Наиболее распространенные вышивки россии

Основные аспекты и значение русской народной вышивки

Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

Русская вышивка

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.

Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.

Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.

Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).

Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.

Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.

Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.

Вышивка гладью

Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.

Вышивка крестом

Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.

Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.

Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.

Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.

Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.

Цветная перевить

Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах

  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

Смоленская вышивка

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное

  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.

Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.

Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.

Вышивка росписью

Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).

Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.

Горьковский гипюр

Скатерть с горьковским гипюром

С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Народная вышивка центральных районов России

Вышивка Владимирской, Ярославской, Костромской, Калининской, Московской, Ивановской и Горьковской областей сочетала в себе черты народного искусства северных и южных районов, но каждой местности были присущи свои особенности. Как и на Севере, здесь широко распространена былабелая строчкас разнообразными фактурными разделками мотивов, где преобладали настил, штопка, паутинка, жучок и др. Узор часто выполнялся по неперевитой сетке, а затем перевивался фон. Так до сих пор вышивают в Ивановской области и в селе Ведное Калининской области.

В ивановской народной вышивке преобладали сложные строчевые разделки: воздушная петля, диагональная штопка, пуговка, колесо с мизгирем, — состоящие из мелких кружочков и крестообразной формы цветов, которые придавали узору своеобразную, ни с чем не сравнимую фактуру.

Для Костромы и Ярославля характерным было введение в белую строчку цветного контура, а частично и цветных разделок из золотистого светло-зеленого, голубого, светло-розового и коричневого шелка. Особенно изысканная гамма была в вышивках Галичского района Костромской области. Там колорит узора строился на сопоставлении пастельных тонов шелка. Количество цветов увеличивалось иногда за счет нескольких оттенков одного тона. Красивая фактура вышивки, ажур мелкой сетки, перелив нежных тонов шелка создавали необыкновенно радужную игру поверхности вышивки, превращая изделие крестьянской мастерицы в драгоценное произведение искусства.

Калининские народные вышивки, выполненные швомроспись, отличались необычной расцветкой и густотой узора. Здесь прозрачный кружевной орнамент из геометрических мотивов или растительных форм выполнялся тонкими шерстяными нитками сочного малинового или красно-терракотового цвета. Часто в такую изысканную по колориту вышивку добавлялись золотистые или зеленые тона.

В геометрических-мотивах вышивки Московской, Ярославской и Костромской областей заметна тесная связь с югом России. Здесь также основным являлся ромб различных очертаний, дополненный городками, звездами и другими геометрическими фигурами. Связь с северной вышивкой проявлялась в особенной приверженности народных мастериц к изобразительным элементам узора. Так же как и на севере, в центре России вышивали птиц-пав, орлов, барсов, коней, всадников и хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках.

Как на севере и юге, в центральных областях существовали свои уникальные приемы вышивки. Так, в народной вышивке Ивановской области в начале XX в. появился узор, где сочетаются строчевые мотивы со счетной гладью. Наиболее распространенной формой в этой технике является уступчатый ромб, называемыйкубанец. Кубанцы имели много вариантов. Чаще всего вышивали кубанец с пуговкой, он представляет собой уступчатый ромб, ячейки которого заполнены мелкими кружочками. Кубанец-семечко имел по углам дополнительные небольшие квадраты.

У других кубанцов к основной форме уступчатого ромба примыкали по четырем сторонам еще маленькие кубанцы. Вместе они образовывали крестовидную фигуру. Дополняли такой кубанец вышитые гладью квадраты, которые разбивали крестовидную форму ажурной вышивки. Часто ажурный кубанец украшался спиралевидными завитками, носящими образное название кудри. Кудри создавали органичный переход от массивных ажурных ромбов к ткани.

В Горьковской области в конце XIX в. сложилась уникальная техника строчевой вышивки, называемаягорьковские гипюры. Это своеобразный вид строчки по сетке с большими ячейками и разнообразными разделками, где преобладают длинные стежки из мягких белых ниток. Одним из наиболее распространенных мотивов горьковской ажурной вышивки становится небольшая розетка ромбической формы с округлыми углами,

Розетка-цветок строится из плотных и легких настилов, она может иметь разнообразный рисунок: кольчик, кольчик с сеткой, кольчик с пряником, кольчик с гладью и др. Цветки собираются вместе в узоре и заключаются в геометрическую форму ромба, квадрата или прямоугольника.

