Музей тропинина выставка вышивки васильева

Пудель, сердечки и Петр I. Смотрим выставку «Старинные вышивки» онлайн

Московские музеи временно закрыты для посетителей, но это не мешает заглядывать на выставки онлайн — рассматривать самые интересные экспонаты и узнавать связанные с ними истории.

Сегодняшняя виртуальная экскурсия посвящена экспозиции Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, посвященной вышивкам XIX века. География происхождения предметов обширна — от Российской империи до США. Всего на выставке представлен 171 предмет из фондов Музея Тропинина и личной коллекции историка моды Александра Васильева. Самые интересные из них — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Вышивка 200 лет назад

В XIX веке вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия как крепостных крестьянок, так и знатных дворянок — этому ремеслу девочек учили с раннего детства. Процесс обучения начинался с вышивания самых простых элементов — букв алфавита, постепенно сюжеты усложнялись. Ремесло всегда требовало много времени. До изобретения электричества это занятие ограничивалось продолжительностью светового дня — вышивать после заката при свете свечи или камина было невозможно.

Работали мастерицы в разных техниках, вышивали гарусом, шелком, гладью, шерстью, бисером, золотом и другими материалами. Вышивкой украшали аксессуары и предметы быта (от кошельков и курительных трубок до подстаканников и бюваров — папок для хранения бумаги). А стены городских особняков и загородных усадеб состоятельных людей украшали вышитые картины. Свои творения мастерицы дарили родным, близким друзьям и возлюбленным. Сюжеты работ вышивальщиц были очень разнообразны — от цветочных букетов до исторических сцен.

Читайте также:  Набор для вышивания крестиком как правильно вышивать

«Петр I коронует Екатерину I», середина XIX века

Из собрания Музея Тропинина

Мастерицы нередко обращались к историческим сюжетам — к примеру, на картинах появлялись члены монаршей семьи и эпизоды из их жизни. На одной из таких вышивок изображено знаковое событие — первая в истории России императорская коронация. По данным исследователей этой работы, вышивальщица ориентировалась на гравюры известного французского портретиста Боссельмана и иллюстратора Себастьяна Леруа.

Русский царь Петр Алексеевич стал императором России в 1721 году после победы в Северной войне, а 7 мая 1724 года императорского титула была удостоена его супруга Екатерина Алексеевна. Несмотря на то что столицу империи к тому моменту уже перенесли в Санкт-Петербург, церемония коронации прошла в Успенском соборе Московского Кремля. Специально к этому событию были богато украшены палаты Кремля и Соборная площадь, на которой приготовили угощения для подданных.

В торжественной церемонии древнерусские традиции переплелись с нововведениями, пришедшими из Европы. Шапку Мономаха, которой с конца XV века венчали на царство русского монарха, заменили на императорскую корону (однако прежний символ власти также участвовал в обряде — его несли впереди торжественной процессии). Если в прежние времена корону на голову монарха возлагал верховный представитель духовенства, то в день коронации Екатерины это сделал сам Петр Великий.

Стоит обратить внимание и на исполнение работы: мастерица объединила несколько техник: например, корону Екатерины она вышила бисером, а императорскую мантию — шерстью.

Каминный экран, начало XIX века

Из собрания Музея Тропинина

Центральное отопление появилось в Российской империи лишь в конце XIX века — до этого люди согревались с помощью печей и каминов. Последние в дворянских домах часто закрывали экраном. У этого устройства было две основные функции: защитная — предохранять от искр и направленного жара, а также декоративная — дрожащий свет огня проецировал узоры решетки на стены. Каминные экраны с вышивкой использовались только в теплое время года, когда огонь не горел и не мог повредить вышитую картину, — ими закрывали портал пустого камина.

На выставке представлен каминный экран, выполненный в готическом стиле из красного дерева. На нем изображен букет — один из любимых элементов вышивальщиц. Мастерицы изображали на картинах садовые цветы, при этом каждый из них играл в композиции свою роль и скрывал особый смысл — с помощью них вышивальщицы рассказывали о своих чувствах и эмоциях. Так, согласно книге 1830 года «Салам, или Язык цветов», роза была символом любви, гладиолус — искренности, а пион — пожеланием счастливой жизни.

