- Макраме
- Мы верёвочку возьмём, макраме плести начнём.
- Макраме — Мастер-класс для педагогов «Плетение фенечки» в рамках педагогического совета «Творческие возможности воспитателя»
- Макраме — «Фенечка и Клёпочка в гостях у ребят». Праздник, посвященный 8 Марта
- Творческие кружки для детей. Макраме — занимательные узелки
- Поделиться
- Похожие статьи
- С самого начала
- Почему стоит учить ребенка макраме?
- Вот главные плюсы макраме для детей:
- Кому подойдет макраме?
- Что понадобится для занятий?
- Простые схемы макраме для детей
- Макраме для ребенка 7 лет
- Методическая разработка «Методы и приемы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста технике макраме»
Макраме
Вполне возможно, что искусство макраме имеет «морское» происхождение, возникнув и распространившись благодаря парусному и рыболовецкому флоту. Ведь где ещё требуется завязывать столько узлов: наращивание канатов, плетение сетей… Как бы то ни было, техника узелкового плетения остаётся привлекательной и в те времена, когда парусный флот ушёл в историю.
Посмотрите, каких успехов добились Ваши коллеги в этом старинном искусстве; как смогли привлечь детей к данному творчеству. Украшения-фенечки и прочие оригинальные поделки в технике макраме широко представлены в материалах этого тематического раздела. Для многих людей занятие таким рукоделием стало постоянным хобби, одним из эффективных способов избавления от стрессов.
Мы верёвочку возьмём, макраме плести начнём.
Содержится в разделах:
Показаны публикации 1-10 из 37 .
Все разделы | Макраме
Макраме для детей младшего и среднего школьного возраста Макраме — техника узелкового плетения, которая пришла к нам с Древнего Востока. Когда-то ее использовали моряки, чтобы плести узлы и связывать морские канаты. В России пик популярности макраме пришелся на 70-90-е годы XX века: в каждом женском издании тех времен можно было найти.
Рабочая программа кружка «Макраме — узелковое искусство Востока» Возрастная группа: старшая Самара, 2019г ГБОУ СОШ » ОЦ «Южный город» детский сад » Лукоморье» г.о. Самара РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Макраме – узелковое искусство Востока» Возрастная группа: старшая Составитель программы: Хачатрян Лиана Артуровна г.о. Самара 2019 Содержание: I.Пояснительная.
Макраме — Мастер-класс для педагогов «Плетение фенечки» в рамках педагогического совета «Творческие возможности воспитателя»
Публикация «Мастер-класс для педагогов «Плетение фенечки» в рамках. » На педагогическом совете, молодые педагоги нашего детского сада рассказывали о своих творческих возможностях. Готовясь к данному мероприятию, я опиралась на тот опыт, которым я хочу поделиться с коллегами, которым они смогут воспользоваться в своей работе с детьми. Мой выбор пал.
Конспект занятия «Плетение браслета в технике макраме» Тема «Плетение браслета». Педагог: Тоскоракова Виктория Юрьевна Цель занятия: применение дополнительных материалов при плетении браслета (в данном случае кольцо. Задачи: — Научиться применять кольцо при плетении браслета; — Продолжить осваивать технику плетения макраме; -.
Мастер-класс для родителей «Подкова счастья на удачу» с применением техники «макраме» Добрый день, гости дорогие, Мы всех зовем В наш уютный дом. Проходите, не стесняйтесь, Поудобнее располагайтесь. А собрались мы для забавушки Чтоб узнать, как жили наши бабушки, Как делали обереги яркие, Да самим смастерить подарки. Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о.
Конспект занятия по макраме «Узелок завяжется, узелок развяжется» Тема: «УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ, УЗЕЛОК РАЗВЯЖЕТСЯ» Цель — Показать достижения обучающихся народного творческого объединения; — Усвоить и осмыслить правила конкурса; — Использовать знания и умения, полученные в течении первого семестра; — Усовершенствовать навыки работы в коллективе.
Макраме — «Фенечка и Клёпочка в гостях у ребят». Праздник, посвященный 8 Марта
Статья ««Фенечка и Клёпочка в гостях у ребят». Праздник, посвященный 8. » «Фенечка и Клёпочка в гостях у ребят» ( Мамин день 8 марта для детей средней группы) Вед: Сегодня, в этот праздничный день мы от души поздравляем всех наших гостей: с самым первым весенним праздником 8 марта и желаем вам всего самого доброго в жизни. А теперь принимайте.
Мастер-класс по изготовлению рабочей подушки для плетения макраме Мастер-класс по изготовлению рабочей подушки для плетения макраме. Цель : Поделиться опытом изготовления рабочей подушки для плетения макраме. Задачи: Образовательные: • совершенствовать навыки плетения детей в группе • упражнять различные приемы плетения • закрепление знаний.
