Мценское кружево какая область

Мценское кружево

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ – начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго – почетного диплома. Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Читайте также:  Выкройки детских трусиков мальчик

Серебряная медаль с Всемирной выставки в Париже в 1900 г.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц, как и работы их преподавателей, можно увидеть в музее кружева.

При использовании материалов, не забывайте указывать источник: Мценское кружево. Шалыгина А. / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие». Вып. 1, 2014, сс. 204-207.

фото: Моськин Р., Сенина М.

Материалы по теме «Мценское кружево»:

Мценское кружево :: Общие сведения

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки и территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нём довольно долго держалось численное плетенье с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» – очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетенье с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя».

В конце XIX столетия ещё доживали свой век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. Всё изготовленное ими покупалось одною торговкой, которая тщательно скрывала от других место, где они жили. Эта же торговка привозила им из Москвы тонкую пряжу. У Протасовой делали тонкое кружево со сканью типа «малин». Но на работы остальных мценских кружевниц оно не имело никакого влияния. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шёлками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест.

С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми оставались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между кустами с изогнутыми ветками. Ещё в 1860-е годы мценское кружево сохраняло своё высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки». Его плели из белой и суровой льняной, белой, чёрной и кремовой шёлковой и белой, красной и синей хлопчатобумажной нити. В большинстве узоров требовалось всего двадцать пар коклюшек, в некоторых же – более ста. В конце XIX века в Мценске появляются общераспространённые «клюни», гипюры и другие модные типы кружева, затем и «русский валансьен».

Мценский промысел был ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нём было занято около пяти тысяч мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до полутора миллионов аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались лишь по заказу. С началом первой мировой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел.

История мценского кружева

Где зародилось мценское кружево? История возникновения и развития промысла.

Истоки мценского кружева. Почему именно в Мценске появилось мценское кружево?

Почему мценское кружево так называется? Происхождение наименования данного промысла.

Что означает каждый элемент мценского кружева? Как нарисовать мценское кружево?

Как вязать и ухаживать за мценским кружевом? Техника плетения мценского кружева.

Мценское кружево какая область

– Особенность кружева в том, что оно одно из самых архаичных кружев. Потому что здесь большая связь была с язычеством. Я хоть и говорю, что с ХVIII века у нас кружево плели, но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад». Вот и получается, что минимум с 17 века уже плели у нас кружева. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий — РП), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков. Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное.

– Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким, — рассказывает старший научный сотрудник «Мценского краеведческого музея» Наталья Посаженникова. — Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали — взвешивали. Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже. Так смотрели за тем, чтобы не было воровства на мануфактуре.
– Мы занимаемся уже 22 года. Чтобы обучить человека кружевоплетению, нужна группа по 10 человек. Сейчас у нас так и есть. Раньше было пять групп, сегодня четыре группы, — рассказывает Анна Шалыгина. — С детьми, когда начали работать, работали с двенадцатилетними. Но чем раньше ребенок начинает работать с коклюшками (деревянные палочки, на которые наматываются нитки для плетения кружева — РП), тем в более взрослом возрасте у него моторная скорость развивается лучше. Если человек во взрослом возрасте пришел в кружево, он такой высокой скорости не достигнет. Поэтому в школу мы стали набирать уже с семи лет.

Анна Шалыгина проводит меня в центральную комнату школы, где занимаются кружевоплетением. Вдоль стен узкой и длинной комнаты — стулья. Перед ними — подставки с подушками в форме валика. Подушки накрыты материалом: чтобы пыль не садилась на готовое кружево.

– Когда дети постарше были, были крупнее работы. Курс был рассчитан на три года. Когда стали приходить семилетние, мы занимались с ними больше. Сейчас у нас пятилетняя программа обучения. По окончанию выдаем свидетельство.
Спрашиваю, что сегодня плетут в школе кружевниц, и какие изделия пользуются большей популярностью среди учеников.

– Плетем и салфетки, и закладки, и подарки мамам. Сейчас очень популярны те работы, которые можно вставить в рамку. Раньше делали только картины, вышивку — это было популярным. Сейчас кружевоплетение. И очень красиво получается. Маленькие работы у нас идут на выставку. В этом году отправляли сумки. Нашили сумки, а как украшение — кружево. Очень даже красиво получилось.

В мастерскую кружевоплетения входят первые ученики: Анжела и Максим. Дети бросают свои рюкзаки на стулья и начинают подготавливать рабочие места: наматывают на коклюшки нитки, поправляют валики на подставках.

– Когда к нам в школу пришли, я увидела, что здесь делают такие изделия. Анна Алексеевна надела свою жилетку из кружева, она мне очень понравилась. У меня мечта сплести какой-нибудь зонтик и маме подарить, ей это очень нравится, — рассказывает четвероклассница Анжела Ушакова.

Мценское кружево. Мифы и реальность.

Публикаций о Мценском кружеве не счесть. В них содержится множество информации, в том числе и статистической (без указания источников), но преподносится как исторические факты. Попробуем разобраться.

