Макраме доклад по технологии 4 класс

Макраме как разновидность ДПИ

Краткая история макраме

Примитивные техники узелкового плетения известны еще с древних времен, с тех самых пор, когда люди научились завязывать узлы на первых циновках. Считается, что макраме, как и большинство других разновидностей ДПИ, пришло в Европу с Востока, прежде всего из Древнего Китая, и произошло это примерно в VIII- IX вв. Однако многочисленные находки археологов подтверждают тот факт, что узелковое плетение было хорошо известно в древности и в других частях мира. Например, образцы изделий, выполненных этим способом, были найдены в египетских гробницах возрастом более 4-х тыс. лет.

В средневековой Европе макраме было довольно распространенным видом ДПИ. И хотя изделия, выполненные в этой технике, до наших дней не дошли, их можно видеть на полотнах известных художников. В качестве примера можно привести картину Сандро Ботичелли «Поклонение волхвов» (1476-1477). На одном из персонажей можно видеть шапочку, выполненную по технике узелкового плетения. В XVII веке макраме из Италии распространяется в Северную Европу и Северную Америку. Особенно популярным в это время узелковое плетение было в Англии. Кружевами, выполненными в этой технике, украшали себя многие модницы Европы этого столетия. В разные периоды европейской истории техники узелкового плетения то забывались, то переживали свой расцвет. Само слово «макраме» начали использовать только в XIX веке. До наших дней сохранилось множество образцов, выполненных мастерами того времени. При их изготовлении использовалась в основном техника горизонтального узла в разных вариациях (уголки, ромбы, цепочки и т.д.).

Необыкновенно популярным макраме было и в начале XX века. В моду оно вошло в 20-х годах в основном как украшение, используемое при оформлении интерьеров. По этой технике выполняются разного рода кашпо, ковры, абажуры, салфетки и т.д. Постепенно к этому виду декора стали обращаться и при оформлении общественных учреждений. Таким образом, например, художником В. Барткувене отделано кафе «Пасиматимас» в Каунасе. На стенах этого помещения он разместил декоративные элементы, сплетенные из веревки. Еще один пик популярности макраме пережило в конце прошлого века. Из Прибалтики мода на этот вид декора распространилась по всей России.

Читайте также:  Как сшить пижаму женскую с шортами выкройка

Разновидности макраме узлов

В настоящее время существует несколько видов узлов, используемых для выполнения красивых вещей.

• Геркулесов узел. Базовый узел макраме.
• Правый плоский узел.
• Левый плоский узел.
• Квадратный плоский узел.
• Общий квадратный узел.
• Узел «лакомка».
• Горизонтальный узел.
• Тройной горизонтальный узел.

Особенности плетения макраме

Основными инструментами, используемыми при выполнении изделий макраме, являются ножницы, продольная подушка, булавки, вязальный крючок, сантиметровая лента и клей. Вместо подушки иногда используется пенопластовая плитка либо фанера. Иногда применяется деревянная доска, обитая слоем ваты или поролона и обтянутая плотной тканью. Узлы закрепляются с помощью булавок. Используются специальные грузики, вытягивающие выплетаемое изделие. Сами нити должны быть крепкими и прочными. Для получения достаточно четкого рельефа скручивать их необходимо очень плотно. Во время плетения нити допускается удлинять. Выполняется макраме чаще всего из цветного материала. Окрашивание уже готовых изделий применяют редко.

Кроме того, исходный материал предварительно проходит особую обработку. Так:

• концы шелковых нитей перед плетением смазываются клеем. Если этого не сделать, во время работы они будут распускаться;
• шерстяная пряжа, используемая для плетения, должна быть хорошо скрученной.

Самым главным условием, предъявляемым ко всем материалам, является их прочность. Дело в том, что узлы макраме скручиваются очень туго. Слабый материал при этом обязательно порвется. Такое при выполнении изделий в этой технике случается даже с достаточно крепкими материалами. Однако в том случае, если шнур рвется, его допускается склеивать, используя клей «Уникум», «БФ» и другие.

