Мастер класс по чувашской вышивке для детей

Мастер-класс по чувашскому народному рукоделию

Татьяна Устимова
Мастер-класс по чувашскому народному рукоделию

Вышивки чувашской красотою

Восхищается страна не зря.

А с какой любовью, теплотою

Свет и радость нам несет она!

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Еще издревле чувашские женщины украшали одежду и обиходные предметы (скатерти, салфетки и т. д.) вышивкой. Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое,в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников.

С целью воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста целесообразно знакомить их как с самой историей родного края, так и с образцами народного искусства, например, с чувашской вышивкой. В связи с этим воспитанники старшей группы №10 «Улыбка» приняли участие в мастер-классе, посвященному чувашскому народному рукоделию.

Иванова Вера Ивановна (муз. руководитель) встретила детей в чувашском национальном костюме и рассказала о символизме и значении вышивки для чувашского народа, о том, насколько трудоёмким в старину был этот процесс, чем отличается чувашская вышивка от вышивок других народов и стран.

Затем дети приняли участие в мастер-классе, по чувашскому народному рукоделию, который проводили сотрудники Музея чувашской вышивки: Наталья Ивановна Захарова-Кульева учила детей вышивать простой контурный шов, делать аппликации из геометрических фигур и расписывали тканевые салфетки чувашскими узорами.

Детям очень понравилось выполнять разные виды работ, чувствовалась заинтересованность, желание. В завершении, дети послушали в исполнении вокального ансамбля » Шанкарав»(дети подготовительной к школе группы) песню «Асамат кепере» и в исполнении инструм. ансамбля » Капельки» пьесу «Таван яла таврансан».

Так, активно знакомясь с образцами чувашского народного искусства, дети не только расширяют свой кругозор, но и происходит постепенное воспитание патриотических чувств, прививается уважение и гордость к своей Родине.

Cценарий занятия по чувашскому языку «Илемпипе лавккара» в старшей группе Cценарий занятия по теме «Илемпипе лавккара», проведенного в старшей группе. Изучение чувашского языка в дошкольном возрасте характеризуется.

Дидактическая игра по народному творчеству «Угадай орнамент» (средняя группа) Эта игра развивает эстетическое восприятие, прививает познавательный интерес у детей, закрепляет знания и расширяет кругозор о различных.

Досуговое мероприятие, посвященное русскому народному празднику «Святки» 18 января в нашем ДОУ был проведен праздник «Святки». «Святки» — самый веселый праздник и яркий пример того, как переплетаются, сливаются.

Конспект НОД по обучению детей чувашскому языку «Витя ялта» («Витя в деревне») .Программные содержания: 1. Закрепить умение детей правильно произносить чувашские слова: кушак, сысна, хур, ене, йыта, унта, кунта, мен?.

Консультация по устному народному творчеству Консультация. Обобщение педагогического опыта «Разнообразие форм устного народного творчества». Выполнила: БАРАБАНОВА Татьяна Анатольевна,.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Приобщение детей русскому народному творчеству» Музыкальное занятие в подготовительной группе на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству» Цель: Развивать у детей интерес.

Осенний праздник по русскому народному творчеству «Капустница» В празднично украшенном зале -столы с угощениями из капусты, а также выставка поделок из капусты. Хозяйка: Добрый день и добрый час! Лето.

Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству Приобщение дошкольников к русскому народному творчеству. Многолетний опыт моей работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным.

День чувашской вышивки
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Дети знакомятся с чувашской вышивкой, её символикой, значениями цветов. А в завершении занятия оркестр ДМИ играет чувашскую плясовую и звучит чувашская песня в исполнении девочек.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_dnya_chuvash_vyshivki_2_prav.docx 18.28 КБ

Предварительный просмотр:

совместной деятельности в форме мастер-класса

«Асамла чаваш терри»

с детьми подготовительной к школе группы

к «Фестивалю народной культуры»

Цель: продолжать приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям; сохранять преемственность культурных традиций Чувашии; воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, толерантности и продолжать формирование культуры общения; закрепить технические умения по рисованию, аппликации и ручному труду.

