- Народные промыслы тамбовской области вышивка
- Народные промыслы Тамбовского края В настоящее время на территории Тамбовской области распространены следующие направления ремесленной деятельности: — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Народные промыслы Тамбовского края В настоящее время на территории Тамбовской области распространены следующие направления ремесленной деятельности:» — Транскрипт:
Народные промыслы тамбовской области вышивка
На современной территории Тамбовской области существуют народные промыслы бытового характера: гончарный (Жердевский, Моршанский, Мучкапский районы, г. Тамбов), ткачество (Инжавинский, Гавриловский, Тамбовский и др. районы), вышивка, кружевоплетение (в большинстве районов области), вязание платков, одежды, варежек, носков (во всех районах и городах), резьба и роспись по дереву (Моршанский, Тамбовский и др. районы), изделия из тканей с росписью (г. Тамбов), изготовление изделий из бересты, лыка (гг. Котовск, Тамбов и др.), лоскутная мозаика (гг. Кирсанов, Котовск, Тамбов) и т.д.
ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» проводит систематическую работу по выявлению, сохранению и развитию народных художественных промыслов. Имеется картотека художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства по каждому району Тамбовской области, которая постоянно обновляется. В ней учтено более 1500 человек. С ними ведется индивидуальная работа, проводятся консультации, оказывается методическая и практическая помощь. Ежегодно проводятся на выставочных площадках ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея» и ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» областные выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, персональные выставки отдельных мастеров по разным жанрам. Народные мастера и художники-любители привлекаются к участию в областных, персональных, групповых выставках, праздниках народного творчества, творческих отчетах и других мероприятиях. Регулярно мастера выдвигаются на премию ЦФО, творческие стипендии.
Формы работы с современными мастерами становятся все более комплексными, включая в себя не только ставшие традиционными консультации, семинары, работу в музеях, разные виды обучения и повышения квалификации, выставки, но и решающие вопросы выживания промыслов (выставки-ярмарки «Город мастеров»).
ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» успешно сотрудничает с профессиональными творческими организациями. Так, в 2012 году два самодеятельных художника Д. Козловский и А. Почекуев стали членами Тамбовского отделения Союза художников России, повысив свой профессиональный уровень.
Научно-методический центр народного творчества и досуга работает в тесном контакте с ГРДНТ. Мастера и художники не только принимают регулярное участие в Международных, Всероссийских, региональных, зональных праздниках и фестивалях, но и становятся победителями в конкурсах различного уровня.
Например, только в последние годы: тамбовский мастер Болдырева Евгения в жанре художественного бисероплетения заняла первое место и стала обладателем Гран-при на X Всероссийском конкурсе мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» в г. Чебоксары, на том же конкурсе (IX и X) III и II место заняла так же тамбовская мастерица Протопопова Н.Ю. Для участия ею были разработаны изделия из бересты с авторскими узорами. Мастера декоративно-прикладного искусства Овчинникова Т.Н. и Дронова Т.В. в Межрегиональном конкурсе русского народного девичьего праздничного костюма, проводивщегося в рамках Международного этно-социального проекта «Дельта Волги без границ» г. Астрахань, в номинации «Кукла в русском народном костюме» соответственно стали первой и второй. Крылова Елена Леонидовна на Межрегиональном конкурсе «Город мастеров» г. Астрахань заняла второе место в жанре «бисероплетение». Мастер декоративно-прикладного искусства Дронова Т.В. на Всероссийском конкурсе «Живые истоки» г. Пенза стала третьей в жанре вышивки и др.
По статистическим данным за 2013 год в области число кружков ИЗО, прикладных знаний и навыков увеличилось на 8 и достигло 138, а количество участников в них увеличилось на 184 и достигло 1526 человек. Большая часть этих кружков детские 107/124 и молодежные 29/170 (лоскутное шитье, текстильная кукла, мягкая игрушка, вязание, аппликация соломкой). Очень активно создаются и стабильно работают кружки в Первомайском (18), Токаревском (11), Ржаксинском (10), Никифоровском (9), Сосновском (9), Староюрьевском (9), Уметском (9) районах. Вместе с тем отмечается сокращение числа любительских объединений декоративно-прикладного жанра (до 115/1378) за счет общего сокращения сети КДУ, естественного уменьшения населения в районах и оттока его в города.
Выпущены методические материалы и буклеты: «Современная вышивка», «Удивительная кукла», «Деревянные лошадки», «Послушная лоза», «Необычная мозаика», «Современный пэчворк», «Бисероплетение» и др. Эти издания рассказывают о технологии изготовления, приемах работы и служат практическими пособиями народным мастерам, а также рассказывают о творчестве отдельных самодеятельных художников и мастеров-умельцев.
