Презентация «Мценское кружево» по МХК
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мценское кружево Кузьминова Е.В., Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 1 п. Нарышкино Урицкого района Урловской области
В Орловской губернии своим кружевом известны три города — Орел, Елец и Мценск. Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. «Реченька», «Семечки», «Паучок раскинул лапки» — это старинные названия узоров кружева. Край (узор «барабанчики»), 1880 г.
Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
Мценское кружево. Прошва Край (узор «кружки-денежки»). 1880 г
В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе. Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.
Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева.
Мценское кружево. Прошва, белый шелк. Полотенце. Мценское кружево. Лен, XIX век.
Кружевные узоры: от Мценска до Ельца
Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Елецкое кружево появилось почти на столетие позже, но было не менее известно и популярно в России и за рубежом.
Столетия назад кружево было одним из самых важных декоративных элементов в гардеробе каждой уважающей себя модницы, где бы она ни жила – в деревне или в городе. Кружево передавалось по наследству, им украшался домашний текстиль, его хранили для приданного. Поэтому работа кружевниц ценилась очень высоко и мастерицы каждого «кружевного» региона обладали своим творческим почерком и характерным стилем.
В России очень ценилось кружево Орловской губернии, особенно мценское и елецкое. Еще в XVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Для обучения местных девушек она пригласила двух искусных мастериц из Бельгии. Однако, русские ученицы очень быстро превзошли своих заморских учительниц и мценское кружево стало известно не только за пределами губернии, но и за пределами страны – настолько уникальные узоры создавали виртуозные кружевницы. Так было создано самое крупное кружевное производство в России, на котором в то время работало около 1200 мастериц. Воздушные мценские изделия поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
Мценское кружево (1880 год)
Елецкое кружевное производство появилось позже и многое позаимствовало у своего соседа Мценска. Тем не менее, есть у кружевных узоров этих двух прекрасных городов и собственные характеры, по которым их легко различали. В мценском кружеве, более архаичном, преобладали геометрические мотивы и до XVIII века там практически не использовались фоновые решетки, поэтому плетение получалось особенно воздушным и изящным. В елецком кружеве чаще использовали растительные орнаменты, а в XIX веке в нем начала широко применяться сетка. В изделиях из Ельца этого временного периода также можно часто встретить изображения оленей и лебедей. Многие фигуры были обведены шелковой сканью голубого, розового и охристого цвета.
Елецкое кружево (начало XIX века)
Кружевной промысел активно стал развиваться в Ельце в середине XIX века. Однако сначала женщины занимались здесь плетением другого рода. Из шерстяной нити на больших коклюшках они изготовляли шнуры-гарусы, которые шли на отделку солдатских мундиров. Но армейская форма изменилась, вместе с этим упал спрос на гарус, а его место уверенно заняло кружево. В самом Ельце кружевниц было немного, но городские мещанки являлись лучшими мастерицами. Кружевоплетение активно распространялось вокруг города в радиусе около 30 км. Последние десятилетия XIX века промысел расширялся территориально, увеличивалось число кружевниц – в 1915 году их насчитывалось уже почти 25 тысяч. Занимались кружевоплетением в монастырях и слободах – это было самым распространенным женским занятием. Кружево плели на заказ, для себя, для продажи на базаре. Торговки кружевом определяли «тренды» того времени и заказывали мастерицам новые модные рисунки.
Елецкое кружево (1880 год)
Многие десятилетия Орловская губерния занимала первое место по производству кружева в России. На стыке ХIХ и ХХ столетий меценатка княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открыла в Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Там девочек учили не только плетению, но и грамоте, рисованию. Для наиболее талантливых юных мастериц был открыт бесплатный пансион.
В начале XIX века качество мценского и елецкого кружева достигло таких высот, что было удостоено серебряной медали на Всемирной выставке в Париже и почетного диплома на выставке в Глазго. Масштабы производства тоже были внушительными. Но, к сожалению, с началом Первой мировой войны производство стало стремительно сокращаться, а после революции совсем сошло на нет. Сейчас мастерицы Ельца и Мценска пытаются возрождать ремесленные традиции своей губернии. Открываются школы кружевниц, в которых с большим интересом и энтузиазмом учатся девочки и женщины разных возрастов, а значит у российского кружевоплетения есть не только прошлое, но и будущее.
