- LiveInternetLiveInternet
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- техники лоскутного шитья-полоски
- Лоскутное шитье
- Из истории Лоскутного шитья
- Инструменты и материалы для лоскутного шитья
- Ткани
- Инструменты
- Выбор цвета
- Техники лоскутного шитья
- Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)
- Шитье из квадратов
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
техники лоскутного шитья-полоски
Волшебные полоски — Лоскутное шитьё — часть 3
Часть 3
Техника лоскутной мозаики
На первый взгляд, шитье по предложенным геометрическим схемам кажется очень сложным, особенно работа над такими вариантами, как «Алмаз», «Роза» или «Колодец». Но как это ни парадоксально, шить именно по отработанным за два века схемам намного проще, нежели из лоскута творить свободную композицию, особенно для начинающей мастерицы. Это один из видов лоскутной техники, наиболее простой и быстрый в лоскутном шитье. Он и появился благодаря швейной машинке. Считается, что чем мельче полоска, тем интереснее получается работа. Из полосок можно выстроить радужный ряд, располагая их в цветовой растяжке, сложить как паркет или сделать из них основу для квадрата. Но для начала полоски нужно изготовить.
Раскрой полосок
Полоски одинаковой ширины кроят по шаблону, обязательно по долевой нити и никогда по косой (не путайте с раскроем ткани на полоски для окантовки — там кроят по косой). Иногда, когда не хватает ткани, кроят по поперечной нити.
Сшивание полосок
Шаблон накладывают на изнаночную сторону ткани параллельно кромке. Размечая ткань на полоски, не забывайте о припусках на швы. Если не хватает ткани, то полоски сшивают. Для этого одну полосу прикладывают под прямым углом к другой (лицевая к лицевой) и сострачивают по косой под углом 45 градусов.
Сострачивать полоски для художественного изделия удобно на основе.
Стачивание полосок на основе. На основу кладут полоску лицевой стороной вверх. Вторую полоску кладут на первую лицевой вниз и пристрачивают к основе. Шов отутюживают «на ребро».
Шитье полосок
Нарезанные и разложенные по цвету полоски начинайте пришивать с правой стороны основы. На первую полоску положите вторую, лицевая к лицевой, и приколите их булавками к основе. Прострочите вместе с основой. Выньте булавки и отутюжьте шов на одну сторону — «на ребро», а затем отверните и проутюжьте обе полоски с лицевой стороны. Третью полоску наложите на вторую и также пристрочите вместе с основой.
Аналогично заполните весь нужный формат. Потом прогладьте полотно через влажную тряпку и срежьте лишнюю ткань.
Полоски для утилитарных целей (карманов, каймы) сострачивайте без основы, сначала — в цельное полотно и лишь потом разрежьте поперек на нужный формат. Можно из нарезанных из сшитого полотна полос составить квадратный блок.
Полотно, состроченное из полос, нарезают на квадраты. Квадраты из полосок формируют в блоки
Диагонально расположенные полоски очень красивы и могут украсить любое изделие. Их сшивают на основе, начиная шить от центра изделия. На основу по диагонали и строго по центру уложите первую полоску. К ней с обеих сторон пристрачивайте (так же, как и прямые полоски на основе), сохраняя цветовой порядок, другие полоски, пока не заполнится формат. Из четырех состроченных форматов можно составить квадратный блок с диагональным расположением полос.
На основу строго по центру прикалывают первую полоску. Вторую полоску кладут на первую лицевая к лицевой и пристрачивают к первой и основе.
Шов разглаживают, углы обрезают. Пристрачивая полоски в обе стороны, заполняют весь объем.
Постепенно, в течение двух веков, выработались три основные схемы шитья из полосок: «Елочка», или «Паркет», «Пашня» и «Колодец».
«Ёлочка» («Паркет»)
Для данной лоскутной техники необходимы лоскутные заготовки из квадрата и полосок. К квадрату пришивают полоску первого яруса. Ее длину не отмеряют, так как после притачивания излишки ткани отрезают. Сразу следует отутюжить шов и разложить его на две стороны. Вторую полоску пришивают к другой стороне квадрата и захватывают и первую полоску. Второй шов будет идти перпендикулярно первому шву. Шов опять утюжат и раскладывают на две стороны. Так получается первый ярус «Елочки».
