоскутном шитье оказалось достаточно трудно. Мне захотелось, чтобы не только я, но и мои сверстники узнали как можно больше об этом виде декоративно-прикладного искусства. Но, увы, современная молодежь мало интересуется народной культуры. Об этом говорят результаты опроса, который я провела среди своих друзей: 40 (80%) человек знают, какие ремесла были распространены у нас в Поморье, и только 8 (16%) назвали в их числе лоскутное шитье. Этот факт меня очень огорчил. Ведь лоскутное шитье на Русском Севере обладает самобытностью и уникальностью, обусловленными особенностями природы и культуры поморов.

Проблема малого интереса подрастающего поколения к традициям северного лоскутного шитья и недостаточные, на мой взгляд, знания о нем с их стороны и определили актуальность моего исследования.

Мной была выдвинута рабочая гипотеза: цвета и орнаменты лоскутного шитья на Севере во многом определялись природой и мировоззрением поморов, при этом они имели не только практическую, но и символическую значимость.

Объектом исследования в данной работе являются орнаменты и цвет традиционных северных лоскутных изделий.

В связи с этим предметом исследования стали изделия северных мастеров, выполненные в традиционной технике лоскутного шитья.

Цель работы: изучить орнаменты и цветовую палитру, используемые в северной лоскутной технике, их практическое и символическое значение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

собрать информацию о северном лоскутном шитье; ознакомиться с традиционными образцами произведений мастеров Севера,проанализировать их; изучить значение орнаментов лоскутных изделий и их цветовых решений в традиционных изделиях; сделать выводы на основе изученного материала и познакомить сверстников с результатами моей работы.

Литературный обзор разнообразен. Из книги Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитье» я узнала о традиционном лоскутном шитье России, познакомилась с техниками и приемами шитья. В журнале «Юный художник» №2 1900г. прочитала о знаменитых северных покрывалах и ковриках. При работе по данной теме меня консультировала жительницы п. Нижнее Устье Костина П.Н., моими информантами были Гребнева Т.В. и Кузнецова А.И., которые рассказывали мне о том, какие лоскутные вещи они шили в молодости. Одну из этих работ я сфотографировала. (См. приложение 1)

2. Основная часть.

2.1. Северная лоскутиха.

Начав свое исследование, я узнала, что лоскутное шитье – один из видов народного творчества Русского Севера. Под ним понимается искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутков) в единое целое путём сшивания. В России, и в Поморье в частности, шитьё из лоскутков получило своё развитие в 19 веке с появлением ярких фабричных ситцев, ширина которых была шире кроя рубашки. Тогда же и стали постепенно формироваться основы этого вида декоративно-прикладного искусства, которые приобрели свои особенности в каждой местности России.[2] Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. В обиход вошли ситцевые сарафаны и

рубахи, украшенные лоскутными орнаментами (См. Приложение 2,фото 1,2,3,4) Лоскутное шитье начиналось с потребности сделать нужную, полезную в быту вещь с учетом законов гармонии цвета, со стремлением внести эту красоту в повседневную жизнь, а также с желанием вести нить ремесла от старых поколений мастериц к новым. «Обрезки останутся, мне жалко их выбрасывать…Экой обрезочек баской — куда его бросать? Вот я и шью. »[1]

Очень интересны объемные технологии в северном лоскутном шитье. Например, оригинальный прием – это нашивание на основу необработанных лоскутков ткани, чаще узких коротких полосок ткани. Лоскутки располагаются очень плотно друг к другу и прикрепляются к основе в середине лоскута вручную или машинной строчкой. Такая техника получила название «ляпочиха» (от слова «ляпак», «ляпочок» — лоскуток, как ласково говорили мастерицы). «Ляпак», «ляпачок» – торчащий обрывок ткани. При этом получается ни на что не похожее изделие с пушистой поверхностью, которую хочется потрогать. Этот прием позволял достичь объемности и фактурности полотна (См. Приложение 3, фото 1,2,3).

Другой прием — когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани. В результате получаются знаменитые архангельские коврики «кругляши», которые считаются уникальным явлением в народном творчестве [7] (См. Приложение 3, фото 4,5).

Каждый раз, разглядывая все эти лоскутные вещи, невольно восхищаешься цветовым богатством, разнообразием их форм и фактур.

2.2.Тайны северного ляпочка.

