Страница ткачество
XVII век РАДУГА ТКАЧЕСТВА Брянский край
Русское народное узорное ткачество и декоративная вышивка.
Как трудно представить без них многообразие крестьянского быта, культуры! Словно из древних сказов и былин шагнули многоцветьем радуги на льнотканые полотна чудные фантастические птицы, раздолье луговых трав и цветов.
Узорное ткачество и вышивка исстари имели в крестьянском быту два назначения — утилитарное и обрядовое. Они придавали народной одежде, предметам и самому интерьеру жилища своеобразие и колорит, тот неповторимый облик, что всегда отличал один район от другого.
В брянских поселениях старинные льнотканые изделия выполнялись традиционным для здешних мест узорным, так называемым накладным ткачеством, с богатым геометрическим орнаментом, набиравшимся в мелком и частом ритме. Именно в такой технике исполнялись знаменитые на всю Центральную Россию XVII —XVIII веков брянские поневы, являвшиеся непременным атрибутом верхней женской одежды.
Среди более тринадцати тысяч льноткальных узорных изделий, хранящихся в фондах Государственного исторического музея СССР, брянские поневы занимают одно из самых значительных мест.
Элементы узорного ткачества исстари широко использовались в декоре обрядных, покосных, порой и повседневных одежд крестьянок: на «кустах»— рукавах, «планках», «урядах», мужских и женских рубах, в элементах каймы блуз, рубах, платьев. Живописный облик придавали крестьянскому жилищу узорчатые, яркие подзоры, скатерти, «покрышки» — одеяла, наконец, прославленные на весь мир русские, украинские и белорусские полотенца — «рушники», в которых, пожалуй, наиболее ярко и глубоко отразилось мастерство рукодельниц, богатство народного льнотканого искусства.
Геометрия брянских орнаментальных разработок в накладном ткачестве сводилась к различным ромбовидным фигурам, считавшимся в древности символом солнца. Ромбы или квадраты с перекрестиями повествовали о том что молодая семья принялась строить дом. Подобные иаделия с выраженной символикой — редкость в наше время. Однако в деревне Нежча Красногорского района такой рушник удалось обнаружить.
В вышивке брянских мастериц девятнадцатого века находим вполне реалистические сюжеты, тяготеющие к культовому содержанию. Это всевозможные «обереги», «берегини» — магические русалки, львы, не существующие в природе птицы, значение которых «оберегать» дом от «злых духов», от «искушений» и от «лукавого».
Эта символика, связанная с календарной и семейно-бытовой обрядностью, четко прослеживается в полотенцах, которые, возможно, служили в крестьянском быту и своеобразным календарем. Предположение это подтверждается целой серией зарегистрированных в пору экспедиционных изысканий на Брянщине элементов ткачества и вышивки, прямо указывающих на культовый и бытовой календари. Обследования в Клетнянском, Навлинском, Красногорском и других районах говорят о бытовании в народе рушников «свадебных», «рождественских», «пасхальных» или «Воскресенских», «семечных»— поминальных, функционально ориентированных на тот или иной обряд. В соответствии с ним и выбиралась тематическая разработка ткачества, позднее и композиция вышивки. Всегда праздничнымн выглядели «девичьи» и «свадебные» полотенца. Девушка, выходя замуж, должна была выткать или вышить. И для своего жениха специальный рушник, композиционно близкий к «свадебному».
«Свадебные» рушники еще и сегодня можно найти в брянских селах. Один из них, выполненный в начале столетия популярной для здешних мастериц вышивкой «веревочкой», мне довелось увидеть в селе Болотне. О мотивах свадьбы говорит многое своеобразный кокошничек — «венец» — в навершии композиции, голубки, обилие стилизованных гибких растительных мотивов, подчеркнутые соответствующей случаю надписью.
К концу XIX века сложное узорное ткачество уступает место орнаментальной вышивке, искусство народной вышивки, известной в Европейской России издревле, переживает как бы свое второе рождение. Все реже встречаются вышивки с традиционным, плотно набранным геометрическим рисунком. На смену им приходят свободные и в выборе композиции, и в повествовании, оставляющие значительную часть ткани осветленным, текстурным фоном. Ведь в узорном ткачестве и ставшей его следствием геометрической вышивке мастерицы ограничивались средствами выражения, обусловленными самой технологией. В композициях шитья, приближенных к рисунку, техника глади, например, не только не сковывала волю и фантазию мастерицы, но и помогала ей. Все это способствовало развитию в местной вышивке реалистических разработок.