Пару с этим каминным экраном создает расположенная над ним декоративная вышивка на подушку, на которой тоже изображен букет. На первый взгляд это две одинаковые вышивки, но между ними есть значительное отличие: на экране цветы вышиты шерстью и шелком, а на чехле для подушки — венецианским бисером и гарусом.

Шкатулка для хранения любовных писем, середина XIX века

Из коллекции Александра Васильева

Вышивкой часто украшали и шкатулки. В них хранились документы, различные маленькие предметы, а иногда и один из главных атрибутов романтической эпохи XIX века — любовные письма.

На четыре стороны шкатулки, которая была сделана крепостными семьи Зуйковых, нанесены вышивки с изображениями цветочных композиций. На крышке коробочки мастерица изобразила два сердца, которые раскрывают истинное предназначение предмета.

В первую очередь эта шкатулка интересна особой техникой, с помощью которой выполнены изображения. Если приглядеться к вышивке, то можно заметить, что цветы состоят из рисовых зерен и семян овощей и ароматических трав — помидоров, огурцов, укропа, вероятно выращенных на огородах дворянского имения.

«Пудель Артемон», 1840-е годы

Из коллекции Александра Васильева

Мастерицы очень любили вышивать животных — нередко на их произведениях появлялись собаки. Одна из таких работ — вышитое изображение пуделя Артемона.

Для его создания мастерица использовала шерстяные нити и работала в помпонной технике, с помощью которой можно было получить объемное изображение. Зритель может рассмотреть мельчайшие детали, даже мышцы собаки. Трава, на которой расположился пудель, вышита в технике «шелком по шелку».

До сих пор точно неизвестно, как и где появилась порода пудель, однако изображения похожих на пуделей собак находят даже на античных монетах и фресках. В XV–XVI веках представители этой породы стали известны под современным названием и приобрели популярность среди охотников — собаки прекрасно справлялись с подачей водоплавающей дичи хозяину. На это предназначение намекает само название породы — оно произошло от немецкого слова pudelhund, которое можно перевести как «плещущаяся в воде собака».

Кстати, в Российской империи одной из первых владелиц собаки этой породы была императрица Екатерина II.

Кошелек-кисет «В память о парижских революционных событиях 28 июля 1830 года»

Из коллекции Александра Васильева

Французские революции оказали значительное влияние на мировую культуру и искусство. Образы, связанные с этими событиями, появлялись на страницах произведений Виктора Гюго, Александра Дюма и других писателей, на картинах разных европейских художников. Историей французских революций вдохновлялись и вышивальщицы. На выставке в Музее Тропинина есть несколько экспонатов, посвященных революционным событиям разных лет. Среди них кошелек-кисет с вышивкой, посвященной Французской революции 1830 года.

Этот предмет расшит венецианским и богемским бисером в цветах французского триколора. В центре мастерица расположила символ Франции — галльского петуха, вокруг него — послание свергнутому французскому королю Карлу X, а сверху — посвящение: «В память о парижских революционных событиях 28 июля 1830 года».

В этот день в Париже развернулось ожесточенное сражение за городскую ратушу Отель-де-Виль. Несколько раз за день это здание переходило то под контроль восставших, то в руки правительственных войск. К утру 29 июля бунтовщики сумели закрепиться в ратуше, что стало важным шагом к победе.

«Старинные вышивки» в Музее В.А. Тропинина

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени совместно с Фондом Александра Васильева открывает выставку вещей XIX века «Старинные вышивки».

В экспозиции будут представлены вышитые картины, каминные экраны, веера, кошельки, сумки, чернильные приборы, изобразительная и орнаментальная вышивка, вышивка жемчугом, бисером и стеклярусом.

Вышивка — это древнейший вид прикладного искусства, который возник на Востоке. Вышитые вещи присутствуют в виде изображений в старинных барельефах, фресках, скульптурах Китая, Индии, Месопотамии, Египта. Родиной светской и нарядной вышивки, которая бытовала в России в XVIII–XIX веках, считалась Византия. Но начиная с эпохи Петра I дворянское общество увлеклось рисунками для вышивок, придуманными во Франции и Германии.

