- Методы и формы изучения раздела «Рукоделие» Вышивка
- Методы и формы обучения. применяемые на уроках вышивания методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Методика обучения учащихся технологии выполнения объемной вышивки крестиком на пластиковой канве
Методы и формы изучения раздела «Рукоделие» Вышивка
При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество. Вышивка» мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения. Словесные методы обучения:
· Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).
Самостоятельная работа учащихся с литературой.
Наглядные методы обучения:
· Демонстрация наглядёных пособий, применение информационных технологий.
· Показ трудовых приемов.
· Самостоятельные наблюдения учащихся.
· Практические методы обучения:
· Упражнения по выполнению приемов, операций.
· Управление технологическими процессами.
· Рассмотрим особенности каждого из методов.
В ходе рассказа ученики знакомятся с понятиями о процессе пищеварения, об усвояемости пищи, о витаминах, о пищевой ценности овощей. В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общие правила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Учебная демонстрация помогает при классификации овощей по группам. Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этот метод обучения применяется в старших классах. [10, с.92-93]
Рассказ, объяснение, лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверку пройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы должны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Например:
Что такое «роспись»?
Какой шов лежит в основе вышивок набор (брань), русская гладь, «роспись»? Какое оборудование необходимо для создания собственных схем вышивки?
Самостоятельная работа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закрепления знаний. В своем конспекте урока я предлагала детям работать с литературой по теме «Использование компьютера для вышивания».
Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыков в новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специально подготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Мы применяли этот метод при проведении урока «Счетная вышивка».
В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Рекомендации к проведению уроков
Сначала я сделаю краткий обзор предложенных уроков. На первый взгляд все уроки похожи друг на друга, различаются только содержанием материала. В чем же здесь личностно – ориентированный подход? Урок .
История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике
В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта ш .
Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть .
Методы и формы обучения. применяемые на уроках вышивания
методическая разработка по теме
Презентация о методах и формах обучения учащихся, применяемые на уроках вышивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и формы обучения. применяемые на уроках вышивания Часть1 | 2.9 МБ |
Методы и формы обучения. применяемые на уроках вышивания Часть2 | 2.82 МБ |
Портфолио работ учащихся по вышивынию Часть №3 | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы и формы обучения, применяемые на уроках вышивания Муратова Т.А. , учитель технологии МОУ « СОЩ № 41» Ленинского района г. Саратова
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев» В. А.Сухомлинский .
Каждая из тем раздела «Художественная обработка материалов» дает поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного
творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, смелее
Она позволяет приобрести и совершенство-вать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Основной формой обучения является практическая работа.
Порой научить шить, вязать или вышивать сложнее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования .
Наверное , каждый учитель, приходя сегодня в класс ,задает себе вопрос: «Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке?» Для лучшего освоения материала на уроках и получения умений и навыков особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю некоторым методам стимулирования учебно-познавательной деятельности. Хочу поделиться некоторыми приемами, используемыми мною на уроках и во внеурочной деятельности.
Занятия по вышиванию начинаю с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на девочек работ, можно показать работы ,выполненные талантливыми предшественницами нынешних учениц и учителем. Убеждение в том, что каждая из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На своих уроках использую презентации, иллюстративный материал: слайды, — фильмы, содержащие текстовую, фото-, видео- информацию . Много презентаций подготавливаю не только сама, но и учащиеся. Сегодня учитель получает возможность представить с помощью ИКТ многообразие учебного материала, расширить на уроке набор используемых форм обучения и, наконец, установить новые формы общения ученика и учителя
Мультимедийные уроки поднимают учебный процесс на новый качественный уровень. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала
Большой интерес проявляют сами ученики к составлению презентаций по различным темам. Многие детские презентации могут послужить «украшением» урока Учащиеся видят на экране (в увеличенном виде,) технику вышивания, повторяют показанное .
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока: возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;обеспечивает последовательность рассмотрения темы шаг за шагом .
Очень важно на занятиях по вышиванию рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес на уроке – залог успешной работы учащихся Историю вышивания можно совместить с уроками по ИЗО. Такие интегрированные уроки имеют ряд преимуществ: -способствует формированию информационной компетентности учащихся ;
— с пособствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала; -п озволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения .
Очень часто мы замечаем, что при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, сравнение , сопоставление, обобщение, формирование понятий . Ведь что голова “прикажет”, то руки и сделают. На каждом уроке обязательно наличие образца или схожих образцов, образца в разборе или отдельных узлов. Это обеспечивает учащимся более правильное и точное выполнение задания
При вышивании я часто использую готовые схемы вышивания. Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Я согласна с и звестным психологом В.Н.Дружининым, который считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности . Но в то же время даже при выполнении задания по схемам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: “Делай так и не иначе!”. Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
В ыполнение проектных работ занимает у детей много времени. Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Наряду с индивидуальными заданиями широко применяю групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.
Так ,примером коллективного проекта по вышиванию может служить изготовление комплекта для дачи и кухни
Методика обучения учащихся технологии выполнения объемной вышивки крестиком на пластиковой канве
Вышивка крестиком, пришедшая из глубины веков, подзабытая в период советского времени, вновь приобрела популярность в наши дни, благодаря огласке в периодической печати журналов, интернете, созданию всевозможных кружков и занятий по интересам и доступных материалов.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н. э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство этой страны оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Особенно это касается вышивания крестом. На Руси крест всегда рассматривался как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы превращали простую ткань в настоящее произведение художественного творчества. Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат бесспорным тому подтверждением. [1]
На сегодня существует множество идей для создания объемных интерьерных украшений декорированных вышивкой. И самым распространенным приемом для создания объемных вышитых изделий является использование пластиковой канвы. Пластиковая канва, как и обычная текстильная канва, имеет различный размер ячеек, цветовую палитру, разнообразные формы и размеры. Вышивку на пластиковой канве выполняют шерстяными нитками или хлопчатобумажными мулине.
Это достаточно необычная вышивка и для ее выполнения важно правильно подобрать основу изделия. Поскольку от точного соблюдения размеров зависит результат последующей сборки, то за основу для такой объемной вышивки используют либо очень плотную канву с крупными ячейками, либо специальный материал – страмин, представляющий собой пластиковую сетку. Подбор ниток и сам процесс вышивания ничем не отличается от привычной вышивки картин крестиком. [2]
Основной целью нашей программы является ознакомление школьников с видом художественного труда – вышивкой крестиком, технологическими операциями вышивки крестиком.
Задачей программы являются:
Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестиком, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, пластиком), знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов, вооружить практическим и умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие: Развивать творческую активность, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, внимание, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца.
Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности, привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
Овладение обучающимися содержанием программы кружка «Вышивка крестиком на пластиковой канве» не только обогатит их духовно, но и станет ступенькой в подготовке к дальнейшей взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальные вещи.
Таким образом, вышивание способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию мелкой моторики пальцев рук. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Также вышивание крестиком является прекрасным досугом для людей пожилого возраста, молодежи, детей школьного и дошкольного возраста, так как приобщает к развитию творческих способностей, к осознанию собственной значимости от сделанной своими руками вещи.
1. Е.С. Розанова. Новая энциклопедия вышивки. — М.: АСТ, 2011г. – 187 с.
2. Вышиваю крестиком — №12. – М.: Изд. ООО «Гейм Ленд»– 2011г. – 82 с.