Мастер классы золотного шитья

Вышивание: мастер-класс по золотному шитью, приемы и советы вышивки

Золотное шитье – вышивка золотными нитями, которые производят из синтетической пряжи и пленки, имитирующей металлическую и металлизированную нить

. Эти нити обладают металлическим блеском и выпускаются не только «золотыми», «серебряными» и «медными», но и всех цветов радуги – от красного до фиолетового.

Золотные нити различаются и по толщине, и по фактуре, имеют вид тончайшей узенькой пленочки (люрекс), хлопковой нити с добавлением пленки, нити, похожей на скань, канитель, мишуру, а также выпускаются в виде тонкого и толстого шнура, отделочной тесьмы и др. Изобилие разнообразных материалов для золотного шитья позволило широко использовать его для украшения одежды и предметов быта. Однако все эти материалы, как и металлические и металлизированные нити, весьма хрупкие, при работе они ломаются, шить ими иглой обычным способом невозможно.

Поэтому золотное шитье полностью аналогично золотому – в нем используются те же швы, те же приемы и соблюдаются те же правила.

История владимирской глади

Декоративно-прикладное искусство на Владимирской земле было весьма высоко развито, и раскопки на территории Владимиро-Суздальского княжества XI–XII вв позволяют судить по найденным образцам расшитых изделий, что вышивка пользовалась большой популярностью и отличалась особым мастерством.

Богатые праздничные одежды украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, что было недешево, и русские рукодельницы прошлого сталкивались с той же проблемой, что и золотошвейные мастера всего мира — с необходимостью экономить дорогостоящие материалы.

Читайте также:  Откуда начать вышивать картину крестиком

В двусторонней вышивке гладью, как мы уже с вами знаем, изнанка выглядит точно так же, как и лицевая сторона, то есть расход нити умножается вдвое. Это было совершенно нецелесообразной тратой дорогих ниток, поэтому со временем появилась гладь вприкреп, в которой золотые и серебряные нити шли лишь по лицевой стороне, а для прочности прихватывались мелкими стежками шелком, которые надежно фиксировали вышивку.

Предполагается, что именно эта идея легла позднее в основу владимирского шитья, которое окончательно оформилось лишь к XVIII веку, прочно переплетаясь с историей мстёрской вышивки.

Основу мстёрского вышивального промысла заложили монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстёра. У мстёрских мастериц были свои излюбленные техники — например, огромной популярностью пользовалась тончайшая мстёрская белая гладь.

Помимо прочих техник монахини стали использовать и владимирское шитье, которое применялось различными мастерицами Владимирской области.

Стежки и виды золотого рукоделия

Драгоценное шитье серебром и золотом распространилось с появлением христианской, а затем и православной церкви. Облачение первых священников, убранство храмов, покровы для ларей с мощами святых – все это было заслугой первых золотошвеек. Их мастерство выросло настолько, что предметы церковного обихода вывозились даже в Византию, из которой христианство пришло на Русь.

Со временем организовались крупные школы, сначала в монастырях, а затем и в столице, получив название «царицыных». Обучение первоосновам драгоценного шитья длилось не менее семи лет, а совершенствовалось всю оставшуюся жизнь.

Тем, кто шил убранство для церквей и храмов, необходимо было знание не только о способах вышивки. Им нужно было точно знать назначение каждого предмета, сверяться с церковными канонами, соблюдать всю принятую духовенством символику, не отступая от нее ни на один золоченый шов. По историческим летописям восстановлены названия первых нитей, стежков и узоров. Нити получали эксклюзивным способом:

    Волочением – вытягивали тончайшую проволоку из драгметалла;

  • Пряденые – обвивая золотом хлопковые нити;
  • Скань – сплетение пряденых нитей с шелком;
  • Бить – тонкая узкая полоска кайма, получавшаяся посредством битья по нагретому золоту или серебру;
  • Витушка или канитель – тонкая бить (полоса), скрученная спиралевидным способом.
  • Шитье золотом помогло расцвести еще одному исконно русскому виду рукоделия – вышивке речным жемчугом.

    Что же такое владимирская гладь и почему ее называют также «верхошов»?

    Владимирское шитье — действительно не очень сложная в исполнении техника, поэтому вы без труда сможете ее освоить. В работе используется несколько видов швов, но самым главным приемом можно считать простые односторонние гладьевые стежки.

    Вышивают, как правило, в 4-6 нитей, то есть ваша рабочая нить должна быть действительно толстой. Игла выводится на лицевую сторону по контуру рисунка, делается стежок, а затем игла снова выводится на лицо через 1-2 ниточки в стороне от последнего прокола. Стежки могут быть различной длины — в частности на округлых изогнутых мотивах для большей плавности чередуют короткие и длинные стежки.

