Материал для росписи батик

Инструменты и материалы для “холодного” батика

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Читайте также:  Выкройки одежды для женщины 52 размера

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Что такое батик: пошаговая инструкция, техники, какие выбрать ткань и краску

Батик – это искусство рисования по тканям. Изначально узоры наносили в несколько ступеней, тратя даже на несложную роспись несколько месяцев. Со временем были изобретены более быстрые и простые техники, которые дают разные эффекты. Они позволяют придать даже самой простой вещи оригинальный вид.

Что такое батик

Батиком называют ряд техник нанесения рисунков по ткани. Метод украшения материалов применяют как в домашних, так и в заводских условиях.

Традиционная техника предполагает применение резервирования. Это значит, что перед тем, как начать рисовать красками, на контуры рисунка наносят резервирующий состав, который удерживает краситель в нужных пределах.

Резервирующая смесь содержит в составе вещества, отталкивающие краситель (воск, бензин, парафин). С его помощью удается разрисовать материал сложными узорами с любым количеством четких деталей.

После высыхания принта с контуров вычищают и смывают вещество. Получается яркий многослойный рисунок с четкими границами.

Такой способ украшения подходит для разных видов материала. Его применяют для облагораживания повседневной одежды, домашнего текстиля, декоративных элементов образа.

Рисовать на тканях человечество начало очень давно. Первые образцы были сделаны в Древнем Египте 4 тысячи лет до нашей эры. Подобную технику применяли шумеры, африканские племена, жители Древнего Востока и другие народы древности.

Несмотря на древнее происхождение искусства рисования на тканях, считается, что основоположниками батика стали жители индонезийского острова Ява. Именно там текстильные полотна украшали максимально стойкими и сложными узорами, применяя воск в качестве резервирующего состава.

Древние мастера тратили на изготовление одного рисунка от нескольких месяцев до нескольких лет. Это связано с тем, что процесс состоял из определенного количества этапов.

Мастер должен был вымочить, прокипятить, отбелить, высушить материю, сделать набросок узора, нанести на контуры растопленный воск (воск быстро застывал, и его постоянно приходилось топить заново), разукрасить полотно, а затем высушить его. Натуральные красители наносились на изделие в несколько слоев. Этот процесс занимал много времени.

Секреты батика передавались из поколения в поколение. Ученики начинали роспись с растительных несложных принтов, а когда их осваивали, переходили к пейзажам и запечатлениям на ткани сюжетов известных мифов.

Интересно, что идентичные узоры, написанные разными мастерами, выглядели абсолютно по-разному.

Долго такие ткани стоили дорого и были доступны лишь знати. По узору на одежде можно было определить, к какой семье и сословию принадлежит человек.

Позже батик стал использовать и простой народ, но копировать орнаменты знатных семей им было запрещено. Каждая девушка должна была разукрасить к свадьбе платок, которым обвязывали руки молодых. Невесты старались собрать в приданое как можно больше вещей, украшенных батиком.

В семнадцатом веке индонезийцы стали продавать свои работы в Европу. Европейцам так понравились живописные материалы, что, чтобы облегчить работу мастерам, они изобрели батик-шрифт. Это устройство долгое время не давало воску застывать.

В девятнадцатом веке были изобретены перфокарты, позволяющие переносить на полотна готовые эскизы. В это время батик распространился повсеместно.

Советы для начинающих:

Разновидности и техники батика

Батик – это общее название нескольких техник нанесения узоров на ткань. Виды этого искусства были изобретены различными народами в разное время.

Горячий батик

Горячий батик – техника рисования по ткани, которая максимально приближена к способу, используемому индонезийскими мастерами. Древняя технология предполагает использование в качестве резервирующего состава горячий растопленный воск.

Воск, нанесенный чантингом на контуры рисунка, быстро застывает, не давая краскам проникнуть за его границы. Красители наносят на ткань в несколько слоев. После того, как рисунок высохнет, восковой состав удаляют с материала. Для этого используют бензин или проглаживают полотно утюгом через газету.

Данный метод используют для рисования на хлопчатобумажной материи. Применим он также для льняной и джинсовой ткани.

К просмотру видео:

Холодный батик

Холодный батик – более современный способ ручного разукрашивания ткани. В данном случае используются холодные резервирующие составы.

Резерв для холодного батика может быть густым и жидким. Густые субстанции сделаны на основе резины, а жидкие – на основе воска. Существуют не только бесцветные, но и пигментированные смеси, позволяющие создавать цветной контур.

Холодные составы наливают ровной линией на границы деталей специальной трубочкой. Внутри узоры раскрашивают несколькими слоями красителей. Получаются рисунки с максимально четкими контурами.

Метод подходит для шелка и других тонких материалов. После завершения росписи изделие оставляют на сутки, а затем стирают в мыльной воде вручную.

Свободная роспись

Свободная роспись не предполагает использования резервирующего состава. В этом случае краски наносят на полотно в один слой. Обычно техника применяется для украшения тканей растительным принтом.

При свободном батике границы узоров получаются размытыми, а сам рисунок – полупрозрачным. Такая методика хорошо смотрится на шелке, полупрозрачных синтетических материалах.

Мастер-класс по видео:

Узелковый батик (бандан)

Для работы в технике узелкового батика необязательно иметь навыки художника. Ткань или готовое изделие завязывают в несколько узелков с помощью нити.

