Набор для батика что это

Инструменты и материалы для “холодного” батика

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Набор для батика что это

Батик — это обобщенное название различных способов росписи ткани и очень красивый вид творчества. Индонезийский остров Ява считается родиной батика, там до сих пор пользуется огромной популярностью одежда из расписанных тканей.

У нас же этот вид творчества начал набирать популярность примерно с двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия.

Давайте проведем небольшую обзорную экскурсию в мир инструментов и материалов, необходимых для батика.

В принципе, можно использовать любую ткань – и хлопок, и шелк, и лен, и даже тонкую шерсть. Роспись по каждой ткани будет иметь свои особенности, на каких-то материалах краска будет ложиться лучше, на каких-то она будет оставаться яркой дольше. Синтетических тканей лучше избегать, поскольку при горячем закреплении ткань может и подплавиться, потеряв вид и свои свойства. Если есть сомнения, то перед росписью на ткань, которую предварительно постирали, нужно нанести капельку краски. Если капля не впиталась и не растеклась – такая ткань не подойдет для батика.

Вообще, идеальный вариант для холодного батика – это натуральный шелк, он является идеальным материалом для одежды и аксессуаров в виде платков и палантинов. Для росписи он покупается неокрашенный неаппретированный, бывает с разными названиями в зависимости от толщины, структуры и вида переплетения нитей — креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, туаль, атлас, фуляр, эксцельсиор, дикий шелк.

А вот для горячего батика чаще всего используется тоненький хлопок или вискозные ткани, поскольку горячий воск может повредить нежный шелк.

Для натяжения ткани под роспись можно использовать рамы или пяльцы. Пяльцы удобны, если расписывается небольшой кусочек ткани. Большие же полотна, как правило, натягиваются на специальные деревянные рамы для батика, размер которых можно регулировать. Эти рамы бывают и металлические, и пластиковые, но из дерева более удобны тем, что ткань можно закреплять кнопками.

При закреплении полотна на раме важно следить, чтобы ткань не перекосилась по диагонали и была очень хорошо натянута и не провисла.

Как правило, используют натуральные кисти различных форм из белки, колонка, иногда пони.

Краски для батика можно разделить на две большие группы: те, которые закрепляются горячим утюгом (это акриловые) и которые закрепляются паром, т.н. запаривание (это анилиновые). Краски под запаривание более текучи, с их помощью легче делать интересные переходы цветов, но они сложней в закреплении – процесс запаривания длиться не менее часа и имеет свои сложности.

Краски для батика выпускает фирма «Гамма» (это относительно бюджетный вариант), более дорогие импортные краски “Javana”, “Marabu” (это самые известные) и еще много других марок

5. Инструменты и материалы для холодного батика

При этом способе росписи для разделения участков ткани с разными цветами используется резерв – специальный состав, который наносится на ткань, как правило, тоненькими линиями в местах, где краски разных оттенков не должны смешиваться.

Для нанесения резерва пользуются специальными стеклянными трубочками с тоненьким носиком. На некоторых импортных тюбиках с резервирующим составом сразу есть наконечник для нанесения на ткань.

Резервирующие составы могут быть двух типов – на основе воды или бензина. Второй вариант более надежно разделяет краски, но имеет очень резкий ядовитый запах. Именно поэтому заниматься батиком лучше в большом, хорошо проветриваемом помещении или под вытяжкой.

6. Инструменты и материалы для горячего батика

В этом виде батика функцию резерва выполняет горячий воск. Раньше для этих целей использовался натуральный воск, сейчас уже применяют свечи на основе стеарина или парафина.
Наносят расплавленный воск с помощью всевозможных кистей, трубочек, леек. Вот эта леечка и называется чантинг. Носики у него могут быть разной ширины, от одного миллиметра, в зависимости от того, какой ширины линию необходимо нанести.

А плавят воск или его заменители – на водяной бане, т.е. кроме приспособлений для нанесения еще нужна кастрюлька или любая другая емкость, которая уже никогда больше ни для чего кроме воска использоваться не будет.

6. Прочие материалы.

Так же при росписи ткани могут понадобиться различные баночки для смешивания красок, ватные палочки и кусочки ткани для удаления лишней краски, калька и мягкий простой карандаш для нанесения рисунка, фен, утюг и много других мелочей, необходимость которых определяет для себя каждый мастер по мере приобретения опыта.

Набор для батика что это

Если вы хотите узнать, какие инструменты и материалы нужны для батика, то эта статья – для вас. Те, кто хоть раз бывал в магазине для профессиональных художников, знают, что товары сегодня – довольно дорогие. Батик – не самое дешевое искусство, если вспомнить о том, сколько стоит шелк. С другой стороны, если вы решили посвятить себя этому увлекательному ремеслу, то никаких преград возникнуть не должно. Радовать должен и тот факт, что большинство инструментов покупаются один раз (или крайне редко), поэтому вложить деньги в оборудование придется только на первом этапе. Затем, делая месяц за месяцем роспись ткани, вы будете докупать шелк, краски, резерв и кое-что по мелочам.

Инструменты и материалы для занятий в технике холодный батик

1. Рама. Может быть деревянной или металлической, цельной или раздвижной. Лучше приобрести 1-3 раздвижных рамы. Это зависит от того, какие аксессуары вы собираетесь делать ( батик платки , шарфы, палантины, картины или что-то другое).

2. Краски. Существуют разные краски для батика: анилиновые (под запарку), акриловые (под утюг), в баночках, порошке, тюбиках. Профессиональный мастера батика рекомендуют начинать с “Батик Хобби для росписи тканей” фирмы “Гамма”. Они мягко ложатся на ткань и не создают особых проблем при запаривании.

3. Мягкий карандаш или специальный маркер, который исчезает через несколько дней или сразу, если шелк побрызгать водой.

4. Линейка , угольник или сантиметровая лента и острые ножницы.

5. Кнопки для крепления шелка к раме. В продаже есть специальные кнопки для батика, но стоят они довольно дорого, поэтому можно купить обыкновенные “советские” кнопки со шляпками в банке-жестянке. Маститые художники по батику приобретают раму с острыми зубцами или используют “когти”. Последние стоят довольно дорого.

6. Калька или другая бумага для эскизов и перевода рисунка на ткань. Кальку подкладывают под натянутый шелк и крепят лист при помощи тонких иголочек. Также для этих целей можно использовать клейкую ленту.

7. Баночки, стаканчики, палитра для разведения красок.

8. Кисти разных номеров . Можно начать с синтетических: они прочнее, стоят дешевле натуральных и в работе – хороши.

9. Резерв для батика и стеклянная трубочка , которой наводят контур. Иногда в резерв добавляют загуститель или растворитель.

10. Могут пригодиться стеклянная пипетка для батика или мерная (из пластика), а также эффектарная соль , глиттеры или контуры с разными эффектами для украшения работы.

11. Спонжи (если нужно), которые можно заменить ватой.

12. Растворитель для обработки стеклянной трубочки после резерва. Если вы использовали пластмассовый флакон с насадкой, то достаточно подержать в растворителе металлическую насадку, а пузырек закрыть.

Возможно, другие мастера предложат свой набор оборудования для батика. Со временем вы сами поймете, какие инструменты и материалы вам подходят больше, что лучше купить подороже, а что – легко заменить подручными средствами.

Читайте также:  Модели с ленточными кружевом
Оцените статью