ТОГБУК «Научно-методический центр народного творчества и досуга» совместно с телерадиокомпаниями регулярно снимаются сюжеты о мастерах декоративно-прикладного искусства.
За последние годы в области созданы и работают 8 Центров ремесел, в которых занимаются более двухсот человек. Такая перспективная модель организации художественного творчества действует в Инжавино, Жердевке, Кирсанове, Умете, Рассказово, Петровском, Рассказовском и Староюрьевском районах. С успехом справляются с задачей возрождения традиционных народных промыслов, ремесел, традиций, художественно-эстетического воспитания населения созданные и стабильно работающие художественно-творческие объединения «Возрождение» и «Мастерица» в Инжавинском и Кирсановском районах.
В этих районах стали традиционными праздники «Дни ремесел» с показом изделий декоративно-прикладного искусства, конкурсы «Золотая коробочка», «Из дедовской копилки», «Забытое ремесло», «Минутка для рукодельницы». Принимая участие в местных праздниках, ярмарках и выставках мастера-умельцы демонстрируют технику изготовления своих изделий и приемы, вызывая интерес и восхищение односельчан, желание сделать самим что-либо подобное.
В Кирсановском районе создан и постоянно действует «народный музей», где проводятся выставки художников и умельцев. В г. Рассказово создан музей носка, где проводятся мастер-классы.
В области активно возрождается глиняная игрушка и тамбовская вышивка, древнерусское искусство бисерного и жемчужного шитья.
В 2013 году открыто гончарное отделение в художественной школе № 2 г. Тамбова.
В Тамбовской области глиняной игрушкой занимаются в наши дни в Моршанском районе – в Новотомниковской школе искусств – Рожкова Людмила Петровна; Мучкапском районе с. Шапкино – в студии «Глиняная игрушка» — Масликова Светлана Александровна, в Инжавинском районе – в Центре возрождения ремесел – Николай Александрович Карасев, в Жердевской школе искусств – Кудрова Елена Семеновна; в художественных школах № 1, 2 г. Тамбова – Беляева Марина Валерьевна и Каллас Екатерина Станиславовна. Также глиняной игрушкой занимаются отдельные мастера.
Клуб «Тамбовская вышивка» действует уже более 8 лет, руководитель Дубровская Е.М. Творческое объединение «Тамбовский узор» существует четвертый год, руководитель Дронова Т.В. На базе этих объединений ведется работа как по современному направлению декоративно-прикладного искусства (панно, картины, использование бисера, лент), так и этнографическому – воссоздание современными методами исконной тамбовской вышивки (полотенца, салфетки, рушники).
Семья мастеров Бариновых возрождает традиции Тамбовского края, изготавливая в современных условиях предметы дивной красоты, опираясь в своей работе на основы древних технологий. Иконы выполняют в технике «жемчужное саженье» и бисерное шитье «вприкреп», яйца и панно в технике бисерное шитье по бархату швами «вперед иголку», «за иголку», шитье «по счету», «бисерная гладь». В качестве украшения и отделки мастера используют ювелирные вставки из серебра (иногда золота) с использованием натуральных и полудрагоценных камней (топаз, гранат, аметист, хризалит) и др.
Татьяна Ивановна Баринова обучает так же своему уникальному мастерству детей в воскресной школе Тамбовского Казанского монастыря (с 1997г) и в МОУ гимназии № 7 им. Свт. Питирима еп. Тамбовского (с 2006г).
Перспективу дальнейшего развития и художественного совершенствования должны иметь, прежде всего, такие ремесла, которые связаны с бытовавшими ранее традициями народного искусства на Тамбовщине.
Народные промыслы Тамбовского края В настоящее время на территории Тамбовской области распространены следующие направления ремесленной деятельности: — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЛиана Титова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Народные промыслы Тамбовского края В настоящее время на территории Тамбовской области распространены следующие направления ремесленной деятельности:» — Транскрипт:
1 Народные промыслы Тамбовского края В настоящее время на территории Тамбовской области распространены следующие направления ремесленной деятельности:
2 Вышивка Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии еще в XIX веке. Сохранившиеся в различных музеях страны изделия тамбовских мастериц свидетельствуют о ее необычайном своеобразии и неповторимости. Для тамбовской вышивки характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Наиболее характерным элементом узора является мотив креста одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитье цветными шелковыми нитями двусторонней гладью и швом роспись по полотну. Особенно изысканными по цвету являются вышивки Кирсановского и Моршанского уездов, где шелк, выкрашенный корнем марены, имеет различные оттенки красного цвета – коричневые, красные, розоватые. Эти цвета сочетались в вышивках гладью с охристым, зеленым и бирюзовым шелком. Особенно великолепно было сочетание золота или серебра с черным шелком на головных уборах тамбовских женщин.