Далее аналогично пришивают к первой полоске третью, а ко второй — четвертую, и таким образом, добавляя еще полосы (или не добавляя), получают нужный элемент.
Чтобы узор получился красивым, надо придерживаться следующих правил:
• Квадрат должен быть активным по цвету или рисунку, то есть нести на себе акцент всей композиции.
• Ширина полос каждого яруса должна быть одинаковой.
• Каждый последующий ярус по ширине может быть либо таким же, как первый ярус, либо отличаться от него в зависимости от задачи автора.
• Желательно, чтобы ширина шва у всех полосок была одинаковой (предпочтительная ширина — 0,5 — 0,7 см).
• Нельзя нарушать последовательность притачивания полос друг к другу.
«Пашня»
Эта композиция — своеобразная имитация борозд на вспаханном поле. Для «Пашни», чтобы сохранить и подчеркнуть динамику полос, следует выбирать ткани, близкие по цветовой гамме и с мелким набивным рисунком. Подобный орнамент интересно сшить из атласных лент, чередуя лицевую и изнаночную стороны.
Сначала готовят бумажный шаблон квадрата-основы. Квадрат разбивают на три участка, границы которых сходятся под прямым углом. Каждый участок разбивают на ряд параллельных полос. На каждый участок и на полосы делают шаблоны из картона. Полосы сшивают лицевая к лицевой в последовательности, показанной на рисунке, шов утюжат. Величина припуска — 0,5 — 0,7 см. Излишки ткани срезают.
Каждый участок собирают отдельно и потом только сшивают в общий квадрат. Сначала участки 1 и 2 (по часовой стрелке), а потом к ним пришивается участок 3.
Схема раскроя и сшивания полос в «пашне».
«Колодец» («Американский квадрат», «Сруб», «Прямой желоб»)
Данная лоскутная техника была очень популярна в Америке и Европе, и ей уже не меньше двухсот лет
В её основе лежит геометрическая фигура квадрата, которая составляется из полос.
Полоски ткани именуются «бревнами».
Существуют два варианта соединения «бревен» в квадрат.
В обоих вариантах центральной фигурой будет лоскут в виде квадрата, а вот схема сборки полосок — «брёвен» разная.
Первый вариант сборки «Колодца»
Начальным элементом композиции, на котором делается цве¬товой акцент, является квадрат. Первые две полоски пришивают к квадрату так же, как и в композиции «Елочка», соблюдая те же правила шитья. Каждую новую полоску («бревно») притачивают так, чтобы захватить предыдущий элемент. Двигаться нужно по часовой стрелке, постепенно наращивая первоначальный квадрат ярусами «брёвен».
Сначала к центральному квадрату пришивают полоску. Схема сшивания ‘Колодца».
Естественно, что цветовое решение работы может быть различным, но особенно красиво в данной схеме смотрится цветовая растяжка: от темного квадрата к светлым полосам, что дает эффект колодца, либо от светлого квадрата к темным «брёвнам» — создается эффект космической глубины. И в том, и в другом варианте яруса «бревен» пришивают, соблюдая возможную цветовую растяжку, что дает возможность достигнуть объемного восприятия композиции.
Яруса «брёвен» могут быть одинаковыми по размеру, или композиция может заканчиваться ярусом из более широких полос. В принципе такую композицию можно расширять до бесконечности и сделать ее, например, во всю стену. Главное, чтобы в конце она имела цветовое логическое завершение — темный, светлый или цветной ярус (исходя их придуманного вами квадрата), собирающий всю композицию.
Иногда данный вариант выполняют с диагональной цветовой разбивкой. Центральным элементом остается квадрат, а остальную композицию выстраивают по диагонали — вся схема условно делится диагональю на две части. Так, «брёвна», расположенные по одну сторону диагонали, изготавливают из ткани насыщенного тона (желательно тоже в растяжке), а «брёвна» по другую сторону диагонали — из более светлой ткани.
Чтобы облегчить себе работу и не запутаться в цветах и «брёв¬нах», желательно сделать четкий цветовой эскиз. В остальном принцип сшивания «брёвен» остается таким же, как и при основной схеме.