Само искусство вышивки можно разделить по технике исполнения на несколько разделов. Первый — это вышивка шелком, часто в технике глади. Второй — вышивка шерстью (гарусной нитью) в технике креста или полукреста. Такой способ вышивки принято называть берлинской работой. Третий раздел — это вышивка бисером, которая была особенно популярна в XVIII и XIX веках.

Особое место в пространстве выставки занимают вышитые картины. Работа «Иаков узнает о смерти любимого сына Иосифа» повторяет популярные во второй половине XIX века литографии с картины французского живописца Шарля Антуана Куапеля на библейский сюжет. Подобные литографии часто публиковались в иллюстрированных библиях.

Историк моды и коллекционер Александр Васильев представит ряд уникальных экспонатов, в том числе вышитый портрет Александра I.

Музей работает во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00, в четверг — с 13:00 до 21:00, понедельник — выходной.

Выставка «Старинные Вышивки»

30 октября Музей В.А. Тропинина совместно с Фондом Александра Васильева открывает выставку «Старинные вышивки»

В экспозиции будут представлены вышитые картины, каминные экраны, веера, кошельки, сумки, чернильные приборы. Изобразительная и орнаментальная вышивка, вышивка жемчугом, бисером и стеклярусом – вещи XIX вв. из собрания Музея В.А. Тропинина и Фонда Александра Васильева. Древнейший вид прикладного искусства – вышивка – возник на Востоке. Вышитые вещи присутствуют в виде изображений в старинных барельефах, фресках, скульптурах, дошедших до нас со времен древних цивилизаций, таких, как Китай, Индия, Месопотамия, Египет. Если говорить о более близком нам времени, то, безусловно, родиной светской и нарядной вышивки, которая бытовала в России в XVIII – XIX веках, считалась Византия. Но начиная с эпохи Петра I, дворянское общество в нашей стране увлеклось западно-европейскими рисунками для вышивок, придуманными во Франции и Германии.

Само искусство вышивки можно разделить по технике исполнения на несколько разделов. Первый – это вышивка шелком, часто в технике глади, второй – вышивка шерстью, а именно, гарусной нитью в технике креста или полукреста – то, что принято называть «берлинской работой». Третий раздел – это вышивка бисером, которая была особенно характерна в XVIII и XIX века.

«Основатель нашего Музея – советский коллекционер Феликс Вишневский – собирал не только живопись, но и шитье бисером, вышивку, старинную мебель. Нам очень приятно представить публике изысканные произведения декоративно-прикладного искусства из фондов Музея Тропинина, и для нас особая радость сотрудничать в данном проекте с одним из ведущих коллекционеров нашего времени, историком моды Александром Васильевым» – подчеркнула Ольга Журавлева, директор Музея В.А. Тропинина.

Особое место в пространстве выставки занимают вышитые картины. Работа «Иаков узнает о смерти любимого сына Иосифа» повторяет популярные во второй половине XIX века литографии с картины французского живописца Шарля Антуана Куапеля на библейский сюжет. Подобные литографии часто публиковались в иллюстрированных Библиях.

Историк моды и коллекционер Александр Васильев представит ряд уникальных экспонатов, в том числе, вышитый портрет Александра I.

«Как коллекционер я начал собирать вышивки очень рано. Еще в довольно юном возрасте мое внимание привлекали вышитые каминные экраны, подушки, картины, бумажники, кошельки, бальные книжки, подстаканники, сумочки, сонетки и бювары… Сегодня вышитые вещи составляют большую часть моей коллекции, которая сама по себе насчитывает около полумиллиона предметов одежды и аксессуаров.» – Александр Васильев, коллекционер, историк-искусствовед.

Для посетителей выставка будет работать с 31 октября по 17 января 2021 г.

Музей тропинина выставка вышивки васильева

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Выставка вышивки в музее Тропинина.

Еще несколько слов о вышивках из коллекции фонда А.А.Васильева, которые демонстрируются на выставке в музее Тропинина (открыта для посещений до 17.01.2021).

1. Девочка, играющая со щенками


Вышивка с изображением девочки, играющей со щенками, повторяет гравюры и литографии 1840-х гг. с рисунка английского художника, рисовальщика и литографа Уильяма Драммонда (работал в период 1832-1850). Гравюры с этим сюжетом часто публиковались в литературных журналах в качестве иллюстраций к рассказам и стихотворениям.

