Материал для горячего батика

Материалы и инструменты для горячего батика

На моем сайте вы могли видеть много работ, выполненных в технике холодного батика, однако это не значит, что эта техника более интересная, чем роспись с помощью воска или иными словами горячий батик. Так в этой технике роль резервирующего состава выполняет воск, а в остальном роспись точно также осуществляется красками, которые наносятся на свободную от воска поверхность ткани.

Поэтому я хочу начать комплекс статей, посвященных горячему батику. В них вы познакомитесь с материалами, необходимыми для работы, подготовкой воска, особенностями работы и эффектами на ткани.

И первую статью я хочу посвятить материалам, которые потребуются для работы.

Яванские женщины и до сих пор рисуют батик «на коленке». Роспись резервирующих линий осуществляется с помощью специального инструмента чантинга, который имеет медный носик и резервуар для горячего воска. Требуется немалая сноровка в выполнении, чтобы не допустить пролития воска на ткань. Такой батик носит название тулис-батик.

Ткани для горячего батика

Подойдут любые ткани из натуральных волокон, но особенно хороши натуральный шелк, хлопок и лен. Чем плотнее ткань, тем насыщеннее рисунок. Натуральный шелк подойдет для создания аксессуаров – платков, шарфов, палантинов. Плотные ткани типа хлопка для декорирования интерьера подушками, скатерти, росписи картин, а также предметов одежды.

Читайте также:  Плоские мягкие игрушки своими руками с выкройками

Синтетические ткани плохо окрашиваются и сильно линяют. Но для начала и пробы можно использовать вискозу или ткань кашибо (искусственный шелк).

Рамки для батика

Подрамником для батика может быть обычная деревянная рамка для картин, если вы всерьез и надолго полюбили заниматься росписью, то лучше всего купить в художественном салоне раздвижные рамы для батика, они позволяют настраивать рамку под определенный размер. Обычная рамка лишена таких преимуществ и вместо одной, вам придется каждый раз заказывать новую раму под каждый размер.

Воск для батика

Я на работе использую смесь пчелиного натурального воска и парафина в пропорции 1:3. Если использоваться исключительно воск, то это и дорого и воск слишком пластичный, трудно добиться эффекта кракле (трещин) на ткани. Если же использовать только парафин, то это приведет к излишнему растрескиванию, что также плохо скажется на качестве работы. Оптимальным соотношением является смесь воска с парафином.

Емкость для плавления воска

Воск растапливается на водяной бане, соответственно для работы потребуется электрическая плитка, старая кастрюлька и металлическая емкость с воском. В идеале использовать термостатный тигль для воска, однако можно пользоваться и водяной баней, при этом придется контролировать нагрев, периодически понижая температуру на плитке и вовремя доливать воду.

Кисти для воска

Кисти для воска должны быть жесткими, поэтому для работы лучше всего подойдут щетинные кисти. Работать можно кистями разнообразной формы, получая тем самым всевозможные художественные эффекты – тонкие и толстые линии, набрызг, точки, фактуры.

Чантинг

Чантинг – специальный инструмент для получения тонких линий, представляет собой металлический резервуар с носиком, закрепленный на деревянной ручке. Чем меньше диаметр отверстия носика чантинга, тем тоньше линия. Также существует аналог чантинга – электрический штифт-батик, который можно приобрести в Центре Батика Сергея Давыдова. Воск помещается в стержень, который подключен к термостату и поддерживает заданную температуру воска, что очень удобно.

Штампы

Штампы используют для получения одинаковых многократно повторяющихся деталей, образующих раппорт. Можно использовать покупные штампы, а также любой подручный материал. Например, узор можно вырезать из сырого картофеля или из обычного ластика. Штамп погружается в горячий воск, а затем отпечатывается на ткани.

Краски

Краски активные (закрепляются путем запаривания) или акриловые для батика (закрепляются путем проглаживания утюгом). Активные красители предварительно необходимо готовить, этому процессу будет посвящения отдельная статья с экспериментальными примерами.

Другие материалы:

— старый утюг для удаления воска с работы по завершении росписи

— фен с холодным воздухом для просушки слоев росписи, горячий воздух использовать нельзя, так как воск может растопиться прямо на ткани, что испортит изделие;

— кисти беличьи и синтетические для нанесения краски;

— кипа газет для снятия воска с работы;

— баночка для воды, палитры-тарелки для замешивания колера, тряпки для снятия излишков краски с кисти.

