- Мастер-класс для педагогов «Разбуди в себе радость». Батик
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик»
- Мастер-класс для педагогов «Рисование в технике узелкового батика» материал по рисованию
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Разбуди в себе радость». Батик
Мастер-класс по основам мастерства росписи по ткани — батику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
описание хода мастер-класса | 25.23 КБ |
презентация №1 теория | 1.57 МБ |
презентация №2 практика | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
«Разбуди в себе радость»
Подготовила: педагог дополнительного образования:
Спорышева Светлана Юрьевна
Цель: познакомить аудиторию с историей, технологией ДПИ — батик.
Задача: способствовать обучению основам мастерства.
Слайд 1 : (вводный)
Слайд 2 : (название мастер-класса)
Слайд 3 : (легенда)
Легенда о появлении батика
В незапамятные времена, в послеполуденный час, на вершину горы Алу-Алу, что на острове Ява спустился Батар Гуру, дабы развлечься после дел праведных на небесах. И увидел он, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок.
И решил Батар Гуру: «Поведаю-ка я людям искусство, радующее глаз и освежающее душу!» И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканейших тканей — ба, и простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся покорно воск свой из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал по белоснежной ткани щедрыми каплями — тик, тик, тик. И ударил он в барабан, и сгустились разноцветные тучи, и пустился он в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих — о делах минувших и днях грядущих.
Отверзлись небеса и хлынули краски — голубая, как небо, зеленая, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. И взлетел на гору Батар Гуру, дабы лицезреть плоды дел своих, и остался он премного доволен красотой явившейся.
И собрались люди, и дивились они ярким краскам и волшебным рисункам — летящим быстрокрылым птицам, богатым дворцам и процессиям, скрещенным кинжалам и небесным красавицам.
И когда в следующий раз Батар Гуру спустился с небес на гору, он увидел, как процветает среди людей это искусство, как распространилось оно от страны пирамид до земель Желтого Императора и от страны Восходящего солнца до краев железных машин.
Слайд 4 : (Индонезия)
«Батик». Это искусство пришло к нам из Индонезии: мастера издавна занимались там росписью ткани . Это таинственное и терпкое, как заморские пряности, слово переводится с яванского именно так — «капля воска». Есть одно яванское слово, описывающее мистический опыт появления батика, — «mabtikmanah», что значит «рисовать узор на сердце». Действительно, этот вид искусства продолжает покорять и завоевывать сердца на протяжении вот уже двух тысячелетий.
Слайд 5 : (влияние)
Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Его изготовление всегда рассматривалось, как занятие, вырабатывающее упорство, настойчивость, прилежание, терпение.
Девушка не могла выйти замуж, пока не изготовляла себе батик для праздничного обряда. До сих пор сохранился обычай обвязывать молодых батиковым саронгом, что символизирует единение душ.
Батиковым полотном накрывают больного, чтобы помочь организму бороться с недугом. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его благополучный отход в потусторонний мир. В батиковом шарфе, переброшенном через плечо, носят грудных детей.
Считается, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый — на решимость служить родине; розово-лиловый хранит красоту и молодость.
Слайд 6 : (батик)
Не нужно иметь талант художника или дизайнера, чтобы освоить технику росписи батика. Стоит лишь одной ногой вступить в страну ткани и красок, как она увлечет вас своей уникальностью. Батик — это искусство, заразившись которым однажды, уже невозможно его оставить. Батик — занятие для души.
Ни одно произведение, выполненное при помощи этой техники, не может повториться с точностью до детали, даже если это будет рука одного и того же мастера.
Разделяют следующие виды росписи:
Слайд 7 : (разновидности батика 1)
Холодный батик. Используют резервирующий состав (контур), который не требует нагревания.
Горячий батик – самый древний из всех, его резервирующий состав состоит из воска, парафина. Наносят его на ткань в горячем, т.е. в расплавленном виде. При работе с такой росписью, изделие получится более насыщенное.
Слайд 8 : (разновидности батика 2)
Узелковый – такое окрашивание мастера применяют для фона картины. Ткань завязывают либо складывают и окунают в краску.
Свободная роспись — она заполучила признание художников, и придает вещи свою индивидуальность. Ее отличие от классических батиков заключается в том, что в ней нет резервирующих составов (холодного и горячего).
