Мастерица по кружевам одним

Мастерица вяжет умопомрачительные вещи в технике ирландского кружева

Любите ли вы кружево так, как люблю его я? Думаю, ни одна представительница прекрасного пола не в состоянии спокойно пройти мимо тонких и замысловатых кружев — дивных переплетений, рождающих тончайшую паутинку красоты.

Кружево ручной работы было и есть — дорогое удовольствие, требующее много усердия и мастерства. Но плести на коклюшках или вышивать кружево иглой может и готова далеко не каждая рукодельница, ведь на создание даже небольшой полоски уйдёт множество часов.

Однако и здесь мастерицы когда-то нашли выход и на свет родилась новая потрясающая техника — ирландское кружево крючком!

Основные мотивы ирландского кружева — это природные элементы: листики, цветки, веточки. Вся прелесть такого кружева заключается в том, что элементы вяжутся отдельно, затем соединяются сеткой в процессе её вязания.

Сегодня я покажу вам потрясающие работы в технике ирландского кружева от Мастера с большой буквы — Елены Рябовой . Вещи, созданные её трудолюбивыми руками, поистине поражают своим изяществом, благородством и богатством.

Все фото взяты из инстаграма автора: @elena_ryabova_kruzhevo

Кажется, будто смотришь на репродукции нарядов конца 19 века — такая изысканность, строгость линий, и прелестная старомодность. Да, эти костюмы великолепны, но носить их сможет не каждая. Чтобы надеть вещи Елены, нужно обладать определённым шармом — это вам не свитер оверсайз, который таскает современная девчонка в джинсах-бойфрендах и кедах.

Каждый мотив Елена вывязывает отдельно , затем соединяет с помощью сетки. Материалы самые разнообразные, в зависимости от модели — и натуральный шёлк, и вискоза, и хлопок, и ангора. Создаёт мастерица вещи не только в технике ирландского кружева — Елена не боится совмещать разные приёмы и способы вязания: есть у неё немало комбинированных работ, где помимо ирландского кружева присутствует брюггское кружево и другие элементы, связанные как крючком, так и спицами.

Читайте также:  Схемы плетения бисером жгуты пошагово

Со старомодностью я, конечно, немного погорячилась — есть у рукодельницы и вполне современные по нынешним меркам модели. Например, вот эта дивная туника, выполненная в совмещённой технике. От такой нежности даже искомая девочка в джинсах и кедах не откажется.

И название у туники соответствующее — «Нежное облако» , ведь вещь воздушная и хрупкая, связана из мягкой полушерсти.

В теории техника ирландского кружева выглядит несложно: знай себе вяжи отдельно элементы, которых вроде бы не так уж и много, а потом соединяй их с помощью сетки. Но недостаточно просто связать «листики-цветочки» и соединить сеткой — для безукоризненного овладения этой техникой нужно обладать чувством меры, тонким вкусом и хорошим глазомером.

Но даже если дизайнер из вас так себе, а связать очень хочется — расстраиваться не стоит: можно приобрести у Елены готовый мастер-класс и связать точно по её описанию ту вещь, которая так понравилась. А со временем, «набив руку», вы и сами поймёте, что именно нужно для вас и как это вязать, если всё ещё будете заинтересованы в данной технике. А я думаю, что будете — раз поймав в свои кружевные сети, «ирландия» уже никого не отпускает. ☺

А вы любите ирландское кружево? Вязали что-нибудь в этой технике, как впечатления?

Виды ручного кружевоплетения

Виды ручного кружевоплетения

Кружево — чудесный аспект народной культуры. Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Тонко выполненное, изысканное кружево всегда было признаком роскоши и богатства. Существует довольно много видов кружевоплетения и в данной статье мне хотелось бы сделать краткий обзор наиболее известных техник плетения ручного кружева.

Фриволите

Начать свой мини-обзор мне хотелось бы с горячо любимого мною челночного кружевоплетения – фриволите. Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью одного или нескольких челноков (или иглы). Соединяют отдельные элементы между собой с помощью крючка.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут определить, где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Одно известно точно, что в Россию оно пришло из Франции. Фриволите дает мастеру большой простор для создания разнообразных кружевных изделий от традиционных салфеток и воротничков до шляпок, митенок, декора разнообразной одежды, скатертей, эксклюзивного постельного белья, предметов интерьера, декоративных панно и, конечно же, кружевных украшений.

Именно на основе фриволите московскими мастерицами была разработана новая техника – Анкарс или ювелирное кружево. Анкарс по определению разработчиков — это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения (фриволите) или после его завершения. При создании изделий в технике анкарс используются не только приемы фриволите, но и техники плетения с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения, макраме.

Также особенностью данной техники является широкое использование различных декорирующих материалов: бисера, камней, кристаллов, жемчуга и т.д. Анкарс позволяет создать удивительные объемные и в то же время легкие кружевные украшения. Изделия, выполненные в технике анкарс, позвольте проиллюстрировать своими авторскими работами.

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. В этой технике выполняют различные элементы декора интерьера, предметы одежды, сумочки, украшения и т.д.