3 Большое распространение на Тамбовщине получила вышивка в технике цветной перевити, которой украшали рубахи, передники, полотенца, покрывала и скатерти. Яркие тона красной, зеленой, желтой и синей гаммы придают необычайную праздничность этим изделиям. К одному из видов народных ремёсел на Тамбовщине в 80-х годах XIX века относится изготовление поясов. Поясу в женской и мужской одежде придавалось большое значение. В народных поверьях считалось, что пояс охраняет человека от злого и недоброго, мужчине он даёт силу, женщине помогает в родах, усмиряет скотину.
4 Большое место в украшении женского костюма отводилось бисеру. Как и в Тамбовской вышивке орнамент украшений из бисера состоял из различных вариантов ромба разнообразных цветовых сочетаний. Особенно часто использовался бисер для украшения головных уборов. Для украшения «позатыленей» к ним крепили на шёлковых нитях параллельные низки стекляруса или бисера / «рясна»/, которые носили перекинутыми на грудь от виска. Непременной деталью костюма, особенно праздничного, были разноцветные бисерные полоски с бисерными бахромками, которыми украшали подолы одежды, кисти поясов. Бисероплетение
5 Художественная керамика Глина и изделия из керамики появились на заре цивилизации одновременно в различных культурах человека, сопровождая его на всем пути исторического развития. Глина, являясь интернациональным материалом, служила определенным потребностям людей, воплощая национальные особенности в конкретных, как утилитарных, так и в культовых произведениях керамики. В России, как и в других странах, керамика использовалась в повседневной жизни в виде различной посуды, а также во всевозможных предметах декоративно- прикладного искусства. Мастера: Белау Ю.В., Щербаков А.И.
6 Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева. Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. Кружевоплетение
7 В конце XVIII — начале XIX в.в. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С отменой в 1861 году крепостного права в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось до 100 тыс. кружевниц В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.
8 Глиняная игрушка Глиняные игрушки изготовляли, чтобы задобрить духов- охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора. Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь.
9 В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны. Далеко за пределами Тамбовской области знают о бондарской глине. Долгое время хранил и передавал умения по изготовлению глиняных изделий мастер Попков П.Я. (д. Федоровка Бондарского района). Хочется обратить особое внимание на своеобразные игрушки Андросова Н.К. (Мичуринский район). Он работает в жанре «примитивная глиняная игрушка».
11 Резьба по дереву Резьба по дереву стала широко входить в повседневный обиход и уклад нашей жизни. Искусство резчиков по дереву остается предметом пристального внимания и восхищения, как специалистов-художников, так и рядовых потребителей. Произведения мастеров-резчиков по дереву успешно сочетается с новейшими достижениями научно-технического прогресса. Практически во всех регионах России, в городах и селах встречается резьба по дереву. Без резьбы по дереву невозможно себе представить русское жилье, как в старину, так и в наше время. Не редкость в наше время встретить в ультрасовременной квартире резной узор, оживляющий интерьер комнаты, прихожей или кухни.
12 Резьба – один из древнейших и наиболее распространенных видов искусства. Наиболее распространенным материалом для изготовления художественных изделий издавна являлось дерево. Под воздействием резца оно превращается в разнообразнейшие произведения скульптуры, живописи и декоративного прикладного искусства. Легкость его обработки простейшим инструментом, прочность, природная красота узоров текстуры издревле привлекали к себе внимание мастеров и художников. В нашей стране, славящейся лесными богатствами, резьба по дереву получила развитие с незапамятных времен. Жизнь в лесах, использование леса для строительства жилища и изготовления бытовых предметов способствовали развитию художественной обработки дерева. Стремление наших предков украсить свой дом, сделать красивой посуду и утварь положило начало резьбе и росписи по дереву.
13 Роспись по дереву Причиной развития искусства росписи по дереву было, прежде всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.). Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная роспись развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням. Работы с авторской росписью изготавливалась обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций. Мастера: Хохлова Е.В., Жернякова Е.А., Сероухова И.А., Осипова Л.В.
14 Лозоплетение Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги. Плетение из лозы является традиционным тамбовским видом ремесла, а в настоящее время получает все большую популярность и развитие. Лозоплетение самое древнее ремесло, оно появилось раньше гончарного ремесла, развито в основном среди славянских народов. Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные украшения, такие как корзины, вазы и другие. Первой посудой, не пропускающей воду, была корзинка, обмазанная глиной. Лоза самый доступный материал, который всегда был под рукой. Прутья лозы очень быстро отрастают и на следующий год полностью возобновляются. Многие плетельщики сравнивают лозы с мифической гидрой, чем больше прутьев будет срезано, тем больше вырастет на следующий год.
16 Береста На Руси береста была второй в хозяйстве после дерева. Прежде всего, из бересты делали посуду для хранения летних заготовок. Кроме того, плели лапти, лукошки, колчаны для стрел. Писали тоже на бересте. Внимание наших предков к бересте объясняется ее замечательными природными свойствами: береста совершенно не впитывает воду, не проводит тело, не впитывает запахи, способна обеззараживать, имеет малый вес и достаточную прочность. Долговечность бересты не подвергается никаким сомнениям, достаточно вспомнить об известных берестяных грамотах, которым насчитывается более восьми сотен лет. Береста при специальной обработке делается мягкой, податливой и не коробится, поэтому бытовые предметы из этого материала нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Наибольшей популярностью пользовались небольшие сосуды из бересты – туеса. В них хранили продукты, засаливали грибы и огурцы, а налитая вода, молоко или квас долго оставались холодными. Такое свойство бересты объясняется тем, что она состоит из большого количества тонких слоев, которые не пропускают воздух и влагу, а белый верхний слой отражает солнечные лучи.
17 Плели из бересты и влагоустойчивую обувь. Известно, что в Тамбовской губернии в XIX веке обувь была трех видов: плетеная, валяная, сшитая или вязанная. В Тамбовской губернии лапотным промыслом было занято много кустарей. В Тамбовском уезде плели лапти из лыка в Новосельцево и Малой Даниловке, а в Моршанском уезде в с. Кадыковка работало триста кустарей. Лапти не только имели практическое значение в деревне, но и несли определенный ритуальный смысл. Большое значение имели лапти в обычаях и обрядах тамбовских крестьян. Так, например, молодой человек в старину шел свататься к девушке обязательно с писаными лаптями, сплетенными непременно им самим. Если девушка принимала подарок – быть свадьбе, а если дар отвергался – парня ждал отказ. Мастера: Казакова Е.А., Стрюкова Н.В., Шевцова С.Е., Осипова Т.Б.
18 Монастырское шитьё Монастырское шитье Автор: Administrator :24 Монастырское шитье – прекрасное древнее рукотворное искусство. Оно поражало во все времена своим изяществом и утонченностью, своим богатством и роскошью, своей глубиной и неповторимостью. Древнерусские монастыри, запасники музеев, знаменитая Оружейная палата Московского Кремля могут порадовать наших современников некоторыми сохранившимися экспонатами, выполненными древними мастерами в старинных техниках и традициях. Бисерное и золотное шитье, жемчужное саженье, украшение драгоценными камнями – вот как было принято на Святой Руси изготавливать предметы искусства, особенно для Церковного служения, такие как литургические принадлежности, плащаницы, иконы, священнические облачения. Немногочисленные шедевры дожили до наших дней, но они и по сей день дарят нам радость духовную, несут в себе свет души русской. Особенной популярностью в последнее время пользуются не совсем обычные сувениры – это бархатные, шитые бисером пасхальные яйца, которые многим очень полюбились. Они имеют особую историю. Именно такой стиль украшения пасхальных яиц назвали «монастырским шитьем». Пошло это искусство из древнего Кирсановского женского монастыря Тамбовской губернии, существовавшего еще в ХVII-XIX веках. Этот женский монастырь славился своими рукодельницами, которые шили и вышивали дивной красоты вещи. Богато зашивали золотом, серебром, бисером и речным жемчугом ризы икон. Вышивали плащаницы и ритуальные церковные облачения. Для простых людей рукодельничали на продажу всякие нарядные безделушки: оплетали и вышивали бисером трости, ручки, пасхальные яйца. Вот и нынешние Тамбовские мастерицы возрождают традиции нашего края, изготавливая в современных условиях предметы той же дивной красоты, опираясь в своей работе на основы древних технологий. Мастера: Казакова Е.А., Жернякова Е.А., Сероухова И.А., Стрюкова Н.В. Обновлено :56
20 В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия, украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий, украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 — началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности, использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Мастер : Качанова Г.В.