Смотришь на вышивку крестьянской гладью Александры Филипповны Поторчи из деревни Харитоновки Клетнянского района, и невольно напрашивается сравнение с техникой акварельного рисунка, с мягкими теневыми переходами. Голубки-обереги, венчающие живописную композицию, знаменуют жизнь в любви, мире, спокойствии.
Было бы неверным видеть в поздней брянской вышивке только нарицательные мотивы. В работах современных мастериц, а их, к сожалению, становится с каждым годом все меньше, прослеживаются и чисто декоративные приемы. В основном это полюбившиеся на Брянщине веточки березы, колоски пшеницы, всевозможные некультивируемые цветы — солнцеобразные ромашки, васильки. Все это присутствует в работах искусной вышивальщицы Александры Поторчи, изделия которой могут составить коллекцию целого музея. Мастерица обладает не только высоким мастерством, но и глубоким чувством такта в повествовании, традиционными композиционными особенностями брянских рукодельниц. Немаловажно и то, что шьет она на домотканом материале нитками собственного изготовления соблюдая сложившуюся на Брянщине технологию народного шитья.
В роду Александры Филипповны Поторчи женщины традиционно занимались искусством вышивания. И ее мать, и бабушка, жившие в прошлом веке на территории нынешнего Почепского района, слыли в округе искусными вышивальщицами, работали на заказы. Александра Филипповна показала свои многочисленные работы, сложенные в старый сундук. Познакомила с техникой такого нелегкого труда.
— А в музей бы отдали свои работы, Александра Филипповна?
— Неужто бы не отдала! Да ведь до Брянска — в-о-о-н сколько.
Может быть, действительно больной, в годах крестьянке до областного центра и далековато. Но, думается, от Брянска до деревни Харитоновки путь намного ближе.
Мне уже не раз доводилось со страниц газет выступать в защиту брянского узорного ткачества и вышивки. Не раз в экспедициях убеждался, как бесследно исчезают в туристических рюкзаках богатейшие коллекции. Ладно б только в рюкзаках. Все же есть надежда, что люди сохранят эти рушники. Ткачество и шитье прошлого века гибнут в сундуках самих мастериц. По существу, это клад, только вот беда, никто его не ищет.
Г. МАРОХОВСКИЙ, член географического общества АН СССР
Народные промысла и ремесла
Брянская область
1) резьба по дереву;
2)художественная вышивка, художественная обработка соломки, изготовление народной тряпичной куклы и текстильной интерьерной игрушки;
3) лоскутное шитьё и изготовление кукол;
4) плетение из рогоза;
5) изготовление картин из бересты;
В 2000 году по идее и инициативе Ташбаева Бахтияра Абдуллаевича на базе Дворца культуры им. В.В. Мейпариани был создан Дом ремесел «Талисман». Бахтияр Абдуллаевич и коллеги по работе, много лет работают над новыми технологиями и методиками обучения. Б.А. Ташбаев является автором оригинальной методики обучения лепке из соленого теста. В 2003 году, Дому ремесел «Талисман » присвоено высокое звание «Народный».
егодня в доме ремесел работают три специалиста: Людмила Иосифовна Ташбаева- методист, Сальникова Валентина Юрьевна-инструктор. За большую работу по пропаганде народного творчества педагогу Ташбаевой Людмиле Иосифовне было присвоено почетное звание Народный мастер! Разнообразие видов ремесел, оригинальность композиций, новизна, свой стиль работы — отличительные черты народного дома ремесел «Талисман». Декоративно-прикладным творчеством в доме ремесел занимаются 112 человек, в возрасте от 6 до 80 лет. Занятия проводят 3 специалиста по десяти направлениям декоративно-прикладного творчества:
лепка из соленого теста;
работа с шерстью.
Расположение: Сельцо, дворец культуры.
Брянский клуб ремёсел «Параскева»
Ремесленные мастерские работают по следующим направлениям:
Кукла в праздничном женском костюме Жуковского района Брянской области.