Методическая разработка к мастер-классу по макраме «Радужный шнурок» Муниципальное Бюджетное учреждение образования Центр дополнительного образования «Реальная школа» Методическая разработка по изготовлению плетеного изделия «Радужный шнур» Автор: Пешкова Елена Викторовна педагог дополнительного образования г. Воронеж 2016 г. Описание.
Конспект занятия по макраме в подготовительной группе «Черепашка» Конспект занятия по макраме в подготовительной группе « Черепашка» Цель: увлечь и заинтересовать детей изготовлением игрушки « Черепашки » выполненной в технике «Макраме». Задачи . Образовательные: • Повторить, обобщить и закрепить знания, полученные на прошедших занятиях. •.
Творческие кружки для детей. Макраме — занимательные узелки
Макраме — популярное хобби, о котором мы еще не рассказывали. В этой статье мы познакомимся с ним поближе: поговорим об основных техниках и о том, чем макраме может быть полезно детям.
Поделиться
Похожие статьи
Макраме — популярное хобби, о котором мы еще не рассказывали. В этой статье мы познакомимся с ним поближе: поговорим об основных техниках и о том, чем макраме может быть полезно детям.
С самого начала
Макраме — техника узелкового плетения, которая пришла к нам с Древнего Востока. Когда-то ее использовали моряки, чтобы плести узлы и связывать морские канаты. В России пик популярности макраме пришелся на 70-90-е годы XX века: в каждом женском издании тех времен можно было найти плетеные кашпо для цветов, декоративные панно, сумки, украшения и даже одежду. Тогда же появились творческие кружки макраме для детей, где они обучались плетению. Но сегодня интерес немного угас: гаджеты вытеснили рукоделие.
Почему стоит учить ребенка макраме?
Макраме — полезное занятие для детей и школьного, и дошкольного возраста: оно отлично развивает мелкую моторику (причем обеих рук), внимание, концентрацию и творческие навыки. Плетение сложных композиций поможет подготовить ребенка к школе, где он будет изучать геометрию и рисование.
Вот главные плюсы макраме для детей:
- В макраме легко двигаться от простого к сложному: есть множество техник и схем, которые подходят для разного возраста.
- Изделия из макраме получаются прочными и долговечными: ребенок не повредит их случайно, и вы сможете долго хранить поделки на видном месте.
- Можно сделать самые разные вещи, в том числе полезные: сумки, браслеты, кашпо, одежду. Ребенок сможет носить их сам или сделать вам в подарок — мотивирует даже самых неусидчивых.
- В макраме ошибку допустить сложнее, а исправить легко. Например, достаточно просто переделать узелок или даже целый ряд – в отличие от рисования красками, где одна случайная клякса может загубить весь труд. Это стимулирует ребенка активнее проявлять фантазию в творческом процессе.
- Для макраме нужен самый простой и доступный инвентарь — нити и каркас (начинать можно и без него), а заниматься можно где угодно: дома, на природе, на переменах в школе, в гостях.
Кому подойдет макраме?
Обычно макраме интересно девочкам младшего и среднего школьного возраста, начиная с 6 лет. В эти годы как раз просыпается интерес к рукоделию и украшениям. Но и мальчики с творческой жилкой могут по-настоящему увлечься процессом: их привлекают прочность материала, простые и понятные схемы, практическая польза от результата.
Что понадобится для занятий?
- Специальные нити: шпагат, сизаль, мулине, шнуры из кожи и ткани. Они должны быть очень прочными и хорошо гнуться.
- Подушка в качестве подставки.
- Булавки, чтобы закреплять нити.
- Ножницы.
Простые схемы макраме для детей
Вот пара простых техник, которые подойдут для начинающих.
Макраме для ребенка 7 лет
Существует огромное количество разновидностей народного искусства. Все они обладают двумя особенностями. В отличие от многих других видов искусства, в народном творчестве конечный результат труда всегда имеет практическое приложение. Кроме того, используемые материалы дешевы и легко доступны. Материалами для народного творчества служат древесина, кора и прутья, глина и, конечно же, нить.
На основе нити придумано огромное количество рукодельных занятий, позволяющих создавать настоящие шедевры народного искусства. Вязание и вышивка, плетение кружева и, конечно, макраме. Макраме – это узелковое плетение, создание разнообразных композиций из ниток при помощи узлов.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда на ближнем Востоке существовала и широко использовалась узелковая грамота. С течением времени, когда узелковая грамота сменилась письменностью и потеряла свою актуальность, простые и сложные узелки играли роль амулетов.
