Надежда Малкова: я передаю в своей работе настроение!
автор текста и фото: Надежда Малкова (ник в Клубе — Гош).
беседовала: Горюшкина Наталия для портала Осинка.ру
За окном почти ноябрь, промозглый ветер и мокрый снег, а на ее работах всегда цветы, лето, солнце. И не удивительно, ведь большинство этих прекрасных картин созданы с натуры, в тишине и неге летнего цветущего сада. Такие зарисовки получаются наиболее искренними, такими же, как и наша сегодняшняя героиня. Итак, встречайте — сегодня у нас в гостях Надежда Малкова (ник в Клубе — Гош) и ее прекрасные, пронизанные солнцем картины.
на страницу → |
на страницу → |
— Добрый день, Надежда. А почему такой интересный и необычный ник — Гош?
Надежда: Гош — это от французского «левша», что правда 😃.
— Оооо! Т.е. вы по-определению творческая натура! А помните, как начинали заниматься рукоделием? Помните свои первые шаги, первые результаты?
Надежда: К рукоделию тяга была всегда — ещё в детстве что-то лепила, раскрашивала, пробовала вышивать бисером. А из вещей помню зелёное шерстяное платье, которое в 14 лет расшила чёрным стеклярусом! Но тогда, всё же, на первом месте для меня были музыка и пение. А рукоделие, в традиционном понимании, появилось где-то к 25 годам в виде вязания спицами и крючком, плетения из лозы, изготовления цветов из ткани, батика, простейшего гобелена, росписи и декорирования керамики.
на страницу → |
— В 25 лет люди обычно серьезно подходят к обучению, стараются сами почерпнуть все нужное. Кого лично вы считаете своими учителями в рукодельном мастерстве?
Надежда: Моя основная профессия — техническая, это — химическая технология фарфора. Она очень тесно связана с художественной стороной этого производства. Трудно разработать рецептуру и самого фарфора, и красок для его росписи, не понимая, не чувствуя красоты фактуры самого материала и палитры цвета красок, которыми его декорируют. И главными учителями по освоению декоративного искусства, для меня, вероятно, были мастера прошлого, оставившие нам прекрасные росписи на фарфоровой посуде, росписи, резьбу и рисунки на тканях в великолепных старинных интерьерах дворцовых комплексов Петербурга, Москвы, Парижа, Тулузы, Праги, Карловых Вар, Вены, Киева.
Мне очень повезло — я видела воочию огромное число прекрасных произведений архитектуры, живописи и прикладного искусства. Память непроизвольно наполняется красотой пропорций, линий орнаментов, формой композиций, сочетаниями цвета и т.д. И всё это сохраняет где-то в подсознании, до определённого момента.
на страницу → |
[
— А как начали вышивать лентами? Все-таки увлечение это не очень то популярное.
Надежда: После развала СССР пришлось мне тоже «перестраиваться»! Получила дополнительное образование, занималась фито-декором и ландшафтным цветочным дизайном. Это занятия, непосредственно не связанные с вышивкой, но уверена, для неё очень полезные!
А потом я прошла путь английской вышивальщицы Гертруды Джекилл,только наоборот. Она долго занималась вышивкой, а потом, теряя зрение от вышивки, перешла к ландшафтному дизайну. У меня же появились проблемы со здоровьем, и физические нагрузки, как и движение вообще, на какое-то время надо было ограничить. Вот тогда, как лекарство от уныния, и появилась вышивка.
Сначала это были работы, вышитые крестиком. Вышивкой лентами в ту пору уже занималась моя сестра, живущая в Петербурге. Она великолепно владела этой техникой. По её совету поискала что-то в интернете. Это был уже 2012 год и настоящих Мастериц уже выросло много! Особенно близкими мне показались вышивки Юлии Чащихиной, её великолепное владение цветом и чувство стиля. В итоге я тоже купила атласные ленты и стала вышивать, практически не думая о технике стежков. Просто рисовала цветочные мотивы лентой на ткани, отталкиваясь от законов построения цветочной композиции и каких-то приёмов декоративной росписи фарфора.
на страницу → |
— В Ваших работах всегда чувствуется настроение.. Что для Вас самое важное в рукоделии?