Кукла в боровском праздничном женском костюме Брянской области.
Традиционная тряпичная кукла. Северная кукла
Традиционная тряпичная кукла. Южная кукла.
Плетение и ткачество поясов. Начальный курс.
Лоскутная мозаика и традиции.
Узорочье в брянском костюме. Его вышивка.
Детская мастерская «Играем в куклы вместе».
Особенности народной вышивки на Брянщине
Исследовательская работа об особенностях развития текстильного ремесла и вышивки на Брянщине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_issledovatelskoy_rabote.ppt | 2.84 МБ |
2pr.ppt | 2.41 МБ |
tekstilnoe_remeslo_na_bryanshchine.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательская работа Особенности текстильного ремесла на Брянщине. Выполнила учащаяся 7 класса Костышина Ксения Руководитель Ряполова Ж.В
Цель работы Проследить этапы зарождения и развития вышивки, выявить общие закономерности и различия между народной вышивкой различных регионов, в том числе Брянщины.
Задачи Проследить процесс развития ткачества; Проанализировать влияние видов тканной основы на вышивку; Раскрыть значение вышивки в повседневной жизни и творчестве народа в различные исторические периоды, в том числе на территории Брянского края; Осветить обозначение орнаментов и цвета нитей в брянской вышивке.
В условиях натурального хозяйства всё необходимое для жизни крестьяне производили сами.
Ткачество – одно из древнейших ремёсел в мире. На Брянщине прядением и домашним льноткачеством занимались женщины.
Деревянные станки и челноки С помощью таких инструментов и создавались удивительной красоты изделия.
Различные домотканые работы Ковровые дорожки Подзоры Декоративные и бытовые полотенца Мужская и женская одежда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На Брянщине вышивка служила для декоративного оформления предметов обихода всех сословий.
Также вышивка имела место и в церковной жизни.
Очень распространенный на Брянщине геометрический мотив вышивки в виде ромба с перекрещенными концами означал, что недавно образовавшаяся семья строит дом.
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум» и в переводе означает украшение. Орнаментом обычно называют узор, который состоит из повторяющихся элементов.
Прочитать знаки задача трудная Кресты — преграда и отвращение от зла, знак скрытности. Дерево – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви. Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольную или ровные лучи. Знак разума. Круги – символ плодородия. Квадраты – знак земледельцев.
Предварительный просмотр:
На школьную научно-практическую конференцию
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шамординская основная общеобразовательная школа
«ОСОБЕННОСТИ ВЫШИВКИ НА БРЯНЩИНЕ»
Работу выполнила ученица 7 класса Костышина Ксения Руководитель: учитель технологии
§1. Развитие ткачества на территории Брянского края 5
§2. Особенности вышивки на Брянщине 8
§ 3. Домотканые ковры и вышитые картины 13
Список литературы 19
История развития человечества насчитывает много веков и полна ещё неразгаданных тайн и удивительных открытий.
Возникали и гибли цивилизации. Откуда-то приходили и уходили в небытие целые народы. И даже появление письменности не давало гарантии сохранения культурного и технического наследия. И только археологические находки позволяют нам увидеть и удивиться умением наших далёких предков. История народных промыслов, мастерство умельцев-самородков привлекают внимание не только ученных исследователей, но и современных мастеров, проффесионалов и любителей. История текстильного ремесла всех народов, когда-либо населявших территорию нашей обширной страны, еще ждет своих исследователей. И сегодня мы можем рассмотреть только отдельные ее страницы, ткачество и вышивку. Археологические находки свидетельствуют о распространении ткачества и вышивки, по всей территории, занятой славянскими племенами. Не исключение и территория Брянского края. Ещё с начальной школы я увлеклась вышивкой, красивые вещи, сделанные своими руками, прекрасный подарок и оригинальное украшение Интерьера. Но как же зародилась вышивка, каково её предназначение в давнее и суровое время? Эти вопросы стали занимать меня всё больше и стали темой моей исследовательской работы.
К сожалению специализированной литературы, оказалось не много, наиболее полно материал о ткачестве представлен в работах В. И. Неелова «Рассказы о ткачестве», некоторые сведения о вышивке были взяты из энциклопедии «Я познаю мир. Культура», журналов «Вышивка для души», где даны общие аспекты текстильного ремесла.