Слайд 9 : (батик, платья)
Ценность ручной работы известна всем. Но смеем вас заверить, лишь взяв в руки кисти и краски, вы по-настоящему сможете понять очарование батика. Прикоснуться, погладить, ощутить лёгкий приятный запах и почувствовать себя свободным человеком, сидящим на вершине волшебного холма, как той древней легенде о Батар Гуру.
Иногда, для того, чтобы изменить действительность достаточно принять решение и протянуть руку — выбор за вами.Красок хватит на всех!
У вас появилось желание попробовать сделать что-то самим?
Создание панно в технике батик.
Слайд 2 : (подготовка ткани)
Сначала я подготовила ткань к окраске. Вручную постирала в тёплой воде для удаления аппрета (состава из крахмала, эфира, синтетических смол, жировых и других веществ). Лучше всего стирать ткани, предназначенные для окрашивания или росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополоскала, отжала, не выкручивая, подсушила и прогладили.
Слайд 3 : (подготовка эскиза)
Я подготовила для первой работы эскизы сама. Это бабочки, которые являются символом любви, веры и надежды.
Слайд 4 : (перевод рисунка на ткань)
Далее рисунок переводиться на ткань с помощью простого карандаша. Однако, нажим на стержень карандаша, должен быть минимальным.
Слайд 5 : (работа с резервирующим составом)
Следующий этап – работа с резервом.
Тюбик шприц наполнен резервом. При работе стараемся держать его вертикально, при этом слегка нажимаем.
Стараемся все линии замыкать, чтобы при росписи ткани краска не растекалась.
Резерв должен просохнуть в течение суток. Мы сутки ждать не будем. Я для вас подготовила ткань с уже просохшим резервом, чтобы вы ознакомились с техникой росписи на ткани.
Для работы нам понадобятся палитры, акриловые краски, кисти, вода, салфетки. Начинаем мы от светлого цвета к темному, от малого к большому. Начнем с желтых оттенков.
Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик»
Пучкова
Мастер-класс для педагогов «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «батик»
онспект мастер-класса для педагогов
«Развитие образного мышления
детей 6-7 лет посредством
росписи ткани в технике «Батик»
Автор: Пучкова Людмила Валерьевна
Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой росписи по ткани – «Батик»
Материалы и оборудование: хлопчатобумажная ткань, резиночки для плетения, кисть (белака №4, гуашь; стаканчик с водой, пуговицы разных размеров, или камушки, ёмкость с водой для увлажнения ткани.
Доброе утро коллеги. Тема моего мастер-класса «Развитие образного мышления детей 6-7 лет посредствам росписи ткани в технике «Батик».
Что такое образное мышление?
Образное мышление — это процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная зрительными и заканчивая осязательными и звуковыми.
Для развития образного мышления детей я выбрала технику холодный батик. Потому что батиком я занимаюсь уже давно. Мне нравится эта техника своей необычностью, красотой и доступностью для понимания не только взрослыми, но и детьми. Что же такое батик?
Батик- это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи по ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
Искусство росписи ткани зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока, его родиной считают Индонезию.
Все известные программы росписи по ткани разработаны для детей школьного возраста и взрослых. И так как разработанной для ДОУ программы росписи по ткани нет, для разработки программы факультатива «Батик», я основывалась на рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ, а также с учетом педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества. Факультатив провожу 1 раз в неделю с детьми подготовительных групп с подгруппой из восьми человек. Длительность факультативного занятия – 30 минут.
Цель факультатива: Развитие образного мышление детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционное рисование в технике «Батик»
• Формировать композиционные навыки;
• Развить образное мышление детей посредствам росписи ткани; воображение, творчество, фантазию;
• Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность.
На факультативных занятиях по батику я знакомлю детей с различными техниками росписи по ткани,такими как:
• Холодный батик — техника росписи по ткани. Для неё использует специальный резервирующий состав, который ограничивает растекание краски по ткани.
• Свободная роспись – техника, которая выполняется без использования резерва. Эта техника позволяет проявить большую фантазию в выборе рисунка. Такую роспись можно выполнять и по-сырому, для лучшей растекаемости краски по ткани.
• Свободная росписьс применением солевого раствора — сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань пропитывают раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, изменяя форму и степень насыщенности цвета.
• Техника шибори — так называемый складной батик. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания ткани. Ткань складывается таким образом, какой рисунок хочет в последствии получить художник. Эта техника имеет японские корни.