В жизни современного человека макраме нашло достаточно широкое применение. Кашпо, гардинное полотно, панно часто используются для украшения интерьеров помещений как жилых, так и общественных. Выполненные в технике узелкового плетения аксессуары дополняют костюмы модниц. Это могут быть ремни, кулоны и даже сумочки. В технике макраме создаются плетеные сувениры и детские игрушки. Периодически подвергаясь забвению, искусство макраме всегда возрождалось вновь. При этом мастера каждый раз придумывали все новые техники и способы плетения очаровательных вещей из обычных шнуров и веревок.

Макраме доклад по технологии 4 класс

Макраме – это древнейший вид рукоделия, пришедший к нам сквозь толщу веков.

Техника этого искусства заключается в узелковом плетении. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома».

В технике макраме изготавливают множество прекраснейших вещей, с помощью которых можно украсить интерьер. Кашпо, абажуры, панно, скатерти, салфетки, подставки, занавеси и многие другие предметы, придадут декору изысканность и неповторимость. Предметы гардероба также не останутся без внимания. Пояса, сумки, кошельки, кулоны, шарфы и шали, выполненные рукодельницами, добавят вашему стилю благородности и утончённости.

История возникновения искусства макраме, началась с того момента как завязался самый первый узелок. Следующим этапом развития плетения становятся сети из трав и шерсти животных. Изготовление сетей претерпевало различные изменения, древние люди начинали от изобретения простейших безузловых сетей, и со временем трансформировали её в крученую. Такое плетение применяется и в наше время для плетения крышек от корзин.

В племенах древних инков присутствовала узелковая письменность. Узлы использовались для передачи и сохранения информации. Также с их помощью производились довольно сложные, для того времени математические расчёты. Китайцы использовали узелки в качестве памяток. Женщины северных народов, украшали плетёными изделиями свои жилища и одежду.

Во времена Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п.

С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое.

Со временем плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам. Этот вид рукоделия приобрёл статус преступного, колдовского. Узлы-амулеты находились под строжайшим запретом.

В Риме тоже не обошлось без запретительных правил, так сенаторам было воспрещено использовать в одежде какие-либо завязки. Но все эти табу, имели недолгое существование.

В Древней Греции очень любили устраивать различные соревнования во время народных гуляний. Для того чтобы проявить смекалку и ловкость, жители Греции завязывали и развязывали очень сложный узел, известный сейчас как «турецкий». Некоторые историки считают, что это и есть тот самый легендарный гордиев узел, который, не сумев распутать, Александр Македонский разрубил мечом, дабы заполучить, обещанную по легенде, власть над Азией.

Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке внесли моряки парусного флота. В силу своей профессии они должны уметь, как раньше, так и посей день, завязывать разнообразные узлы. Известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В свободное время, обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. В XIV веке, жители Китая, Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов и морей, технику морского плетения. Большинство морских узлов используется и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости.

Особую известность новое увлечение приобрело в Италии. Были открыты школы, в которых дети обучались искусству плетения. Мастера изготавливали великолепные кружева, которыми украшали одежду, балдахины, покрывала, занавеси.

Из Италии в XVII веке, прародитель макраме продолжил свой путь по странам Северной Америки и Северной Европы. Самое большое признание новое веяние моды получило в Англии. Узелковое кружево из золотых нитей было непременным атрибутом одежды духовенства и членов королевской семьи.

Привычное для нашего слуха название «макраме», это вид рукоделия получил лишь в XIX веке.

Для плетения того времени использовались шёлковые нити и шнурки, шерсть, золотая канитель.

Мастера макраме стали сочетают плетёные изделия с различными декоративными элементами, например, янтарём, бусинами, жемчугом, деревом.

В настоящее время, особый модный шик приобрели вещи, сделанные своими руками. Искусство макраме переживает новую волну признания, множество людей сделали его своим хобби.

Появились настоящие мастера своего дела, которые превратили модное увлечение в профессиональную деятельность.

Макраме всегда будет пользоваться популярностью и это довольно легко объяснить. Научиться узлоплетению может каждый, кто имеет хоть немного терпения и усидчивости. Да и особых инструментов в этом виде рукоделия не нужно: маленькая подушечка и булавки. Материалом послужит любая понравившаяся нить, тесьма, верёвка.

