- Народные промыслы чувашии вышивка
- Новости
- Светлой памяти Марии Симаковой
- Приглашаем принять участие в Ежегодном межрегиональном детском конкурсе «Асамла тере тенчи»
- Фильм о частных музеях России
- ООО «Фирма художественных промыслов «Паха Тере» приглашает в свой музей «Чудесная вышивка — Паха тере».
- Это единственный в мире музей, посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле, художниках и мастерах. Его экспонатами являются выполненные с кон. 1920-х г. г. изделия с вышитым чувашским орнаментом, уникальные документы и фотографии о славном пути всемирно известной марки «Паха тере».
- Народные промыслы чувашии вышивка
- Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
- Как чувашская вышивка связала тюрков и славян
- Вышивка покажет, кто ты и откуда
- Вышивка помогала выживать
Народные промыслы чувашии вышивка
Одним из наиболее любимых и процветающих во все времена народных промыслов Чувашии было искусство вышивания. Прекрасные творения древних чувашских мастериц, дошедших до нас с глубины веков, поражают взгляд изяществом и красотой вышитых узоров, ювелирностью их исполнения.
Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканом холсте шерстяными и шелковыми нитями создавали они свои неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства.
Сурпаны и масмаки, женские рубахи и свадебные покрывала, жениховые платки, пояса и халаты — все украшалось вышивкой. Вышивка жила и в каждом доме, с нею был связан повседневный быт.
Новости
Светлой памяти Марии Симаковой
Приглашаем принять участие в Ежегодном межрегиональном детском конкурсе «Асамла тере тенчи»
Фильм о частных музеях России
Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах. В элементах орнамента вышивки сохранены знаки древней рунической письменности, родовые знаки, символы. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах предстали в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.
ООО «Фирма художественных промыслов «Паха Тере» приглашает в свой музей «Чудесная вышивка — Паха тере».
Это единственный в мире музей, посвященный вышитой орнаментике, призванный сберечь историческую память о промысле, художниках и мастерах. Его экспонатами являются выполненные с кон. 1920-х г. г. изделия с вышитым чувашским орнаментом, уникальные документы и фотографии о славном пути всемирно известной марки «Паха тере».
История промысла ручной вышивки началась с 1921 г., когда в с. Альгешево Чебоксарского уезда Казанской губернии открылась артель для мастериц ближних деревень. В конце 1923 г. для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь — художник».
В музее «Паха тере» сохранились копии первых документов 1924 г. (постановление, список учредителей, устав и др.).
Фирма художественных промыслов «Паха тере» берет свое начало с 1923 года. За свою 85-летнюю историю предприятие достигло больших успехов в сохранении и развитии народных промыслов, стал разнообразнее ассортимент выпускаемых изделий. Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки.Сегодня «Паха тере» производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца). Предметы для украшения жилища и костюма, изготовленные в артелях, отправлялись в Европу. В 1929 г. товарищество получило название «Паха тёрё» («чудесный, качественный узор»), а со временем стало ведущим предприятием по вышивке, крупным центром промыслов. Его деятельность связана с именем Е.И.Ефремовой (1914-2000), заслуженным художником РСФСР, работавшей над возрождением национальной вышивки в 1930-80-ые г.г. В настоящее время художником по вышивке является А.В.Андреева, представлявшая это искусство в России, Санта-Фе США, (2008), Японии (2009).
Объединение «Паха Тере» стремится укрепить свой бренд, вернуть ему статус одного из символов современной Чувашии. Особое внимание уделяется преемственности традиций: сохраняется производственная база, методический архив и ценнейшая коллекция изделий. Сохраняется и обогащается опыт вышивальщиц, владеющих искусством ручной вышивки. В 2008 г. было решено организовать особое подразделение-музей национальной художественной вышивки «Чудесная вышивка — Паха тёрё».
Народные промыслы чувашии вышивка
Про Чувашию говорят, что это «край ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Традиционный орнамент можно встретить на каждом шагу. К слову, по дороге в Чебоксары в глаза бросаются автобусные остановки, расписанные чувашскими узорами. Сразу понимаешь, где находишься.