Но, полного раскрытия темы с привлечением краеведческого
материала по Брянщине, удалось добиться благодаря книге
Г. Мараховского «Красна изба и углами», а так же при помощи
вещественных материалов местной поселенческой библиотеки.
Особую благодарность хотелось бы выразить жительницам нашей
деревни Проничевой А. М. и Гореленко Н.А., не только за
консультации и предоставление образцов вышивок, но и за
интересные рассказы о роли вышивки в их жизни.
Цель работы «Особенности текстильного ремесла на территории
Брянщины» — проследить этапы зарождения и развития текстильного
ремесла — ткачества и вышивки. Исследовать и выявить общие
закономерности и различия между текстильным ремеслом различных
регионов, в том числе Брянщины.
- Проследить процесс развития ткачества;
- Проанализировать влияние видов тканой основы на вышивку;
- Раскрыть значение вышивки в повседневной жизни и творчестве народа в различные исторические периоды, в том числе на территории Брянского края;
- Осветить обозначение орнаментов и цвета нитей в брянской вышивке.
§ 1. Развитие ткачества на территории Брянского края.
Издревле основными жителями на Брянщине были крестьяне. В условиях натурального хозяйства, когда всё необходимое для жизни: еду, орудия труда одежду, крестьяне производили сами, народные промыслы были жизненно необходимы и интенсивно развивались. Среди крестьян выделилась целая группа, для которой источником существования вместо земледелия стали промыслы, и в первую очередь тканье холстов, из которой делали одежду и предметы быта. Ткачество — одно из древнейших ремесел в мире. До сих пор технология ткачества остается одной из самых традиционных и состоит из пяти основных операций:
- контроля основы и ее передачи в зону формирования ткани;
- разделения основы на две части в вертикальной плоскости;
- введение утка в пространство между двумя частями основы;
- прибоя проложенной уточины к краю ткани;
- отвода ткани из зоны формирования и ее наматывания на вал [1] . На территории Брянщины наиболее развитым было льноткачество. Кто и как занимался изготовлением льняных полотен? Это были преимущественно женщины-крестьянки. Они делились на две группы:
- для простых тканей, их называли — ткалии. Они вырабатывали полотна двойные, тройные, нитяные, образчатые, тверские, парусные, убрусные и др.,
- для узорных тканей. Ткачихи — бралии . Они вырабатывали -„столбцы двойные и тройные», задейчатые и скатерстные полотна, убрусы, убрусные полочки и утиральники. Среди бралий выделяли ткачих — „ деловиц» . изготовлявших специальные узорные ткани (количество узоров доходило до двух десятков) [2] .
Наиболее широкое распространение получило домашнее ткачество на Брянщине в эпоху освобождения крестьян, хотя само по себе это искусство может быть менее древним, чем, допустим, добыча человеком золота из недр земли. Но именно в эпоху освобождения крестьян почти в каждой избе сельской Брянщине имелись сомопрялки, ткацкие станки, которые и сейчас еще не трудно отыскать на чердаках многих местных домов. На этих весьма примитивных станках, выполнявшихся из дерева и порой наделенных богатым «глухим» геометрическим орнаментом, крестьяне исполняли самые различные домотканые работы, в основном в белой, желтой, буряковой и черной гаммах. Это и ковровые дорожки, прозванные в народе «поплевками»; и подзоры, декоративные и бытовые полотенца, доходящие иногда в длину до двух метров, специальные, подарочные, вытканные и расшитые по случаю праздника, большой даты. Предметы домашнего обихода: скатерти «красные» т.е. праздничные, и «праздные» — будничные; занавески, ковры, создавшие многокрасочный интерьер передней избы; мужские и женские рубашки, сорочки, платья, расшитые гладью и вытканные старинным методом накладного ткачества, то что редко сейчас встречается даже в отдаленных местах области [3] .