Изделия выполненные в технике макраме, никого не оставят равнодушным своим изяществом и красотой, а лёгкость выполнения подвигнет вас на создание своими руками прекрасных и неповторимых вещей. И как знать, может и вам понравится новое увлечение, расстаться с которым вы не сможете никогда.

Реферат: Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме (узелковое плетение) –одно из древнейших. Истоки его лежат в Древнем Китае и Японии, но были известны в других частя света. Для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Так, у древних инков существовала развитая система своеобразной “узелковой письменности”. Расшифровать “узелковое письмо” можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов.

Основой макраме является плетение, завязывание узелков. Началось это, когда человеку впервые потребовалось соединить две нити. Постепенно усложняясь, техника макраме приобрела декоративное значение.

Слово “макраме” арабского происхождения и означает “бахрома”. Этот термин употребляется для всех видов работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити. Однако, более древними являются арабское слово “миграмах”, означающее платок или шаль, и турецкое слово “макрама” — нарядный платок или шаль с бахромой. В Европе слово “макраме” в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке. Предполагают, что в Европу искусство узелкового плетения в VIII-IX веке с Востока. Одним из посредников его проникновения в страны Европы был парусный флот. Комбинации многих морских узлов необычайно сложны и оригинальны по своей красоте.

Макраме периодически забывалось, затем возрождалось заново, техника его постоянно усложнялась, переходила другие виды творчества человека. Большого расцвета достигло узелковое плетение в Италии и ряде других стран Европы в эпоху Ренессанса. Плетёным кружевом украшали одежду, интерьер. Плетёные изделия стали появляться на живописных полотнах. Одним из первых художников, изобразивших плетёные изделие, был Сандро Боттичелли. Голову одного из персонажей на его картине “Поклонение волхвов” украшает шапочка, выполненная в технике макраме. Сегодня во многих

музеях можно увидеть сохранившиеся от тех времен плетеные изделия, поражающие своей оригинальностью и изысканностью.

Особую популярность приобретает макраме в Западной Европе XVIII веке . “Золотым веком макраме” называют викторианскую эпоху в Англии. Техника макраме широко использовалась англичанами для создании скатерти, покрывал, абажуров и других изделий, ставших неотъемлемой части интерьеров.

В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной Европе. Большой размах это рукоделии получило в России в конце XIX-начале XX столетия. Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями. Большой популярностью пользовались плетенные воротники.

В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность оно не утратило своей привлекательности в наши дни. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. На помощь пришло старое искусство макраме. Панно, коврики, скатерти, кашпо, абажуры выполненные в этой необычной технике из массивных шнуров, веревок, пеньки, хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей, придают современному интерьеру особый уют и оригинальность.

Плетение штор выполняется в строго определённой последовательности.

До начала работы с материалом — верёвкой- выполняют эскиз , в котором намечают общую композицию изделия, взаимоотношение его частей с сочетанием с другой техникой — резьбой по дереву. По эскизу выполняют схему изделия, в которой детально расчленены элементы изделия — узлы и сочетание. Схема выполнятся в натуральную велечину изделия (повторяющиеся элементы прорабатываются однократно) тушью при помощи чертёжных инструментов.

После проработки схемы подготавливаюся основные материалы: шнур подбираеся в соответствии с размером изделия, цветом интерьера помещения, планируемого для размещения изделия. В соответствии с размерами и используемыми узлами нарезаются нити нужных длин.

Для точного расчёта нитей выполняются пробные образцы, по которым производится расчёт сокращения рабочих нитей. Размеренные и нарезанные нити навешивают на верёвку, которая затем крепится к деревянному каркасу. После этого начинается плетение изделия. Для удобства плетения концы длинных нитей сокращались путём подвязывания их на картонные шаблоны. Во время плетения расстояния между узлами проверяются и выравниваются с помощью кортонных заготовок — каркасов, позволяющих точно выдерживать расстояние между узлами.