Считалось, что такой плетеный амулет оберегает своего обладателя от злых сил. В последствии такие амулеты стали постепенно входить в состав женских украшений и служили декоративными элементами в одежде. В России с узелковым плетением было связано множество профессий, большинство из которых являются ныне устаревшими.
В современном мире макраме выполняет скорее декоративную, нежели практическую функцию, и стало чрезвычайно популярным видом рукоделия. С его помощью можно изготовить одежду и предметы интерьера, а также разнообразные украшения. Популярность этого вида рукоделия во многом объясняется его дешевизной и доступностью при высокой декоративности готовых изделий. Стоимость исходного материала невелика, и для работы не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящего оборудования.
Для детского досуга и организации развивающих занятий макраме подходит идеально. Как правило, это занятие наиболее интересно для девочек, причем осваивать основы узелкового плетения можно уже с шести лет. Работа детей с нитью развивает пространственное воображение, особенно при создании объемных фигур и композиций. Завязывание множества узелков в процессе плетения тренирует пальцы рук и способствует развитию мелкой моторики. Важно, что при узелковом плетении задействованы одновременно две руки, поэтому их развитие происходит синхронно и равномерно.
Тренировка памяти неизбежна при запоминании, в какой последовательности какие узлы завязывать, а также при обучении разным способам плетения. В процессе создания узелковых композиций вырабатывается усидчивость и целеустремленность, развивается фантазия, реализуются творческие способности, приобретаются новые навыки. Все это помогает наиболее эффективно подготовить ребенка к школе и впоследствии облегчает адаптацию, поднимает успеваемость.
Как и другие виды народного искусства, макраме – процесс творческий. При этом все многообразие плетеных изделий основано всего на нескольких основных узлах и приемах плетения. Поэтому прежде, чем дать волю фантазии и проявить свои творческие способности, ребенку под руководством педагога необходимо овладеть основами.
Для ознакомления детей с узелковым плетением потребуются следующие инструменты и материалы: подушечка, английские булавки, веревка. Подушечка для макраме обязательно должна быть твердой. Ее можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно. Для этого небольшая деревянная доска обшивается толстым поролонам и плотной тканью. Подушечки для макраме бывают различных размеров, но для занятий с детьми подушечка длиной 40 и шириной 30 см вполне достаточна.
Английские булавки для занятия макраме с детьми должны быть довольно длинными (от 3 см), их головки должны быть крупными, разноцветными, выполненными из пластмассы. Веревка для занятий с детьми должна быть довольно толстой, сделанной из натуральных материалов, но ни в коем случае не шерстяная. На толстой веревке проще показывать узлы, а если ребенок ошибется, то развязать узел и исправить ошибку легче, по сравнению с тонкой нитью.
Для занятий с детьми подойдет хлопчатобумажная бельевая веревка, а также шпагат из натуральных волокон. Кроме того, для работы понадобятся ножницы, чтобы отрезать куски веревки необходимой длины и подрезать кончики у готового изделия, а также клей для фиксации краевых узелков по окончанию работы и мест, где веревку приходилось наращивать.
Прежде, чем приступать непосредственно к плетению, с детьми нужно поговорить о технике безопасности при работе с английскими булавками и ножницами. Чтобы булавки не терялись, в начале и в конце работы их необходимо пересчитать, причем полученное количество должно совпасть. Если по окончанию работы булавок оказалось меньше, чем вначале, необходимо найти потерянные, чтобы на них никто не наткнулся и не поранился, а также проверить, все ли булавки вытащены из поделки. Необходимо обучить детей во время работы с булавками не складывать их на стол или другую поверхность, а втыкать в подушечку, прикрепляя изделие головкой к себе.
После того, как дети научились работать с оборудованием, можно обучать их основам узелкового плетения. Начинать обучение нужно со способов крепления нити и наиболее простых универсальных узлов: плоский и квадратный, переходя постепенно к репсовым узлам: диагональному и горизонтальному. Освоив первые два наиболее простых узла, ребенок сможет сплести брелок, амулет, простое украшение, небольшую салфетку и так далее.
Научившись плести витые цепочки, плоские узла в шахматном порядке, а также репсовые узлы, ребенок может сплести любое изделие по готовой схеме и придумать поделку самостоятельно. Как правило, на занятиях макраме дети осваивают основные техники на примерах таких поделок, как сова, салфетка, украшение на стену, подставка под горячее, а также кашпо на кольцах или без колец.
Методическая разработка «Методы и приемы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста технике макраме»
Муниципальное образовательное учреждение
«Дом детского творчества»
Ясногорского района Тульской области
Методы и приемы
дошкольного и младшего школьного возраста
( из опыта работы Байковой Татьяны Владимировны
педагога дополнительного образования
высшей квалификационной категории)
Методический материал посвящен проблеме обучения детей 5-7 летнего возраста технике узелкового плетения (или макраме), одного из самых интересных для детей дошкольного и младшего школьного возраста вида продуктивной деятельности.