В своей работе я обращаюсь к орнаментам лоскутного шитья на Русском Севере. Нужно сказать, что понятие северного орнамента относится не только к шитью из лоскутков, оно обхватывает все виды народных декоративно-прикладного искусства Севера. Когда-то в каждый мотив орнамента люди

вкладывали особый смысл, который выражал их представление о мире и природе. С помощью узоров давались условные обозначения целым явлениям жизни. Многократное повторение некоторых мотивов и композиций, их расположение на конкретных обрядовых предметах позволяет видеть в них отголоски древних символов, некогда обусловленных культом солнца, плодородия земли, пожеланием счастья и благополучия молодым на свадьбе, то есть всем тем, что определяло судьбу крестьянина в его многообразных связях с Землёй и Природой.[6]

Традиционные «деревенские» узоры северной лоскутной техники – это несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников контрастных цветов. Композиции орнаментов лоскутных ковриков очень жизненные, о чем говорят их названия: «бревенчатый дом», «колодец», «елочки» и т.д. Вот что я прочитала о геометрических формах северного лоскутного шитья: «Здесь кубички похруще (покрупнее), а тут помильче — так в глазах и мечется»…. «Кубиком» мастерицы называют квадратик, сшитый из полосок ткани. Множество таких разноцветных квадратиков составляют потом композицию целого покрывала-панно. … «Сестра кубик потакала (показала), я нашила. Ну а потом будешь складывать, чтобы круг-от вышел». На местном языке «круг» — это ромб — в древности символ солнца …Чтобы получился круг, нужно, чтобы половина квадрата-заготовки была сшита из полосок ткани более темного тона». [1] (См. приложение 4, фото1) Я выяснила, что главными элементами лоскутных композиций обычно были символы солнца. Солнце – прародитель жизни на Земле, основа всей природы. Оно дает свет и тепло, порождает огонь, в том числе и земной. Зимой солнце «замирает», а весной «оживает», способствуя пробуждению жизни на Земле, росту урожая. Именно поэтому в народном искусстве жителей Поморья большое значение имел культ поклонения небесному светиле – их кормильцу. Одними из распространённых элементов солнечной символики у славян были ромб и крест. (См. приложение 4, фото 1, 2, 3) Так же квадрат и ромб – это символ дома и благополучия.

Крест и ромб – фигуры, образованные четырьмя элементами. Крест – четырьмя лучами, ромб – четырьмя углами (сторонами). Число «4» у нас на Севере, да и у других народов, было магическим, священным (понятие о четырех стихиях, четыре времени года, четыре стороны света). Два последних понятия тесно связывают число «4» с культом солнца. Отголоски этих элементов встречаются и в современных техниках лоскутного шитья, например «полоски», «русский квадрат», «колодец», «изба». Причём, в этих работах встречается как косой, так и прямой крест. Характерным для северных орнаментов является ещё один вид солярной (солнечной) символики – свастика. В старину её на Руси называли «яргой». Она обозначает движение солнца по небу. В лоскутное шитье свастику можно увидеть в технике «мельница». (См. приложение 4, фото 5) О солнце так же нам напоминают и уникальные архангельские коврики «кругляши», которые имеют форму круга. Круг издавна связывается с постоянно наблюдаемой формой солнечного диска.[8]

Кроме солнечной символики на Русском Севере существовали и другие элементы лоскутного шитья. Так, например орнамент, составленный из чередующихся квадратов, олицетворял поле, землю, а если в центре квадратов появлялись круги или ромбы, то эта композиция являлась символом роста, плодородия, то есть произрастающие из земли семена. (См. приложение 4, фото 5, 6) Ещё одним элементом северного лоскутного шитья были полоски. Горизонтальные полосы олицетворяли горизонт, землю, небосклон. Косые полосы символизировали дождь, их надо рассматривать как линии, пресекающие солнечный свет, идущий к Земле. Но иногда данный элемент использовался в качестве обозначения засеянных полей. Встречается и такой элемент, как прямоугольный треугольник – символ северной природы, вечности. (См. приложение 4, фото 7, 8)

Проанализировав северные лоскутные узоры можно отметить, что лоскутное шитьё в Поморье отличалось строгостью и лаконичностью композиции, каждый элемент в изделии нёс особую смысловую нагрузку. В

символической форме образы орнамента передавали пожелания счастья и благополучия, выражали почитание живительной силы природных стихий – огня и воды, воздуха и земли, восхищение разнообразием жизни.

2.3.Экой обрезочек баской.