Мценское кружево, как бренд, уже существует во второй половине XIX века. Из исторического описания Л.А.Кавелина, Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря от 1863 года : «…. рукоделие служит и единственным средством к содержанию себя. Большинство последних занимается по месту: плетением русских, так называемых Мценских кружев,…». Княгиня А.Д. Тенишева в конце XIX века обустраивала на Мценской земле свою кружевную мануфактуру не на пустом месте. В городе и уезде уже проживали мастерицы кружевных узоров. Об этом есть несколько свидетельств.

Секретарь Орловского губернского статистического комитета Тарачков в 1868 году опубликовал статью, где описал положение кружевного промысла в Мценске. В публикации имеется и воспоминание Тарачкова об увиденном кружеве «которые были сделаны более чем за 150 лет назад». Отсюда и утверждение, что кружевной промысел в городе существовал еще в начале XVIII века.

Во второй половине XVIII века развитие кружевного промысла в стране поддерживалось на государственном уровне. На основании Указа от 18 августа 1766 года был утвержден тариф о сборе пошлин в портовых и пограничных таможнях с привозных и отвозных товаров. Ввоз в Россию кружев облагался пошлиной в 200%, а экспорт осуществлялся беспошлинно. В свою очередь, ввоз нитей для кружевоплетения осуществлялся беспрепятственно.

В 1880 году Мценск посетила общественная деятельница С.А. Давыдова. Результаты этого визита Давыдова печатала в «Трудах комиссии по исследованию кустарного производства в России». Здесь она описывает встречу с Мценской торговкой-кружевницей Фурцевой. На момент этой встречи, со слов Давыдовой, Фурсовой было за 70 лет. Вот старушка и поведала : « В былое время близ Мценска или Амчанска , находилась большая фабрика кружев, принадлежащая помещице Протасовой. На этой фабрике изо дня в день, весь круглый год, работало тысячу двести девушек и девочек. Кружево плелось на манер французского образца….. когда деньги еще считались на ассигнации, смотрительница получала семь тысяч рублей в год жалованья. Лучшие мастерицы получали в тоже время до тысячи рублей жалования. Все эти деньги выдавались от Государя, так как кружева этой фабрики ставились к царскому двору. Кроме такого почетного сбыта, кружевные изделия Протасовских мастериц требовались не только в Петербург, но посылались по требованию в Англию и в Турцию». Все это перекочевало без ссылок в публикации и преподносится как исторический факт. Между тем, информацию Фурцевой можно рассматривать в плоскости — «одна бабка сказала». Не буду рассматривать статистические данные, описанные Фурсовой и неизвестно откуда ей известные (предположу как местная легенда), но о Протасовских мастерицах упоминали и другие местные жители.

Из письма Ивана Сергеевича Аксакова от 31 октября 1848 года : «В Мценске, на том же дворе, где я останавливался, происходил девичник или что-то в этом роде, по случаю предстоящей свадьбы одной горожанки (мещанской девки) с дворником (содержателем постоялого двора где-то в селе). Меня предложили величать и повеличали. Песни поются все новые: все про Голландское полотно да Французские кружева».

Наверняка можно сказать, что в конце XVIII – первой четверти XIX вв рядом с Мценском располагалась рассеянная мануфактура (простая изба) по производству кружев помещицы Протасовой. Производство осуществлялось следующим образом: крепостные крестьянки обучались кружевоплетению, после чего получали материал — нитки и сколки. Работу осуществляли на дому. По окончании, сдавали готовые изделия и получали вознаграждение. Осуществлять работу на мануфактуре могли Мценские мещанки и однодворки.

В качестве помещицы Протасовой чаще всего описывают графиню А.С. Протасову. Графиня камер-фрейлина Анна Степановна Протасова имений в Орловской губернии и в частности, Мценском уезде не имела. Соответственно и Мценской помещицей Протасовой быть не могла. В противном случае, Фурсова и упоминала бы ее не помещицей, а графиней. К тому же, Анна Степановна была «в долгах как в шелках» в прямом и переносном смысле . В архивах хранятся векселя, данные графиней, оплаченные мужем ее племянницы — князем А.С.Меньшиковым.

Скорее всего, мануфактура располагалась в с.Верхняя Зароща и принадлежала Александре Максимовне Протасовой ур. Лугининой (1773-1829) . Ее отец и дед были крупными Тульскими купцами и владельцами металлургических заводов. Графиня А.С. Протасова приходилась родной сестрой ее мужа- Александра Степановича и вполне могла снабжать мануфактуру заказами для царедворцев. Предпринимательская «жилка» Александры Максимовны проявилась после смерти супруга в 1792 году. Была продана фабрика по производству игральных карт, куплено множество новых имений с крепостными. Мануфактурой руководил управляющий, так как А.М. Протасова проживала в Москве, а в Мценском имении близ д. Меркулово находился небольшой старый флигель для приездов.