Предоставленные вашему вниманию материалы имеют инновационный характер, основаны на личном опыте автора и предназначены для заинтересованной категории людей, которые влюблены в творчество, не дают покоя своим умелым рукам и хотят донести все секреты узелков до маленьких мастеров и мастериц.
ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………4
Приемы обучения основным элементам макраме…………. 5
Тема: Нахождение середины нити………………………..6
Список использованных источников ………………………..16
Макраме – это очень древнее искусство. Существует огромное количество разных узлов: петельный, квадратный, репсовый, фриволите, «Узел счастья», «Дерево жизни», «Лотос». Вот такие необычные названия. Все эти узлы сложны не только своими названиями, но и технологией изготовления, что для детей дошкольного возраста представляет особую трудность при их освоении.
Передо мной стояла задача придумать способы, приемы и упражнения, которые помогали бы детям осваивать искусство узелкового плетения, таящее в себе массу возможностей по реализации творческих идей, даже тех, которые на первый взгляд кажутся просто невыполнимыми.
В данной методической разработке вашему вниманию предоставлены приемы и методы, которые разработаны мною и применяются на протяжении длительного времени. Учебный материал излагается в занимательной игровой форме, что позволяет поддерживать длительный интерес и помогает детям постепенно осваивать премудрости узелкового плетения.
Дети, шаг за шагом, учатся обдумывать, планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на демонстрируемые примеры творческих работ.
При этом прямое копирование, заимствование идей и способов их воплощения не происходит. Каждый ребенок творит самостоятельно и оригинально, познавая окружающую действительность и создавая собственные образы, основываясь на своих знаниях и представлениях.
В процессе освоения технологических приемов и изготовления работы в технике макраме вырабатываются умения управлять инструментами и материалам (ножницами, английскими булавками, нитями), развиваются разнообразные действия рук, происходит координация действий рук и глаз, осуществляется зрительный контроль.
Действия руки с нитями и английскими булавками помогают развитию мелкой мускулатуры пальцев рук ребенка. По мере того, как ребенок овладевает техникой узелкового плетения, рука становится более умелой, а движения – более легкими, свободными, уверенными.
Ребенок приобретает умение легко и быстро останавливать и возобновлять движение руки, свободно поворачивать руку в необходимом направлении, что также нужно и при письменной работе.
Ценность использования техники макраме на занятиях с дошкольниками заключается в том, что они открывают безграничные возможности детского воображения, а также позволяют выявить конструктивные особенности разнообразных материалов, учитывать влияние формы, цвета, размера на оригинальность и выразительность изделия.
У детей появляется желание делать своими руками полезные вещи, игрушки и изделия, обладающие художественными достоинствами. Дети дарят сувениры своим близким, играют дома в свои поделки, и даже спят в обнимку со своими любимыми зайчиками и гномиками, которых они сделали сами.
Процесс создания творческой работы глубоко волнует каждого ребенка, вызывает положительные эмоции. При этом процесс создания работы имеет обратимый характер, что позволяет сразу рассмотреть различные варианты работы и подобрать свой вариант в соответствии с предпочтениями автора.
Объяснение материала строится на основе знакомых и понятных детям сравнениях. С помощью веревочек можно рассказать и показать сказку, которую дети сразу же повторяют, а точнее проигрывают.
Вот так, не заучивая сложных названий, мы начинаем путешествие по стране узелков.
Занятия макраме вызывают интерес детей, вдохновляют и завораживают. При систематических занятиях формируются основные практические навыки и умения.
И далее начинается «собственное творчество». Задача педагога – создание условий для инициативы и самостоятельности каждого.
Цель данной методической разработки: познакомить педагогов с методическими приемами, применяемыми при обучении детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста технике изготовления различных элементов и узоров макраме.
ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит значительно успешнее в ходе игры, которая является основным видом деятельности детей. Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень эмоциональны и подвижны, их внимание непрозвольно и неустойчиво. Поэтому от педагога требуется не только отличное знание методики преподаваемого курса, но и учет психологических особенностей обучающихся.
Деятельность, организуемая в форме игры, предусматривает сохранение и укрепление физического здоровья, увеличение словарного запаса, развитие речи и сознания детей с учетом накопленного жизненного опыта, живых примеров из окружающей действительности.
Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Игра, одновременно, — это развивающая деятельность, принцип, метод и форма обучения, зона социализации и сотрудничества.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным, интересным, оказывает эмоциональное воздействие на детей.