Историческая справка
Орловщина — срединная Русь, центр и сердце России. Богатейший русский край, названный нашим земляком И.А.Буниным «плодородным подстепьем», выполнял и до сей поры выполняет заметную роль не только в материальном, но и в государственном, в духовном развитии нашего народа.
Еще в летописях ХII века упомянуты ровесники Москвы — города Мценск, Новосиль, Кромы. Четырьмя столетиями позже основаны города-крепости Болхов, Орел, Ливны. Орловский край не раз становился местом сражений с татарскими кочевниками, здесь разворачивались драматические события Смутного времени в начале ХVII века. Орловские жители были служилыми людьми на неспокойном пограничье, которое противостояло татарским набегам, прикрывало Москву от лютого врага. С расширением и укреплением Российского государства окружающие Орел земли неустанным крестьянским трудом были превращены в плодородную житницу, составившую Орлу славу хлебного города. Не одно столетие шли отсюда речные струги и санные обозы с хлебом, пенькой, салом, со всеми прочими припасами.
Позже Орел, расположенный на реке Оке, стал центром обширного хлебного рынка, обеспечивавшего Москву зерном и мукой. В годы правления Петра Великого Орел получил статус центра Орловской провинции, а в конце ХVIII века — центра Орловской губернии, куда входила значительная часть нынешних Брянской и Липецкой областей.
Замечательная среднерусская природа, мудрые крестьянские традиции и исконная народная культура стали той благодатной почвой, на которой взросла целая плеяда известных не только в России, но и во всем мире талантов. Орловщина — родина писателей И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Л.Н.Андреева, поэтов А.Н.Апухтина, А.А.Фета, философов С.Н.Булгакова, М.М.Бахтина, историка Т.Н.Грановского. С орловским краем связаны жизнь и творчество Ф.И.Тютчева, И.А.Бунина, М.М.Пришвина.
Начиная со второй половины ХIХ века железные и шоссейные дороги связали Орел с Москвой и Украиной, Прибалтикой и Поволжьем, сделав город крупным транспортным центром. Накануне революции 1917 года в Орле располагались кадетский корпус, духовная семинария, несколько гимназий (одну из них окончил будущий премьер-министр России П.А.Столыпин).
Осенью 1919 года под Орлом и Кромами произошли кровопролитные сражения войск Добровольческой армии генерала Деникина и Красной Армии.
После революции Орловская губерния претерпела значительные административно-территориальные изменения: в 1920 году в связи с образованием Брянской губернии из Орловской губернии были выделены Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды, затем в 1928 году территория Орловской губернии в качестве Орловского и Елецкого округов вошла в состав вновь образованной Центрально-Черноземной области. В 1934 году Орел и прилегающие районы вошли в состав Курской области.
Орловская область была образована Постановлением ЦИК СССР 27 сентября 1937 года. В 1944 году из состава Орловской области была выделена Брянская область, а в 1954 году, в связи с образованием Липецкой области, от Орловской области отошли еще 9 восточных районов.
Орловщина стала местом ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны — по территории области в течение двадцати двух месяцев проходила линия фронта.
В честь освобождения Орла 5 августа 1943 года в Москве был дан первый за годы Великой Отечественной войны салют.
Орловщина — родина 167 Героев Советского Союза, 2 Героев России, 43 полных кавалеров ордена Славы.
Судьба Мценского кружева в руках орловских чиновников
Народные мастера Анна Шалыгина и Ольга Архипова – известнейшие в России и за её пределами кружевницы, которые возрождают знаменитый мценский промысел. Мастерицы передают свои знания и опыт детворе в Мценской школе
Общее между математиком и художником – кружево
Анна Шалыгина по образованию математик. Её заворожила геометрия причудливых сплетений. Ольга Архипова – художник и патриот. Она не только бережно хранит историю мценского кружевоплетения, гордится былым величием мастеров, но и отдаёт всю себя его возрождению. Недавно мне удалось с ней пообщаться.
