Народная вышивка россии презентация

Русская народная вышивка
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

презентация «Русская народная вышивка» к уроку по изо искусству в 5 классе

Скачать:

Вложение Размер
5kl.vyshivka.ppt 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Русская народная вышивка

Конь Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.

Берегиня Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Древо жизни Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

http://www.silaev-ag.ru/dict/142 КОЛОВРАТ Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года). Символ вечного солнцевращения (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.

Птицы В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

Значение цвета Красный Белый Желтый Черный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет символизировал солнце цвет символизировал землю

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена разработка мини — проекта по изобразительному искусству, рассчитанная на 3 урока. В мини — проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над про.

технологическая карта к уроку изо «Русская народная вышивка» программа Неменский с учетом ФГОС.

Тип урока Открытие новых знанийЦель Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи.

русская народная вышивка.

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст.

Материал содержит разработку урока , посвящённого русской народной вышивке. На уроке дети познакомятся со старинными русскиими обрядами ,запечатлёнными в узорах народной вышивки, узнают какую ро.

Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Русская народная вышивка
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Презентация предназначена для ознакомления детей с русской народной вышивкой, ее историей и основными мотивами.

Скачать:

Вложение Размер
Материал для работы сдошкольниками по русской народной вышивке 2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

усская народная вышивка История вышивки, её мотивы. Гусакова Светлана Владимировна

Наша земля славилась искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина п ряла, ткала, вышивала.

Вышивкой украшали п олотенца, скатерти, з анавеси, сарафаны, п раздничные рубахи… Такое приданное девочки начинали для себя готовить с 5-7 лет.

На праздничной одежде узоры в ышивали золотыми нитями.

Где же на одежде располагалась т акая вышивка – оберег? Вышивка – прежде всего – ОБЕРЕГ, а уже потом – украшение .

Элементы-символы Небо с облаками небо земля

Символы воды Дождь, льющийся с неба, питающий землю Животворящая сила воды

Символы поля Распаханное поле Засеянное поле

Семена Пробившиеся ростки Цветение

В древности вышивка была связана с верованиями славян. Одним из важнейшим считалось почитание богини – родоначальницы всех богов- Мокошь ( Макошь ). Её изображали женской фигурой, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками . Дерево (Древо Жизни)– символ долгой жизни, единства рода

Птица – символ добра , мира, любви и согласия в доме. Конь – оберег домашнего очага, символ доброты.

Цвет в вышивке тоже носит символический характер Свет, чистота (Белый Свет), траур Огонь, Солнце, жизненная Сила Растительность, Ж изнь Небо, Воды. Земля

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр.

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.

Программные задачи:Воспитывать: — уважение к трудуI-правила гостеприимства;-аккуратность, усидчивость при работе.Развивать: — внимание, речь, мышление;- мелкая моторика.

Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору для детей подготовительной группы на методическом объединении для заведующих и методистов.Программное содержание.

Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи: *Содействие развитию у детей: начал исторического и.

ВИДЫ ВЫШИВОК. ВЫШИВКИ РУССКАЯ, УКРАИНСКАЯ, МОЛДАВСКАЯ.

quot;Иногда строчка сочеталась с белой гладью, выполненной плотным высоким настилом. Мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях, дополненные прорезями, заполненными тончайшими строчевыми ра.

Презентация на тему: Русская народная вышивка

Русская народная вышивка 5класс по пограмме Б.М.Неменского

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства. Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из цветка — “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца — “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. ”

Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

Презентация по изобразительному искусству «Русская народная вышивка» 5 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская народная вышивка Урок № 5 5 класс Шардакова Татьяна Владимировна Учитель ИЗО, черчения, технологии МБОУ Чекменёвская ООШ, Нытвенского района, Пермского края Изобразительное искусство

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость.

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребёнка. Полотенце было неизменным участником свадебного обряда.

Как нарядно узорочье вышитых полотенец! Вслушайся в слово «узор»: оно звучит примерно так же, ка «зарница», «зарево». Не по потому ли на серебристо-белом полотне рдеет как заря вышитый орнамент!

Орнамент — (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.)

Орнаменты народных вышивок – это прежде всего ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов. Главный мотив вышивки дополняли орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками. Ленточный орнамент Центральный узор Кружево

Значение цвета в вышивке Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный цвет был символом огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало. Жёлтый цвет – это цвет солнца. Чёрный – цвет земли.

Древние символы в народной вышивке Геометрические узоры, казалось бы лишенные содержания, неожиданно приобрели конкретное значение и смысл, предстали перед нами строчками древнейшей письменности (идеограммы), в которых раскрывается мир образов и представлений наших предков.

Древние мотивы в народной вышивке Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода.

Древние мотивы в народной вышивке Сюжет вышивки связан с темой «Встреча весны». В орнаменте ряды птиц – вестников весны, женские фигуры с поднятыми вверх руками, символизирующими приход весны, солярные знаки.

Древние мотивы в народной вышивке В узорах крестьянской вышивки живут дивные сказочные птицы: здесь и птица-пава с пышным хвостом, и птица Сирин, и могучий орёл.

Древние мотивы в народной вышивке Птицы на вышивках – это символы солнца, тепла, света, весны. Птица предвещала хороший урожай и богатство.

Древние мотивы в народной вышивке Рассмотри, как разрослось в узорах вышивки древо жизни и как по-разному решается этот образ!

Древние мотивы в народной вышивке Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать урожай.

Древние мотивы в народной вышивке На свадебных полотенцах часто вышивали парных коней и птиц – пав в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

Древние мотивы в народной вышивке Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Кроссворд «Русская народная вышивка» 4 2 8 5 3 1 7 6 1 2 3 4 6 8 5 7

Кроссворд «Русская народная вышивка» 4 2 8 5 3 1 7 6 Б А Р С И О Р Ё Л И Е П Е Н В Ы Ш И В К А Д В И О Р Н А М Е Н Т О Р О Г

Задание Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Постарайся размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женскую фигуру, птиц), дополни его орнаментальными рядами. Эти ряды могут быть выстроены из ритмически повторяющихся знаков-символов (знаки плодородия, птицы, растительные элементы и т.д.).

Домашнее задание Подготовь сообщение по теме «Вышивка родного края»

Список использованной литературы: Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно прикладное искусство в жизни человека».: Москва «Просвещение» 2014 год. nasled.org›vera/Simvoly.htm http://5fan.info/ujgqasatyujgrnaujg.html http://rusbalt.flyboard.ru/topic82-1400.html http://rus-img.com/simvol-plodorodiya-u-slavyan http://bewitchit.com/magicheskie-simvolyi-i-znaki/feed http://selo-podelkino.ru/pole/ http://www.neomark.ru/read.php?dtnce=//////dom/index.php?cat=31677 http://inscms.pp.ua/slavyanskie-simvoly-i-ih-znachenie.html http://rusbalt.flyboard.ru/viewtopic.php?p=49041 http://www.BankReferatov.ru/referats/C325729F00717F7B43257B0B000458D2/… http://rus-img.com/simvol-vozduha-u-slavyan http://magazin-arsenal.ucoz.ua/news/rss/ http://design-interior.net/slovo-mebel-pojavilos-v-russkom-jazyke-v-ko… http://www.s1128.ru/predmet/izo3/PrNarB/18.htm

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребёнок, которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого материнского молока на губах. Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и вьюница, рожалая баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха. покойник.

Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами, одеждой.

Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Номер материала: 307469

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Картины для вышивки бисером без бисера
Оцените статью