Мастер класс золотого шитья

Вышивка золотом и золотыми нитями

Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
Читайте также:  Контурные схемы для вышивок крестом

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Курс вышивки Золотное Шитье

Золотое, или золотное, шитье – это особая техника ручной вышивки, известная еще с древности. Как правило, для золотного шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель, трунцал, а также жемчуг, бисер, пайетки.

Хотите изучить основы золотного шитья или усовершенствовать имеющиеся навыки и умения? Тогда мы приглашаем вас в нашу школу ручной вышивки на курс «Золотное шитье». На протяжении веков вышивка золотом оставалась литургическим искусством, но в наши дни золотое шитье – не только церковное. Одежда и аксессуары, украшенные вышивкой золотом, все чаще появляются на подиуме в коллекциях От Кутюр. Мы предлагаем изучение приемов и техник золотного шитья в его «мирском» применении.

Занятия проводятся опытным преподавателем в специально оборудованном светлом помещении, все необходимые методические материалы и инструменты, предоставляются. Группы до 5 человек и индивидуальный подход позволяют в полной мере уделять внимание каждому ученику и оказывать необходимую помощь в процессе обучения.

Основной (базовый) курс 1 ступень
Вышивка Эполета — наплечного аксессуара, который крепится на плечо готового платья или жакета.

  • Подготовка к работе: натяжение ткани на пяльцах, перевод рисунка на ткань
  • Техника шитья золотом (вышивка в «прикреп»)
  • Вышивка канителью, трунцалом — шов по веревочке, насыпь, прорезная гладь, сеточка, стебельчатый стежок
  • Техника пришивания пайеток, синели, страз
  • Вышивка битью
  • Пришивание жемчуга по бели
  • Работа с золотой нитью
  • Создание объема
  • Варианты пришивания шнура
  • Обработка края готового изделия
  • Создание бахромы
  • Завершение работы

Длительность курса: 5 дней (40 часов).

Стоимость курса:
1 000 евро
Методические материалы и инструменты, проживание и питание входят в стоимость курса.
Оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на дату бронирования/внесения предоплаты.

“Драгоценное” рукоделие. Золотое шитье вчера и сегодня

Мы не устаем рассказывать вам о различных видах рукоделия. И о вышивке, конечно, в первую очередь! Сегодняшняя наша статья посвящена прекрасному древнейшему искусству — золотому шитью. Интересно ли вам, когда возникло это рукоделие, как оно развивалось на Руси и легко ли ему научиться сегодня? Мы думаем, что да, если вас заинтересовала эта тема. Обо всем перечисленном и пойдет речь дальше.

Мы уже упоминали о золотом шитье, когда рассказывали на страницах нашего журнала об английской вышивке , ее особенностях и истории развития. Принято считать, что это рукоделие зародилось на Востоке и на распространение его в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Сегодня мы хотим рассказать вам о золотом шитье на Руси.

История

На Руси искусство вышивки золотыми нитями появилось более тысячи лет назад, еще во времена принятия христианства и пришло к нам именно из Византии.

Самые древние сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н.э. Считается, что возникло это рукоделие в Пергамском царстве (располагалось на северо-западе Малой Азии) и пришло оттуда к римлянам.

С древних времен Русь связывали с Византией торговые и дипломатические отношения и на протяжении веков сюда привозились византийские произведения искусства: расшитые золотыми нитями византийские ткани (“паволоки”) были известны в Древней Руси еще до принятия христианства. И впоследствии в летописях не единожды упоминалось о расшитых золотом одеждах, предметах церковного обихода и одеяний духовенства, ввозимых из Царьграда.

Упоминания о русском золотом шитье встречаются в летописях и других источниках уже в 10-12 веках. В 11 веке в Киеве при монастыре даже существовала школа золотого шитья и тканья.

С 15 века ведущее место занимают царские мастерские, во главе которых были великие княгини. С начала 17 века с царскими мастерскими начинают соперничать мастерские купцов и солепромышленников, которые уже к середине столетия занимают превосходящие позиции. Чаще всего этим видом шитья занимались особо зажиточные люди, так как материалы для него были дорогими, а сам процесс работы был очень длителен и требовал много свободного времени.

Мастерские шитья, которые назывались светлицами, имелись почти в каждом знатном доме. Во главе такой мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. “Штат” мастерской составлялся в зависимости от общественного и материального положения главы дома и нередко в него входило около пятидесяти мастериц. В светлицах торговых и служилых людей золотым шитьем занимались крестьянки, а у цариц — жены и дочери служилых людей во главе с боярынями. Также мастерские имелись и при женских монастырях.