Случайный интерес закончился большой любовью
На третьем курсе художественно-графического факультета Орловского пединститута Ольге посчастливилось встретить знаменитую орловскую кружевницу Татьяну Маслову.
— Делала, по её заданию, доклад по истории кружевоплетения в Мценске, — вспоминает она. — И мне попалась информация, что, когда-то здесь была кружевная мануфактура, где работали тысяча двести кружевниц круглый год. И получали даже государевы деньги за свою работу. Они не были крепостными! Их продукция напрямую поставлялась к императорскому двору и во многие города мира. И такая вот фраза в конце справки: «Кружевного промысла в
Мценске не существует…».
Это было воспринято Архиповой как приговор красоте. Именно тогда она и решила, что будет писать новую главу в истории мценского кружева. Пусть это и потребует всей её жизни. Своё слово Ольга держит вот уже 30 лет.
Мценское кружево оценили во Франци и
В своём мастерстве Архипова достигла высот мирового уровня. В 2012 году принимала участие в пятнадцатом Конгрессе международной организации кружева OIDFA в городе Кане (Франция). Её работа завоевала приз зрительских симпатий.
А в 2019 году уже ученики Ольги Архиповой участвовали на IV Международном фестивале «Кружевная тропинка» в городе Радужный Владимирской области, и её ученица Дарья Олейникова заняла третье место в номинации «Сколок».
— Это очень трудная номинация, — подчёркивает моя собеседница. — Необходимо за определённое время, в определённом масштабе сделать (придумать!) технический рисунок кружева. Самое интересное, что Дарья была самой младшей участницей фестиваля!
Передавать свой опыт и мастерство Архипова начала с 1992 года. Сначала шесть лет она учила кружевниц на базе учебно-производственного комбината № 1 Заводского района города Орла. В нём ежегодно выпускалось порядка 150 человек по профессии кружевница. Затем в Мценске почти 20 лет преподавала кружевоплетение и была заведующей швейной мастерской в воскресной школе Троицкого храма.
Школа кружевниц, где она сейчас работает, является подразделением Мценской детской художественной школы. В настоящее время у Архиповой занимается 12 человек. Программа рассчитана на пять лет и является предпрофессиональным обучением.
С чем войдёт Мценск в «Бирюзовое кольцо России»?
Такое названием предложил для регионального бренда Департамент по проектам развития территорий правительства Орловской области. Бренд должен тематически объединить древние города области: Орёл, Ливны, Мценск, Болхов Дмитровск, Малоархангельск, Новосиль. У каждого из них своя «изюминка». Одной из таковых для Мценска должно стать кружевоплетение.
Но, насколько это реально? С каждым годом кружевниц остаётся всё меньше. Если 150 лет назад мценским мастерицам удалось сплести столько аршинов мерного кружева, что его хватило бы на 1139 километров. Таково расстояние от Мценска до Казани. В начале XX века из 13 тысяч человек, проживавших в Мценске, почти половина плела кружева. В наши дни на 38 тысяч населения едва
ли наберётся несколько десятков мастериц (которые плетут для своих
нужд). Да и дело это крайне трудоемкое и длительное.
— Например, я рисовала свои «звёздные» мосты месяца четыре,
— говорит Архипова. — Идею вынашивала еще дольше. А,
непосредственно плела (это было после работы, больше по ночам), с
начала января по март….
Раньше школы кружевниц активно спонсировались. Сейчас, как известно, в бюджетах денег ни на что нет. Муниципалитеты вынуждены с протянутой рукой ходить за финансированием в областной центр. Получается, что судьба мценского кружева в руках, увы, не только мастериц, но и наших чиновников. Будет ли региональная власть реально поддерживать придуманный бренд «Бирюзовое кольцо» и мценские кружева, или всё закончится опять пиаром и болтовнёй?