Самый древний вид росписи из вышеперечисленных – узелковый батик «бандан» — роспись ткани с использованием узелков. И на сегодняшнем мастер классе я хочу показать вам, как с детьми можно изготовить подарок любимым мамам в этой древней технике.
Возьмите из коробочки камушки на Ваш выбор, но не более пяти штук. Камушки нам помогут изобразить на ткани цветы. Сколько Вы возьмёте камушков, столько и будет цветов. Присаживайтесь за столы.
(Обязательно приучайте детей сразу быть аккуратными в работе. Держите наготове воду и бумажные полотенца, тряпочки. Рабочий стол застилайте, подворачивайте рукава, если они длинные, надевайте фартуки.
Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей — она им очень нравится тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Проявить фантазию.)
1. Берём ткань (хлопок, или ситец).
2. Карандашом помечаем, где у нас будут цветы.
3. Где пометили карандашом, вставляем камушек или пуговицу и заматываем резинкой, не туго, чтобы краска могла перетекать.
4. Отступаем и еще заматываем пониже.
6. Так же делаем второй и третий.
7. Смачиваем ткань водой, для того, чтобы краски лучше растекались по ткани.
8. Берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (Цвет на ваш выбор).
8. Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюю часть.
9. Окрашиваем второй и третий узелок.
10. Снимаем резинки и разворачиваем ткань. Вот, что получается. У всех рисунок будет разный.
11. Дорисовываем кистью стебель, листья.
12. Сушим. Дома можно использовать утюг, фен. В условиях детского сада это запрещено, поэтому мы просто сушим на подоконнике.
13. Работа готова.
Завершая свой мастер-класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, выразить своё отношение к содержанию матер – класса, понравился ли он Вам? А чтобы проголосовать, положите в коробочку камушки – красные, если понравился, и черные – если не понравился.
Мастер-класс для педагогов «Рисование в технике узелкового батика»
материал по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 16.04 КБ |
Презентация к мастер-классу » | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Рисование в технике узелкового батика»
Цель: Научить детей рисовать на ткани в технике узлового батика.
- Познакомить детей с историей узелкового батика.
- Развивать у детей фантазию, воображение и чувство цвета, мелкую моторику рук.
- Побуждать детей к творческим поискам и решениям.
Ход: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить вас сегодня с узелковым батиком.
Узелковый батик—это один из первых способов украшения ткани.
С давних времён он известен в странах Востока. В Индокитае узелковая техника существовала ещё до 17 века. В Индии она широко распространена и по сей день. (3 слайд) Главный секрет узелкового батика – это узел. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счёт перевязывания отдельных участков ткани узелками. (4 слайд). Простой узелок даёт разнообразные варианты узоров. (5 слайд). Красота и своеобразие узора зависит от размеров, формы и числа завязанных узлов(6 слайд). В Европе узелковый батик стал известен в начале ХХ века, он использовался для украшения одежды и интерьера. (7 слайд)
Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей. Она им очень нравиться тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани.
Узел можно завязать из самой ткани или с помощью различных ниток, шнурков. (9 слайд). А ещё под ткань можно подложить камешек, горошину, пуговицу и плотно обвязать нитками, тоже получиться узелок. Узелок завязывать не надо, просто сделать несколько витков нитью, так легче затем будет снимать нить. (10 слайд) Количество узелков зависит от желания. Можно перевязать нитью ниже узелков, один или несколько раз. Раскрашиваем сначала узелок, затем продолжаем наносить краску, покрывая всю ткань вниз. (11 слайд) После окончания работы даём ткани немного подсохнуть, и разматываем аккуратно нитки. (12 слайд) Рассматриваем получившиеся результаты. Просушиваем ткань с рисунком. Проглаживаем тряпочку через ткань без использования воды и вставляем в рамку.
В этой технике можно предложить детям нарисовать (13слайд) цветы и бабочку, (14слайд) салют под городом и (15 слайд) хвост павлина и т.д. Работы детей можно использовать в украшении группы или как оригинальный подарок к празднику.(16 слайд)
Сегодня я хочу вам предложить выполнить крону осеннего дерева. (для этого мы будем использовать краски осени или можно выполнить крону чудо дерева (и тогда использовать все цвета палитры). Для работы в месте, где вы планируете сделать узел, берём ткань в щепотку и туго перетягиваем нитью в несколько витков. Затем можно сделать виток ниже от узла.Когда нужное количество узелков будет готово, переходим на окрашивание сначала узелка, затем наносим краску покрывая ткань внизу узелка.