Народные промыслы нижегородской области городецкая вышивка
Городецкая золотная вышивка
Далеко в историю уходит корнями городецкая золотая вышивка. Городец был одним из крупнейших центров нижегородских земель, и своими мастерицами прославился так, что и сейчас помнят.
По историческим сведениям, видимо, ещё в XVII веке в Нижегородской губернии появилось золотное шитье. Промысел с историей, а главное — с будущим.
Золотная вышивка — очень трудоемкий процесс. Для создания рельефа использовалась канитель. Это тончайшая проволока, скрученная в спираль, полая внутри и круглая в сечении. Тянуть канитель из раскаленного добела куска золота или серебра было делом ужасно долгим и кропотливым, отсюда известное нынче выражение.
Сложная техника золотного шитья требовала специального обучения, поэтому не была распространенной. Вещи с такой вышивкой хранились в сундуках как не обесценивающееся богатство, передавались от матери к дочери. Крупным промысловым центром золотной вышивки в Нижегородской губернии стал Городец. Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотного шитья, знали более ста вариантов вышивки. Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов невозможно. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки не растеряли секреты мастерства.
Крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки. Используются традиционные орнаменты на одежде из натуральных материалов — хлопка, льна, шелка, шерсти. Роскошные шали и элегантные платья, накидки, богато украшенные вышивкой, стоят, конечно, недешево, но появляются в гардеробе не только мировых знаменитостей, но и женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.
Коротенькая, сборчатая, веерообразная душегрея, прикрывавшая только грудь и спину и называемая по-местному «кафтанчиком», была обычно из вишневого или была обычно из вишневого или темно-зеленого бархата с пышным золотошвейным узором. Традиционным в узоре были — два вазона с букетом из роз, причудливых цветов, виноградных гроздьев. Узор равномерно заполнял всю переднюю часть душегреи и рассыпался удлиненными гирляндами по крупным сборам по спине. Как правило, такая душегрея становилась композиционным центром женского костюма. Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников.
Городецкие мастерицы великолепно владели труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствовали декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Лучшие мастерицы знали более 100 усложненных вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов («на аксамитное дело»), состоящий из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.
О владелице золотого плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.
Современность Городецкой золотной вышивки
Продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства стала Городецкая строчевышивальная фабрика — «Татьяна» (с 2006 года — ООО «Городецкая золотая вышивка»). Городецкие мастерицы по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «разметных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией. Чеканный кованый шов «по карте», слегка возвышающийся над узором, подчеркивает упругость и округлость виноградных ягод. Сочетание плотного настила из золотых нитей с разряженными стежками показывает трепещущую нежность лепестков крупных цветов. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шелка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда — излюбленные мотивы городецкой вышивки.
Творческий коллектив предприятия бережно хранит народные традиции, различные техники вышивки, пришедшие на городецкую Землю из глубины веков. Нежный ажурный , красочный гиюр, жизнерадостный тамбурный шов, и, конечно, величественное золотое шитье нашли свое второе рождение в произведениях современного декоративного искусства.
Предприятие специализируется также на выпуске постельного белья, сувениров с вышивкой, гербов городов и областей, панно с различными сюжетами и видами. Для выпуска одежды используются современные и экологически чистые ткани: холопок, лен, шелк.
Гармоничное сочетание модных силуэтных форм с декором вышивки, хорошая технологическая обработка моделей свидетельствует о качестве и уникальности изделий. В числе последних работ городецких вышивальщиц — панно герб рода Михалковых.
Мастерицы из г. Городца пользовались разнообразными приемами вышивки при украшении не только праздничной городской одежды, но и ансамблей одежды в народном стиле, а также — утилитарных вещей крестьянского быта, например, полотенец, которые сопровождали весь уклад древнерусского быта. Познакомиться с историей знаменитого российского промысла можно в музее фабрики. Здесь есть прекрасная возможность примерить старинные костюмы городецких модниц и сфотографироваться на память. Для туристов проводятся увлекательные экскурсии и мастер — классы. В столовой фабрики вас ждет чаепитие с не менее популярным городецким пряником, традиции изготовления которого насчитывают не одно столетие. По заказу, на предприятии также проводятся показы мод с демонстрацией одежды, которую, тут же можно купить или заказать. Заметим, что изделия ООО «Городецкая золотая вышивка»: роскошные шали и элегантные платья, костюмы и накидки, блузы и шарфы, скатерти, богато украшенные вышивкой, сегодня появляются в гардеробе известных женщин мира, иностранных туристов и российских артистов эстрады, а также женщин, умеющих ценить ручную работу и созданную с любовью красоту.
Городец — город мастеров
Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. В этом он не имеет себе равных в Нижегородской области. Сейчас в Городце и окрестностях возрождаются и развиваются промыслы и ремёсла, казалось, давно утраченные. Пройдя через многие века, они сохранили традиции прикладного народного русского искусства.
Городецкая роспись
Самым значительным видом народного искусства заслуженно считается изумительная городецкая роспись, отразившая творческие силы народа. Городецкая роспись произошла от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Так, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.
Городецкая роспись
Фото: kopilkaurokov.ru
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
Городецкая роспись своеобразна, поэтому спутать с какой-то другой её трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Резьба по дереву
Городецкая роспись и резьба первоначально возникли в среде плотников-корабелов, а потом перешли в крестьянскую архитектуру. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. В городецкой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего стамеска и долото.