Рисунок для вышивки, как правило, выполнялся художниками-иконописцами. Вышивка велась на однотонных тканях: камке, тафте, шелке, атласе. Для прочности под них подкладывали хлопчатобумажное полотно или холст.

Вышивали позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Они были разными: прядеными, скаными, волочеными (в зависимости от способа изготовления). Пряденые представляли собой серебряные и золотые нити, обмотанные вокруг шелковинки, волоченые имели вид тонкой проволочки, а сканые были перевиты с шелковыми нитями. Золото и серебро (так же, как и драгоценные камни) были привозными. Нередко золотое шитье сочетали с украшением изделий жемчугом.

Произведения золотого шитья очень высокого ценились (что, конечно, неудивительно!) и занимали важное место в жизни Древней Руси. Их бережно хранили в богатых домах, церковных ризницах и монастырях, передавая из поколения в поколение.

В 18-19 веках происходит упадок церковного искусства. Со второй половины 19 века золотое шитье становится народным промыслом, создаются артели мастериц. В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства. Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.

Техника

Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.

Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.

Изначально рукоделие было действительно драгоценным, ведь работа выполнялась золотыми нитями. Впоследствии они были заменены на позолоченые, в которых содержался лишь небольшой процент золота. Поэтому декоративное шитье приобрело название “золотное”. Теперь в вышивке используются металлизированные нити .

Традиции золотого, или золотного шитья (сейчас для обозначения этого вида рукоделия используются оба названия) сохраняются по сей день. К настоящему времени это искусство приобретает все более “светские” черты. Мастерские золотого шитья по-прежнему существуют и при монастырях, но все шире оно применяется “в миру” для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений и картин.

Чтобы достичь вершин мастерства, ему обучаются на специальных курсах, но освоить азы золотого шитья (достаточные для того, чтобы создавать и украшать вещи своими руками) можно и самостоятельно. Наиболее оптимальный вариант для тех, кто желает приобщиться к древнему искусству, — это набор для вышивания . Да, сегодня есть и такие, которые позволяют шаг за шагом создать свой шедевр.

Мы пообщались с автором и разработчиком таких наборов, генеральным директором компании “Гладкий Мир” Светланой Лукиновой.

— Светлана, в чем вы видите особенности золотого шитья в сравнении с другими видами вышивки?

— Золотое, или золотное шитье — это отдельный вид рукоделия. Хотя техника нередко и перекликается с вышивкой гладью. Так, например, довольно часто используется стежок, применимый в двусторонней глади. А шов “вприкреп”. Куда же без него? Но, тем не менее, большинство стежков, которые используются для вышивки золотом, уникальны. Чего стоит вышивка по картону!

Существенно отличают золотое шитье от других видов творчества материалы, которые используются для вышивки. Металлизированные нити и шнурки, картон и фетр, шелк и хлопок — все это необходимо для создания вышивок в технике “золотное шитье”.

— Как у вас возникла идея создания наборов по золотому шитью? Насколько они подходят для новичков?

— Золотошвейки ревностно хранят свои секреты, но команда “Гладкий Мир” решила приоткрыть завесу тайны искусства золотого шитья. “Гладкий Мир” родился вопреки всему. Мы разбиваем стереотипы, что вышивать гладью и золотом сложно.

Мы создали уникальные в России наборы по вышивке золотом, снабдили их всем необходимым для вашего творчества и описали каждый стежок. Цветные фотографии каждого вышиваемого элемента позволяют шаг за шагом выполнить свой, собственный шедевр. Под силу ли вышивка золотом для начинающих рукодельниц? С “Гладким Миром”? Конечно! Описание настолько подробно, что вы обречены на успех.

— Какие материалы для вышивки предлагаются в наборах? Почему выбор был сделан в пользу такой комплектации?

— Все формы и трафареты подготавливаются для наборов вручную, нити и шнурки — самого высокого качества. Естественно, сердце каждого набора — это его описание. В наборе не предложена основа для вышивки: ее вы можете выбрать сами. В качестве основы может использоваться любая ткань, хорошо держащая форму.

И, кстати, мы учли ваши просьбы и сделали золотое шитье применимым. Украсите ли вы шкатулку или обложку на паспорт, шляпку или пальто; золотой орнамент станет декором очечника или же вы сделаете красивое панно… — выбор за вами!

Оцените статью