Игра является формой проведения занятия по освоению дошкольниками и младшими школьниками техники изготовления различных элементов и узоров макраме . Использование на занятии игровых моментов не только способствует активизации познавательной и творческой деятельности, но и развивает мышление, память, воспитывает инициативность. Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он учится.
Усложняя игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности в обучении. Учебный материал дается по нарастающей: от легкого до более сложного. При этом дети накапливают запас определенных знаний, умений и навыков.
Изложение материала в занимательной игровой форме позволяет поддерживать интерес, и способствует лучшему усвоению последовательности выполнения тех или иных узлов или узоров макраме.
Ниже приведены приемы, упражнения, сказочные истории, которые разработаны мною и применяются при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ МАКРАМЕ
Узлы – это главный элемент в технике макраме. Количество узлов и узоров из них достаточно велико, и могут уйти годы на изучение всех элементов макраме. Изучать все узлы и узоры перед началом плетения не обязательно.
Зная всего два узла, можно сплести что-то оригинальное и красивое. Для ребенка очень важен быстрый результат. Это вызывает интерес, который подкрепляется затем формированием основных практических навыков. Впоследствии начинается собственное творчество, которое просто захватывает и вдохновляет ребенка.
Большинство поделок можно сплести из основных узлов. Далее, по мере практического освоения технологических приемов со временем происходит включение более сложных элементов.
Базовыми являются понятия «основа» и «рабочая нить».
Основой называется нить, на которой завязывается узел, то есть она является «мостиком» или основанием для узла.
Рабочая нить – это та нить, которой завязывается узел, то есть она является «тружеником», строящем этот «мостик». При плетении роли основы и рабочей нити могут меняться по ходу работы.
При объяснении и демонстрации технологии выполнения элементов макраме мною используются самые разнообразные приемы и упражнения, которые на протяжении длительного времен подтвердили свою значимость и логичность. Объяснение материала происходит с одновременной демонстрацией выполнения элементов педагогом.
Все упражнения были разработаны мною и успешно применяются при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Даже старшие дети с удовольствием выполняют такие упражнения, которые помогают им осваивать технологию плетения узелков и делают процесс обучения понятным, интересным и захватывающим.
При этом обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Доступность, последовательность и систематичность – на таких принципах строится обучение.
Изучение основных элементов макраме мы начинаем с отработки умения найти середину нити. Далее вводятся левые и правые петельные узлы, которые выполняются с помощью одной нити. Цепочки могут превратиться во что угодно. Все зависит от вашего желания и фантазии.
После изготовления двух односторонних цепочек из петельных узлов, которые тут же превращаются в ушки, образуются четыре конца нитей.
Далее я учу детей плести двумя нитями одновременно. Ведь пора сделать зайчику мордочку, для которой нужны все нити от ушек. Затем, выполнив лапки, английскими булавками обозначаем глазки и носик.
И наши зайчики оживают!
Фото. Зайчики. У каждого зайчика свой характер.
Дети очень любят занятия «Волшебные узелки», с удовольствием выполняют все упражнения и приемы, с помощью которых открывается путь в страну, где царствует Его Величество Узелок.
1.Тема: Нахождение середины нити
Умение найти середину нити является «стартом» в изучении технологии изготовления различных узлов и узоров в макраме. Правильное выполнение этого приема – одно из основных условий успешной работы в последующем.
При объяснении темы используются упражнения: «Зайкины ушки», «Паровозик», «Дядя Степа».
Рассмотрим последовательность выполнения этих упражнений более подробно.
Упражнение «Зайкины ушки».
Для того, что бы выполнить упражнение «Зайкины ушки» , детям предлагается взять два конца нити в одну руку, так чтобы концы нитей торчали из кулачка, как ушки, и представить, что в кулачках спрятались зайчики. У каждого ребенка получается свой маленький Зайчишка, который любит путешествовать на паровозике.
Упражнение «Зайкины ушки»
Паровозик – это вторая свободная рука ребенка. Рельсы – висящая внизу и сложенная вдвое нить.
Детям предлагается, держа одной рукой концы нити и, обхватив второй рукой сдвоенную нить, скользить по ней до петельки – остановки. По окончании движения каждый ребенок произносит слово: «Стоп».
Далее медленно, взявшись за петельку одной рукой и, удерживая два конца нити второй рукой, не выпуская ниточек из рук, переворачиваем нашу «железную дорогу». Вверху оказалась петелька, а внизу – два конца нити, которые можно выпустить из руки.
Упражнение « Дядя Степа ».
Это упражнение является продолжением упражнений «Зайкины ушки» и «Паровозик. По окончании этих двух упражнений в руках детей получился человечек: петелька — это голова, кулачок – это туловище, а висящие внизу две длинные нити – это ноги. Мы с детьми решили, что самые длинные ноги у Дяди Степы. При этом можно озвучить стихотворные строки и познакомить детей с этим известным героем.