Отдельно хочется отметить “ответвление” классического макраме – микромакраме — техника, в которой талантливые мастера создают необычные и очень красивые украшения.

Филе (филейное кружево)

Основа филейного кружева — сетка, которая специальным образом декорируется.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. Основа красивого филейного фона, как и любого узелкового кружева — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки.

Коклюшечное кружево

Особое место в русском кружевоплетении занимает получившее в нашей стране широкое распространение коклюшечное кружевоплетение. Кто же не видел чудесные ажурные кружевные шали, выполненные в этой технике? Русское кружевоплетение на коклюшках было воспринято из Европы в 17 веке, получило большое развитие и стало истинным национальным видом декоративно-прикладного творчества. Этот вид ручного кружевоплетения осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки.

При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

И, наконец, кружево, выполненное крючком. Конечно, формально это не кружево, а его имитация.

Но разве это имеет значение, особенно в свете того, что возможности вязания крючком практически безграничны: мастерицы вяжут как простые элементы, такие как кайма скатерти, так и полноценные наряды, такие как, например, это шикарное пальто в технике ирландского кружева:

Так что мастерицы и мастера, выбираем технику себе по вкусу, вооружаемся коклюшками, челноками и крючками и – вперед, творить ажурную кружевную красоту!

Кружевница-мастерица кружева свои плетет

Мастерица-кружевница кружева свои плетет,

И коклюшки, словно птицы, отправляются в полет.

Нитей длинные дороги заплетаются в узор,

Открывая мастерице для фантазий кругозор.

Вот цветочек хрупкий, нежный, «распустился» в полотне,

Это маленький подснежник рад красавице весне.

Ну, а вот, крыло жар-птицы поражает красотой,

Лето в платьице из ситца вновь зовет нас за собой

Лист кленовый, закружившись, вдруг к ногам твоим падет,

Это осень золотая гордой поступью идет,

Застилая все дороги желтым бархатом листвы,

Чтобы встретить вихрь снежинок королевишны зимы.

Вот так поэтично описывает поэтесса Евгения Мухина сам процесс кружевоплетения. Но и кружевницы без внимания мастеров кисти и пера не остались.

Образ молодой женщины за рукоделием всегда занимал значительное место в изобразительном искусстве. Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой всё самое лучшее — женственность, добродетель, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало быт.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что самая известная кружевница в нашей стране — это девушка с полотна Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Автор создал портрет кружевницы в 47-летнем возрасте, в год получения своей вольной (1823).

«Кружевница» относится к жанровым портретам и была одной из работ, представленных на соискание звания художника при Совете Императорской Академии художеств.

Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на зрителя. Именно этот момент запечатлен на полотне.

Современник Павел Свиньин писал: «…и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства… в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту… и все изображено с такой правдой и простотой»

Чуть озорной взгляд кружевницы придает картине радостное, романтическое настроение. Глядя на девушку, создается впечатление, что работа ей не в тягость, приносит удовольствие. Это делает портрет неизвестной девушки одной из наших любимых картин.

А вот еще известное многим полотно, изображающее девушку-кружевницу.

Автор «Кружевницы» Василий Васильевич Верещагин. Это одна из самых значительных работ русского цикла художника. Живописец показывает нам не только внешний облик и характер своей героини, но и очень тщательно выписывает кружева, сплетенные мастерицей и украшающие ее льняную рубаху.

На следующем, более современном полотне группа девушек, среди которых можно видеть и кружевниц и кружева. Есть предположение, что в одной из девушек художник изобразил жену со спины.

Вологда. Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России. Здесь находится единственный в мире Музей кружева.

Как не упомянуть здесь о Вологодских кружевницах!

Н. И. Крюков «Вологодские кружевницы». 1927г.

«Калязинские кружевницы» Е.А. Кацман, 1928г.

Калязин — старинный город на берегу Волги.

Кружевной промысел в этом городе рождается в 1654 году, когда в Калязин, в Троицкий монастырь, убежав от эпидемии чумы, переезжает царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича. Вместе со слугами она привозит мастериц, обученных плести кружева из золотой и серебряной нити. В то время кружево делалось как численное, без сколка — золотом, серебром, тканью, с шелком, украшенное жемчугом, пухом, мехом горностая и фигурными металлическими предметами. К 1880г. г. Калязин становится крупным центром кружевной промышленности.

В собрании Вологодского государственного музея-заповедника хранятся живописные картины местных художников, посвящённые искусству кружевоплетения — древнейшему промыслу, бытующему на Русском Севере.

Одна из таких работ — портрет кружевницы А.С Брантовой созданная в 1947 году вологодским живописцем Н. М Ширякиным

Если присмотреться, кружевница изображена в тот момент, когда она отвлеклась от работы и задумалась. О чем задумалась немолодая женщина? Может воспоминания какие-то под мелодичный перезвон коклюшек посетили ее?

К образу кружевницы обращались художники не только в России.

Самым известным зарубежным полотном с изображением кружевницы считается картина нидерланского художника живописца Яна Вермеера.

Ян Верме́ер, «Кружевница», 1664 г.