    В результате на лицевой стороне у вас получается равномерное покрытие, а на изнанке — только пунктир по контурам. Именно поэтому владимирскую гладь и называют также «владимирский верхошов» — стежки идут «по верху», но не по изнанке.

    В работе также широко используется стебельчатый шов для вышивки различных растительных мотивов, гладь «восьмерка», шов «козлик» применяется для заполнения участков листьев и цветов, а кроме того, почти в каждой работе встречаются накладные сетки, которые мы все знаем и любим в английской якобинской вышивке! Такие сетки или решетки чаще всего используют для заполнения сердцевинок цветов. Следует отметить, что во владимирской вышивке применяют самые простые сетки, тут не встретишь мудреного разнообразия якобинской вышивки, но сами техники одни и те же.

    Иногда вместо решеток для заполнения используются простые узоры, вышитые простыми прямыми стежками, к примеру, зигзаги или ромбы.

    Что касается цветовой гаммы, то главный цвет владимирского шитья, конечно же, красный. Дополняют его, как правило, не менее яркий синий, зеленый, желтый.

    11 января состоится старт проекта «Шьём судьбу», но уже сейчас он даёт определённые плоды: во-первых, мастерицы столкнулись с совершенно другой системой мышления — артельной, которая во многом стоит в противовес личностному и пирамидальному принципам предприятий.

    Во-вторых, погружаясь в мир наших предков, мастерицы обнаруживают для себя сложность простого: за простыми начальными швами, вещами, привычными не только с детства, но и по крою, шитью (многие кураторы проекта профессиональные швеи) для наших прабабушек были наполнены магией, позволяли творить настоящее волшебство. В связи с этим будем делиться с вами некоторыми секретами — вдруг это и вас вдохновит?!

    Простые или Начальные швы

    Данные швы, с одной стороны, называются простыми по технике исполнения, с другой стороны, они «универсальны», т.к. сочетаются с любыми типами счётных, гладьевых и др. швов в русской вышивке.

    Ими можно выполнить как геометрический, так и растительный или животный орнамент, выполняя его по контуру, так и заполняя ими сам рисунок изнутри. Их осилит ребёнок уже в 3-хлетнем возрасте, а именно с него начинали учить шить и вышивать, т.к. считали данные методы мощнейшими способами сотворения своей судьбы, будущего.

    И именно поэтому даже в простых швах наши предки «спрятали» или видели подсказки Бога, наделяя каждый из них волшебными свойствами.

    Уже само слово «простой», при прослеживании его этимологии, открывает нам удивительные тайны:

    Пъ — по — следование по чему-либо;

    Ро — внутренний свет, душа;

    Съ — со — совместность;

    Сът — сот(ы) — шестигранная структура, создаваемая раделами (пчёлами) — символ того, что «душа обязана трудиться..»;

    Съто — сто — век, отпущенный человеку для физического совершенства;

    То — безличное указательное местоимение, признак божественной энергии;

    I — преодоление хлада души за счёт веры.

    Вывод: всё, что кажется нам простым, на самом деле учит нас «следовать за Богом, опираясь на свет души, идя совместно с соратниками, в труде совершенствуя тело и душу, во всём видя Бога, преодолевая силой веры хлад души (лень, обидчивость и равнодушие)». Как сами понимаете, это не только про швы.

    А поскольку второе название этих швов — «начальные», то мы можем опереться в своих знаниях на сказочные принципы: «начало начал», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «лыко да мочало — начинай с начала», «начинается с начала или с конца палка в зубах у пса» и т.д.

    Для наших предков принцип начала был связан с образом Света Ра — первым импульсом жизни, с которого началось рождение Вселенной, его символьным отображением в славянской мифологии является яйцо. То самое яйцо, в котором хранится смерть Кощея — игла. А со смертью этого персонажа начинается новый мир для героев — счастливый и радостный.

    Именно поэтому наши предки замыкали любую вышивку в круг, когда начало и конец совпадают — так рождался принцип нерушимости линии вышивки, строчки, жизни, бесконечности сказки и счастья, выраженного в символах.

    К ним относились:

    1. Шов вперед иголку: простой; в два приема; в набор; с перевивом
    2. Шов за иголку: простой и двойная строчка
    3. Шов назад иголку: простой, точки, квадраты, с перевитием, тройная строчка
    4. Шов рубец: простой, строчкой, с орнаментом; запошивка
    5. Шов через край – обычный и для верхнего платья
    6. Старинный шов через край
    7. Ажурные соединительные швы (около 20 видов — зависит от губернии)
    8. Стебельчатый – простой и украшающий
    9. Петельный: простой, лучистый, для аппликации, лесенка, с перевивом, кустики, полукруг, листики, треугольники, двойной, сплошной
    10. Тамбурный: простой, обвитый, расширенный, двухрядный, полупетля, елочка, ломанная елочка

    А сколько из этого швов умеете делать вы?