Закономерность такого рода искусства на Брянщине во многом базировалась на самих сельскохозяйственных условиях, дававших возможность в больших количествах выращивать лен. Даже многодетные семьи на юго-западе области при весьма ограниченных количествах земли наминали около семидесяти кулаков льна, то есть засевали по тридцать пять соток земли под лен и пятнадцать под коноплю. Если учесть, что общее количество приусадебной земли, отведанное под засев льна и конопли, соответствовало почти половине всего сельскохозяйственного участка, то и без каких либо выводов станет ясно, какое большое значение придавалось местными крестьянами таким культурам, как лен и конопля, а в итоге — ткачеству. Зачастую далеко на весь урожай использовался на собственные нужды в ткачестве. Часть урожая продавалась местным торговцам, которые увозили товар и с выгодой перепродавали его во многих концах ближайших губерний, уездов: Брянске, Гомеле, Чернигове, Орле и даже Киеве. Продавая товар купцам, крестьянин имел возможность получать некоторый годовой приработок, который он не всегда имел у себя дома.
Из поколения в поколение передавался в народе опыт и традиции искусного ткачества, заложенного еще далекими предками. Таким образом, среди известных на территории Брянского края народных промыслов большое распространение получило ткачество и как, следствие, вышивка, часто развивавшихся параллельно.
§2. Особенности вышивки на Брянщине.
Большое влияние имело ткачество на вышивку в юго-западных районах области. Домотканые работы в Веприне, Ущерпье, Красной горе, Макаричах, Перелазах, Медведях и так далее — выделывались по принципу мелких шахматных построений. Этот принцип придавал ткани несколько большую плотность, текстурную рельефность и, наконец, привлекательность, пусть и не сразу
бросавшуюся в глаза.
Такая ткань облегчала работу над вышивкой: вогнутые или выпуклые квадратики и ромбы, набранные в шахматном порядке, почти исключали необходимость наметывать узоры вышивки, производить подрисовку орнамента, что в итоге ускоряло процесс работы над вышивкой.
Немало важно и то, что такая текстурная ткань придавала рисунку определенную контрастность, фон.
Расшитые домотканые работы брянских мастериц, где как бы отразились многоцветные радуги, подмеченные крестьянами на зеркальных гладях местных рек и озер, поражают мастерство композиции, рационалистической ясностью изложения, тщательно подобранной текстурой ткачества.
Изделия брянских рукодельниц емки, колоритны и очень разнообразны.
По методу изложения декоративные структуры и орнаменты, здесь свойственные чаще всего тем или иным династиям мастериц, работы которых нельзя спутать, если хоть раз их увидеть. Геометрические узоры вышивки, расположенные полосой или набранные в шахматном порядке, наиболее характерны для всех рукодельниц брянской области. Такие узоры составлялись из бесконечно повторяющихся однородных или очень сходных элементов, данных в мелком и частом ритме, что четко указывает на влияние северорусской культуры.
Не менее популярными были на Брянщине и ромбовидные узоры, набиравшиеся в горизонтальном порядке с однородной схемой, а порой и разными по величине. Такие ромбовидные узоры при самом разнообразном их изложении специалисты относят к Центральным районам России, где этот элемент был наиболее распространен.
Таким образом, мы можем заметить, что брянская народная вышивка формировалась под влиянием русских традиций, характерных для того или иного района страны.
Искусство русской вышивки, т.е. выполнение узора на ткани цветной нитью с помощью иголки, возникло в незапамятные времена и передавалось в народе по наследству от матери к дочери. Девушка-невеста по старинному народному обычаю должна была выдержать перед свадьбой своеобразный экзамен на мастерство — вышить для жениха традиционный подарок: рушник и рубашку-рушник от собственного имени, а рубашку от имени своей матери, будущей теще жениха. И сейчас еще существуют несколько видоизменившаяся традиция, когда перед свадьбой мать невесты преподносила жениху-зятю — белую праздничную рубашку [4] .
В XIX- начале XX веков вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны. Существовали городская и крестьянская вышивка. Их отличие в том, что городская следовала веяниям моды, а крестьянская сохраняла все традиционные орнаменты.
Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией которая служила оберегом. Полотенечная вышивка — применялась для вышивки полотенец и несла информацию о плодородии и богатстве.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов (зверей, птиц, людей). Большинство старинных русских вышивок выполнено на холсте, их вышивали льняными, шерстяными, шелковыми нитями, применили для вышивания блестки, бисер, металлическую нить. Кроме холста, вышивали по шерстяной и хлопчатобумажной ткани, по бархату и шелку. Мастерицы превращали куски домотканого холста в
высокохудожественные произведения декоративного искусства. На Брянщине, как и на Руси в целом, вышивка служила для декоративного оформления предметов обихода всех сословий, а также и в православной церковной жизни.
Но, например, мало кто знает, да и сами народные мастерицы порою и не подозревают о том, что. археологи давно уже обратили внимание на многовековую устойчивость древних мотивов в народных вышивках, сохранившихся до наших дней еще со времен язычества. Так, очень распространенный на Брянщине геометрический мотив вышивки в виде ромба с перекрещенными концами означал, что недавно образовавшаяся семья строит новый дом. Кстати, мотив этот был обязательным для свадебных полотенец невесты. Название узоров на белорусских полотенцах, которые можно и сейчас еще встретить во многих сельских поселениях Крсногорского района Брянщины, граничащего с Гомельской областью БССР, такие, как: «коза», «куры», «лапы», «гусиные лапки», схематически изображавшие фрагменты того или иного животного, птицы, набранных по горизонтали в плотном или «просветочном» порядке, говорят о мире образов древнего крестьянина, скотовода или охотника [5] .
Изображения солнца и птиц в виде своеобразных дисков, ромбов или перекрестий преследовали цель призвать благодатные силы природы на того, кто украшал этими знаками свою одежду, предметы домашнего обихода, защитить его и уберечь от беды. Важно было делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Цвет и орнамент тоже имели большое значение.
Слово «орнамент» произошло от латинского слова «орнаментум» и в
переводе означает украшение [6] . Орнаментом мы называем узор, состоящий из повторяющихся элементов. Основное значение орнамента — украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода.
Прочитать знаки — задача трудная
Набегающие друг на друга ромбы — знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.
А также: волнистые линии символизировали воду; горизонтальные — землю; косые — дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними — зерна, брошенные в нее.
Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам сое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.
Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и
бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу,
хорошему урожаю, изобилию, удаче [7] .
Кресты — преграда и отвращение от зла, знак закрытости.
Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире,
символ долгой жизни.
Цветок — символ красоты и непорочности, красный цветок — символ земной любви.
Звезды — знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.
Круги — символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.
Квадраты — знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадрат, иногда они усиливают штриховкой вдоль или поперек.
Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.
Волнистая же линия — волны, вода, мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально — это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.
Треугольник — символ человека.
Использовались разные цвета для защиты в оберегающих вышивках:
- любовной сферы — красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы.
- маленького ребенка от напастей — силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше — сине-фиолетова гамма.
- голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел.
Если сравнить два костюма середины XX века. [8] Один из них девичий (Красногорский район, с. Яловка) и женский костюм Жуковского района. Не смотря на принадлежность их к одному региону, они отличаются не только способом плетения и отбеливания ткани, но и построением рисунка и цветовой гаммой, так как Жуковский костюм — женский, а женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет- цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета. Синий защищал от гибели от стихий, зеленый — от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода [9] .
На Брянщине эти элементы получил широкое распространение и на одежде, как оберегающие символы, и на скатертях, которыми накрывали стол в дни праздников, что, видимо, должно было способствовать обилию в доме. Таким образом — ясно, что, вышивка -ее цвет, узор, способ выполнения — зависела от назначения вещи, а по вышитому на одежде узору, о человеке можно было узнать очень многое
§3. Домотканые ковры и вышитые картины.
Большой популярностью пользовались на многочисленных ярмарках Брянской области домотканые ковры, вытканные крестьянками из сел. Пожалуй, основным украшением интерьера скудного крестьянского жилища были домотканые ковры с яркими и контрастными красками. По характеру рисунка и технике исполнения крестьянские ковры, как и брянские конца ХУШ-начала Х1Хвеков, очень близки к узорному ткачеству. Выделывались такие ковры обычно из грубой шерстяной, а в конце прошлого века — из обычной фабричной льняной цветной нитки на конопляной или льняной основе. На Брянщине в основном известны так называемые гладкие ковры,
получившие распространение почти по всему Красногорью. Брянских умельцев всегда отличал исключительный рационализм, утилитарный подход к тем или иным вещам, явлениям. По существу оторванные от мира отсутствием дорог, окруженные часто непроходимыми лесами и болотами, жители глухих брянских селений слишком хорошо знали цену, которую приходится платить за труд в таких условиях. Отсюда и рационализм. Ведь махровые и ворсовые ковры требовали значительно большего количества шерсти, чем, допустим, гладкие ковры, которые, кстати сказать, позже стали выделываться по всей Европейской России из не столь дорогих льняных ниток и на льняной основе.
Брянские гладкие ковры зачастую носили исключительно декоративный характер: вывешивались на стены, стелились на пол избы, на лежанки, лавки и даже покрывали стол, заменяя скатерть. Отсюда и наименование ковров: «попонки», «покрышки», «постилки», позволяющие судить их применении в крестьянском быту. Махровые же и ворсовые ковры использовали как одеяла, иногда ими украшали сани (в этом случае они назывались «полостями»).
В брянских коврах ясно вырисовываются настроение их исполнителей. Радостные, контрастные светлые тона с живым сочетанием красных, синих, желтых и белых ниток изображают, как сказал поэт, «буйство глаз и половодье чувств». Увидев такое изделие рукодельницы, действительно, словно побываешь в весеннем поле. Переполняешься тихой радостью и восторгом от полевого многоцветия.
В другом случае поражают зыбкие, туманные краски, скорбные тона: красные, черные, темно-синие, навевающие какую-то скорбь, тоску, безвыходность. Эти работы, лишены какой бы то ни было экспрессии, движения красок, так присущих всему народу искусству.
Сравнивать современные ковры с крестьянскими домоткаными -значило бы совсем не иметь представления о народном ковровом ткачестве. В народе и технология выделки иная, а в старых коврах и крученная дома нитка, и орнамент, и геометрическое построение узоров, и краски — все по — иному! Однако изящности, оригинальности авторского исполнения и ровной сдержанности можно легко покориться, посетовать на то, что русские традиции коврового ткачества мало или вовсе не используются в нашем время. Домотканое ковровое ткачество сел, как и многих других поселений Брянщины, — это уже почти история, хотя и сейчас еще можно увидеть живых мастериц — ткачих, хранящих тайны и традиции этого своеобразного искусства. Правда, осталось таких мастериц мало. Традиция вышитых картин берёт своё начало от искусства ткать гобелены. В небольшом краеведческом музейчике, при церкви села Вщиж, храниться старинный вышитый гобелен XVII века. Но эти работы использовались в основном для украшения церковных и дворянских интерьеров. В разряд такого же «баловства» кроме вышитых картин, попала и вышивка бисером.
Это было лишь приработком, приносившим определённый доход, но не имеющий практической ценности в крестьянском быту. Однако до сей поры, вышитая красивая картина, безусловно, украсит любой интерьер. Ведь атмосфера в доме, который украшен вышитыми работами, становится живой и неповторимой, так как настроение картин переносится на все окружающее пространство. Согласитесь, можно сделать в квартире качественный ремонт, подобрав красивую и дорогую мебель, но, если в доме есть вышитые картины,он приобретает неповторимость, своеобразную «изюминку», которая запомнится надолго.
Сказать, что вышивкой в настоящее время не занимаются, нельзя, но она конечно изменилась. Современные вышивки уже не имеют такой жизненной практичности, как прежде. Теперь вышивка это увлечение или творческий замысел дизайнера.
В вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческое начала. Нынешние мастера используют старинные швы, создают новые декоративные швы, композиции.
Однако в последнее время вышивка вновь на пике популярности, об этом свидетельствует и рост различных кружков и объединений по рукоделию, и даже, появившаяся новая профессия — художник по вышивке.
Важно добавить, что профессия художник по вышивке очень редкая. В ней сочетаются несколько профессий: этнограф, искусствовед, рисовальщик, вышивальщик, хранитель художественного наследия. Кстати, в старину на Брянщине эту профессию называли «знаменщиком» — рисующим знамена.
Изучение народной вышивки и ткачества началось сравнительно недавно — в советский период, около 40-50 лет тому назад, хотя многие любители этого вида искусства давно уже собирали лучшие образцы. Вот потому и получилось так, что почти все музеи страны, даже самые маленькие, имеют в своих фондах интересные коллекции русских вышивок, но систематизированными исследовательскими материалами по ним может похвастать далеко не каждый музей. Предпочтение можно отдать разве что Государственному историческому музею в Москве и крупнейшим краеведческим музеям Ярославской, Псковской, Вологодской, Архангельской областей и Карельской АССР.
Приходится сожалеть, что в Брянской области и окружающих ее областях РСФСР, Украины, Белоруссии, где народная вышивка получила не только огромнейшую популярность, но и вобрала в себя не мало национальных традиций, по существу нет ни одного крупнейшего исследования, посвященного народному ткачеству и вышивке 1 .
А ведь вопросы изучения этого искусства не только важны для науки, они чрезвычайно интересны для самих широких масс, так как позволяют не только расширить свой кругозор в области народного искусства, но и дают возможность проследить причины и следствия его возникновения, развития.
Сейчас работы выполненные методом накладного ткачества, встретить трудно даже в самых отдаленных районах Брянской области. Но делать какие-либо выводы о популярности того или иного вида народного ткачества исходя из того, что дошло до нашего времени, по меньшей мере, неверно. Хочется думать, что брянские исследователи в контакте с краеведами сделают всё возможное для того, чтобы радуги, зажженные талантливыми руками народных рукодельниц, не погасли, а ещё долго светили, радовали людей, если не в восстановленных промыслах, то хотя бы в музеях, отражая культуру тех братских народов — русского, украинского и белорусского, культуру, которую так своеобразно впитала в себя Брянская земля.
Брянская народная вышивка очень своеобразна. В Брянской области смешались традиции русской и белорусской геометрической вышивки вместе с орнаментальной украинской, что не может затруднять изучение этого искусства с позиции пограничного района России -Брянщины. Конечно, это отличает текстильные изделия Брянских районов от других регионов. Но и экспонаты сделанные в разных районах Брянской области тоже имеют различия, цветовая гамма, методы ткачества и отбеливания холста, даже геометрические изображения цветов имеют, пусть не принципиальные, но видимые отличия, придающие неповторимость каждой вещи. Но тем и интереснее вышивка брянских мастериц, что она дает нам возможность увидеть, как талантливо в ней объединены, интерпретированы многоликие традиции нескольких культур. В этнографии народного жилища Брянской области ткачество и вышивка занимают определенное место как один из основных декоративных компонентов интерьера жилища.
Сейчас работы выполненные методом накладного ткачества, встретить трудно даже в самых отдаленных районах Брянской области. Но делать какие-либо выводы о популярности того или иного вида народного ткачества исходя из того, что дошло до нашего времени, по меньшей мере, неверно. Хочется думать, что брянские исследователи в контакте с краеведами сделают всё возможное для того, чтобы радуги, зажженные талантливыми руками народных рукодельниц, не погасли, а ещё долго светили, радовали людей, если не в восстановленных промыслах, то хотя бы в музеях, отражая культуру тех братских народов — русского, украинского и белорусского, культуру, которую так своеобразно впитала в себя Брянская земля.
- Брянщина, век XX: Историко-художественное повествование.- Брянск: ЗАО Издательство «Читай город», 2003.
- .Вышивка для души. Журнал №12. 2007. изд. ООО импульс г.Дзержинск.
- Кизимова СП. Вечно живое искусство народных умельцев. Из истории старинных ремёсел и народных промыслов брянского края.- Белые Берега: Издательство «Белобережье», 20006.
- Мароховский Г.В. Красна изба углами. Этнографические очерки.-Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1980.
- Неелов В. И. Рассказы о ткачестве.- М.: Легпромбытиздат, 1990.
- По следам народного искусства/ Авт.- сост. Г. В. Мароховский.- Тула.: Приок. Кн. Изд-во, 1991.
7..Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси.- М.: Мысль, 1989.
- Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века/ Ю. А. Федосюк.-6-е изд., испр, и доп.- М.: Флинта: Наука, 2002.
- Я познаю мир. Культура: энцикл./ авт.- сост. Н.В. Чудакова; худож. А.В. Кардашук, Е.В. Дедова.- м.: АСТ, 2005.
[1] 1.Неелов В.И. Рассказы о ткачестве. — М.: Легпромбытиздат, 1990.С.57.