2. Турок, курящий трубку


Вышивка с изображением турка, сидящего на подушках в интерьере комнаты на фоне открытого окна, курящего трубку, отражает массовое увлечение Турцией и Востоком, захватившее Европу в конце XVIII в. и вошедшее в историю искусства под названием «стиль туркьери» или «туретчина». Вышивка выполнена по картине бельгийского художника исторического жанра Анри Декена (1799-1852) «Турок, курящий трубку», ныне хранящейся в коллекции картинной галереи Шербурга, Франция — я писала о прототипе в статье о коллекции Рыбинского музея.

Одна из версий рисунков для вышивания этого сюжета была издана в Берлине в издательстве Т.Ф. Девриента (T.P. Devrient)

3. Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. «Прекрасная садовница»

Автора бисерной вышивки, несомненно, вдохновила картина Рафаэля Санти «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière), ок. 1507, находящаяся в коллекции Лувра.

Вышивка во многом отличается от оригинала, как композиционно (пирамидальная композиция изменена на прямоугольую), так и во многих деталях. Однако в вышивке сохранены позы и расположение фигур Мадонны, младенца Христа и Иоанна Крестителя, богородичные цвета платья Мадонны (красный и синий), пейзаж с озером слева и городом справа и даже фиалки, символизирующие смирение девы Марии, в правом нижнем углу. В верхнем правом углу вышивальщица изобразила бабочку, вероятно, как символ души, бессмертия и воскресения, и добавила декоративную рамку из виноградных листьев и бутонов роз (?), также являющихся христианскими символами.

Вышивка с изображением мужчины, сидящего на земле со скрещенными ногами, положившего рядом с собой ружье, повторяет картину художника дюссельдорфской школы живописи Фердинанда Теодора Хильдебрандта (1804-1874) «Разбойник», 1829 г. Оригинал картины находится в Старой Национальной галерее Берлина.

Благородных разбойников, корсаров, контрабандистов, грабителей и их жертв можно часто встретить в вышивке шерстью первой половины XIX в., как отражение увлечения литературой романтизма. Кроме того, с конца XVIII в. в Европе получил широкое распространение «разбойничий роман», начало развитию которому положила драма Шиллера «Разбойники» (1780). Герои произведений Гауфа, Клейста, Эжена Сю, В. Скотта, Дюма… были необыкновенно популярны и у вышивальщиц.

5. Подтяжки со сценами из романа Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виржини»

Вышитые гладью подтяжки со сценами из романа французского писателя, инженера и путешественника Бернардена де Сен-Пьера (1737-1814) «Поль и Виржини». С даты первой публикации (1788) роман множество раз переиздавался, был переведен на все европейские языки, в том числе и русский (первый перевод А.П. Подшиваловой был впервые опубликован в 1793 в журнале «Чтение для вкуса, разума и чувствований»).

Роман был необыкновенно популярен в конце XVIII и в течение всего XIX в. Его упоминание можно обнаружить в большом количестве литературных произведений. Сцены из романа многократно повторялись в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве XIX в.


Сцена из романа: собака Фидель обнаруживает заблудившихся в лесу Поля и Виржини.

Любопытно, что в коллекции Музея изящных искусств, Бостон, США хранятся — аналогичные подтяжки, отличающиеся небольшими деталями и формой . Это говорит о возможном существовании мастерской, в которой изготавливались подобные предметы в течение определенного периода, или о наличии печатного рисунка для вышивания, которым пользовались обе вышивальщицы.


Источник фото: https://collections.mfa.org/objects/121196/suspender-one-of-a-pair?ctx=1464b522-78ed-448f-a278-5c4ef1a47054&idx=0

Подтяжки считались интимным предметом мужского гардероба. Они были надежно спрятаны от чужих глаз под жилетами и сюртуками. Искусствовед, историк и теоретик моды М.Н. Мерцалова называет подтяжки «любимым секретным подарком влюбленных». Именно этим и обусловлен выбор вышивальщицей сцен из сентиментально-идиллического романа о нравственной чистоте и печальной истории любви двух героев.

Оцените статью