На сайте вы можете ознакомиться с применения батика на бумаге в статье Батик на бумаге

Ткань для батика: выбор лучшего материала с подходящими характеристиками для росписи

— Собираемся отдать ребенка в школу творчества на занятия по ручной росписи по ткани. Знаю, что нужно будет закупить необходимые материалы, в том числе и сам материал. Какой должна быть ткань для батика, в частности, для холодного батика?

Основные требования следующие: полотно не должно растягиваться и иметь слишком тонкую фактуру. Выбирать ткани рекомендуется только с полотняным переплетением, при этом они должны хорошо впитывать влагу и не обладать водоотталкивающими свойствами.

Конкретный выбор того или иного полотна зависит от способа росписи. Для начинающих мастеров, работающих в технике холодный батик, подойдут натуральный шелк или атлас:

  • шелк прекрасен своей легкостью и воздушной нежной фактурой, благодаря которой, материя окрашивается очень быстро. Шелк отлично впитывает любой вид красителя и сохраняет яркость и насыщенность цвета надолго. Однако шелковый текстиль нельзя использовать при горячей технике росписи;
  • атлас известен всем своей идеально гладкой поверхностью и глянцевым блеском. На ровную однородную ткань легко наносятся краски, при этом они не растекаются и не высыхают слишком быстро, позволяя зафиксировать все мазки. Подходит практически для любого вида батика, включая холодный и горячий способы. К недостаткам можно отнести сложность нанесения прямых линий.

Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором. Минусы: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.

Ниже представлен список подходящих материалов для ручной росписи с описанием и фотографиями.

Горячий батик: техника выполнения, краски, инструменты. Роспись по ткани

Горячий батик – способ расписывать ткань, создавая великолепные яркие мазки. Визуально результат напоминает живопись маслом. Иногда посредством такой технологии создают эффект кракле. В наши дни эта техника прикладного изобразительного искусства считается сложным, требующим высоких навыков занятием. Лучшие образцы, выполненные в таком стиле, стоят более чем серьезных денег.

Почему горячий?

Батик по этой технологии предполагает использование специальных составов. В частности, если некоторый элемент обрабатываемой поверхности необходимо сохранить без окрашивания, на него сперва наносят разогретый состав для резервации ткани. Наиболее удачно подходят в качестве защиты парафин, воск, изготовленный на сое. Этот продукт безопасен для окружающей среды и человека, не выделяет во время работы вредных соединений.

Чтобы обработать материал резервирующим веществом, необходимо использовать специальные инструменты для горячего батика. Это штампы, кисточки, губки. В последнее время широкое распространение получили аэрографы. Иногда для достижения оптимального эффекта стоит применять воронки. Чтобы нарисовать идеально ровные, очень тонкие линии, нужно иметь в своем распоряжении придуманный специально для этого чантинг. Это такое специфическое приспособление из металла, оснащенное тонким носиком и резервуаром для расходного материала.

Возможностей много

Есть несколько техник выполнения горячего батика. Наиболее популярные варианты – перекрытия, пятна. Расходный материал (преимущественно) – анилиновый красящий состав.

Перекрытия

По такой технологии роспись по ткани может быть как в один слой, так и в несколько перекрытий. Сперва наносят краску, затем выбирают небольшие области, заливаемые защищающим ткань составом. Как только ткань полностью просохнет, можно наносить следующий слой защиты. Элементы, не обработанные специфическим материалом, окрашивают подходящими красками. Каждый новый слой перекрытия делают немного темнее предыдущего. Как правило, количество таких циклов не более пяти.

Пятна

Эта технологии росписи по ткани предполагает сперва создание пятен разными задуманными цветами. Уже внутри этих элементов наносится состав для резервирования ткани в соответствии с задуманным рисунком. Завершив покрытие таким методом и дождавшись его высыхания, можно приступать к нанесению следующего окрашивающего слоя. Самый последний этап – максимально темный оттенок, маскирующий расплывшиеся границы разнообразных пятен на ткани.

Дополнительный декор

Даже в исполнении начинающих горячий батик может иметь сложный, эстетичный результат. Для этого стоит попробовать свои силы в дополнительных декоративных методиках. Самая распространенная и популярная – кракелюр. Этим термином принято обозначать эффект украшения, создаваемый прожилками, словно бы трещинками по ткани. Он генерируется искусственно при соблюдении специальной методологии. Готовый продукт будет иметь своеобразный состаренный вид, оригинальный дух старины.

Еще один популярный метод декорирования в технике горячего батика – воском. Для этого на ткань разбрызгивают разогретый состав, используя специальную кисточку, затем дают материалу достаточно времени для полного высыхания. Следующий шаг – покрытие полотна красящим составом. В результате узоры на материи будут напоминать снежные.

Что дальше?

