Мастер-класс Батик Мастер — класс горячий батик Краска
Для работы в технике горячего батика вам нужны следующие материалы и инструменты: ткань белая (хб), подрамник (у меня размер 40х30см), кнопки для натягивания ткани, краски для батика «Гамма хобби», (не покупайте Гамма акрил для такого вида росписи они не годятся. ) Кисти разной толщины для росписи (каланок, пони) и разной толщины щетина для воска. Палитра и банка с водой. И основные инструменты для воска чанинги тоже разной толщины и формы и конечно же обычные технические свечи или парафин. И фен желательно с функцией холодного воздуха. Утюг и много газет.
Это чанинги, продаются в художественных салонах. Лучше всего для росписи круглый чанинг — он долго держит температуру воска и удобен в использовании
Такое приспособление необходимо для нагревания воска, это банка из под краски внутри врезана лампочка 75 ват. внутрь вставляем банку меньшего размера и в ней постоянно греется воск. Можно греть воск и на водяной бане в домашних условиях это проще.
Переводим рисунок на ткань карандашом, заливаем воском те места которые хотим оставить белыми у меня это блики и белая ткань. Потом самым светлым тоном красим предметы. Перед нанесением воска работу необходимо сушить. на мокрую ткань воск не ложится. И еще один важный момент — воск должен быть горячим но не кипеть. он должен полностью пропитать ткань. и сделать ее темнее, а не ложится на нее белой пеленой.
Закрашиваем воском те места которые мы хотим закрепить и сразу же можем покрывать предметы более темным цветом и оттенками. Старайтесь чтобы не было резких переходов цвета и тона тогда работа будет более живописной.
Горячий батик: техника выполнения, мастер-класс с фото и видео
Художественное рисование по ткани по старинным китайским традициям развивалось с производства знаменитого живописного шелка. Оно начиналось с особого механического способа окрашивания текстиля, отчего приобрело название горячий батик, техника выполнения которого применялась на основе работы с горячим воском.
Приемы создания красивейших узоров по шелку и других натуральных тканей продолжает существовать лишь благодаря востребованности этого занятия как искусства и как ремесла, выделяя мастеров батика по всему миру. Знакомство с батиком обычно завлекают своими великолепными работами, увиденными где-нибудь на выставках шарфов ручной работы, или просто живописи по шелку, но как делать такие вещи, кажется, что процесс изготовления расписанных изделий не тяготит.
Основные этапы
Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие. Очертания рисунков наносится чантингом. Фото того, как примерно выглядит инструмент:
Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.
Воск не должен остывать на поверхности ткани, он должен пропитаться в ткань, поэтому в работе нельзя медлить. Линии должны быть непрерывны, если у вас в планах ограничивать цвет именно по очертанию узора.
Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.
Роспись платка
Рассмотрим мастер-класс по созданию модного аксессуара с цветами своими руками. При выполнении техники безопасности и инструкции по шагам, возможно, получится не только новая красивая вещь, но и новый художник по шелку.
Для начала приготовьте такие материалы по списку:
- шелковый отрезок;
- краски, предназначенные для шелка;
- кисти щетинные, синтетические и натуральные;
- подрамник из деревянных брусков;
- воск или свечи;
- старые емкости эмалированные и жестяные;
- канцелярские гвозди с широкими шляпками;
- газетная макулатура;
- шаблон, картинки;
- очищенная или дистиллированная вода.
Шаг 1. Ткань нужно простирать в горячей воде, даже если она новая. Нужно смывать все нежелательные химические соединения, которые могут остаться от производства, так как химические краски могут реагировать и испортить цвет. Не высушенную ткань натягиваем на подрамник с помощью кнопок, сначала за углы, затем за середины сторон, и так далее, пока наш платок не будет натянут как барабанная поверхность.
Шаг 2. После высыхания подкладываем под низ эскиз. Тонкое полотно шелка почти прозрачное. На хлопке рисунок можно нанести фантомный маркером или мягким карандашом. Опытные мастера могут навести чантингом свободный рисунок.
Шаг 3. Растапливаем воск на водяной бане. Закидываем кусочки в жестяную баночку, помещаем в кастрюле с небольшим количеством воды, ставим на огонь, также в баночку с воском разогреваем щетинные кисти.
Шаг 4. Начинаем «рисовать» на сухой ткани. Воск наносим на предполагаемые самые светлые места и разбрызгиваем кистями. Слегка намочив ткань водой, берем краски самых светлых тонов или очень разбавленными цветами дистиллированной водой. Теперь даем высохнуть.
Шаг 4. Добавляем еще линий из воска и еще брызг, снова покрываем красками, но уже по тону темнее. Проделывайте эти манипуляции до последних штрихов.
Шаг 5. По завершению окрашивания, снимаем ткань с подрамника. Теперь нам нужно снять воск сначала механическим способом, отшелушить его вручную. Затем берем кипу газет и начинаем выпаривать утюгом между бумагой оставшийся воск, пока газеты не станут чистыми.