Каждый узелок окунают или пропитывают красителями разного цвета. После высыхания узелки развязывают, получается материя с яркими цветными разводами. Если правильно подобрать оттенки, то получится красивый эффект деграде – плавный переход оттенков из одного в другой.

Метод батика использовался африканскими племенами. В моду его ввела субкультура хиппи. Узелковый способ применим для любых мягких материалов.

Набивной батик

Набивной батик предполагает использование штампов из картона, дерева, пластика и т. д. Штамп окунается в краску и прижимается к ткани. Некоторые детали можно дорисовать вручную.

Смотрите, как исполняют технику:

Техника сибори

Еще один метод батика, не требующий от мастера навыка рисования. При его использовании материя покрывается цветными разводами разной интенсивности. Подходит для мягких тканей.

Чтобы выполнить батик сибори, материал мнут, скручивают и завязывают. К некоторым местам можно привязать пуговицы, фигурки, травы, которые оставят отпечаток. Затем погружают в красящий состав. Разворачивают полотно только после полного высыхания.

При желании можно процедуру повторить, окунув в краситель другого цвета. В этом случае ткань будет иметь разноцветные разводы.

Сферы применения батика

Батик применяют для облагораживания интерьера. Красиво смотрятся расписанные в этой технике покрывала, диванные подушки, настенные панно, постельное белье и т. д. Такие детали делают интерьер более легким и изысканным.

Одежду тоже расписывают вручную. Узоры наносят на блузки, платья, шейные и носовые платки.

Как изготовить батик

Для росписи по ткани необходимо приобрести ряд инструментов. Ниже представлен список для начинающих:

  1. Подрамник. Подрамник – устройство, на котором крепят расписываемую ткань. Профессиональные изделия регулируются по размеру. Некоторые мастера используют обычные пяльцы. Сделать подрамник можно и самостоятельно, сколотив 4 деревянные дощечки в виде рамки.
  2. Кисти. Раньше для батика использовали перья птиц. Сейчас применяют специальные кисти. Важно, чтобы они были качественными, с ровно постриженным ворсом, без выпадающих волосков. Один раз потратившись на качественные кисти, ими можно работать несколько лет.
  3. Бумага. Перед тем, как сделать эскиз на материале, его рисуют на тонкой бумаге. Ее размер должен быть равен размеру узоров.
  4. Краски. Для толстых материалов подходят акриловые красители. Для тонких полотен выбирают красители на водной основе. Их преимущество заключается в том, что, добавляя разное количество воды, можно добиваться оттенков разной интенсивности.
  5. Стеклянная трубка. Это трубка с утолщением по центру и тонким носиком. В нее набирают холодный резерв. Через носик резервирующий состав вытекает на ткань. Чем тоньше носик, тем более тонким получается контур.
  6. Чантинг. Это устройство для восковых резервирующих средств. Оно имеет деревянную ручку, на которую крепится металлический резервуар для заливки расплавленного воска с острым наконечником.
  7. Восковой резерв. Это средство, которым делают контуры в горячем батике. Воск расплавляют и используют по назначению. Иногда его смешивают с парафином.
  8. Холодные контуры. Применяются в холодном батике. Состоят из воды, бензина, резиновых масс или смол. Бывают прозрачными и цветными.
  9. Кнопки. Ими фиксируют материал на подрамнике.
  10. Нити, веревки, трафареты. Нужны для узелкового батика.
  11. Письменные принадлежности. Для нанесения рисунков.
  12. Электрический растапливатель воска. В нем воск всегда остается жидким.
  13. Фантомный маркер. Используется для нанесения эскиза на материю, исчезает после раскраски.
  14. Когти. Удерживают основу в рамке. В отличие от кнопок, не оставляет отверстий в ткани.
  15. Аэрограф. Устройство для равномерного распыления красителей.

Пошаговая инструкция холодного батика для новичков

Обычно новички выбирают холодный батик. Он прост в исполнении и не требует много материалов. Нужно лишь следовать инструкции:

  1. Полотно крепят на подрамнике, равномерно натягивая. На нем рисуют эскиз карандашом или ручкой.
  2. Резерв набирают в специальную трубку. Его наносят четко по контуру, не оставляя разрывов и свободных участков. По окончании трубку промывают.
  3. Детали раскрашивают красками. Чтобы менять интенсивность оттенков, их разводят водой. Начинают со светлых тонов, плавно передвигаясь к темным.
  4. На окрашенные узоры насыпают небольшое количество соли. Когда роспись высохнет, песчинки стряхивают. Полотно оставляют на сутки.
  5. Материю полощут в мыльном растворе, а затем в воде с небольшим количеством уксуса. Когда ткань высохнет, ее гладят через газету.

Лучшие ткани для батика

Для батика подходят материалы с гладкой поверхностью. Чаще всего раскрашивают следующие ткани:

Батик – название группы техник ручной росписи ткани. Такое искусство было изобретено тысячи лет назад и до сих пор не утратило популярности. Его применяют для украшения одежды и домашнего текстиля.

Какая из техник нравится вам больше всего? Делитесь своими работами в комментариях. Расскажите друзьям о статье в соцсетях.

Оцените статью