Нарисовать фрагмент русской народной вышивки

Русская народная вышивка со схемами и фото

Испокон веков славилась русская земля мастерицами-рукодельницами. Женщины превращали ткани в настоящее произведение искусства, создавая образы женщин и мужчин, животных, фантастических существ, различные символы и знаки. Праздничные одежды, скатерти, полотенца, головные уборы – легко украшалось узорами и орнаментами русской народной вышивки. Сейчас многие модельеры используют различные виды вышивки для создания женской и детской одежды.

Особенности техники такой вышивки

Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил.

  1. Перед работой нужно обрезать кромку ткани, т.к. после стирки она деформируется.
  2. Края ткани следует обработать швом или обклеить скотчем, чтобы ткань не сыпалась.
  3. При размещении рисунка необходимо найти середину ткани, сложив её вчетверо, и отметить линии середины сметочным стежком. Пересечение этих нитей является серединой счётной схемы.
  4. При нанесении рисунка следует учитывать припуск на подгибку.
  5. Основой для русской народной вышивки крестом является счётная схема, по клеточкам которой создаётся узор. Каждая клеточка содержит стежок определённого цвета. Если участок вышивается нитями другого цвета, он очерчивается линией, внутри которой ставится значок нужного цвета. Участки, которые не отмечены значком, не вышиваются. Они составляют фон вышивки.
  6. Иглы и булавки следует хранить в игольнице и при работе вкалывать в мягкую подушечку.
  7. Концы нитей следует закреплять, делая несколько стежков.
  8. Для того чтобы поверхность вышивки имела аккуратный вид, нить должна быть очень длинной.
Читайте также:  Схемы вышивка крестиком готовые работы

Идеи для такой вышивки со схемами

Сейчас в сети интернет можно найти множество картинок со схемами на тему русской народной вышивки. Создать схему можно и самостоятельно, например из любой фотографии. Чтобы понять, как нарисовать русскую народную вышивку поэтапно и создать красивый узор на одежде и предметах быта, предлагаем ознакомиться с идеями вышивки и кратким описанием её выполнения.

Русская народная вышивка на полотенце

Чаще всего на предприятиях, в отелях и ресторанах для нанесения логотипов, изображений и знаков используется машинная вышивка. Быстро и качественно создать любой узор помогают современные станки для вышивания. Если же вы решили создать изделие собственными руками, можно выбрать понравившийся рисунок в сети интернет. Чтобы нарисовать русскую народную вышивку на полотенце самостоятельно, предварительно нанесите карандашом эскиз изделия с рисунком на лист бумаги. Далее перенесите готовый рисунок на ткань при помощи копирки и приступайте к вышиванию.

Если вы берёте готовую схему, а размер рисунка слишком маленький, нужно разделить его на равные квадраты и перенести узор на бумагу с такой же сеткой квадратов, увеличив в нужное количество раз. Если же дана только часть или половина узора русской народной вышивки, её нужно увеличить по клеточкам и, сложив бумагу вдвое, перевести на вторую половину по образцу.

Вышивка в русском народном костюме

  1. Предварительно проверьте ткань на усадку, а нити на стойкость краски.
  2. Перенесите рисунок на ткань при помощи копирки.
  3. Плотно закрепите канву.
  4. Подберите иглу с маленьким ушком, чтобы изделие выглядело более аккуратным.
  5. Приступайте к вышивке.

Сказочные персонажи

  1. Выберите понравившуюся схему.
  2. Специальным маркером разметьте канву на квадраты 10 на 10 клеточек. Размечать удобнее с центра.
  3. Выберите на схеме, с какого места начнёте вышивать, и введите иглу с ниткой. Вышивать можно как сверху так и снизу.
  4. Вышивайте рисунок согласно схеме.
Читайте также:  Чудесная игла вышивка рамки

Вышивка бисером

  1. Выберите схему вышивки и перенесите на ткань при помощи кальки.
  2. Пришейте бисеринки к ткани согласно рисунку.
  3. Чтобы бисер лёг ровно, не натягивайте сильно нить.

Узоры русской народной вышивки

  1. Используя схему ниже, переведите её на ткань.
  2. Возьмите нити нужного цвета, начинайте вышивку.
  3. По желанию украсьте полученный узор стразами или бусинами.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • В видеоролике рассказываются основные моменты, которые нужно учитывать при вышивке крестом для начинающих. Что входит в набор для вышивания, как пользоваться схемой, как заправить нить и с чего начинается работа, смотрите в данном уроке.

  • Видеоурок по созданию ладанки – мешочка, в который кладут святыню или молитву. Этот оберег носится на шее или прикалывается булавкой под одежду. Главные мотивы вышивки – знаки земли.

  • Как создать вышивку инициалов гладью, расскажет подробный видеоурок. На закреплённую канву наносится рисунок. Контур вышивается швом в две нити, а заполнение выполняется швом в одну нить. Основные виды стежков – «назад игрой» и французский узелок.

ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!

Тема одного из уроков в пятом классе “Русская народная вышивка”. Домашним заданием было нарисовать полотенце, используя мотивы русской народной вышивки. Для облегчения работы пятиклашкам и их родителям предлагаю подборку материалов на эту тему.



Примеры размещения рисунка на полотенце.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Конспект урока по ИЗО 5 класс «русская народная вышивка»

Русская народная вышивка.

познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе русских народных рушников;

познакомить учащихся с экспонатами рушников школьного музея;

способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;

повторить древние знаки и символы искусства, их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира;

развивать умения в определении последовательности учебных действий и составлении плана;

участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,

строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;

развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,

самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,

анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

воспитывать любовь к русской культуре, интерес к школьным музейным экспонатам.

Формы работы: Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма

Тип урока: Урок-проект

Оборудование : методические таблицы по выполнению эскизов вышивки; схема вышивки; графические живописные материалы; словарик; раздаточный материал для групповой работы

Зрительный ряд : экспонаты школьного музея;

Литературный ряд : стихи, фольклор

Музыкальный ряд : музыка, фольклорная песня.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : действие смыслообразования.

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Звучит мелодия русской народной песни

Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущих уроках рисунки,демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

— Зачем люди украшали свои жилища?

— Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением?

— Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?

Сформулируйте тему нашего урока.

Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:

«И в дорогу далекуты меняна зори провожала,

И рушниквышиваный на счастье, на долю дала».

— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Определение целей урока

Рассматривают рисунки, поделки.

Участвуют в беседе и целеполагании.

— Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

— Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.

«Русская народная вышивка».

Цели (определение целей):

1. Выяснить назначение полотенец.

2. Узнать , какими узорами украшались полотенца.

3. Применить полученные знания на практике.

«Вышиваный рушник», или, другими словами, речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.

Познавательные Общеучебные умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Первичное усвоение знаний

Давайте обратимся к словарю сегодняшней темы урока.

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

— Что объединяет эти слова?

— В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками». Рушник – это изделие с глубоким символическим смыслом. . Рушник хранит в себе невидимые связи, которые соединяют людей с их родом.

-известные художники очень часто изображали на своих полотнах предметы и образы народного искусства.

— В нашем школьном музее хранятся рушники, вышитые жительницами нашего села..

Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

Участвуют в словарной работе.

Все это полотенца, или рушники!

— Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье .

«Посещают» мини-выставку, рассматривают экспонаты.

Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета.

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные: знаково-символические – моделирование.

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Первичная проверка понимания

— Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом.

— Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.

Символичен был цвет:

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы;

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли..

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.

Выполняют разминку – «Расшифруйте символы»

(работают по таблице)

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели.

Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания. Работать будем парно. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Украшение полотенца вышивкой». Каждая группа получает задание «выполни орнамент вышивки для полотенца, используя знаки». «Выполни кружево из белой бумаги».

Вопрос. Почему работу лучше выполнять парно?

Уч-ся делают правильный вывод.

Выполняют практическое задание.

При необходимости обращаются к учителю за помощью.

Составляют план работы под руководством учителя.

1 Выполнение орнамента вышивки символами.

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка работы.

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться;умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Проект«Украшение полотенца вышивкой»выполнен! Ваш рушник займёт достойное место в мини-выставке кабинета.

— Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

— Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

— Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Сегодня у нас получилась интересная работа! Давайте, ребята, выйдем к доске, возьмем в руки наш рушник и прочитаем стих!

Спасибо, до новых встреч!

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- ручник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Что «С добрым утром» назвала

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Приложение к уроку

Таблица «Солярные знаки»

Франц Ксавер Зимм

1 Выполнение орнамента

2 Проверка парной работы.

3 Выполнение кружева.

4 Сборка блоков.

5 Коллективное обсуждение. Оценка

Итоговое изделие проекта «Рушник с вышивкой»

Однажды, много лет назад

В моей семье большой возник

Нет, не музейный экспонат.

А бытовой предмет- рушник.

Не год, не два, а сотню лет

Ручник с любовью берегли.

Зачем? А вот для всех ответ:

Семей традиции важны!

Ведь рукотейник был всегда

Предметом нужным для людей:

И украшением стола,

И полотенцем каждый день.

У домотканого холста

Красив орнаментов узор.

Тут виноградная лоза.

Цветы и птицы, летний бор!

Рисунок детскою рукой

Был вышит. Сколько в нем тепла!

Не потому ль, что он родной,

И что прабабушка моя

Его смогла сберечь для нас.

Что «С добрым утром» назвала

Сюжет красивый. И сейчас:

Предмет старинный принесла,

Любуюсь вышивкою я.

И всем хочу сказать слова:

Есть ценности на все века:

Традиции, Ручник, Семья.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-1208371

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оцените статью