Ян Верме́ер любил изображать дворянок. На полотне более состоятельная девушка, чем на полотне В. Тропинина.

Можно предположить, что кружевница хозяйка или хозяйская дочь. Так как в 17-м веке плетение кружев было модным и доходным делом, то девочек и девушек обучали этому мастерству с малых лет, и они могли таким ремеслом даже обеспечить себе приданое.Кружево в те времена ценилось на вес золота (в прямом смысле слова) и приравнивалось к искусству, требующему от исполнительницы фантазии, усидчивости и сноровки.

На полотнах художников мы видим, что работа приносит кружевнице не всегда одно удовольствие. Часто кружевоплетение было единственным способом заработать.

Одним из лидеров итальянской школы «реальности» считается Бернард Кейл. Он писал, в основном, сцены из жизни простолюдинов. Его картина «Кружевница» относится к числу наиболее известных.

Бернард Кейл, «Кружевница».

Бельгийский художник — Джозефус Лорентиу

Эмма Экваль. «Юная кружевница», 1925г

Эмма Экваль была шведским художником. Она училась несколько лет в Академии художеств в Стокгольме. После окончания школы Эмма провела некоторое время в Мюнхене и Лейпциге. Она рисовала портреты, жанровые картины и натюрморты с детьми.

Алоис Теларик «Кружевница»

Разные времена, различные социальные слои, разные бытовые условия.

Каспар Нетшер «Кружевница»

Питер Корнелиус ван Слингеланд. «Женщина, плетущая кружево, с двумя детьми»

Итальянский неизвестный художник «Кружевница»

Фирмин Баес «Кружевница»

Франц ван Мирис Кружевница

Джеймс Лобли. Кружевница

Работа неизвестного автора. Здесь точно мало удовольствия на лице молодой женщины.

Работа неизвестного автора. Вот так постигаются азы кружевоплетения. Рядом наставница. Скорее всего это бабушка — с какой теплотой она смотрит на юную кружевницу!

Образ мастерицы кружевоплетения вдохновлял скульпторов на создание шедевров. В разных городах и странах это достойные произведения зодчества.

Португалия. Изумительный и очень нежный, реалистичный памятник кружевнице разместился в г. Вила-ду-Конде (округ Порту). Памятник поставлен 7 ноября 1993 года по решению Городского совета как дань памяти всем женщинам-кружевницам города.

Финляндия. В Финляндии роль кружевной столицы выполняет город Раума. Прямо на зелёной лужайке, во дворике возле дома в тени дерева, сидит мастерица. Обычная быторая сценка из жизни кружевницы. Все домашние дела переделаны ещё с утра, а теперь можно и кружевоплетением заняться. Не мешают проходящие мимо жители и туристы. Время не ждёт, заказ надо выполнить ко времени. Под мелодичный перезвон коклюшек и шелест листвы можно подумать о жизни или о планах на завтра.

Этот памятник был установлен в 1976 г. в память о традициях кружевоплетения, заложенных в 17 веке и продолжающихся до наших дней. Автор скульптуры профессор Kauko Räike (1923-2005).

Италия. Замечательный памятник кружевницам находится в небольшом итальянском городе Оффида. Автор памятника — скульптор Aldo Sergiacomi (1983). Здесь собрались три поколеия.

Пожилая кружевница, положив руку на свой валик, внимательно смотрит на работу дочери и внучки. Молодая женщина полностью занята созданием кружевного шедевра, но поглядывает из-под ресниц на юное поколение. А девчушка — этот воробышек с озорными косичками, устроив валик на коленях, как большого кота, поддерживая левой коленкой, чтобы не ускользнул, просто плетёт — легко, как играет. Кажется, только дай команду, и «воробышек» вспорхнёт и помчится, встряхивая косичками.

Испания. В г. Альмагро основательно расположилась кружевница на широкой и высокой платформе (памятник установлен в 1988 г.). Она сидит спокойно, сосредоточенно, с достоинством. Сидит где-то даже торжественно — это все-таки памятник! Кажется, что её место было здесь всегда — есть и будет в благодарной памяти Родины.

Испания. Скульптуру «Кружевница» создал каталонский скульптор Ж. Виладомат в 1972 году

Молодая испанка спокойно и с достоинством расположилась в барселонских садах. Удобно пристроив валик с работой и неприхотливо, даже как-то уютно, подвернув ноги, она собирается продолжить работу в следующую секунду.
Скульптура кружевницы воссоздает в воображении образ женщины, которая ожидая возвращения рыбака с побережья Каталонии, склонилась над рукоделием.

Россия. 28 сент. 2019 г. в г. Елец на газоне у здания бывшего горкома партии (напротив театра «Бенефис») установлена скульптура посвящённая елецкой кружевнице. Это большое событие для города.

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.

Коклю-коклю-коклю. Эта музыка должна быть вечной. В самом деле, не может ведь остаться кружевница только в Третьяковке. На полотне бывшего крепостного Василия Тропинина и в скульптурах. Неправильно это как-то.

Все материалы взяты из свободных источников. Спасибо за терпеливое внимание и живые отклики.

Оцените статью