На дворе сейчас прохладно и надо нашему герою надеть кепку (фуражку или шапку), вместо нее – английская булавка (далее иголка). Дети прикрепляют нить в верхней части петли к подушке (рис. 1).
Рис.1. – Упражнение «Дядя Степа»
2. Тема: Петельные узлы.
Петельные узлы бывают двух видов: левые и правые.
Последовательность выполнения этих узлов одна и та же, но один узел является зеркальным отражением другого.
Применяются ранее изученные упражнения по нахождению середины нити и водятся новые упражнения: «Р». «4».
С помощью нити можно «писать» цифры и буквы. Сначала это делается на столе, а затем и на подушке для макраме. Объяснение выполнения этих узлов строится на основе сказки, сочиненной детьми.
Правый петельный узел.
Для плетения узла используются упражнения: «Зайкины ушки», «Паровозик», «Дядя Степа». Затем мы рассказываем сказку о мышонке, который жил в домике, похожем на букву «Р». Таким образом, вводится новое упражнения: «Р» (рис. 2-4).
который жил в домике, похожем на букву «Р».
«Дети, посмотрите на свои подушки. Дядя Степа собрался идти встречать Зайку, даже кепку надел. Но он стал немного рассеянным и нашел только один левый ботинок».
Нужно закрепить иголкой левый конец нити (рис. 2), то есть обуть ботинок на левую ногу Дяди Степы. При этом нить, закрепляемую иголкой, надо хорошо натянуть к себе.
Рис.2. – Закрепление левого конца нити.
«У дяди Степы жил маленький Мышонок. Возьмите правый конец нити и представьте, что там спрятался мышонок». Для наглядности можно на конце нити завязать простой узелок. Некоторые дети могут это сделать сами.
« Дядя Степа построил для мышонка домик, но не простой. Домик похож на букву «Р».
Детям предлагается взять правый конец нити (далее просто нить) и уложить ее сверху левой нити в виде буквы «Р» (рис. 3).
Рис. 3. – Упражнение «Р».
«Мышонок вышел погулять. Вдруг он увидел кошку. Что делать? Надо быстрее бежать домой».
Детям предлагается взять нить с воображаемым мышонком в левую руку, а правую руку поставить в домик «Р».
«Чтобы попасть домой, мышонку надо пробежать под мостиком» Мостик – это левая нить (она же основа), которая закреплена иголкой.
Далее необходимо передать нитку из руки в руку и потянуть ее в правую сторону (рис. 4).
«Мышонок пробежал под мостиком и оказался дома» (рис. 4).
Вот и получился первый узелок!
Рис. 4. – Правый петельный узел.
Левый петельный узел (рис. 7) является зеркальным отражением предыдущего правого петельного узла (рис 4).
При плетении левого петельного узла используются упражнения: «Зайкины ушки», «Паровозик», «Дядя Степа». Затем мы рассказываем сказку о втором мышонке, который жил в домике, похожем на цифру «4».
Таким образом, вводится новое Упражнение: «4» (рис. 5-7).
Рис.5-7. – Выполнение левого петельного узла
с помощью упражнения «4»
3. Тема: Цепочка «Гусеница»
Цепочка «Гусеница» (рис. 8,9) представляет собой последовательность одинаковых петельных (правых или левых) узлов. Детям можно предложить выполнить по несколько узлов (до 10).
При этом необходимо каждый раз вслух проговаривать каждую сказку о Мышонке, обращая внимание на четкое понимание детьми понятий «правая нить», «левая нить», «правая сторона», «левая сторона».
Рис.8, 9. – Цепочки « Гусеница» из левых и правых петельных узлов
Дети должны усвоить такие правила:
— левую нить необходимо тянуть левой рукой в левую сторону,
— правую нить необходимо тянуть правой рукой в правую сторону.
Эти правила, которые на первый взгляд кажутся простыми, для детей являются очень трудными в исполнении. Педагогу необходимо проявить настойчивость и терпение при изучении этой темы и отработке вышеописанных навыков.
4. Тема: Цепочка «Елочка»
Цепочка «Елочка» (рис. 10) выполняется на двух концах нити путем чередования петельных узлов (правого и левого).
Рис.10. – Цепочка «Елочка».
При этом, после каждого узла необходимо переставить иголку на другую нить. Для детей это означает обуть ботиночек сначала на одну ногу, затем на другую. Работа с иголкой часто является для детей первым открытием.
5. Тема: Цепочка «Дорожка»
При изготовлении этой цепочки лучше использовать две нити разных цветов. Дети лучше видят рисунок из узелков, лучше ориентируются в последовательности выполнения цепочки и могут сосчитать количество узлов.