Здесь шутят, что природа не одарила их богатыми недрами, как соседей, зато дала золотые руки. Еще век назад никто бы на этих землях и не подумал взять в жены девушку, которая не умеет вышивать. Рисовать иглой замысловатые узоры она должна была научиться гораздо раньше, чем готовить обед. А сейчас такие мастерицы на вес золота…
История промысла ручной вышивки в Чувашии началась с 1921 года, когда в селе Альгешево Чебоксарского уезда Казанской губернии открылась артель для мастериц ближних деревень. В конце 1923 г. для развития традиционного промысла было учреждено товарищество «Кустарь — художник», которое спустя шесть лет получило название «Паха тере», что в переводе с чувашского означает «чудесный, качественный узор».
Со временем товарищество превратилось в крупнейшее предприятие по национальной вышивке, продукция которого отправлялась даже в европейские страны. На предприятии работали специалисты с огромным опытом и создавались уникальные изделия с вышивкой.
Однако, начиная с 90-х годов прошлого века предприятие начало приходить в упадок. Дешевый китайский ширпотреб люди предпочли ценному национальному колориту, фабрика оказалась на грани банкротства, а мастера с 30-ти летним стажем и огромным опытом работы оказались на улице.
«К сожалению, старая фабрика так и прекратила свое существование, однако нам удалось сохранить бренд „Паха тере“ как символ искусства национальной чувашской вышивки»
Наталия Посынкина, генеральный директор фирмы художественных промыслов
«Это особая специфика — национальный чувашский узор хоть и геометричен по своей сути, но очень разнообразен. Каждый символ имеет свое особое значение. Это позволяет изделию быть не только красивым, но и передавать определенное послание своему владельцу
или быть оберегом»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
«Несколько десятилетий назад я задалась целью перезнакомить родственников с папиной и маминой стороны и нарисовала родословное древо на рулоне бумажных обоев, — рассказывает Евгения Жачева. — Но бумага со временем порвалась, и мне так было жалко свой труд, что я задумалась, как бы сохранить родословную. Выпилить из дерева? Мне не по силам… И тогда пришла идея вышить ее. В то время я еще ничего не знала о традиционных чувашских швах и орнаменте. Первая попытка оказалась неудачной. С лицевой стороны рисунок вроде бы напоминал чувашский узор. А с изнаночной — полная неразбериха. Обратилась к мастерам. Помогли, подсказали. Узнала, что способов вышивки у чувашей множество. Изучала древнее искусство в архивах. Исследовав все имеющиеся образцы в музеях республики, поехала в Питер — именно там сегодня находится самая большая коллекция чувашских узоров.
Я поехала и целую неделю зарисовывала там цветными карандашами чувашские орнаменты. Один узор задал мне загадку, которую я не могла расшифровать несколько недель. Вы не поверите, я спать не могла, только о нем и думала, пока однажды мне не представился случай. Уже дома я увидела в музее старинный костюм и, пока никто не видит, аккуратно потянула ниточки вышивки иголочкой. И была поражена: орнамент был выполнен двухслойным швом. Сначала мастерица вышивала узор с одной стороны, а затем точно такой же — с другой.»
Она и не заметила, как новая страсть поглотила ее всю без остатка.
«Чувашская вышивка — это письменность нашего народа, и орнамент можно читать как книгу. К сожалению, смысла многих узоров нам уже не понять, ведь вышивка менялась так же, как язык. Наши далекие предки использовали руническое письмо, и эти знаки дошли до нас в виде орнамента.»
Евгения Жачина, знаток чувашской вышивки
То, что делает Евгения Жачева, высший пилотаж! Она выпустила уже шесть книг, где раскрывает секреты предков, которые ей удалось разгадать. Большая часть альбомов вышла в подарочных переплетах, с глянцевыми страницами. Но деревенские жители попросили выпустить книгу попроще, чтобы она была доступна по цене.
Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, а саму вышивку национальным достоянием. Рассказываем, почему на самом деле это так и есть
Как чувашская вышивка связала тюрков и славян
В архивах и экспозициях Музея чувашской вышивки самые древние экспонаты датируются лишь началом 18 века, хотя есть свидетельства, что у чувашей вышивка существовала гораздо раньше. Главная причина – то, что ткань просто не выдерживает давления времени.
