Сантиметровая лента – неизменный атрибут портного
Швейный сантиметр, сантиметровая лента, портновский метр, измерительная лента портного… Как не назови, суть одна — это гибкая лента длиной 1,5м с нанесенными делениями.
В первую очередь она используется для снятия мерок. А также для построения выкроек, измерения ткани, раскладки выкроек на ткани, уточнения длины изделия, проверки размеров деталей… и много чего еще.
Поэтому постоянно иметь под рукой швейный сантиметр просто необходимо. И не один, а сразу несколько, т.к. ленты очень любят теряться среди выкроек и лоскутов ткани. А еще их любят утаскивать мужья и дети, чтобы побегать с котиком(((
Так что иметь одновременно три рабочих ленты, это нормально. Лучше разного цвета, и чем ярче, тем лучше, проще будет искать)))
Желательно новые сантиметровые ленты покупать оптом, т.е. из одной партии, чтобы погрешность на всех лентах была одинаковой. А она (погрешность) обязательно будет, т.к. мягкая пластичная основа лент не позволяет выпускать их с высокой точностью маркировки. С этим нужно просто смириться и принять как данность. Когда нужно что-то измерить очень точно, использовать металлические линейки.
Свои сантиметровые ленты желательно периодически проверять на погрешность, при сильных отклонениях заменять на новые.
На фото хорошо видно, что шкала на сантиметровой ленте и линейках различается, примерно 3 мм на 30см длины. Значит, на 1,5 м погрешность составит 1,5см. Не такая уж мало, чтобы не обращать на нее внимания.
На что обращать внимание при покупке сантиметровой ленты
В первую очередь — на размерную шкалу. Размерная шкала должна начинаться с самого края ленты! Т.е. так как на левой фото, а не так, как на правом.
Когда шкала начинается прямо от края металлической закрепки, а не от края ленты, то это просто жуть и подстава. Неопытная или невнимательная швея не заметит, что начало ленты смещено на 1см, и все измерения будут на 1 см больше, чем есть на самом деле.
Да и вообще, такой лентой снимать мерки сложно, т.к. каждый раз нужно будет присматриваться и пристраиваться к началу маркировки. Лучше сразу срезать лишний кончик, и пусть лента будет без металлической закрепки, зато с нуля.
Бывает, что металлические закрепки закреплены вкривь и вкось, их тоже лучше сразу удалить, чтобы не смущали.
А еще встречаются ленты с началом шкалы примерно на расстоянии 8-10 см от начала. Не знаю, зачем это делается, но это тоже не удобно. Если можно, то эти лишние 8-10см нужно обрезать.
Шкалы делений должны быть нанесены с двух сторон сантиметровой ленты. При чем, одна шкала должна начиналась с одного края, а другая шкала – с другого края. Т.е. каким бы концом вы не взяли ленту в руки, у вас всегда в руках окажется начало. Очень удобно! Но, к сожалению, так бывает не всегда, поэтому при покупке проверяем.
Идем далее, лента должна иметь не только сантиметровые, но и миллиметровые деления.
Ленты с градуировкой в дюймах тоже лучше сразу отложить в сторону, даже если дюймы у них только, с одной стороны. Повторюсь, удобно, когда каким бы концом не взял ленту, у тебя всегда в руках будет начало. Если у ленты с одно стороны сантиметры, а с другой дюймы, это правило не соблюдается.
Итак, сантиметровая лента должна быть
- Длиной 1,5м
- С сантиметрово-миллиметровой шкалой с двух сторон
- Нумерация на одной стороне ленты должна идти с одного конца, на другой стороне с другого.
- Начало шкалы должно начинаться от самого края ленты
- Погрешность измерений должна быть не более 5мм на 1 м длины
- Периодически проверяйте ленты, и без сожаления выбрасывайте в случае их неудовлетворительного состояния.
Как хранить ленту
Сантиметровую ленту следует хранить либо в подвешенном виде, либо свернутую рулончиком.