Геометрические узоры в горьковских гипюрах сочетаются с растительными. Здесь преобладают крупные розетки многолепестковых цветов, гроздья ягод, колосья, перистые листья и елочки. Эти мотивы предельно обобщены, геометризованы и органично вплетены в окружающий их геометрический орнамент. Мотивы белых снежинок, елочек, ягод на прозрачном фоне сетки, белизна и пушистость нитей высокого настила образно передают картину русской заснеженной зимы. Народные мастерицы, применяя один белый цвет, добивались живописно-декоративного решения узора, умело используя тонкие градации полутонов в переходах от мерцающего темного фона к блеску пушистых рельефных настилов белых нитей. Часто гипюровые цветки сочетались с плотными гладевыми белыми цветками, вышитыми по ткани, еще больше обогащая гамму оттенков белого цвета.

Горьковская область славилась не только своими гипюрами, гордостью ее были и изящные вышивкимногоцветным тамбуромна тонких кисейных платках и прозрачных рукавах праздничных рубах. Геометризованные, очерченные тонким гибким тамбурным контуром, садовые и полевые цветы были собраны в узорах этих вышивок то в пышные букеты, то в красивые гирлянды, тянувшиеся вдоль края платка. Розовые, голубые, золотистые и зеленые нежные тона шелка нередко дополнялись на этих платках золотными и серебряными нитями; мерцая и переливаясь, они усиливали декоративную выразительность узора, делали его более праздничным и нарядным.

В народной вышивке Владимирской области в отличие от других центров преобладал узор растительного характера, выполненныйбелой гладьюили знаменитыми владимирскими швами. Центр такой вышивки — поселок Мстера.

Белая гладь выполнялась на тонких прозрачных тканях. Наряду с плотными рельефными швами применялось большое количество стягов и строчевых швов. Растительные мотивы вышивок белой гладью отличались большим разнообразием. Наиболее часто здесь встречается изображение розы, окруженной мелкими цветами и листьями, которые собраны в гирлянды или небольшие букеты.

Одна из уникальнейших техник народной вышивки — шитье золотными и серебряными нитями и низание жемчугом, зародившееся на Руси в глубокой древности. Золотными и серебряными узорами украшали одежду, предметы убранства интерьера, конскую упряжь для праздничных выездов и т. д.

В золотной вышивке Х-XII вв., кроме геометрических и растительных мотивов, большое место занимали изображения птиц и зверей.

В Московской Руси XVI-XVII вв. искусство золотного шитья достигло наивысшего расцвета. В одежде и других предметах домашнего обихода русской знати золотная вышивка сочеталась с яркими, сверкающими самоцветами, жемчугом, нашитыми металлическими пластинками (фигурными плащиками и дробницами). Преимущество отдавалось растительному орнаменту с прихотливыми побегами ветвей, на концах которых располагались пышные фантастические цветы и листья.

Вышитые изделия широко применяются для убранства интерьера. Современный опыт показывает, что они хорошо сочетаются со звучной керамикой, дымковской игрушкой, яркими букетами летних и осенних цветов. Скатерти, салфетки или другие вышитые изделия обычно подбираются по принципу сочетания красивых оттенков белого, золотистого, розового или других светлых тонов. Золотистые тона такой теплой нежной гаммы в малоосвещенной квартире ассоциируются с солнечными бликами. В светлой комнате, наоборот, больше могут найти применение синие, ярко-красные и даже черные небольшие салфетки.

Вариации цветовых сочетаний безграничны.

Даже в одном интерьере можно создавать большое количество разнообразных цветовых композиций, если периодически менять цветные скатерти или салфетки на столе и декоративные подушки на диване. В современных изделиях декоративного назначения самое разнообразное расположение узора: по узкой или широкой кайме, в центре, по углам или со свободным размещением мотивов.

Применяют небольшие вышитые панно с многоцветным узором растительного характера или со сказочным сюжетом.

Для занавесей и постельного белья используют легкие ткани и в вышивку вводят ажурные швы.

Народные вышивки Рязани, Тамбова, Смоленска, Воронежа, Владимира и других районов с геометрическим и растительным узором — это те образцы, которые вдохновляют современных мастериц, украшающих различные изделия бытового назначения.

Существенное значение для вышитого узора имеет цветовая гамма. Необходимо всегда учитывать ритмическое чередование цвета, выделение основного, ведущего тона, который придает вышивке необходимую цельность и законченность.

На нарядной женской одежде из шелковых и шерстяных тканей или бархата обычно делают однотонный узор, используют приглушенные оттенки. Иногда вводят небольшое количество золотных или серебряных нитей, а также блесток и бус.

Читайте также:  Имена детские схемы вышивки
Оцените статью