Народный учебник вышивки крестом
началом и основой которой являются мои статьи и заметки, объяснения и размышления, фото процессов, анализ собственных вышивальных удач и ошибок.
Создание Народного Учебника продолжалось четыре года, в нем собраны идеи и наработки более 500 вышивальщиц, обработано несколько тысяч заметок с нашего форума, сотни авторских фото иллюстрируют наш уникальный Народный УЧЕБНИК Современной Вышивки (НУ).
Для чтения и изучения НУ
регистрация НЕ обязательна!
Доступ к материалам портала и форума открыт ВСЕМ без ограничений.
Теория и анализ [13] |
Дизайнеры, схемы, наборы [16] |
Вышивка и компьютер [16] |
Организация процесса [19] |
Виды вышивки [14] |
Технологии вышивания [18] |
Метод «парковки» в вышивке [12] |
Станки для вышивания [27] |
Рамы (снапы, пяльца) [15] |
Органайзеры [19] |
Аксессуары и дополнения [16] |
Материалы [16] |
Оформление [22] |
Мастер-классы [43] |
Таблицы и инструкции [16] |
Приглашаем вас в «Клуб на Лавочке» для общения вышивальщиц увлеченных вышивкой сложных многоцветных дизайнов Российской фирмы «ЭстЭ» — специалиста адаптации к вышиванию крестиком (полукрестом, петитом) сюжетов картин классической живописи с наиболее точной имитацией в вышивке живописного полотна.
Народный УЧЕБНИК вышивки
Эта ссылка на американский центр, там ведь уроки.
Там 10 ступеней, после прохождения которых ученик уже сам может становиться учителем.
Вот ссылка на блог одной из учениц этого центра, откуда я и вышла на японскую вышивку
а вот ее работа 5 ступени.
А давайте теперь посмотрим на красивые платья Надежды Ламановой, модельера начала 20 века. ЗДЕСЬ
Могу добавить то, что я вычитала в англоязычных источниках.
Жемчужины для этого ковра добывались возле берегов Бахрейна и Катара. И в основном он расшит жемчужинами 1-3мм.
И только большие бриллиантовые розетки обшиты более крупным жемчугом — 3-4мм в диаметре.
Я знаю, что многие из таких шедевров я никогда не увижу «живьем», никогда не подержу в руках, не познакомлюсь с теми, кто так умеет шить. И уж тем более не научусь сама.
Но меня лично такие красоты вдохновляют. На это интересно смотреть, про это интересно читать, ну и самую малость попробовать чему-то научиться. Как-то продвинуться вперед.
Расскажу немного про технику Or Nue.
Появилась эта техника вышивки в 15 веке в Европе.
Вот что я вычитала. Сначала узор наносится на ткань. Потом выкладываются золотые нити, заполняя все пространство, а потом уже цветными нитями вышивают сам рисунок «кирпичным» стежком. Меняются цвета, плотность стежков, таким образом на золоте проступает рисунок.
Покажу фото старинных работ.
как видите, на старинных вышивках используется несколько техник.
Or Nue, шелковая гладь (лица, руки), и жемчуг.
И вот современная простая вышивка, чтобы наглядно было видно как это вышивается
Ну и несколько фото оттуда
Покажу один шедевр, который достался мне в руки!
Я не представляла, что когда-то смогу иметь нечто подобное.
Но на аукционе ebay я это увидела. На сайте было указано что это эпоха Наполеона III (он умер в 1873), возможно — конец 19 века.
Это папка для писем. Большая. По вертикали — 46 см. Бархат фиолетовый.
Вышивка канителью 3-х видов, шнур, несколько жемчужинок, и еще синель (это шелковая нить с такими ворсинками, пушистая). Она была уже ранее укреплена золотой тесьмой по краю. Но и тесьма уже не держит, папка уже разваливается. Вышивка с двух сторон. На лицевой — много вышивки, на задней стороне поменьше. Внутри шелк, и карман для писем-бумаг. Канитель очень тонкая. У меня есть тонкая канитель, которую я только смогла найти. №10.