Желательно определить для нее постоянное место, чтобы вы всегда знали, где ее взять.
У меня ленты висят на манекене или на спинке стула, что стоит возле швейной машинки, а запасные лежат в коробочке для швейных предложений.
Как правильно смотреть значения на сантиметровой ленте?
Цифры на ленте нанесены не так, как это обычно делается на линейках, поэтому у начинающих портных часто возникает вопрос: Как правильно смотреть значения на сантиметровой ленте?
Положите рядом сантиметровую ленту и линейку, и все сразу станет понятно:
- на линейках цифра стоит там, где заканчивается сантиметр,
- на ленте цифра стоит посередине сантиметра.
Первый участок до первой длинной поперечной полосы на ленте — это и есть первый сантиметр.
Как правильно смотреть значения мерок при снятии мерок?
Левой рукой держим начало ленты, правой рукой опоясываем тело человека и накладываем ленту поверх конца, большим пальцем правой руки прижимаем ленту, располагая край ногтя на уровне края металлической закрепки нижнего конца, и смотрим значение.
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!
История швейных аксессуаров. Часть 1: сантиметровая лента
Любоваться на винтажные и антикварные инструменты для рукоделия можно практически бесконечно. Да, декор этот нефункционален в большинстве случаев, но как приятно взять в руки красивую вещь, сделанную изящно и надежно.
Швейных приспособлений, аксессуаров и инструментов много, и почти все они насчитывают тысячелетнюю историю. Но некоторые из них довольно молоды. Сегодня я предлагаю рассмотреть поближе портновский метр.
Некое подобие сантиметровой ленты в виде узких полосок кожи было известно еще в Древнем Риме. Но в привычном виде сантиметровая лента — изобретение относительно молодое. По одним данным она была изобретена французским портным в 1810 году, по другим — сантиметровую ленту изобрел в 1847 году Алексис Лавинь. Англичане также указывают на своих изобретателей сантиметровой ленты. Сохранились документы, указывающие на то, что в 1838 году молодой англичанин Чарльз Уайт привез в Австралию «измерительную ленту», хранящуюся в металлическом футляре и извлекаемую с помощью деревянного колечка на конце ленты.
Вероятно лента Чарльза Уайта могла выглядеть примерно так, 1820 года.
В Южном Лондоне с 1830 годов существовала фирма Эдварда Дина по производству портновских измерительных лент и складных метров. В декабре 1864 года в США Уильям Х. Бангс получил патент на портновскую ленту в рулетке с «возвратным механизмом». В 1868 году Алвин ДЖ. Феллоу получил патент на подобное же изобретение.
Начали производить и сантиметровые ленты из гибкой стали. В музеях, на сайтах коллекционеров и антикваров можно обнаружить образцы сантиметровых лент, датированных 1800-1830 годами. Поэтому когда речь идет об изобретении сантиметровой ленты или получении патента на нее, скорее можно говорить об особенностях изготовления или хранения сантиметра, особенных материалах, широком внедрении в массы или промышленном производстве. Почему сантиметры производились преимущественно в футляре — тут все просто. Это текстильная лента, порой шелковая, с метками, нанесенными чернилами, в ряде случаев вручную, и конечно футляр с возвратным механизмом обеспечивал большую сохранность. Но чем объясняется такой всплеск интереса именно в середине XIX века? Попробуем разобраться. Но для этого нам придется совершить маленький экскурс в историю костюма и моды.