Цепочка «Дорожка» (рис.11) выполняется на четырех концах от двух нитей путем чередования правых и левых петельных узлов.
Рис. 11. – Цепочка «Дорожка»
При выполнении цепочки используются ранее изученные упражнения по нахождению середины нити и упражнения «4», «Р», а так же новые – «Веселый человечек», «Два Мышонка».
Упражнение: «Веселый человечек».
Сначала необходимо предложить детям закрепить на подушке две нити (рис. 12) с помощью знакомых упражнений (рис.1). Затем – сосчитать количество получившихся концов -1, 2, 3, 4.
Если первую и последнюю четвертую нити отложить в стороны, а вверху нарисовать воображаемый круг, то полученная комбинация их нитей будет похожа на человечка с ручками и ножками.
Рис. 12 – Закрепление двух нитей на подушке.
Теперь ему можно обуть «ботиночки» — английские булавки, т.е. закрепить их на второй и третьей нити (рис. 13). При этом надо проследить, чтобы эти нити были хорошо натянуты — «как струны».
Рис. 13. – Упражнение. «Человечек». Обуваем «ботиночки».
Педагог вместе с детьми рассказывает и показывает сказку «Два Мышонка», которые жили у дяди Степы. Они захотели поиграть и устроили соревнование, кто больше раз в свой домик забежит.
Сначала надо построить домик для одного мышонка, который похож на цифру «4». При этом левую нить надо уложить сразу на два «мостика» — две средних нити-основы. (Рис.14).
Рис.14. – Упражнение «4» на двух нитях.
«Возьмите Мышонка в правую руку, а левую руку поставьте в домик. Задача усложнилась, и мышонку надо пробежать под двумя мостиками.
Рис. 15. – Петельный узел на двух основных нитях
«Теперь надо поймать Мышонка – передайте нить из правой руки в левую и потяните ее в левую сторону.
Пора и второму Мышонку принять участие в соревновании – возьмите правую свободную нить».
«Постройте из нее домик, который похож на букву «Р», возьмите эту нить в левую руку, а правую поставьте в домик.
Второй Мышонок также должен пробежать под двумя мостиками. А теперь надо поймать Мышонка в домике. Передайте нить из левой руки в правую и потяните ее правой рукой в правую сторону.
Получились два узелка – правый петельный и левый петельный»
Рис 16. – Два петельных узла: правый и левый.
Далее необходимо привлечь детей, задав им несколько вопросов:
— Какой мышонок теперь должен побежать в свой домик? Первый (на левой нити) мышонок или второй (на правой нити)?
— Какой домик нужно построить: «4» или «Р»?
— Какой рукой надо тянуть правую (левую) нить ?
— Какую нить надо тянуть в правую (левую) сторону?
Выполнив несколько раз заданную последовательность узлов (рис.17) можно получить красивую цепочку.
Рис 17. –.Цепочка «Дорожка».
Тема: Плоские узлы
Плоские узлы бывают левые, правые и двойные (квадратные). Каждый из них выполняется на четырех концах от двух нитей.
Здесь применяются все ранее изученные упражнения, и вводится новое упражнение: «Грибочек»
— необходимо закрепить две нити, применяя упражнения по нахождению середины нити, получится четыре конца нитей (далее – просто нити).
— определить рабочие нити и нити основы: первая и четвертая (крайние нити) — рабочие нити; вторая и третья (средние нити) — нити основы.
Левый плоский узел
Рис. 18-20. – Плетение левого плоского узла
Последовательность выполнения следующая:
а) упражнение «Человечек» (рис. 13);
б) упражнение «4» (рис. 18);.
в) упражнение «Грибочек» (рис.19)
Правую рабочую нить надо положить на левую нить так, чтобы образовался треугольник (гриб);
г) Левую руку поставить в «4».
д) Взять в правую руку правую рабочую нить и провести ее под крестиком, образованным двумя основными нитями и левой рабочей нитью: «под крестик и в петельку» (рис. 20).
Выполнив несколько раз вышеописанные упражнения, можно получить витую цепочку, вращающуюся слева направо (рис. 21,22).
Рис. 21,22. Цепочка из левых плоских узлов — витой шнур.
Правый плоский узел
Последовательность выполнения этого узла аналогична выше описанной, но начинать плетение надо с упражнения «Р», остальные действия выполняются в зеркальном отображении.
Из нескольких, последовательно сплетенных правых плоских узлов получается витая цепочка, вращающаяся справа налево.
Двойной плоский узел (квадратный)
Двойной плоский узел состоит из двух узлов – левого и правого плоских узлов, выполненных в любой очередности.