В Городецком краеведческом музее можно увидеть искусство городецких резчиков. В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы. Городецкая резьба удобно уселась на фронтонах зданий, на причалах и карнизах. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на домах, словно украшенных тонким кружевом. Причём резьба не повторяется, на каждом доме она своя, имеет свой сюжет.
Самые вкусные пряники
Обычай выпекать пряники был широко распространен в Городце ещё в давние времена, исстари этому способствовало изобилие «бортевых угожий». Бортью называется пустота, выдолбленная в стоячем дереве для помещения диких пчёл, а бортничество — пчелиный промысел. В дремучих городецких лесах (до сих пор сохранилось место в Городце, называемое Кукушкина гора) было много ульев диких пчёл, дающих немало мёда. Жители занимались бортничеством — добычей мёда диких пчёл.
Развитие пряничного производства в Городце связано с хлебной торговлей. Ему содействовали большие базары, частые караваны судов по Волге, близость Нижегородской ярмарки. Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник был вкусен и красив внешне.
Так до сих пор выпекают городецкие пряники
Городецкие пряники были печатными. Народные мастера вырезали доски (своеобразный трафарет), на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи.
К концу XIX и начала XX веков в Городце насчитывалось шестнадцать пекарен. Оборудование было несложное: русская печь, несколько широких столов для раскатки теста, кадки с водой, печатные доски. Обливаясь потом, стояли у раскалённых печей пекари, поминутно вытаскивая противни, чтобы не поджечь пряники. Городецкие пряники, которые соперничали с тульскими и вяземскими, поставлялись купцами на восток в качестве подарков с Нижегородской ярмарки, на север к охотникам для обмена на меха, шли на ярмарки в Сызрань, Кинешму, и за границу — в Турцию.
С давних пор своеобразно отмечались различные события в жизни: пекли пряники в честь весны — «жаворонки», на встречу Нового года, свадебные, подарочные, именинные, юбилейные. Причём разные по величине: от размером с горошину до пуда весом.
Пряничное производство продолжает развиваться в Городце до сих пор. На базе кустарной артели «Красный пряничник» в 1957 году в Городце создали пищекомбинат. Сейчас пряники выпекаются в электрических печах, ручной замес теста заменили тестомесильные и формовочные машины.
Славится Городец и своим истинно русским чаем – иван-чаем. Иван-чай — это особый продукт. Он отличается от традиционных видов чая тем, что не содержит кофеина, не красит зубную эмаль, оздоравливает организм и повышает иммунитет.
Металлические кружева
С незапамятных времён в Городце занимались ковкой и литьём. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. В Петровскую эпоху, конец XVII – начала XVIII века, боярин Стрешнев получил центральную часть Городца в своё владение, построил здесь якорный завод. Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца. Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов.
Дымник на крыше городецкого дома
Далеко за пределы Нижегородской губернии шла добрая слава и о высоком качестве колокольных языков, отлитых на заводе боярина Стрешнева. Как вспоминают старожилы, городецкие колокола издавали оригинальный «малиновый звон», потому что при отливе добавляли серебро, чтобы они лучше, громче звучали. Рассказывают, что когда звонят все десять церквей, собор и монастырь, в Городце стоит сплошной гул разных мелодий. Особенно мелодично звонил колокол Троицкого собора, стоявшего на берегу Волги, там, где ныне поставлен бюст А.В. Ворожейкина.
В 70-80 годы XIX века возникло в Городце металлопроизводство. На литейном заводе К.В. Кузнецова производили металлические архитектурные украшения для домов. Завод Кузнецова не уступал предприятиям Урала. До сих пор сохранилась металлическая вязь, украшавшая жилые здания в Городце, и витые лестницы в купеческих особняках. Сейчас в Городце возрождается почти полностью утраченная профессия жестянщика, мастера по изготовлению изделий из жести. На фронтоне домов, дымников, на воротах, на входной двери, на водосточных трубах – всюду горят на солнце кружева из металла.
Покоряют красотой дымники, которые искусно делает городецкий мастер-художник. Они пользуются большим спросом у жителей Городца и района.
«Город-мастеров»
В 2009 году в Городце открылся чудесный музейно-туристский комплекс «Город мастеров». Он посвящён истории деревянного зодчества Нижегородской области периода XVI-XIX веков. Попадая в этот «город», как будто оказываешься в прошлом: скромные крестьянские постройки, дома зажиточных купцов, роскошный княжеский терем.
Музейно-туристский комплекс «Город мастеров»
В этом музее представлены различные экспозиции и мастерские, посвящённые народному художественному промыслу: роспись, вышивка, игрушка, резьба по дереву, пряничный промысел, гончарное искусство. В одном из залов музея можно попить знаменитый городецкий иван-чай с городецкими пряниками.
Адрес: Александровская набережная, д. 1, телефон (831-61) 9-40-84.
Режим работы: с 10 до 16.30 со вторника по пятницу, с 10 до 15.30 в субботу и воскресенье. Понедельник выходной день.
Узоры городецкой золотой вышивки
Шали с традиционной городецкой вышивкой в музейном комплексе «Город мастеров»
Экскурсии в Городец и другие центры народных промыслов Нижегородской области