В Древнем Мире, в Средневековой Европе, а также в культурах традиционного типа, одежда кроится предельно просто и экономично. Основными параметрами оказываются размеры человеческого тела (которые проще мерить подручными средствами) и ширина домотканого полотна. На протяжении столетий, а иногда и тысячелетий сохраняются одни и те же виды одежды. Японское кимоно — один из самых ярких примеров, но так же можно вспомнить римскую тогу и тунику, существовавшие от возникновения Рима до распада Империи, древнеегипетский костюм, сохранявший свои формы на протяжении тысячелетий, и многие другие примеры. Изменения чаще всего носили поверхностный, декоративный характер, не затрагивавший внутренней структуры костюма, а новые формы одежды появлялись крайне редко. Часто перемены объяснялись внешними влияниями — пристрастиями правителей, завоеваниями или торговыми отношениями. Долгое время эти изменения не складывались в систему моды. Но в XIV веке на территории Западной Европы появляется новый тип костюма, принципиально различный для мужчин и женщин. Мужской костюм стал узким, коротким, облегающим. Женский костюм остался длинным, ниспадающим до полу. Но это был уже не средневековый балахон, скрывающий тело, а изящное платье, подчеркивающее фигуру. Начиная с этого времени изменения в костюме стали правилом существования в обществе. Люди начинают обращать внимание на сферу эфемерного, анализировать изменения, происходящие в области костюма, начинают интересоваться различными традициями и обычаями, связанными с костюмом и модой, а решения в области внешнего вида становятся все более смелыми. Но главное, что отвергается ценность традиций и наследия предков, а превозносится новизна и современность. Моду осмеивают, осуждают, но ей же и подражают. А вот казаться старомодным становится непрестижно.
То, что касается моды, на протяжении долгого времени относилось лишь к одежде знати. Одежда следовала социальной иерархии, а нарушения строго карались. Однако к XIX веку окончательно формируется мода, как система и социальный институт, известный нам. Мода охватывает все слои общества и за счет роста производства готовой одежды становится общедоступной. Французская революция и последующие социальные потрясения расшатывают строгую иерархию. Точно также уходят в прошлое устаревшие цеховые ремесленные правила. К концу XVIII века портные, швеи, модистки отвоевывают право на некоторую самостоятельность. Прежде они были лишь анонимными творцами, воплотителями чужих идей. Из истории костюма нам известны имена аристократов и знаменитостей, вводивших эти новинки в моду, но имя Розы Бертен уже известно ценителям моды наряду с именем Марии-Антуанетты. Но в XIX веке роль модельера, портного, модистки еще более возрастает. Они становятся творцами, создающими новые формы и линии. И вот тут-то мы и вспомним снова об Алексисе Лавине. Он был не только выдающимся портным, но и изобретателем. В 1841 году он открыл первую Школу Моды, в 1847 году изобрел мягкую сантиметровую ленту, а в 1849 представил бюст-манекен для проведения примерок, разработал систему кроя, а также сводные таблицы размеров. Именно благодаря таким усовершенствованиям Школа Моды Guerre-Lavine приобрела всемирную известность.
Если ранее ремесленные секреты портные строго хранили в тайне, а знания о создании модной одежды передавались преимущественно опытным путем, то в XIX веке эти знания становятся общедоступными. Растет количество журналов мод, издаются разнообразные руководства по кройке и шитью, появляются первые бумажные выкройки, в журналах публикуются указания, как выполнить ту или иную модель в домашних условиях. Ткани и галантерейные товары становятся более разнообразными и доступными, а мода и ее новинки — широко известными и желанными. Изящный, красиво упакованный сантиметр превращается в символ профессии модельера и портного, оказывается незаменимым помощником как профессиональной швеи, так и любителя.
Сантиметровая лента, 1790-1810 года, США. Бумага, лен. Winerthur museum.
Сантиметровая лента, Франция, 1810 год.
Сантиметровая лента в костяном футляре. Шелковая лента, чернила, 1820 год.
Сантиметровая лента, 1820 год.
Сантиметровая лента, 1830 год.
Сантиметровая лента, шелк, чернила (подписан вручную), Франция. 1830 года.
Сантиметровая лента. 1850 года.
Были и довольно занятные футляры — кот-попрошайка, головка девушки, и де сам сэр Уинстон Черчиль с сигарой?