Отличие состоит в следующем, с какой стороны начать плетение, и в какую сторону будет «смотреть узел»
Способ для подсчета выполненных узлов: необходимо определить, с какой стороны начиналось плетение; по этой стороне надо считать вертикальные перекладины; это и будет количество выполненных квадратных узлов.
Подсказка: если ребенок запутался, с какой стороны продолжить плетение цепочки из квадратных узлов, необходимо обратить его внимание на самую нижнюю вертикальную перекладину. Она и является подсказкой. С какой стороны она находится, с той стороны и надо продолжить плетение.
Последовательность выполнения квадратного (двойного плоского узла) представлена на рисунках 23-27. На рисунке 28 представлена цепочка квадратных узлов.
Рис. Рис. 24 Рис. 25
Рис. 26 Рис. 27 Рис. 28
В данном материале рассмотрена часть узлов, которые мы изучаем на занятиях. Дети часто являются авторами интересных идей о том, как объяснить и с чем сравнить ход нити или новый узел.
Сочетая узлы в разных вариантах, подключая выдумку и фантазию, дети создают настоящие шедевры, которые доставляют им огромную радость – радость творчества
В представленной методической разработке раскрывается опыт обучения технике макраме, как продуктивной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей.
Результатом использования представленных методик является то, что дети, могут выполнять работу самостоятельно. Разобравшись в плетении того или иного элемента, дети практически не обращаются за помощью к педагогу, получают быстрый и качественный результат, придумывают схемы плетения, могут объяснить другому ребенку последовательность выполнения работы
Мои наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации: увлеченные творческим процессом, дети просят заниматься подольше, с трудом уходят на переменку. Дети не боятся трудностей в работе, проявляют настойчивость и целеустремленность. Они внимательны, любознательны и трудолюбивы, вносят свои идеи и предложения . Для педагога это является стимулом к дальнейшему совершенствованию работы, как с ребенком, так и себя самого по развитию оригинального творческого мышления.
Использование нетрадиционных методик обучения технике макраме ведет к повышению, сохранению и обогащению эмоционально – чувственного познания окружающего мира и развитию творческого потенциала детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гаврина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития. 2000.–192 с.:ил.
2. Кузьмина М.Н. Азбука плетения. Второе издание.–М.: Легпромбытиздат, 1992.–320 с.:ил.
3. Пивовар В. Макраме и фриволите. – СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант».1998.– 256 с.ил..
4. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. Москва: Просвещение, 1990. 127 с.: ил.
5. Соломенникова О.А.Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. Для занятий с детьми 5–7 лет.:– Москва, 2001.–55 с.
РАБОТЫ ДЕТЕЙ 5-7 лет
ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ
Макраме (узелковое плетение) – одно из древнейших среди различных направлений декоративно-прикладного искусства. В разные времена искусство плетения называли по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в Х1Х веке этот вид рукоделия стали называть «макрама», что в переводе с турецкого означает шарф или салфетка с бахромой.
История макраме уходит в далекое прошлое человечества и, было известно в разных частях света. Технику макраме знали в Древнем Египте, Ираке, Перу, в Древней Греции. «При раскопках египетских гробниц были найдены образцы узелкового плетения, которым более четырех тысяч лет.» (Пивовар В. Макраме и фриволите, с.5)
Одним из посредников развития техники узелкового плетения был парусный флот. С давних времен моряки оплетали различные конструкции, украшали плетеными покрышками рулевые колеса, сращивали с помощью узлов тросы, плели сети. Благодаря своей оригинальности и красоте многие узлы перешли в художественное ремесло – макраме, которое периодически забывалось, затем возрождалось заново, завоевывая все большую популярность.
«Были открыты первые школы макраме. В Турине, например, Валентина Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5-6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название «Кавандоли»». (Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме, с.7)
«На Руси вязать узлы «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить» — так пишет В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов. Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным». (М.М. Соколовская. Знакомьтесь с макраме, с.6) В России узелковым плетением стали увлекаться в конце Х1Х – начале ХХ столетия.
«Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями.
Практически в каждом крупном русском имении, а также при монастырях имелись рукодельные мастерские. Издавалось немало книг по различным видам рукоделия, в том числе по макраме. Все эти книги можно объединить под условным названием «Школа русских рукоделий»…Рукоделие преподавали в церковно-приходских школах, гимназиях и даже в институте благородных девиц. Устраивались всероссийские выставки женских рукоделий, в которых принимали участие члены императорской фамилии. В запасниках некоторых музеев и по сей день хранятся уникальные образцы, выполненные в технике макраме русскими мастерицами». (Пивовар В. Макраме и фриволите, с.6-7.).
Узелковое плетение многогранно и предоставляет массу возможностей в реализации собственных идей, задумок, проектов!