Надежда: Рассматривая вышивки лентами на Осинке и других сайтах, читая комментарии к ним, поняла, что я, в своём роде, белая ворона! Мне не очень важно, каким стежком вышит лепесток и листик, досконально ли он повторяет природную форму! Повторение её я не считаю верхом совершенства вышивки, разве что при воспроизведении Ботанического Атласа. Для меня важнее другое — передать в моей работе настроения, эмоции. Важен рассказ композицией, её цветом и формой сюжета, важно создание характеристики образа. Техника важна лишь как инструмент исполнения вышивки, но не смысл!
Форма композиции и цветовая палитра — это первично. Понимаю, что при нынешнем обилии готовых наборов и принтов под вышивку, об этом как-то и не думается. Фактически выполняется (да и оценивается тоже) в основном техническая сторона. Остальное уже решено художником, с картины которого напечатан принт. Хотя, не понимая его замысла и старательно зашивая лентами все планы подряд, вышивальщицы порой изрядно искажают и саму картину, и её художественный смысл.
на страницу → |
на страницу → |
— Крестом вышивают по готовой схеме. А вот вышивка лентами, наверное, все-таки самый креативный вид вышивания. Как у вас рождается на свет очередная картина?
Надежда: Мне нравится вышивать и свои фантазии, и использовать готовые принты, анализируя композицию изображения, не зашивая ненужного.
Иногда использую готовый принт как красивый дальний план, а на переднем плане достраиваю или выношу перед ним уже какую-то свою цветочную или сюжетную историю.
Начиная новую работу, я сначала придумываю маленькую историю — о сюжете или предмете, который вышиваю. Букетик? Кем собран, для кого, сейчас или много лет назад. Сумочка? Где она может оказаться, кто эта барышня, какая она. Пейзаж? О чём он напоминает.
Или я придумываю образ и соответствующий сюжет, в котором тот или иной персонаж мог бы существовать. И внутри этого сюжета уже придумываю картинку.
Увлекаюсь и созданием чисто декоративной,прикладной вышивки с включением не совсем традиционных материалов: пряжи, пуговиц, самодельных лент и т.д. Сочетаю вышивку со стёжкой и лоскутным шитьём,»вытаскивая из памяти» драгоценные визуальные воспоминания и стилизуя вышивки под классику, гламур или бохо.
на страницу → |
на страницу → |
на страницу → |
на страницу → |
— Вы — победитель конкурсов, проводимых на Осинке. На Ваш взгляд — насколько для мастериц важны конкурсы?
Надежда: С приходом на Осинку начала и продолжаю подтягивать собственную технику вышивки, глядя на филигранное техническое совершенство вышивок мастериц Осинки. И конкурсы на Осинке — важный стимул к творчеству. Да и просто праздник для всех! Думаю, что лучшие работы многих мастериц созданы именно для конкурсов на Осинке. Это всегда новая ступенька в творчестве, в преодолении собственной неуверенности, в раскрытии потенциальных возможностей, да и в освоении новых технических приёмов и материалов для вышивки.
— Почему же в последнее время все меньше желающих в них участвовать?
Надежда: Возможно время диктует какие-то изменения в подходе к условиям конкурсов, поэтому сейчас конкурсантов бывает совсем мало. Это отдельная серьёзная тема для обсуждения.
на страницу → |
— Как Ваши домашние относятся к Вашему увлечению?
Надежда: В общем-то, 70% моего времени — это виртуальные вышивальные фантазии и их исполнение! Семья на это смотрит с пониманием — «мама думает образами и так общается с внешним миром. это, конечно, немного чудачество, но такое, безвредное. да и болеть некогда. «
Итогами работы, в виде вышитых украшений, сумочек, цветов и одежек, пользуются — и не без удовольствия! — дочь и невестка. А теперь уже и внучка! Картины-сувениры украшают квартиры друзей. Кое-что достаётся маленькому бутику, ибо запасы материалов надо пополнять!
— И наш традиционный вопрос: Ваше пожелание осиночкам?
Надежда: Я очень надеюсь, что на Осинку будут, как и раньше, заглядывать все именитые Мастера, великолепные работы которых хранит и демонстрирует лента подфорума! И придут новые, заинтересованные в освоении этого прекрасного вида прикладного искусства, заглянут и задержатся здесь надолго!
И ещё, я желаю всем «осинкам» здоровья, прежде всего! И побольше свободного времени для вышивки ленточками!