После смерти А.М.Протасовой 18 июля 1829 года, ее единственная дочь — княгиня Меньшикова (ур. Протасова) Анна Александровна унаследовала не малое движимое и недвижимое имущество. Кроме всего прочего, 4465 душ крепостных крестьян в 6 губерниях (по 7 ревизии от 1815 года). В том числе Мценском уезде:

с-цо Верхняя Зароща -147

с-цо Сычево (ныне Протасово) – 213

д. Гущина Слободка тож – 185

д. Меркулова – 25

Из принадлежащих А.М.Протасовой в Мценском уезде 570 крепостных душ обоего пола с детьми ( в реальности, на 1829 год чуть более) набрать 200 мастериц из этого числа еще возможно, а 1200 — не реально.

В той же работе, С.А. Давыдова приводит статистические данные по кружевному промыслу ,непосредственно в города Мценска. Данные берутся «с потолка». Так, по ее подсчетам, в Мценске работают 4 994 кружевницы. Из них, 4 810 осуществляют производство мерного кружева, а 184 (жительницы Стрелецкой Слободы) производством штучных изделий. Всего, население Мценска, составляло на данный период 13 713 человек, 2672 мещанских семей и 5 914 душ мещанок. То есть, Давыдова записала в кружевницы почти все женское мещанское население города, за исключением девочек до 7 лет и древних старух. К примеру, А.Д. Тенишева осуществляя ту же мануфактурную деятельность, что и Протасова в 1903 году (спустя 23 года, после исследования Давыдовой) имела с учетом учениц, всего 262 мастерицы не только города, но и уезда.

По данным Давыдовой, все Мценские кружевницы работали от 16 до 18 часов в сутки и 260 дней в году. Годовое производство кружев в денежном эквиваленте составило 287 727 рублей. По данным Тарачкова на 1868 год, годовое производство не превышало и 20 000 рублей. Разница более чем в 14 раз. У той же Давыдовой, 4810 мастериц производят 1 464 922 аршина мерного кружева. Средняя годовая производительность кружевницы составляет 304,5 аршин мерного кружева или 58 штучных изделий. Производительность же мастериц у Тенишевой на 1903 год не превышает 50 аршин в год на человека. Разница более чем в 6 раз. Все эти выкладки Давыдовой вошли в статистические сборники России, как фактические, без проверки.

Очевидно, данные, приведенные Давыдовой (теоретические) не соответствуют данным по предприятию Тенишевой (практическим). Давыдова намеренно завышает объемы производства в разы не только по Мценску, но по всем кружевным центрам России. Ей необходимо было показать значимость кружевного промысла в общем объеме экономики страны. Делала она это из корыстных личных побуждений или с целью развития промысла рассуждать не буду. Одно можно сказать точно – кружевной промысел с деятельностью Софьи Александровны получил новый виток развития, а сама Давыдова заняла высокое положение в обществе.

Еще один немаловажный аспект работы кружевниц – заработок. Из статьи Тарачкова: «Многие из трудолюбивых мценских кружевниц, начавши обучаться плетению кружев с 7-летнего возраста, успевают ко времени своего замужества составлять для себя приданое из нескольких сотен рублей».

В противовес, из статьи Шелгунова о Вологодских кружевницах от 1867 года : «В России именно в Вологде, где по преимуществу сосредоточено ручное кружевное производство, работница средней руки может заработать в день 20 коп. Заработок в 25 или 30 считается уже большим, а в 40-45- редкая случайность, о которой кружевницы говорят с гордостью и тщеславием. Впрочем многим не удается заработать в день 20к. Самая первая кружевница в городе зарабатывает с своей матерью только 10 руб. в месяц. Из этих несчастных 10 руб. нужно истратить в месяц на квартиру и дрова 3 руб. на чай и сахар 1 ½ руб. затем остается 5 ½ руб. на все остальное – на пищу и одежду. Да и 10-то рублей получает эта первая кружевница потому только, что она сама изготовляет и продает кружевные узоры. Кружевницы не делающие сами узоров и покупающие их, при равном искусстве не зарабатывают более 8 руб. Чтобы получить этот скудный заработок кружевница должна работать в сутки от 16 до 20 ч.»

По расчетам С.А. Давыдовой, заработок Мценских кружевниц составляет 20,5-25 копеек в день. В то же время, вот что она пишет об обеде в Мценской гостинице: «Так, напр., за порцию сквернейшего супа приходится платить 40 коп.; за чахлого жареного цыпленка 50-60 коп. Израсходовав один рубль, в конце концов остаешся все-таки голодным». То есть, за 16-18 часов кропотливого труда Мценская кружевница зарабатывает только на половину порции «сквернейшего супа». Какие сотни рублей приданого? Какая покупка дома в городе за 200 рублей?

И все-таки, бесспорно, Мценск славился своими мастерицами издавна. Кружевные изделия успешно экспортировались за пределы страны. Только не стоит приводить в публикациях цифровые показатели по кружевному промыслу Мценска, как исторические факты.

Оцените статью