В ходе своего исследования я выяснила, что в лоскутных работах одна из главных составляющих — цветовое решение. Пестрое при первом приближении, оно оказываются очень гармоничным при более внимательном изучении. Самое трудное в русском лоскутном шитье заключается в умении согласовывать лоскутики между собой, подбирать наиболее красивые и гармоничные их сочетания, чувствовать цвет и характер ткани. Русские мастерицы использовали несложный, но очень верный способ — прикладывали лоскуты друг к другу — и внимательно смотрели, какое сочетание им «глянется», откладывали, а через некоторое время снова смотрели, и, если сочетании цветов им продолжало нравиться, приступали к сборке. [11] Сочетанию цветов они учились у природы

«Краски берем у неба, у травы, у воды…» говорила народная мастерица Н.А. Крехалева .[3] В северном лоскутном шитье преобладают сдержанные цвета, это во многом объясняется особенностями «скромной» природы здешних мест, не отличающейся ярким изобилием разнообразных растений и диковинных животных, как например, в средней полосе России. Поэтому работы архангельских мастериц выделяются среди других. Но в тоже время в цветовых решениях прослеживается тот же культ поклонения солнцу, присутствуют красные цвета и его оттенки. Эти тёплые цвета согревали людей в студёные зимы, напоминая им о летнем солнце. Так коврики «кругляши», олицетворявшие небесное светило выполнялись обычно с использованием теплых цветов и с постепенными переходами в красный. Красный цвет – это цвет солнца, огня, наиболее подходящий к цвету жизни, её беспрерывному движению, развитию и воспроизведению, недаром он является одним из важнейших оберегов в ряду других цветов. (См. Приложение 2, 3, 4) Нередко в лоскутных изделиях встречался белый цвет – белый свет. Если человек

говорил орнаментальным языком о возвышенном, то он использовал белый цвет, обозначающий Благодать, ясность, чистоту. Присутствовали в северном лоскутном шитье и другие цвета. Синий и его оттенки олицетворяли воду, дождь, что связано с изобилием болот и озёр на севере Руси. Зеленый цвет – символ лесов, бескрайних просторов тайги. Коричневый – олицетворение труда крестьян, дань земле, дающей урожай. Также в северных орнаментах можно было наблюдать оттенки золота – желтый цвет, цвет солнечных лучей, движения. В лоскутной композиции неизменно присутствовали светлые и темные тона так, как и в жизни (свет и тень, ночь и день, тепло и холод, радость и грусть, жизнь и смерть). [10] (См. Приложение 4)

Все вышесказанное позволяет сделать выводы о том, что цвета лоскутных изделий Русского Севера, также как и орнаменты, тесно связаны с тем, что видели вокруг себя наши предки (какую природу) и как воспринимали это (с их мировоззрением и обычаями).

2.4. Мохнатый ляпочок всяку нечисть отпугнет…

В Архангельской области, как и на Руси в старину лоскутные вещи активно использовались как обереги. Сама технология собирания лоскутной структуры — из мелких первоэлементов: уголков, полосок, квадратов — символизирует собой акт творения, создания картины мира. Бросовый материал «не умирал», а обретал новую жизнь, получал второе рождение. Обрамлялась композиция красными краями, что также служило оберегом. Не случайно лоскутные изделия – эти «магически пелены» — украшали (охраняли) важнейшие сакральные зоны в доме – кровать, у кровати, у порога. Применялись лоскутные изделия и в храмовой, церковной культуре – лоскутные молельные коврики, покрова. [3] Традиции изготовления лоскутного одеяла на Севере связаны со свадебными обрядами и рождением детей, ну и, конечно, с практическим применением. Одеяло – незаменимое средство защиты от холода в характерные для Русского Севера суровые зимы. Мать шила новорождённому одеяло изсобственной одежды, укрывала им ребенка «от сглаза», защищая его от злых

сил. В приданом невесты всегда присутствовало одеяло, которое она шила сама, как залог счастливого брака. На свадьбу одеяло обязательно шилось из кусочков одежды жениха, невесты, их родных и близких с пожеланиями добра молодой семье. Такая вещь становилась оберегом и передавалась по наследству, как семейная реликвия. Покрывалом из лоскутков застилали постель – святое место, где начиналась и заканчивалась жизнь, где молодожены проводили первую брачную ночь (для плодовитости в узоре обязательно должны были присутствовать красные кресты).[5](См.приложение 4, фото2,3)

Нам, живущим в период самого страшного кризиса, нравственного, когда происходит все большая разобщенность детей и родителей, мужчин и женщин необходимо было бы обратиться к этим народным истокам, к тому, что знали и умели наши предки. Возрождение и сохранение таких традиций и обычаев будет, на мой взгляд, способствовать укреплению родственных контактов, связи поколений и утверждению духовных ценностей.