    См. также Золотые ключи народного костюма — сотвори свой передник на задачу, узнай магию цвета и шитья.

    Еще немного о творчестве иглой…

    Наши прабабушки вышивали в основном в осенне-зимний период, и этому было целый ряд причин:

    1) весенне-летний период все, от мала до велика, были заняты в аграрно-полевых работах;

    2) шитьё и вышивка считались процессом очень ответственным, не допускающим спешки и суеты;

    3) осенне-зимний период шёл под покровительством Богов Нави и Прави, а значит творчество в этот период максимально способствует пониманию того, от чего надо освободить душу и сознание, чтобы желаемое осуществилось.

    Кроме того, существовал ещё целый ряд примет и поверий, которые были связаны с календарём, пониманием назначения вещи, функций Богов, связанных с целью творения — мечтой. Вот давайте поговорим о некоторых из них.

    Читай также: Когда начинать сотворение вещей. Как наши предки создавали живые вещи.

    Правила вышивки

    • Начать работу старались с восходом Солнца или вскоре после него, т.к. в это время идёт максимальный поток божественных сил;

    • Садились вышивать у восточного или южного окна не только потому, что там больше света, но и потому, что это благостные стороны, с них приходит всё новое;

    • В таких сложных вышивках, как вышивка по сетке, золотой канителью, двусторонней гладью без пяльцев невозможна. Эти вышивки предполагают работу двумя руками одновременно.

    В более простых типах вышивки считалось, что пяльцы особо нужно использовать, когда вышиваются навные вещи: поминальные, рушники, рубахи для умершего человека, вещи для болезненного человека – там пяльцы помогает не выпускать Навь, которая отображается в рисунках.

    В создании правных вещей пяльцы не является препятствием, т.к. энергия течет не только от края до края рисунка, но еще и сверху вниз, поэтому закольцовывать или мешать пяльцы, орнамент от окружающего мира не может.

    Читай также: Сакральное значение пяльцев. Славянские правила вышивки.

    Если ставилась цель изолировать вышивку от мира, как в вышивании навных вещей, обычно пяльцы заговаривались защитными заговорами до начала работы, окуривались бесогонными травами или обматывались туго красной ниткой. Такие пяльцы хранились отдельно и на правные вещи они не использовались.

    У моей бабушки, например, были пяльцы с осины, которые использовались только для вышивания навных вещей, а вот березовые и липовые она использовала для явных и правных творений.

    • Порядок вышивки на одежде у староверов и старообрядцев встречается в двух вариантах. Первый — по уже готовой одежде, где еще не закрыта подоплёка, нет подгибки и обработки подола, рукавов и горловины.

    Второй — когда одежда сшивалась крестом, т.е. к основному стану были пришиты рукава, и на этом кресте уже делалась вышивка таким образом, чтобы при сшивании боковых швов закрыть её последними стежками в круг.

    Это было очень важное условие: таким образом по подолу вышивка закрывала человека от нави, усиливала контакт с предками.

    На рукавах круг вышивки оберегал от зла, идущего со стороны соратников и социума вообще, а также учил принимать людей, договариваться с ним на артельное взаимодействие. На горловине круг вышивки получался разомкнут застёжкой для того, чтоб в наш мир вошёл Бог.

    • Часто подгибкой (и подоплёкой по горловине и вороту) закрывалась изнанка вышивки, даже если та была двусторонней — чтобы никто не смог даже исподтишка вмешаться в вашу судьбу. Хотя встречаются и варианты, когда на рукавах, манжетах изнанка вышивки не закрывалась, потому что руки — это то, чем творит человек свой путь в мире Яви, двигаясь в Правь.

    П.С. Для тех, кто хочет научиться сотворять живые вещи, которые помогают достигать желаемых результатов, в помощь книга «Чудо простых швов».

    П.П.С. А вы любите вышивать?
    • 40shares
    • Vk31
    • Ok4
    • Fb5
    • WhA
    • Vib
    • Tel
    • Sk

    Владимирская гладь: схемы

    Владимирское шитье отличается незамысловатыми узорами с растительными элементами, поэтому при должной сноровке вы сможете даже самостоятельно нарисовать дизайн в этом стиле! Ниже вы найдете готовые схемы для владимирского верхошва:

    Фото: pinterest Автор материала: Красная нить

    Оцените статью