По словам научного сотрудника музея Наталии Захаровой-Кульевой , историей национальной вышивки занимались многие ученые. Например, чувашский историк Петр Денисов провел параллели между культурой чувашей и болгар и обнаружил схожесть в вышивке двух народов. Например, у болгарских женщин, как и у чувашских, было принято носить узоры в виде парных розеток или ромбов, которые вышивались на груди рубах. У чувашей такие узоры называются кеске. Есть сходство в женских головных уборах. Они похожи как формой, так и тем, что обшивались серебряными монетами.
Между тем есть в этой схожести и свои загадки – болгары считаются славянским народом, а чувашей относят к тюркским.
Историки утверждают, что у обоих народов были общие предки, которые до 7 века жили в степях между Черным и Каспийскими морями. Здесь существовало государство Великая Болгария, распавшееся под натиском хазар. После смерти правителя великих болгар, хана Кубрата , его пятеро сыновей, не имея сил сопротивляться новым завоевателям, вместо со своими ордами ушли в разные стороны света: на Дунай, Кавказ, в Македонию и Южную Италию. Один из сыновей, Котраг , дошел до средней Волги и Камы, основав Волжскую Булгарию, жители которой стали предками казанских татар и чувашей.
Вплоть до XIX века у чувашей сохранялась письменность на базе рунической графики, имевшей генетические связи с древнетюркским и болгарским руническими алфавитами. Именно элементы рунического алфавита используются в чувашской орнаментике и вышивке. По крайней мере так утверждает искусствовед Алексей Трофимов , попытавшийся объяснить значения этих символов.
Свой вклад в расшифровку символов стараются внести и современные краеведы. Например, ими была издана книга «Азбука чувашских орнаментов и эмблем» с толкованиями смыслов, заложенных в геометрических узорах и пиктограммах. Например, квадрат, по их мнению, означает «равенство» или «понимание». Но, пожалуй, это категории, которыми может оперировать современный человек. В то время как по чувашской мифологии квадрат – это земля, которую в старину чуваши представляли четырехугольной.
Серьезного научного подтверждения подобная интерпретация древних символов не получила. Сотрудники музея также не берутся утверждать, что каждый знак что-то действительно означает, но тем не менее подобное мнение может иметь право на существование.
– Прочесть, что написано в узорах, сейчас очень сложно – слишком много времени прошло с тех пор как наши предки пользовались руническими знаками. Хотя есть особые мотивы, которые могут что-то означать, – полагает Наталья Захарова-Кульева.
Например, на налобных повязках средненизовых чувашских женщин (они называются масмак) вышивался треугольный или трапециевидный узор, скорее всего отражающий древнее мифологическое понимание мира. Согласно чувашским преданиям, раньше небо соприкасалось с землей, и можно было достать рукой солнце и облака. Но потом случился потоп, и они разделились. Уже после потопа появились горы, деревья, а потом птицы и звери. Все эти элементы, если внимательно присмотреться, можно обнаружить в узорах.
Вышивка покажет, кто ты и откуда
Вышивка была у всех народов, но, по признанию многих специалистов, именно у чувашей она наиболее филигранная с множеством разнообразных мотивов.
Характерная черта чувашской вышивки – отсутствие узелков. Многие предметы вышивались двухсторонними швами.
– Самая древняя вышивка – счетная. Чтобы вышить нашу вышивку, нужно было считать каждую нитку холста. Сколько женщинам приходилось делать стежков, сказать невозможно. Но установлено, что в чувашской вышивке присутствует до 70 разновидностей стежков, – рассказывает Наталия Захарова-Кульева.
При этом раньше в домотканом холсте нитки прилегали друг к другу очень плотно, не так как в современных тканях, и нужно было иметь большое терпение и концентрацию, чтобы не ошибиться. «Если ошибешься на одну нитку холста, узор дальше пойдет неправильным», – говорит сотрудник музея.
Главным событием в жизни для чувашской девушки было замужество. Одежду для него готовили чуть ли не с рождения: платья, головные повязки, пояса и многое другое. Семьи были большие. Девушка знала, что после замужества времени на себя у нее уже не будет. Потом нужно обшивать мужа и детей. Поэтому к рукоделию девочек приобщали с 7–8 лет. К 12–14 годам они осваивали более сложные приемы и к совершеннолетию должны были подготовить достойное приданое. В старину считали: «Аккуратные стежки – рукодельница опрятная, трудолюбивая. Значит и женой будет хорошей».