При плетении используется двойной плоский узел — это один из основных узлов плетения. Есть у него и другие названия: двойной полуузел, квадратный, обхватывающий.

Первые четыре фазы соответствуют одинарному узлу, далее нить1 взвращается перед нитями3 и 2 налево, нить4 кладется поверх нити1, пропускается за нитями2 и 3 и протягивается через петлю, образовавшуюся справа, т.е. дважды плетется одинарный узел.

Навешивание нитей — у узла несколько названий: расширенное или растянутое крепление, двойная навеска. Наборный ряд более плотный, через него не просвечиватся основание.

Сначала крепится сложенная пополам нить,затем отдельно каждым концом делается по одному ветку: конец накидывается на основу, её необходимо отогнуть и вытянуть поверх образовавшейся петли. Перекладинки остались на изнанке. После оформления изделия оформляется нижний край, концы выравниваюся способом «бахрома»: скрученные нити разъеденяются, расчёсываются и подрезаются на одинаковом расстоянии от гардинного полотна, образуя полукруглые дуги. После завершения способа «бахрома» изделие отпаривают через многогслойную марлю утюгом, чем устраняются деформации плетёного полотна.

Готовое изделие вывешивается на оконных проёмах мастерской резьбы по дереву.

Материалы и инструменты.

Для работы потребуется: специальная подушка, булавки с большими головками, ножницы, сантиметровая лента, вязальные крючки разных размеров, шило, необходимое для развязывания неправильно затянутых узлов. Иногда требуется небольшие струбцины — приспособлние типа тисков. Кроме того, понадобятся грузики для вытягивания и выравнивания плетёных изделий.

Рабочее основание для крепления нитей — устойчивая в меру жесткая подушка — это первый помощник. Чем она удобнее, тем быстрее спорится работа.

Разновидностей подушек много, так же, как и её заменителей. Вместо старинной традиционной подушки со струбцинами, набитой опилками или песком, теперь пользуются доской из пенопласта или мягкого дерева. Годится и кусок фанеры размером 25х40 см, 30х15см, 35х50см. На них кладут слой поролона, войлока или ваты толщиной 4-6см и обтягивают сукном. Иногда для крепления нитей используют спинку мягкого стула или кресла.

Булавки во время плетения всегда держат под рукой, вколов их с краю подушки. Ими фиксируют отдельные узлы и фрагменты изделия и придают форму плетёному полотну. Булавки должны быть длинными, чтобы не затерялись в полотне, достаточно прочными, чтобы не согнулись.

При плетении абажуров, кашпо, сумочек, игрушек и других изделий применяют различные конструктивные детали.

Выбору материала для плетения уделяется большое внимание. Он должен соответствовать выбранной теме, быть хрошего качества, прочным и податлевым.лучше всего подходят для этой цели природные материалы, такие как лён, жгут, хлопок.

Массивные шнуры, толстые льняные и пеньковые верёвки подойдут для плетения газетниц, ковриков, абажуров. Вещи, выполненные из этих материалов, придадут любому современному интерьеру оригинальный вид и особый уют. Верёвки, хотя и пластичный материал, на жесткой основе дают очень четкие очертания

Главное условие, придъявляемое к качеству нитей для плетения,- они должны быть кручёными и достаточно жесткими. Без этого красивых и чётких узлов не получится.

Слишком жесткие нити из натуральных волокон перед плетением можно прокипятить-они станут более мягкими и эластичными. Сложно работать с нитями, имеющими скользкую поверхность. Это синткетическая соломка, шелковые шнеуры, капроновая леска, полипропилен. Узлы из них быстро развязываются, поэтому затягивать их надо как можно туже.

Главное и обязательное условие для всех видов веревок- прочность. Если веревки не прочные, они могут порваться. При разрыве веревки ее концы расплетают и склеивают клеем. Для прочности места склейки можно обмотать тонкими нитками под цвет веревки. Концы толстыхврервок не склеивают, а сшивают.

Оцените статью
Название: Искусство макраме
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 04:18:01 10 апреля 2008 Похожие работы
Просмотров: 2237 Комментариев: 17 Оценило: 6 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать