- Народная вышивка определить огонь воду воздух
- Народная вышивка определить огонь воду воздух
- Символы в народном искусстве
- Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре
- Особенности древнерусской техники вышивания
- Исторические сведения
- Народные северные традиции
- Техники южных областей
- Центр страны
- Материал и расцветки
- Сюжеты
- Значения различных орнаментов
- Обереги
- Идеи вышивки со схемами
- Полотенце
- На костюме
- Персонажи из сказок
- Видео
Народная вышивка определить огонь воду воздух
Природные стихии в народном творчестве
Наши предки знали, что жизнь невозможна без солнечного тепла, воды и воздуха. Именно поэтому с глубокой древности люди говорили о природных стихиях — небесном огне, воде, воздухе — особым языком старинных узоров на орудиях труда, домашней утвари, одежде, наличниках и воротах домов. Знаки и поэтические образы стихий природы есть в творчестве всех народов мира.
Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно — прикладного искусства народов твоего края.
Запишите загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Красная корова всю солому поела.
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.
Красненький кочеток
По жердочке бежит.
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!
Красный кот дерево грызет,
Дерево грызет, весело живет.
А воды попьет — зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь —
Этот красный кот — .
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я — помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без .
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без .
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Книзу летит капельками,
А кверху — невидимкою.
Очень добродушная – мягкая, послушная. Но, когда захочет, то камень источит.
Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает.
Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам.
Чем мы дышим.
Что мы не видим.
Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь?
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Ни веса ни цвета у него нету!
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной…
Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица.
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Устно сочини сказку о природных стихиях.
Жил — был богатырь Красное Солнышко и был у него младший брат Огонь. Красное Солнышко помогал людям. Умел он тепло дарить, да свет. Огонь же рос завистливым и жадным. Не любил он людей. Однажды, Огонь решил спалить лес чудесный, в котором жило много прекрасных зверей и птиц. Загорелся лес, запылал. Узнал об этом Красное Солнышко. Осерчал на брата, позвал он богатыря Ветра. Дунул Ветер во всю богатырскую мощь и поднял Красное Солнышко высоко, высоко над землей. На небе тучи дождевые ходили. Ударил кулаком Красное Солнышко в тучу, пролился дождь сильный на землю, и погас Огонь, и спасён был лес чудесный. С тех пор Красное Солнышко на небе землю освещает и за братцем наблюдает, чтобы Огонь в печи был и людям служил.
Народная вышивка определить огонь воду воздух
ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ, стр. 46-47
1. Вырежи из приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительного искусства народов твоего края.
Образы огня, воды и воздуха в искусстве народов твоего края.
2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.
Загадки об огне, воде и воздухе в творчестве русского народа.
Накормишь — живет, напоишь — умрет. (огонь)
Красная корова всю солому поела. (огонь)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь)
К низу летит капельками, к верху — невидимкою. (вода)
Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (вода)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (воду)
Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (река)
Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (воздух)
Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам. (воздух)
3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.
Ответ: Образ воды — это волны внизу, образ воздуха — птица, а вот образ огня обычно колесом изображают или солнцем. В середине рисунка есть солнышко — это образ огня.
Символы в народном искусстве
Народное искусство — это важная часть нашей культуры. Поэтому сегодня, в День культурного и исторического наследия мы хотим поговорить о символах, которые мы видим в народных росписях, вышивках и орнаментах. Эти рисунки привлекали добрые силы и отгоняли злые, и даже в самых простых узорах кроются смыслы и истории.
Круг, розетка, коловрат — символ Солнца, один из самых главных знаков.
Крестом изображался символ огня.
Ромб — если в него заключен солярный знак, то он называется “пряник” и тоже относиться к Солнцу. Но чаще всего ромбы и квадраты символизируют землю. А точки в них — посевы и значит такой ромб — плодородие. В простых орнаментах землю обозначают прямой линией, а воду волнистой, а косые линии — дождь. В язычестве было две воды: небесная дающая жизнь всему живому и речная, идущая из земли — символ течения жизни.
Воздух — одна из стихий, которая служит проводником и средой обитания как людей, так и духов и болезней.
Растения — галочки на палочках направленные вверх, а если они направлены вниз, то это уже корни.
В росписи жилищ можно встретить шестилучевую розетку — это громовой знак Перуна, он защищал дом от пожара.
Древо жизни — символ вечной жизни, процветания природы, часто изображается симметрично. Может быть схематичным или живописным и украшенным птицами и зверями. Птицы в таких рисунках иногда символизировали души предков.
Есть космогоническая легенда, что мир сотворен уткой. Она плавала в океане, нырнула ко дну и из кусочка ила в ее клюве и сотворилась земля.
Лебеди почитались на севере как птицы связанные с Солнцем и водой. Образы пар этих птиц еще и выражали представление о счастливом браке. И голуби тоже символизировали любовь. Мифические птицы славян Сирин, Алконост и Гамаюн — райские птицы с женскими лицами, их изображениями украшали ювелирные изделия и предметы быта, их образы ассоциировались с благополучием и богатством.
Конь — один из важнейших образов народного искусства, ведь он помощник крестьянина. Часто Солнце принимало образ коня, а конь символизировал силу Солнца.
Олень в северной росписи был знаком дождя. Он вызывает дождь цепляясь рогами за тучи.
Просто потрясающие рисунки львов, они такие странные и милые, похожие на кошек и с очень добрыми глазами. А рисовали их для охраны разной утвари на шкафах и сундуках.
Часто можно встретить изображение женщины богини. Если ее руки расправлены вверх и напоминают дерево, то вероятно это Макошь. А Лада часто изображалась с опущенными руками. Женщины это символ плодородия и единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Большое значение придавали цвету при создании вышивки, одежды и росписи:
Обережная вышивка выполнялась красным — символ жизни, солнца, огня — оберегает живое, дарует здоровое тело и отводят всякий сглаз.
Белый цвет — чистота и Свет и в тоже время цвет смерти.
Зеленый — сила растений, возрождения, защита от ран, молодость.
Черный — Земля.
Золотой — Солнце.
Синий — небо и вода, часто использовали в мужской одежде.
Друзья, подписывайтесь на наш канал, мы будем знакомить вас с художниками и талантливыми творческими людьми, рассказывать о выставках и культурных мероприятиях. Давайте вместе творить красоту! У нас много идей для творчества и необычных мастер-классов для детей.
Русская народная традиционная вышивка: символ в каждом узоре
Закончилась страдная пора, отгуляны все осенние праздники, наступила пора отдыха и рукоделия. Девицы и женщины садились за прядение, вышивание, ткачество, шитье. Какие узоры выходили из-под рук самобытных мастериц! Да и вышивались они не абы как, а со значением. Порой на рубашке можно было прочитать целый сказ.
Девица готовила себе приданое и вышивала милому рубаху. И уж как она вышьет свою судьбу, так та и сложится. Не зря покровительница рукоделия Макошь (великая земля родящая и богиня-ткачиха) держит в своей руки нити судьбы человеческой. Обычному веретену, иголочке придавалось магическое значение.
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия…
Особенности древнерусской техники вышивания
Удивительными по красоте, удобству, формированию осанки были традиционные русские одежды. А уж какой яркой и говорящей вышивкой они были украшены! Одежда и вышивка на ней должна соответствовать статусу и возрасту женщины и мужчины. Да и жилище всегда было украшено живописью нитями. Она красовалась на занавесках, скатертях, подзорах, одеялах, полотенцах, рушниках.
Золотное шитье и шитье жемчугом — очень нарядное украшение нитями из настоящего золота и серебра, речного жемчуга и перламутра. Для декора одежды и предметов быта использовались льняные, шелковые нити. Крестьянские женщины использовали нити попроще: льняные, хлопковые, шерстяные. Жемчуг и перламутр тоже был им доступен — реки всегда были рядом. Традиционной вышивкой в народном костюме украшались подолы, воротники, запястья — в этих случаях искусство было обережным. Такие узоры как будто закрывали вход к телу наговорам, злобе, сглазам.
Методы украшения вышивкой в разных регионах различались, существовало много способов, особенностей узора и расположения. Декоры различались на рубахах и сарафанах девиц, молодиц, женщин, вдов. Из одежды очень нарядно золотыми нитями расшивалась епанечка. Головные уборы для праздников покрывались богатой отделкой золотым шитьем, перламутром, жемчугом. Традиционные цвета: красный; оранжевый – цвет солнца, зарождения жизни; черный – цвет земли родящей.
Исторические сведения
Каждая крестьянская женщина владела искусством вышивки. Изделия использовались для собственных нужд, и только в девятнадцатом веке, с отменой крепостного права, стали вышивать на продажу.
Наиболее древняя вышивка — это украшенная одежда из захоронения на стоянке Сунгирь, она выполнена из бусин. Археологи считают, что ей 25000 лет.
В музеях хранятся образцы вышивок белой нитью косым швом, которые датируются 15—16 веками. С конца 17 — начала 19 века сохранились столешники и занавески, вышитые сложными геометрическими узорами и орнаментами, в этих узорах уже применялись и другие методы вышивки.
Пока из найденных самым древним экземпляром золотого шитья считается находка из кургана Черная могила. Она датируется второй половиной 10 века. В археологических раскопках находят довольно часто образцы золотой вышивки, датируемые 12—13 веками. Сама нить представляла собой шелк с навитой на него золотой и серебряной фольгой. Но, скорее всего, само искусство существовало и гораздо раньше, так как нити из хлопка, льна, шерсти вряд ли сохранились бы в земле до наших дней.
В Государственном историческом музее хранятся более 60 экземпляров золотных вышивок из погребений в курганах 13 века.
Народные северные традиции
Из северных строчек выделяется два основных вида: счетные (по счету нитей в ткани), несчетные (по контуру). Счетная делилась на верхошвы и сквозные швы.
Верхошвы исполнялись цветными и белыми нитями, входили в ткань, не нарушая порядок переплетения.
Это большая группа швов, в нее входили:
- роспись — тонкая цветная двусторонняя линия через три—пять нитей ткани, внутри тонкой росписи создавались яркие цветные мотивы;
- счетная гладь — плотные параллельные стежки через определенное количество нитей ткани;
- набор — узор как будто набирается на ткани швом вперед иголку;
- косая стежка — счетный шов по диагонали;
- атласники — готовая вышивка очень ровная и гладкая;
- косичка — при переплетении нитей образуется косичка;
- поддевчатый шов — стежок, расположенный вертикально, обвит нитью.
Еще один из видов счетной вышивки — это мережка. Нити из ткани выдергивались по утку или по основе. Свободные ниточки в образовавшемся пространстве стягивались самым причудливым образом.
Строчка — заполнение по заранее выдерганной сетке различными видами узоров. Узоры получались просто кружевными.
Узорам Севера была свойственна строгая геометрия и симметрия, продиктованные счетными швами.
Со временем и на Север пришли более легкие в исполнении швы: тамбурный и стебельчатый. Позже всех пришел крест.
Вышивка всегда была украшением одежды и предметов домашнего быта, а женские и девичьи головные уборы декорировались особо нарядно. Ведь женщина в замужестве полностью покрывала свои волосы, чтобы ни единый волосок не выбился. Для украшения корун, перевязок, кокошников, венцов, повойников, кичек и косников использовалось сажение по бели. Выкладывался контур рисунка шнуром (белью), а по нему и пространстве между контурами пришивался жемчуг, бисер, блестки. Это были очень красивые головные уборы.
Бранная вышивка — еще одна визитная карточка северян. Стежок плотно шел к стежку, узор выкладывался по горизонтали.
Из мотивов для северян характерны геометрия, звери и всадники, птицы и растения. Самая любимая птица пава — символ любви и счастья – изображалась с поднятым крылом и огромным хвостом. В цветах преобладают мягкий красный, розовый, брусничный.
Техники южных областей
Для Юга Руси характерна односторонняя и счетная гладь, косая стежка и цветная перевить. В отличие от строгого Севера здесь царило многоцветье. Из узоров — строгая геометрия. Квадраты и ромбы символизировали плодородную землю. При цветной перевити продергивалась нить по утку и основе. Прореженные столбики многократно перевивались разноцветной нитью. По верху шли геометрические орнаменты, иногда дополненные бисером и лентами. Получалась многоуровневая вышивка.
Еще один вид — стлань. Пустое пространство между продерганными нитями заполнялось вышивкой, наподобие переплетения холста.
В Орловской губернии для отделки праздничного костюма, рушников, подзоров, скатертей применялся орловский спис — причудливый орнамент, изображавший символическое древо жизни. Контур выполнен тамбурным швом, заполнен многоцветьем — оранжевым, синим, красным, желтым, зеленым, черным — в технике «набор». Не обошла птица-пава стороной и южную вышивку.
Образы женских фигур, зверей, всадников были связаны с древними верованиями славян. Например, изображение на подоле Рожаницы способствовало зачатию. В основном все изображения символизировали изобилие. Такие узоры можно было читать, как сказки.
Центр страны
В Центре перемешались Юг с Севером. Здесь использовали и строгий счет, и свободную роспись, перевить, тамбур, гладь, белая гладь, золотое шитье. Отдельно можно выделить белую строчку. Орнамент выполнен белым по полупрозрачной сетке. Мотивы — от геометрии до изображения зверей, птиц, людей. Все изображения имели древнее символическое значение.
Завораживала мастерская белая гладь. На тоненькой ткани расцветали белым разные цветы – букеты, гирлянды. Там же развивались знаменитые владимирские швы – крупная гладь яркого красного цвета с вкраплениями желтого, синего, зеленого.
Со временем в обережную вышивку стали входить бытовые сцены. Узор становился все более декоративным. Вышивку стали выполнять по образцу, на продажу. Но настоящие творческие мастерицы и в образцы вносили собственные дополнения.
Материал и расцветки
Для золотного шитья использовалась волоченая золотая или серебряная нить. Металл протягивали через отверстие и вытаскивали тонкую проволочку. Затем стали использовать шелк или лен с намотанным на нить металлом. Еще для вышивки применялась бить — плоская металлическая полоса и канитель — металл, скрученный в упругую пружинку. Так как такие нити имели немаленькую цену, да и поистреплется тоненький металл, если будешь все время протаскивать его через ткань, то вышивка делалась способом в прикреп. Металлическая нить укладывалась в рисунок, а закреплялась она простой льняной нитью. Такое шитье и до сих пор используется в предметах церковного обихода. Под золото использовалась привозная ткань: камка, атлас. Очень эффектно смотрелись древнерусские орнаменты на бархате малинового и красного цвета.
Известна сохранившаяся пелена запрестольная «Спас на убрусе с предстоящими», датируемая 1389 годом. Она вышита на тафте цветным шелком. Шитье этой пелены называют живопись иглой. Исследователи древнерусского искусства считают, что пелена выполнена в честь победы на Куликовом поле Дмитрия Донского.
Еще одним из важнейших произведений древнерусского шитья считается пелена «Суздальский воздух» 1410— 1413 годов, выполненная на шелке в золотых и серебряных нитях.
В нарядной и декоративной древнерусской вышивке применялись нити золотые, серебряные, шелковые.
Древнерусское узорочье выполнялось и на простых льняных тканях. Особенно обильно украшались головные уборы. Женский покрывной платок-ширинка расписывался по легкой светлой ткани золотой, серебряной нитью, шелком, кружевом, речным жемчугом, перламутром.
Народная русская вышивка писалась на легкой и добротной крестьянской ткани из льна, крапивы, конопли. Шилось льном, бумагой (хлопком), гарусом (шерстью), шелком. Основной цвет был белый и красный по белому фону. Со временем стало больше разного природного цвета: синий, зеленый, оранжевый, желтый, черный.
Сюжеты
Изначальное значение вышивки — это оберег и рассказ о своем роде, почитание древних предков. Основу узора составляла главная фигура, например Макоши. Композиция строилась из древа жизни, коней и всадников, птиц, сказочных животных, домов, растительных и геометрических орнаментов. Древнерусская вышивка — это разговор, система знаков, своего рода язык, который очень хорошо понимали наши предки.
Значения различных орнаментов
Много знаний о сюжетах и орнаментах и чтении искусства вышивки под воздействием христианства было утеряно. Одежда, знаки, символы и орнаменты очень строго различались при статусе и возрасте женщины.
Женская фигура — это богиня. Рожаница изображалась с опущенными руками, символизировала животворящую силу природы и рождения жизни. Богиня Рожаница поможет молодице зачать дитя, обрести красоту и стройность. Изображение Макоши было с поднятыми руками. Символы плодородия шли по всему изображению обоих богинь.
Ромбы с крестами внутри — символы плодородия и солнца.
Изображения цветов — красота, любовь, целомудрие, огонь.
Древние русы могли договариваться с силами природы, поэтому знаки солнца, воды, огня, ветра, природные орнаменты и изображения зверей были им в помощь.
Коники — символы солнцестояний: осеннего, зимнего, весеннего, летнего. Древними очень почитались именно эти праздники, они считались знаковыми.
Всадники на них — символы солнечных богов, Даждьбога, например, дарующего бога, дающего свет и тепло.
Птицы — знаки рассвета, воскресения, пробуждения.
Связь поколений в древности не терялась, поэтому в обережной вышивке присутствовали и символы рода, предков.
Обереги
Обереги использовались для защиты себя и дома, привлечения удачи, укрепления здоровья. Любой изображенный знак несет некую энергию, поэтому нужно очень внимательно и аккуратно носить на себе и наносить на одежду обережные знаки.
Цветок жизни — это изначальный символ чистой формы и пропорции. Переплетение 12 нитей жизни, духовного и материального, цикл жизни. Восьмидневный человеческий эмбрион выглядит именно как цветок жизни. Математики его называют матрицей жизни. Не пренебрегают этим символом и христиане, он встречается на церковных принадлежностях.
Свастика — один из древнейших символов солнца, огня, вселенной, незыблемости. Вселенная из космоса выглядит, как свастика.
Ромб с перекрестьем внутри, точками в каждом сегменте — символ засеянного поля (плодородие). Без точек — поле не засеяно.
Орепей — земля, предки, душевное спокойствие, счастье.
Предок — единение поколений, связь с пращурами.
Очень много значений символов просто не сохранилось, есть много новоделов и домыслов.
Идеи вышивки со схемами
Как приятно надеть нарядную юбку, блузку, вышитые своими руками. А полотенчики, даже если не вышивать на них обереги, а написать иглой просто красивый рисунок, в который можно влюбиться с первого взгляда. Он будет омолаживать, приманивать удачу.
Полотенце
Обычай умывать, очищать лицо водой утром и вечером идет из глубокой древности. Утром смываем сны, вечером дневные заботы, чтобы сладко спать. А вытиральное полотенце завершит ритуал очищения.
Для вышивки полотенчика использовать лучше ткань, в которой можно считать нити. Очень подходит лен. Если использовать владимирскую гладь, будет самое что ни на есть старинное полотенце.
- ткань льняная;
- нитки мулине (красные, оранжевые);
- иголочка для вышивания, у нее слегка затупленный кончик, чтобы не рвать ткань.
Сам рисунок будет виден только на лицевой стороне, с изнанки будет виден контур рисунка.
- на ткани карандашом намечается контур рисунка;
- в контур укладывается первый длинный шов по лицевой стороне, он заполняет все пространство внутри контура;
- следующий шов идет с изнанки, он коротенький, его ход точно по контуру, иголка выводится снова на лицо;
- верховой гладью заполняется весь рисунок.
Для начала достаточно вышить несколько простых цветочков по бортику полотенца.
На костюме
Золотая вышивка, сажение по бели, шелк — достаточно небольшого рисунка, но это уже будет деталь костюма от кутюр. Среди ниток мулине можно найти и металлические, да и канитель, и жемчуг есть в свободной продаже.
Для вышивки понадобится:
- подходящая ткань;
- если костюм у вас уже готов, то есть совсем небольшие пяльцы;
- нить с металлическим блеском;
- нить-основа — хлопковая.
Выбирается орнамент. Он вырезается из бумаги и пришивается на ткань.
- нить с металлическим блеском лучше намотать на держатель, который легко будет лежать на ткани;
- начало металлической нити закрепляется у контура бумажного настила;
- металлическая нить перекидывается к следующему краю контура и закрепляется там хлопковой ниткой, продетой в иголку;
- перекидывая и закрепляя нить по контуру, постепенно заполняется рисунок орнамента.
От завитков орнамента будет зависеть причудливость рисунка. Такой труд, конечно, требует времени и усидчивости, но результат впечатляет.
Персонажи из сказок
Схему любого персонажа сказки для вышивки крестиком легко найти в сети. Чтобы выполнить работу, нужно считать клеточки ткани и соблюдать цветовой тон, указанный в схеме.
Ну, а можно почувствовать себя живописцем и вышить любимого персонажа гладью.
- ткань для полотна;
- пяльца;
- иголка для вышивания;
- мулине оранжевого, белого, черного цвета;
- вырезанный из бумаги контур лисы.
Нужно туго затянуть ткань в пяльцы, но не перетяните, чтобы при снятии рисунок не перекосило.
- обвести контур лисы на ткани;
- мелкими стежками глади заполнять всю внутренность контура, подбирая цвет. Грудку вышить белым, лапки черным. А оранжевый можно разбавить красным;
- глаза можно как вышить, так и пришить черный блестящий бисер.
Видео
Познакомиться с образцами традиционной русской народной вышивки и услышать интересный рассказ о ней можно в следующем ролике.