Вышивка порой занимала месяцы. Занимались рукоделием женщины, как только выдавалась свободная минутка, например, во время перерывов на полевых работах – благо, что часто вышивались узоры на вставках, которые потом приторачивались к одежде. Мастерством вышивки владели все, но подлинных мастериц, пожалуй, было не так много.
Сотрудники музея говорят, что в древности без вышивки на одежде не ходили вообще. Узор, во-первых, считался оберегом. Во-вторых, костюм говорил откуда человек, какого он рода-племени.
Чувашский этнос состоит из 3-х групп: верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри) чувашей. Несмотря на общую национальную принадлежность, эти группы имеют отличия в традициях. Особенно очевидно они прослеживаются в вышивке. Например, костюмы верховых чувашей похожи на горно-марийские и наоборот. За столетия соседского проживания низовых чувашей с русскими и татарами изменился и их костюм, и узоры на нем. Лучше всего сохранили самые древние черты и в языке, и в костюме средненизовые чуваши, которые проживали на территории нынешних Мариинско- Посадского, Цивильского, Урмарского, Вурнарского и Козловского районов.
Вышивка помогала выживать
Перестали носить одежду с вышивкой на рубеже 19 и 20 веков. Менялся жизненный уклад. Потом была первая мировая война, революция, гражданская война. В 20-х года прошлого столетия в Поволжье случился голод. Наталия Захарова-Кульева рассказывает, что в то время в Чувашию приезжали иностранные миссии, менявшие продовольствие на предметы старины. За границу вывозилось много ценных с исторической точки зрения вещей. Чтобы это остановить чувашская интеллигенция основала «Общество по изучению местного края». Тогда же, чтобы обеспечить народ работой, была открыта артель.
В 1923 году был принят устав товарищества «Кустарь-художник». С этого времени начинается официальный отсчет истории фабрики художественных промыслов «Паха Тере» (в переводе с чувашского – «чудесная вышивка»).
Наталия Посынкина, руководитель. Фабрики художественных промыслов «Паха Тере»:
– Достаточно вспомнить, что это было за время. Разруха после гражданской войны, голод в Поволжье, однако, нашлись люди, решившие сохранить национальное богатство чувашей – вышивку. Причем в этом контексте богатство можно воспринимать буквально. Продавая вещи с вышивкой, у людей появлялась возможность покупать хлеб. Во время Великой отечественной войны одежда с вышивкой шла на экспорт в обмен за золото, в том числе в Европу и США, а на него уже закупали оружие.
Кстати говорят, что рукотворные шедевры чувашских вышивальщиц занесены в реестр нематериального культурного наследия народов России, а на саму вышивку имеется охранная грамота.
Сотрудники фабрики «Паха Тере» утверждают, что в последнее время интерес к национальной вышивке растет. Хотя на улице сложно встретить человека в одежде с чувашским орнаментом, ее стало модным использовать, например, на свадьбах. Если на первый день невеста надевает традиционное белое свадебное платье, то на второй – часто выходит в платье с чувашской вышивкой. Кроме того, по обычаям принято встречать гостей в национальной одежде и дарить им вышитые полотенца.
Но время берет свое. Вручную уже давно никто не сидит над узорами. На той же фабрике одежду вышивают автоматы по компьютерным заготовкам, это и быстрее, и дешевле. При фабрике есть свой музей и его экспонаты играют большую роль в сохранении традиций.
Приходя на практику или устраиваясь на работу на фабрику художественных промыслов, молодежь сначала изучает вышивку на старинных изделиях. Какие-то узоры повторяются, некоторые разрабатываются на основе традиционных. За тем, чтобы художники не отходили от канонов, следит Анастасия Андреева , проработавшая вышивальщицей на фабрике более 30 лет. Сейчас ее называют живым хранителем традиции, и ни один чувашский узор не появляется на одежде без ее одобрения.
Между тем, несмотря на свою уникальность национальную вышивку не называют в числе чувашских брендов, таких как пиво, кондитерские изделия или трикотаж. Даже официальным делегациям, которые приезжают в Чувашию, чаще всего дарят не изделия с вышивкой, которая по праву считается национальным достоянием, а банальные коробки с конфетами. А ведь в народе считается, что чувашская вышивка – не просто красивый орнамент на одежде, она еще несет в себе и сакральный смысл.