По краям канитель потемнела, стала темно-серая. Но это местами, и только говорит о ее возрасте.
Работа по аккуратности и ровности потрясающая! Вот же вышивали раньше!
Аккуратность и точность вышивки поражает.
И очень хочется научиться так вышивать.
Вот они, цели, к которым хочется идти.
Или я совсем размечталась и это нереально?
Некоторое время назад я решила попробовать золотное шитье .
Как я вычитала в инете, золОтное шитье — это шитье позолоченными нитками или из искусственных материалов. Будем называть это учебными экспериментами. И речь сейчас идет о светском шитье. Про церковное — это большая отдельная тема.
Во-первых, я решила поискать что-то теоретическое на эту тему, а также примеры старинных и современных работ. Нашла также несколько сайтов (иностранных), где можно купить наборы золотного шитья. У нас, к сожалению, ничего подобного не имеется.
Вот ссылка, где можно взять книгу Бабушкиной по золотому шитью.
А вот тут! переводная книга по шитью золотом.
И вот, прикупив несколько наборов, я решила попробовать.
Вышила на данный момент два набора.
Цветочек на синем.
Ткань в два слоя, нижний слой тоненькая х/б, верхний слой тонкий шелк, без блеска.
Материалы — сеточка цветная (красные и зеленые нитки шелковые) Окантовка этой верхушки цветка — это жесткая канитель, т.е. жесткая проволочка, которую надо немножко растянуть (на 50%) и пришивать в прикреп. Можно желтой ниткой, а можно контрастной, для дополнительного эффекта. Дальше — такие филигранные зубчики — золотные нитки в прикреп.
Это собственно и есть самая основа золотного шитья. Обычно берутся две нитки и вместе прихватываются ниткой через равное расстояние, можно желтой, можно контрастной. Можно прихватывать так, чтобы эти прикрепы образовывали свой геометрический рисунок, есть масса таких геометрических рисунков, которые имеют свои названия. Если пришивать эти нитки плотно рядышком, то получается такое сплошное золотое покрытие, в данном цветке было задумано так, чтобы были такие просветы.
Далее — серединка цветка — сначала настил из кусочка фетра, потом пришивается нарезанный мелкими кусочками трунцал, это такая жесткая канитель, граненая, красивая, и вот эти мелкие кусочки, хаотично нашитые смотрятся как кусочки чего-то золотого, объемного. Нижние лепесточки — из лайки.
Сначала опять же кусочки фетра, сверху кусочки кожи, а прожилка в середине из жесткой канители.
Листья. Правый листочек — опять же кусочек фетра, а сверху мягкая канитель. На данный момент самая моя проблемная тема. Ну сложно с ней.
Левый листочек — фетр как настил и свеху тонкие шнуры. В прикреп. Стебелек — пайетки малкие, которые пришиваются с помощью кусочков мягкой канители.
Второй набор — работа совсем маленькая и простая, зато я впервые попробовала гладьевые стежки (шелком). Гладью я это назвать не решаюсь пока, так что стежки.
Цветочек размером 4,5 см. А диаметр по шнуру — 8 см.
А третью работу я сделала сама, взяв рисунок-орнамент и вышив его золотными нитками и пр. материалами.
Вот он, мой собственный эксперимент. Рисунок взят из сборника орнаментов (книжка + диск). Диаметр пялец — 21 см. Так что сама вышивка небольшая.
Ну здесь все довольно просто. В верхей части два маленьких цветочка. Думала как сделать лепестки. Канитель мягкая не пошла, как-то грубо получалось, в общем не освоила я ее еще так как надо. Поэтому стала пробовать метализированные нитки ДМС в катушках.
Это не такой металлик, что в моточках наших известных. Тут нить скручена из 3. И ей получается вышить вот такие небольшие участки, по настилу из фетра. Ну тоже вроде гладьевых стежков. Канитель попробовала положить на перемычке. Там сделала двойной настил из фетра. И получилась такая выпуклая штучка. Вроде хорошо вышла. Цветок большой можно бы зашить золотом полностью. Для большей выразительности. Но пока нить обрезала. Отложила.
Есть планы и на будущее.
Выбрала 3 набора, сложные, и размером побольше (для них уже небольшой подрамник потребуется, пяльцы не годятся уже). Эти наборы вполне достойны быть вышитыми и оформленными как законченная работа.
Ну и хотелось бы найти и адаптировать какой-то свой рисунок-орнамент для большой работы. Чтобы можно было совместить разные типы вышивки.
Последнее время меня такая тема привлекает.
Как начала совмещать техники вышивки в одном произведении с «Ангела со свечой и кадилом» от Golden Kite с окладом выполненным в технике жемчужного шитья.
Хочется продолжать.
Возвращаться к крестиковой схеме не скучно, потому что все-таки это моя главная любовь. Тем более, что там все просто, крестики, петиты, схема.
А вот с экспериментами приходится поволноваться.
Ведь ничего с первого раза нормально не получается. Но такие небольшие дизайны быстро вышиваются. Это хорошая разгрузка. Маленький цветочек на черном можно сделать за 1 день. Я растянула на 2. Потому что тренировалась гладь делать на образце, ну и работала не целый день.
Свой эксперимент с орнаментом я вышивала 3 дня. Еще и порола, переделывала.
А вообще это очень захватывает.
Столько еще можно красоты найти в инете и старинной, и современной.
Народный УЧЕБНИК вышивки
КАК ВЫШИВАЮТ КРЕСТИКИ
Рано или поздно каждая рукодельница замечает, что другие умелицы кладут крестики не так, как она.
Подобное недоумение часто выплескивается в длинные дискуссии на форумах про то, как «правильно» вышиваются крестики, в какую сторону должны быть направлены нижние и верхние крестики, с какой стороны ткани необходимо начинать вышивку.
Когда подобная дискуссия развернулась и здесь, оказалось, что мой способ вышивать крестики (в столбик) оказался для многих в диковинку, и гостеприимная хозяюшка попросила меня написать статью на данную тему.
И поскольку эта тема уже подробно расписана в моем курсе «Вышивка крестиком для новичков» , я решила подарить фрагмент лекции «Народному учебнику».
И пусть больше ни у кого не будет страхов и сомнений про «правильность» своих крестиков.
Итак, Вы готовы к тому, чтобы сделать свой первый крестик или крестики.
Прежде чем приступить, давайте выучим основное правило вышивки крестиком:
все стежки должны быть в одном направлении :
нижние полукрестики – в своем, верхние полукрестики – в своем.
Несоблюдение этого правила сделает Вашу вышивку неряшливой, негладкой.
Строго говоря, крестики можно вышивать одним из трех способов:
- в столбик;
- в строчку;
- по-фрагментно.
Последний способ по сути является базовым для вышивки в технике идеальной изнанки, это отдельная тема, и мы ее коснемся только для того, чтобы раскрыть затронутый вопрос в полной мере.
Для начала давайте рассмотрим вышивку в столбик и в строчку.
Вышивка в столбик означает, что фрагмент, вышиваемый одним цветом, мы рассматриваем как последовательность столбиков, состоящих из крестиков.
В столбик крестики вышивают следующим способом.
В точке 1 нить выводиться с изнанки на лицо. В точке 2 она уводится на изнанку. В точке 3 она опять выводится на лицо, в точке 4 уводиться на изнанку. В точке 5 снова игла выводится на лицо, в точке 6 – уводится на изнанку.
Так мы прокладываем нижние полукрестики в два движения. Если делать в одно движение, то выведя иглу в точке 1 мы делаем первый стежок (вкололи иглу в точке 2 и выкололи в точке 3), далее мы делаем второй стежок (вкололи иглу в точке 4 и выкололи в точке 5), и последний стежок (вкололи иглу в точке 6 и выкололи в точке 7).
Теперь очередь проделать все то же самое для верхних полукрестиков.
Наша нить сейчас в точке 7, а игла находится с лицевой стороны ткани.