Художественные приемы
Горячий батик можно выполнять с помощью трафаретов, вырежьте нужные вам рисунки и щетинными кистями разбрызгайте воск через отверстия.
Используйте соль для получения водных капельных разводов. Посыпьте слегка на мокрый рисунок.
На мокрой ткани краски растекаются свободнее, на сухой можно наносить четкие линии тонкими кистями, для определения контуров. Ограничивающие детали могут удерживать краску, внутри же островков можете наносить разные цвета для плавных переходов.
Растопленный воск можно наносить кистью.
Видео по теме статьи
Мастер-класс: многослойный горячий батик «Анютины глазки»
Представляю Вашему вниманию мастер-класс по многослойному горячему батику на примере росписи платка «Анютины глазки». Для этого Вам понадобятся следующие материалы и инструменты:
Материалы:
— натуральный шелк (атлас, крепдешин, шифон) – 90х90см.
— парозакрепляемые красители (либо другие, доступные вам красители)
Инструменты:
— флейцы разной ширины
— щетинные кисти для росписи воском разного размера и конфигурации
— колонковые (любые другие) кисти для росписи красителями
— плавильня для воска
Этот платок я рисовала без эскиза. Внимательно изучила разные виды анютиных глазок, их строение, цвета, и выбрала те, которые больше пришлись по душе.
Натягиваем ткань на раму . Разводим красители для первого слоя росписи: желтый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый, голубой средней концентрации.
Роспись будем вести «от пятна». То есть, наносим красители в местах расположения анютиных глазок, а не по всей поверхности ткани. Сначала намечаем желтым цветом серединку:
потом обводим ее бирюзой или голубым, совмещая слои и добиваясь красивых разводов,
а уже потом – фиолетовым или сиреневым, окончательно оформляя силуэт цветка:
Располагаем цветы на платке, как душа пожелает ) Я решила разбросать их по диагонали: от крупных цветков в одном углу, до мелких — в другом.
Нагреваем воск, берем в руки круглую щетинную кисточку и начинаем роспись лепестков воском. Стараемся не заходить за края цветного силуэта цветка.
Теперь немного усиливаем концентрацию фиолетового, сиреневого и голубого красителей и дорисовываем нижние лепестки анютиных глазок:
Аккуратно вытираем ватной палочкой или тряпочкой краску с восковых лепестков.
Опять разогреваем воск и резервируем нижние лепестки воском.
Теперь берем чистую щетинную кисть (флейц) и наносим воду по всей поверхности фиалок. Краситель размывается ореолы вокруг цветков, они становятся мягче и бледнее. Это не всегда нужно делать, иногда четкие ореолы играют на руку, но в данном случае они мне не нужны.
Когда ткань просохнет, разводим красители для росписи листьев: изумрудный и сине-зеленый средней концетрации. Наносим красители пятнами «по месту», то есть по той же диагонали с цветами:
Вытираем тряпочкой краситель с воска. В случае, если Вы наносили воск тонким слоем, часть красителя все равно успеет войти в воск и создаст интересный эффект на атласной стороне, на котором я более подробно остановлюсь позже.
Теперь разогреваем батик-штифт и начинаем роспись стебельков и листьев. Если у Вас нет такого экзотического инструмента, можно воспользоваться щетинными кистями разного размера. Я некоторые листья рисуя кистями. Получается менее аккуратно, но при определенной сноровке эта разница нивелируется )
Осталось самое приятное: итоговое перекрытие цветом. Мне «заказали» фиолетовый, клюквенный и насыщенный синий. Вы можете использовать те, что ближе к сердцу лежат. Но не забывайте, что они должны хорошо совместиться с зеленым и органично дополнять цвета анютиных глазок.
Не забываем старательно удалять краситель с воскового слоя.
Вот так выглядит платок после итогового перекрытия с еще не снятым восковым слоем на листьях и лепестках.
Выпариваем воск через газеты и повторно натягиваем ткань на раму. Тонкой кисточкой концентрированным синим или фиолетовым красителем рисуем прожилки в центре некоторых цветков.
Вот здесь хотела обратить Ваше внимание на интересный эффект, о котором писала ранее. Когда я сняла воск, в первый момент расстроилась, увидев, что краситель, попавший во время перекрытия фона на восковые лепестки, глубоко проник в восковой слой, и соответственно – в ткань (это хорошо видно на фото вверху). Цвет стал местами гораздо менее яркий и как бы сказать, «забитый». Но повертев платок в руках, при разном освещении, я поняла, что этот «дефект» сыграл платку на руку. Анютины глазки ассимилировались в окружающий фон, стали менее «лубочными» и создали эффект слегка состаренного шелка. Это с атласной стороны. А с изнаночной, матовой — цвет остался чистым и ярким. В общем, платок получился на любой вкус.
Матовая сторона с чистым цветом:
Конечно, после окрашивания необходимо закрепить краски, постирать и желательно вручную подшить платок.
Спасибо за внимание! Задавайте вопросы, если что-то не ясно — я с удовольствием отвечу.