Когда анилиновые краски для горячего батика нанесены и полностью высохли, необходимо обработать завершенное изделие с помощью разогретого утюга. Он расплавляет резервирующий состав и помогает начисто удалить его с материи. После этого можно приступать к закреплению рисунка. Использование надежных материалов и соблюдение технологии помогает создать уникальное изделие, не линяющее при стирке.

Для закрепления следует применять специальную камеру для горячего батика. Внутри создается влажная атмосфера, наполненная раскаленным паром. По завершении запаривания краска плотно крепится на шелке, а оттенки приобретают насыщенность. После этого этапа работа будет иметь эстетичный завершенный вид.

Альтернативный вариант

Кроме горячего, батик бывает холодным. Это технология, в которой создаются резервные линии – именно за их счет краски не растекаются по натуральному тонкому материалу. Техника холодного рисования оптимальна, если предполагается наличие замкнутых контуров, окрашенных либо прозрачных. Готовое изображение, выполненное в такой методике, графично, эстетично и необычно. Наиболее интересных результатов можно добиться, если совместить обе описанные технологии. Предметы, получаемые в итоге, неповторимы, хотя создание их довольно сложно.

Применение обширно

Горячий батик хорошо подходит не только для изготовления одежды и аксессуаров, но может применяться для производства разнообразных декоративных изделий, картин, панно, подушек, украшающих жилище человека. Из одежды чаще всего по такой методике отделывают платья и сарафаны, блузки и шарфы, палантины и парео, галстуки. Так как батик – технология, требующая использования натурального шелка, то она подходит для декорирования предназначенных на летний сезон предметов гардероба.

Резерв: особенности

Роль защитного состава чаще всего играет парафин. Он стоит достаточно недорого, удобен и прост в работе, не требует специальных условий и навыков, безопасен для человека. В некоторых случаях повышения качества резервирующего состава добиваются введением в него воска, вазелина.

Можно в равной степени успешно применять и произведенный в промышленных условиях искусственный воск, и натуральный, добытый из улья. Традиционно считается, что лучше использовать натуральный продукт. Правда, стоит он подороже, нежели искусственный.

Технические моменты

Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне. Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью.

Как научиться

В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

Чем красить

В специализированных магазинах в продаже представлено довольно большое разнообразие специальных красителей для горячего батика. Преимущественно товары иностранного производства, стоят они достаточно дорого. Более дешевый вариант – это относительно старые составы, в том числе изготовленные в нашей стране. Они заметно доступнее, но не столь ярки по оттенкам, да и сама цветовая карта существенно уже. Такие расходные материалы подходят для начинающих, еще только обучающихся таинству горячего батика. Также можно использовать чернила, тушь, специально созданные для этой технологии росписи шелка.

На чем рисовать

Самый лучший расходный материал – натуральный белый шелк. Стоит он откровенно недешево, поэтому возможность работать с ним есть не у каждого. Выбирая вариант подешевле, нужно помнить, что больше подходят однотонные материи. Можно остановиться на натуральном хлопке. Для первых экспериментов подойдут синтетические ткани, искусственный шелк.

Прежде чем начинать создание картины, материал следует тщательно обработать. Этот процесс называется декатированием, в результате чего удаляются использованные на промышленности пропитки. Когда ткань полностью очищена, ее натягивают на рамку и приступают к созданию картины.

Рамки

В настоящее время используется большое разнообразие рамок. Наиболее простые экземпляры выполнены из четырех совмещенных дощечек, к которым материал крепят простыми кнопками. Для профессионалов придуманы раздвижные столы, где предусмотрены крючки, позволяющие натягивать ткань без повреждения структуры.

Чтобы уберечь рамку от окрашивания, можно защитить ее простым скотчем.

История возникновения горячего батика

Считается, что впервые этот метод декорирования ткани изобрели еще в тринадцатом столетии. Правда, информация пока не имеет безусловно точного подтверждения, поэтому немало есть на этот счет споров. Например, в древних гробницах, сохранившихся с периода расцвета египетской культуры, были найдены образцы материй, оформленных в очень близком по своей сути стиле. Есть информация об окрашивании тканей и в трудах, дошедших до наших дней с первого столетия нашей эры – об этом упоминает Плиний Старший. Он писал о технологии, широко распространенной в ту эпоху в Египте.

Что любопытно, первые официальные упоминания о методе окрашивания натуральных тканей исключительно похожи на описание технологий, практикуемых мастерами в наши дни. Сперва на полотно наносили специальный защитный состав, затем опускали будущее изделие в чан с цветным кипятком, вынимали и просушивали.

Оцените статью