Программа кружка «Вышивка крестом»
методическая разработка (технология) по теме
Программа кружка по вышивке для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vyshivka_krestom.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по вышивке «Рукодельница»
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Программа курса “Весёлая иголочка” предназначена для учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 36 часов.
-углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
-систематизация знаний о различных приемах вышивки,
-развитие творческого потенциала учащихся.
-создание иллюстративного материала “История и виды вышивки”,
-освоение приемов вышивки крестом,
-выполнение творческого проекта.
Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
-Занятия с элементами лекций.
-Самостоятельная работа с литературой.
-Работа над проектом.
Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
Уметь вышивать на пяльцах и без них.
Начинать и заканчивать работу без узлов.
Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
Виды ручной вышивки.
Историю и традиции вышивки.
Способы нанесения рисунка на ткань.
Способы закрепления нитей.
Способы выдергивания нитей.
Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
-повышению интереса к культурным традициям родного края;
-развитию познавательной и творческой активности детей;
-формированию нравственных ценностей;
-расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
-укреплению веры детей в свои способности.
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Методическое обеспечение занятий кружка «Вышивание»
Разделы: Технология
Вышивание является широко распространенным видом рукоделия. Оно имеет многовековую историю.
Возникновение вышивки связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Шкуры сшивали цветными волокнами или полосками кожи, образовывавшими элементарный узор. Кроме того, на поверхность кожи наносили всевозможные магические знаки и линии. Древнейшая костяная игла найдена в пещерах Перигора, относящихся к периоду раннего палеолита (каменный век), а специальная вышивальная игла, обнаруженная при раскопках Микен, насчитывает свыше четырех тысяч лет. С появлением ткачества вышивка стала использоваться для украшения тканей. Она отличается от других видов искусства по текстилю богатством манипуляций и широким ассортиментом используемого материала: лен, шерсть, хлопок, шелк, бисер, металл, жемчуг, золото. Качество вышивки зависит от структуры поверхности, свойства материала, частоты переплетения, игры красок, от мастерства исполнения.
Виды вышивки классифицируют по используемым материалам (нитки, блестки, бисер и т.д.), по видам швов (крестик, гладь, гобеленовый шов), по характеру узора (орнаментальная и сюжетная), по цвету (белая и многоцветная). Белая вышивка наиболее древняя и считается предшественницей кружевоплетения, например мережка и сетчатая мережка, или хардангер, и более дешевым вариантом дорогого кружева (хедебо, ришелье). Сюжетную вышивку можно исполнить как в цвете, так и в белом варианте: первая дает живописное, вторая – скульптурно-рельефное изображение.
В античные времена техника вышивки ограничивалась крестиком, стебельчатым швом и гладью. Крестик был популярен в Египте, стебельчатый шов использовался во Фригии, а гладь – преимущественно в Вавилонии. В Греции были распространены все три вида техники и сюжетная вышивка. Орнамент выполняли золотом, но не металлической проволокой, как в средневековье, а широко известной на Востоке упругой полоской из кишок овцы или антилопы. С одной стороны ее покрывали сусальным золотом, затем скручивали на веретене в пряжу. Такая золотая нить имела своеобразный теплый тон, была легче и гибче проволоки, но с более широкой поверхностью. Тематика и назначение средневековой вышивки были религиозными. Долгое время вышивка сохранялась в литургической одежде священников, поскольку вышивание религиозных сюжетов на церковном облачении должно было помочь неграмотным верующим понять Священное Писание. Широко использовалась в этих целях сюжетная вышивка по льну шерстяными нитками, в которой пытались достичь эффекта станковой живописи.
Византийские вышивки, положившие начало западноевропейской сюжетной вышивке, сохранились и в русских церковных облачениях. На парадных костюмах представителей высших слоев общества изображали светские мотивы, гербы и эмблемы.
В Испании вышивка прочно вошла в светский костюм. В мужских однотонных кафтанах и накидках нашел применение как украшение мавританский орнамент, выполнявшийся золотом. Из Испании эта мода распространилась и на другие страны, и вскоре вышивка, в том числе жемчугом, драгоценными камнями, появилась на одежде знати во всех странах Европы и постепенно стала настолько популярной, что украшала практически весь костюм, даже декоративную парчу.
Вышивка XVII века барочно рельефна, пышна и многокрасочна. Выполняли ее на однотонном бархате или атласе. Мужские костюмы, особенно кафтаны, покрывали вышивкой столь богато, что самого материала не было видно. Новая техника века, украшавшая сорочки и другие изделия, – ришелье, используемая до наших дней, свое название получила по имени французского государственного деятеля Ришелье, который проводил свое свободное время за вышиванием.
В XVII веке в стиле рококо в моде был легкий растительный орнамент, в конце XVII века вновь вернулась сюжетная тематика: театральные сцены из «Свадьбы Фигаро» Бомарше, исторические события из жизни Ричарда Львиное Сердце и даже хроники дня.
Во второй четверти XIX века в стиле бидермейер появилось много новых техник как для белой, так и многоцветной вышивки. Стало модно украшать вышивкой бродери, имитирующей дорогое кружево, белье, воротники, манжеты, подол юбки и т.д. В последние годы XIX века вышивка заполнила всю женскую верхнюю одежду. Наиболее модной стала вышивка по крепдешину прозрачным батистом, частично апплицированным, частично инкрустированным.
Не менее широко вышивка была распространена в праздничной народной одежде европейцев. В ней использовали серебро, золото или их имитации, цветные шелковые нити, блестки и бисер.