В старину почти в каждом крестьянском доме были лоскутные коврики, которые несли так же обережную функцию. Традиция эта пошла еще с языческих времен. Как уже говорилось выше, на Каргополье широко использовалась техника «ляпачиха», все части которой имели значение и символику. Основа — земля, а ляпаки — это растительность. Всё вместе — плодородие. Поэтому на Каргополье было принято, что «ляпачиха» являлась частью приданного любой невесты.[3] Ляпачок (мохнатый лоскутный коврик) клали под ноги: постоишь на нём несколько секунд и входишь в избу уже совершенно «чистым». Было в старину еще одно поверье: увидел человек плохой сон, встал на коврик — и отдал ему всю негативную информацию. Значит, ничего плохого не случится. А оконное междурамье прокладывали цветными кусочками – «чтоб всякая нечисть не пробралась». Лоскутные дорожки или половички так же были неотъемлемой частью крестьянской избы. Половики, как и лоскутные одеяла, входили в девичье приданое. Деревенская невеста обязательно заполняла новое для неё пространство «мужнина» дома

половичками, приготовленными своими руками. Особенностью покрывания пола тканью у русских соотносилось с идеей дороги, что закрепилось в названии «дорожки». Половички соединяются в «дорожки» длиною в жизнь.

Но как говорилось выше, не только сами лоскутные изделия считались оберегами, люди верили в мистическую силу символов – орнаментов и цветов. Так считалось, что солнечные знаки охраняют от дурного глаза, поэтому коврики «кругляши» никогда не стелили на пол, т.к. они завлекали в дом солнечный свет и тепло. Красный цвет также считался защитным, поэтому он и преобладает во многих видах народного творчества. (См. приложение 4, фото 9)

Таким образом, можно сказать, что лоскутные изделия использовались северянами не только в бытовых или в декоративных целях, но несли и обереговую функцию, защищали дом от злых духов, привлекали счастье. С ними были связаны многие традиции и обряды.

В ходе моей работы нашла подтверждение выдвинутая мной гипотеза о связи орнаментов лоскутных изделий, их цветовой гаммы с природой Русского Севера и мировоззрением народа. В данной работе были рассмотрены и изучены традиционные приемы лоскутного шитья, я узнала, что лоскутная мозаика традиционных изделий представлена различными орнаментами и цветовым решением. Как правило, в них присутствуют детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т. е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя народного костюма.

В своей работе я постаралась показать, что лоскутное шитьё, на мой взгляд, является неким зеркалом в прошлое, отражающим и показывающим нам какими были предки. Законы построения узоров и использование цветовой палитры, прошли через вековые испытания, и дошли до нас как богатейшее наследие многих поколений. Очень важно сохранить эти традиции народного искусства. Наша обязанность – постичь основы, дополнить и сохранить для будущего. Уходят в прошлое знания о значениях орнаментов и цветов,

забывается опыт наших бабушек-мастериц, который формировался веками и передавался из поколения в поколение. Но ведь это тоже часть нашей истории, достояние нашего северного края, о котором надо заботиться. Сейчас в глухих архангельских деревушках ещё живут блюстительницы традиций северного лоскутного шитья, но с каждым годом их, к сожалению, становится всё меньше и некому перенять их опыт, заработанный кропотливым, усердным трудом, молодёжь не интересуется этим. Каждому было бы полезно узнать об истории северного народа, наших предков. Специфика нашего города обязывает нас к этому. В Мирном много приезжих людей, военных, которые по долгу службы постоянно переезжают, да и выпускники школ здесь надолго не задерживаются. Но должно же что-то остаться в наших воспоминаниях, что мы могли бы рассказать своим детям. Да и вообще, незнание культуры Севера с нашей стороны – это просто неуважение к своей «малой родине». Мы должны ясно представлять себе прошлое – историю становления народного искусства. Как нет ясной границы между прошлым и будущим, так и нет четкого разграничения между современностью и историей. Все новое возникает на основе определенным образом осмысленного опыта, знания истории и традиций своего народа. Поэтому результаты анкетирования меня огорчили. Оно показало, что 49 (98%) человек умеют шить и знают, что такое лоскутное шитье. Но при этом только 5 (10%) человек смогли ответить на вопрос о символике северных орнаментов. Среди 50 опрошенных мною ровесников 45 (90 %) считают, что одеяла шили для укрывания, и только 1 (2 %) знал, что они использовались в различных обрядах. При этом о том, что лоскутные изделия были оберегами, вообще никто не знал. Но мои вопросы заинтересовали многих, и они попросили меня рассказать им о лоскутном шитье. Благодаря своей работе я поняла, что лучшим способом изучения народного лоскутного шитья является осмысленное воспроизведение традиционных образцов и лучших произведений современных мастеров, работающих в духе традиций северного народного шитья. Этим я и планирую когда-нибудь заняться.

4. Библиографический список

1. Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков). Васильева. Т./ Юный художник. №2.,1900.

2. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. Москва. «Школьная пресса». 2004.

Читайте также:  Визитки все для шитья
Оцените статью