В зале звучит красивая чувашская музыка, на экране – слайд «Чувашская вышивка». Дети в сопровождении педагогов заходят в зал, оформленный по теме, ведущая – девушка Илемби приветствует их на чувашском языке:

Илемби : Сывлах сунатап! Здраствуйте! Эпе –Илемби! Салам! Керер, керер, килер, иртер, тархасшан! Заходите гости дорогие, проходите, пожалуйста! Ыра сунса кететпер! Мы вас ждали!

— Встанем все вместе в большой круг и послушаем стихотворение.(читает отрывок стихотворения П.Хузангая ).

Знаете ли Вы такой народ,

У которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

— Ребята, о каком народе говорится в стихотворении? (ответы детей).

— Правильно, о чувашском народе.

— Наша родина, наша республика – Чувашия. Ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок . Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику, в Чебоксары удивляются, восхищаются красотой чувашских вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой на память.

— Ребята, какие вы знаете вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).

-Маттурсем! Молодцы, правильно! Вышивкой украшены многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, ковры, шторы. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм — мужской, женский, детский.

— Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки, в мир чувашских узоров.

-Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья и рубашки (кепесем). Есть рисунки с чувашскими узорами, аппликации. Какие они яркие! Менле хитре! Как будто солнышко заглянуло в дом!

-А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).

-Правильно, вышивальщицы, мастера — вышивальщицы.

Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.

— Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).

— Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.

Черный цвет – цвет земли, вместе с красным цветом говорит о начале жизни.

Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.

Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.

Еще в старину чуваши считали, что вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед.

-Ребята, обратите внимание, вас ждут 3 мастерицы. Они нас научат рисовать узор чувашской вышивки на бумаге, вышивать на ткани и сделать аппликацию.

— У каждой мастерицы свой дом, который украшен символом чувашской вышивки разного цвета. Я каждой группе раздам по 3 маленьких символа с цифрами. В первую очередь каждая группа пойдет к дому того мастера, у которого символ такого же цвета, где у вас нарисована цифра 1. После пойдете к дому того мастера, у которого символ такого же цвета, как ваш символ под номером 2, также к дому с символом того цвета, как ваш символ под номером 3. Договорились? Работаем, не мешая друг друга.

(Илемби раздает символы чувашского орнамента группам из разных детских садов).

Каждая группа детей побывает у каждого из 3 мастериц:

1 мастерица показывает и объясняет как рисовать элементы чувашской вышивки;

2 мастерица показывает и объясняет как выполнить простой элемент чувашской вышивки на ткани ;

3 мастерица показывает и объясняет как сделать аппликацию по мотивам чувашской вышивки;

Ведущая помогает мастерицам в организации работы.

-Ребята, мы побывали у разных мастериц. Вы хорошо поработали! Кому что больше всего понравилось делать? (дети делятся своими впечатлениями).

-Вы молодцы! Маттурсем! Мне понравились ваши работы. Их вы можете забрать домой, рассказать родителям, как вы работали у мастериц.

Поблагодарим мастериц, на чувашском языке – «Тавтапус!».

-Делу время, а потехе – час! Послушаем песню на чувашском языке «Асамат кепере» (девочки в чувашских костюмах исполняют песню. Слова В. Давыдова – Анатри, музыка С. Никитиной).

-А теперь в исполнении инструментального ансамбля «Капельки» послушаем музыку «Таван яла таврансан» (музыка А.Никитина).

— Сейчас мы с вами идем в музей! В музей, который называется по – чувашски «Эреш», а по – русски «Узор»! Там мы увидим старинные предметы быта чуваш и вещи с волшебной, красивой чувашской вышивкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК), «Музыка» (интеграция) с детьми средней группы на тему: «Рисование рушника с чув.

Цель: закреплять и углублять знание детей о чувашском орнаменте, его цветовом строе.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при.

использование игрового набора «Дары Фребеля» как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки.

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской выш.

Задачи: 1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.

26 ноября весь чувашский народ впервые празднует событие — День чувашской вышивки. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1914 году родилась советская мастерица, художник по вышивке Екатерина .

Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке

Светлана Матвеева
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления. Народные и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимания, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, являются памятником духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекли к себе внимание ученых. Многие из них (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всем чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.