Второй вариант сборки схемы «Колодец»
В этом варианте в центре также доминирует квадрат, но по-следовательность сборки «брёвен» относительно основного элемента — другая. К двум противоположным сторонам квадрата пристрачивают по одинаковой полоске («бревну»). Затем к двум другим противоположным сторонам квадрата пристрачивают «брёвна», которые по длине перекрывают первые «брёвна». Так завершается первый ярус композиции. В дальнейшем, соблюдая первоначальную последовательность притачивания, наращивают композицию от яруса к ярусу до нужного размера (любого).
Одинаковые полоски пристрачивают с противоположных сторон центрального квадрата параллельно друг другу
Смещение центра и применение полос разной ширины дает оптический эффект глубины
Данная композиция тяготеет к другим цветовым решениям — по парной разбивке цвета на параллельных «бревнах». Иногда делают и диагональную разбивку цветового решения, но в этом случае весь квадрат делят на четыре части двумя диагоналями и цветные «бревна» располагают попарно, относительно сторон центрального квадрата. Варианты бесконечны.
Квадрат может располагаться и совсем не в центре, а сбоку. Но принцип сборки остается тем же.
Лоскутное шитье
Patchwork — лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.
Из истории Лоскутного шитья
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.
Инструменты и материалы для лоскутного шитья
Ткани
Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья — практически безотходное производство, в работе найдется место для любого лоскутка , для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.
По составу:
Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток — усадка при стирке.
Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.
Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.
Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.
По рисунку:
Гладкокрашенные — ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают , а яркие придают изделию контрастность.
Пестротканные ткани — вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые в лоскутном шитье. Они делятся на несколько групп:
- Цветочный рисунок наиболее популярен.
- Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
- Тематический рисунок, например, детский — игрушки, зверюшки и др.
- Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.
Отделочные материалы.
В качестве дополнительной оделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, поедки, пуговицы и др.
Инструменты
- Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
- Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.
3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник.
4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем.
5. Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань.
6. Рапарыватель.
7. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.
Выбор цвета
Правильный выбор цвета — основа лоскутного шитья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, подумайте, в какой цветовой гамме вам бы хотелось видеть свое будущее творение. Если вы хотите вписать изделие в конкретный интерьер, подбирайте ткани соответствующих цветов.
Ну а если вам повезло и вы обустраиваете новый дом, сделайте роскошную вещь, такую, какую просит ваша душа и сердце, и подбирайте детали интерьера (обои, шторы, мебель и пр.) под нее. Цветовая гамма изделия зависит и от его назначения. Если вы задумали одеяльце для малыша, то используйте ткани нежных, «ласковых» цветов: розовый, голубой, сиреневый, с нежным рисунком. Если для ребенка постарше, который уже активно изучает мир, то берите яркие, сочные, с активным рисунком ткани.
Чтобы вам было легче подбирать цвета и чтобы у вас было меньше ошибок, воспользуйтесь следующим способом. Приколите к стене или любой другой вертикальной поверхности отрез белой фланели.
Белой — потому, что это нейтральный цвет, который не будет мешать другим цветам, фланели — потому; что к этой ткани лоскуты будут «прилипать» без булавок Отрез лучше взять не маленький, минимум 150 х 200 см. Далее продумайте дизайн изделия и подберите ткани нужных цветов. Отрежьте от каждой ткани по кусочку и приложите к фланели. В том случае, если вы задумали геометрический рисунок, не поленитесь, выкроите лоскуты четко по рисунку и выложите хотя бы один блок. Отойдите на несколько шагов, слегка прищурьте глаза. Вы сразу увидите лишний цвет — он будет «кричать», выбиваться из общей цветовой гаммы. Посмотрите также, не слились ли ваши детали в одно цветовое пятно. Сохраните этот отрез фланели, пусть он всегда будет использоваться именно для этой цели. Недостаточно внимательное отношение к цвету приводит к тому, что детали изделия зрительно смешиваются друг с другом или, наоборот, один цвет перебивает другой. Работа в этом случае выглядит негармонично, некрасиво. Так что не спешите сшивать. Поверьте, хотя порой времени на подбор тканей требуется гораздо больше, чем непосредственно на само шитье, но они оправданны.
Техники лоскутного шитья
Шитье из полос («колодец», «ананас», «лестница правосудия», «шеврон»)
Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.
Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям. Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
Эта техника — не нова. Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг. Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.
«Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.
- Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
- Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
- Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
- Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер
Шитье из квадратов
Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.
Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.
Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно.
Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику). Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании.
Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.
- Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
- Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
- Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.