В русском народном декоративно-прикладном искусстве материалом для вышивки служили льняные, хлопчатобумажные красные, синие, черные, белые нитки, шерсть, шелк, шнур, тесьма, ленты, кожа, кусочки цветных тканей и т.д. Вышивкой украшали женскую одежду (головные уборы, сорочки фартуки, иногда юбки), мужскую одежду (шейные платки, сорочки), суконную и овчинную верхнюю одежду (кожушок, бурнус и т.д.). Применялась различная техника вышивки – петельный шов, крестик, тамбур, стебельчатый шов, гладь, аппликация, мережка, и другие. Орнамент складывается из групп геометрических, растительных, зоо– и антропоморфных мотивов. Древним доминирующим узором являлся ромб, а с конца XIX века – растительный орнамент.
Народные вышивки славятся разнообразием и оригинальностью узора, утонченностью цветовых решений. Вышивкой в России занимались повсюду, но в каждой области она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия. Например, крестецкая строчка (Вологодская обл.), владимирские швы, горьковский гипюр, цветная строчка перевить (Калужская обл.) и т.д.
Народная вышивка неподвластна изменениям моды. Ее приемы и узоры передаются из поколения в поколение практически без изменений. Первоначально возникшие из сложной символики, несущей магическую и обрядовую нагрузку и выполняющей функции сословной и этнической принадлежности, отработанные столетиями, они представляют собой совершенные образцы цветового и композиционного решения.
Ручное вышивание не требует сложных инструментов и приспособлений. Овладение приемами вышивки возможно в любом возрасте.
Календарно-тематический план занятий кружка «Вышивания» составлен в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития младшего школьного возраста. Включает в себя разделы необходимые для теоретического и практического освоения вышивания («Знакомство с различными видами вышивки»; «Правила техники безопасности при ручных работах. Материалы и инструменты, используемые при изготовлении вышивки»; «Основные украшающие швы»; «Вышивание со счетом нитей»; «Разновидность вышивания крестом»; «Аппликация»; «Оформление изделий»), развития творческих способностей учащихся, приобретения знаний, практических умений и навыков работы с тесьмой, разработки эскизов.
Цели и задачи работы кружка
Цели работы кружка:
- приобретение и закрепление практических умений и навыков;
- творческое и эстетическое развитие учащихся;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности.
Задачи работы кружка:
- знакомство с различными видами вышивки;
- освоение учащимися основных приемов вышивания;
- развить умение правильно подбирать материалы и инструменты;
- освоение культуры труда;
- формирование творческого отношения к труду.
Занятия в кружке (2 часа в неделю) рассчитаны на учащихся младшего школьного возраста.
Календарно-тематический план работы кружка «Вышивание»
Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке
2.3 Методические рекомендации по проведению кружковой работы по вышивке
В старину детей приобщали к вышивке с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно вышивали небольшие работы, например, декоративно украшали платки. К 10-12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14-15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками.
Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объяснении усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги ручного и обслуживающего труда сталкиваются с другой проблемой – развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках пальцев» (В. Сухомлинский).
Учащиеся приходят на кружок с очень слабыми руками, не умеют правильно держать ножницы и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 3-5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия рукоделием в целом и вышивкой в частности. Педагог на уроках труда может сформировать у учащихся представления о той или иной технике работы. Более углубленное обучение следует выносить на кружковые занятия. Количество обучающихся в группе составляет 10-15 человек.
Все изделия по способу выполнения можно разделить на такие группы или разделы:
— рисование узоров в полосе;
— простейшие и контурные швы;
Изделия расположены по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития учащихся. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит от психофизических особенностей группы в целом и каждого учащегося отдельно. При планировании занятий необходимо помнить об этом.
Из-за неодинаковой подготовленности детей и разнообразия способов работы вышивкой невозможно предложить готовое планирование занятий. В группах есть дети с более высоким психомоторным развитием. Чтобы их искусственно не тормозить, им можно давать индивидуальные задания, но только в русле того, что делают другие учащиеся. Излишняя индивидуализация на занятиях вредна.
Педагог доводит до сведения родителей, что следует приобрести для занятий.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Во-первых, учащиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.
В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитывая психологические особенности учащихся и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия.
В целом занятия по вышивке строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и достаточно серьезные отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой. Поэтому можно представить структуру занятия следующим образом:
1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).
Организация рабочего места.
Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 10-18 минут).
Беседа или рассказ по теме (3-7 минут);
Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);
Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).
4. Практическая часть (23-33 минут).
Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на парты (10-15 минут).
5. Физкультминутка или гимнастика для глаз.
6. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).
7. Заключительная часть(6-8 минут).
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)
Оценивание работы: ребенку следует сначала показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочеты, подсказывая способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 минуты).
Необходимо учитывать, что беседа может иметь место не на каждом занятии. Наибольшая ее продолжительность должна быть на вводном занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием. Место физкультминутки зависит от продолжительности 1-й и 2-й частей занятия. Если продолжительность составляет 18-20 минут, то перед практической частью следует провести физкультминутку, дети могут снять усталость с мышц спины и шеи, начать практическую часть отдохнувшими. Если же 1-я и 2-я часть занятия длились всего 10-15 минут, то можно сразу перейти к практической части, а после 10-15 минут работы вышивкой провести физкультминутку в сочетании с гимнастикой для глаз. Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы, через 10-15 минут после ее начала.
Руководитель должен подобрать комплекс упражнений для глаз и проводить его на занятиях вышивкой. Менять комплекс на каждом занятии не рекомендуется, так как на его освоение детьми уйдет много времени. Упражнения должны быть подобраны с учетом необходимости расслабления разных групп мышц.
Мы считаем, разработанные нами рекомендации способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности детей.