В точке 4 увели нить на изнанку, в точке 5 – вывели на лицо; в точке 2 увели нить на изнанку, в точке 3 – вывели на лицо; в точке 8 увели нить на изнанку, в очке 9 – вывели на лицо.
Точка 9 будет началом следующего столбика.
А теперь сделаем верхние полукрестики в одно движение. Первый стежок – вкололи в точке 4, выкололи в точке 5; второй стежок – вкололи в точке 2, выкололи в точке 3; третий стежок – вкололи в точке 8, выкололи в точке 9.
Далее мы можем продолжать вышивать следующий столбик так же, как вышили первый.
Вышивка в строчку означает, что мы фрагмент, вышиваемый одним цветом, рассматриваем как последовательность строчек из крестиков.
В строчку крестики вышивают точно так же.
Описание будет абсолютно одинаковым, за тем исключением, что точка 9 – начало новой строчки. Потому текст Вы можете читать тот же, что и для вышивания в столбик, смотря на рисунки:
Лучше всего процесс вышивания крестиков в столбик и строчку наблюдать по видео.
Вышивание по-фрагментно означает, что мы фиксируем внимание не на отдельных столбиках/строчках, следующих один за другим, а на фрагменте (вышиваемом одним цветом) целиком.
Наша задача – сначала вышить все нижние полукрестики, а затем закрыть их верхними, строго соблюдая второе правило.
Рассмотрим это на примере.
Начинаем вышивать, выводя иглу в точке 1, уводим на изнанку в точке 2, выводим на лицо в точке 3, уводим на изнанку в точке 4, выводим на лицо в точке 5, уводим на изнанку в точке 6. Далее мы переходим на следующий столбик и будем в нем вышить нижние полукрестики.
Выводим иглу на лицо в точке 7, уводим в точке 8, выводим в точке 5, уводим в точке 9, выводим в точке 3, уводим в точке 10, выводим в точке 1, уводим в вточке 11, выводим в точке 12, уводим в точке 13.
Далее опять вышиваем нижние полукрестики, но уже в третьем столбике.
Выводим иглу на лицо в точке 14, уводим в точке 11, выводим в точке 15, уводим в точке 10, выводим в точке 16.
На этом мы закончили вышивать все нижние полукрестики нашего фрагмента.
Теперь нужно вышить верхние полукрестики.
Игла выведена на лицо в точке 16. Теперь мы уводим ее на изнанку в точке 11, выводим в точке 15, уводим в точке 13, выводим в точке 17 и попадаем во второй столбик.
Вышиваем верхние полукрестики второго столбика.
Вводим иглу на изнанку в точке 11, выводим в точке 12, уводим в точке 10, выводим в точке 1, уводим в точке 9, выводим в точке 3, уводим в точке 8, выводим в точке 5, уводим в точке 18, выводим в точке 7 и попадаем в первый столбик.
Вышиваем верхние полукрестики первого столбика.
Уводим иглу на изнанку в точке 4, выводим в точке 5, уводим в точке 2, выводим в точке 3, уводим в точке 19 и закрепляем нить – мы закончили вышивать весь фрагмент.
Вышивка по-фрагментно несколько сложнее, чем в столбик/строчку. Здесь требуется бОльшая сноровка, усидчивость и сосредоточенность.
ЧТО ЛУЧШЕ: В СТОЛБИК, В СТРОЧКУ ИЛИ ПО-ФРАГМЕНТНО?
Вышивайте, как Вам удобнее!
Я лишь позволю себе дать рекомендацию: вышивайте в столбик. Если Вы будете делать стежки в одно движение, кисть руки будет находиться в максимально комфортном положении. Как при письме. Это и привычно, и физиологически естественно. В итоге рука будет меньше уставать. Значительно!
Следовательно, Вы сможете упоительно вышивать часы напролет без какого-то ни было физического дискомфорта.
Второе уместное тут наблюдение. Точнее, предложение.
Попробуйте вышить несколько крестиков в столбик и в строчку. А затем сравните. У многих крестики, вышитые в столбик, выглядят красивее.