В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопления эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальной своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.

На начальном этапе исследования были выявлены уровни сформированности орнаментального образа у детей старшей группы. Для чего детям были предложены четыре творческих задания (автор Л. Г. Васильева) по результатам которых определялся уровень знаний о чувашской вышивке в сочетании с качеством и оригинальностью созданного изображения. Данные показали преобладание детей со средним и низким уровнями сфомированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях дошкольников, выполненных по мотивам народного орнамента. Для среднего уровня характерно проявление детьми интереса к рассматриванию изделий, эмоционально откликается на их красоту, умение давать им характеристику, называть их создателей. Понимание орнаментального образа сводит к называнию смыслового значения линейных и глубинного содержания цветовых образов как первичных. Дети изображали образы-типы данного вида искусства, допуская некоторые отклонения в их передачи. Называли смысловое значение орнаментальных рисунков.

Решая задачи формирования знаний о чувашской вышивке в декоративной деятельности, мы использовали технологию Л. Г. Васильевой, которая опирается на модель Н. А. Ветлугиной по формированию эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру и искусству, включающую способности, которые необходимо развивать у детей.Компонентами этой модели является: способность эмоционального переживания, способность к активному усвоению художественного опыта, специально-художественные и творческие способности, декоративно-игровое творчество (добавляет Н. С. Александрова) и на определенные Л. Г. Васильевой этапы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (приобщение дошкольников к искусству чувашского орнамента) : эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный, орнаментально-творческий, декоративно-игровой и фольклорно-праздничный.

Мы детей знакомили с изделиями орнаментального искусства и его создателями. С детьми проводились беседы по теме «О чем говорят узоры чувашской вышивки». Детей знакомили с цветом образом произведений декоративно-прикладного искусства.

Нами были использованы все методы и приемы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.

Детей учили техники декоративной деятельности. На занятиях они овладевали выразительными средствами (узором, колоритом и др).

Методика обучения детей созданию образов-символов народныхузоров в содержании рисования и аппликации включает: рассматривание художественных вещей, анализ «изобразительных моделей оригиналов» узоров и нахождение изображенных на них частных образов в подлиннике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования или аппликации.

Для активизации процесса воплощения образа узора Л. Г. Васильева предлагает использовать такие приемы, как показ и объяснение последовательности его рисования с включением некоторых сведений о происхождении и художественно-образной основе. Показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ. Рассматривание динамических моделей создания образов узоров. В них задан алгоритм действий. Что позволяет ребенку представить последовательность работы.

В содержание занятий включали легенды, использовали художественное слова, музыку.

Чтобы придавать деятельности интерес и художественно-творческий характер создавали игровые ситуации. Дети часто участвовали в фольклорно-праздничной деятельности. Единство музыкальной деятельности составляющей основу фольклорных праздников и развлечений, и изобразительной деятельности, продукты которой ребенок может активно применить в праздничных действиях, оказывает положительное влияние на развитие детского творчества, создают у ребенка целостное представление о национальной культуре, является средством вхождения «в образ». Но самое главное, что «полотняной фольклор» нельзя рассматривать изолировано и вне связи с музыкальным и устным народным творчеством, так как праздники сопровождаются не только веселыми играми и хороводами, но и нарядностью одежд и демонстраций художественных творений народа.

«Проживание» ребенком древних праздников своего народа вызовет у него эмоциональный отклик, покажет ему значимость полученных знаний. А это будет способствовать в последующем воплощению пережитого (прочувственного и осознанного) в изобразительной деятельности, результатом чего явится интересный орнаментальный образ.

Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов выявило значительную динамику формированности знаний о чувашской вышивке в декоративных видах деятельности у детей экспериментальной группы. Дети научились узнавать и выделять чувашский орнамент. Научились видеть взаимосвязь между цветом, композицией и элементами узоров. Они стали лучше воспринимать содержание узоров в чувашской вышивке, словесно обозначать созданный ими образ. Появились знания о труде вышивальщиц. Истории возникновения образов-символов и изделий. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Полученные данные подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.

Читайте также:  Какие ткани не мнутся для шитья платья
Оцените статью