Назовите приемы с помощью которых можно достичь объемности вышивки узелки

§ 16. Швы «узелки» и «рококо»

Шов «узелки» позволяет получить объёмную, буклированную поверхность. Им вышивают, например, тычинки цветов. Применяя несколько оттенков жёлтого цвета, можно получить цветы мимозы или серединки ромашек с эффектом объёма. Сочетая белый цвет с оттенками серого, можно вышить замечательного барашка. На панно с пейзажной вышивкой швом «узелки» вышивают листики деревьев и кустов. Этим швом можно вышить цветущую вербу с её мелкими объёмными цветочками.

Шов выполняется с помощью иглы без утолщения в области ушка. Нитки подходят любые, но не шероховатые.

После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону ткани и берут её в левую руку, натянув участок длиной 1-1,5 см. На нить кладут кончик иглы и обматывают его 1-3 раза. После этого иглу вкалывают в ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность. Потянув за нитку, добиваются, чтобы навивки соскользнули по игле и легли на ткань. Придерживая нить большим пальцем левой руки, осторожно протягивают её на изнаночную сторону. Отступив в сторону на нужное расстояние, иглу вновь выводят на поверхность и выполняют узелок (рис. 26).

Рис. 26. Шов «узелки»

Для получения маленьких узелков берут нитку мулине в одно сложение и делают одну навивку на иглу. Более крупные узелки получаются тремя навивками, но лучше сначала сделать пробу на лоскутке ткани.

Швом «рококо» можно выполнять объёмные композиции: ромашки, хризантемы, розы, зёрна колосьев.

Для выполнения шва необходима игла, в которую можно вложить нить в шесть сложений, но она не должна иметь увеличенного (расплющенного) ушка, чтобы витки нити легко соскальзывали с неё.

Читайте также:  Шьем сами сумку для продуктов

Технологии швов «узелки» и «рококо» схожи. Основное отличие в том, что «рококо» выполняется на основе петлеобразного стежка «назад иглу», нитка берётся более толстая и навивок на иглу делают больше. После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону и делают стежок «назад иглу» такой длины, каким должен быть будущий узелок «рококо», иглу при этом выводят на лицевую сторону в месте первого прокола не полностью, а приблизительно наполовину (рис. 27, а). Указательным пальцем левой руки кончик иглы приподнимают, а правой рукой делают навивки на иглу. Длина навитого участка нитки может равняться длине стежка «назад иглу», и тогда получится прямой жгутик «рококо» (рис. 27, б).

Рис. 27. Шов «рококо»

После этого, придерживая навитый участок большим и указательным пальцами левой руки, иглу осторожно протягивают через него, вкалывают в точку второго прокола и вытягивают нитку на изнаночную сторону. Получился первый жгутик цветка (рис. 27, в).

Если хотят получить изгибающийся жгутик, похожий на лепесток розы или хризантемы, навивают участок в полтора-два раза длиннее. В любом случае сначала делают пробный шов и при этом считают количество витков.

Для получения цветка ромашки жгутики располагают радиально от центра круга. Цветок хризантемы выполняют так же, но более тонкими нитками, жгутики имеют изгибы, и короткие лепестки чередуются с длинными (рис. 28). Цветок розы рекомендуется вышивать нитками мулине в четыре — шесть сложений нескольких тонов: внутреннюю часть (бутон) темнее, внешнюю — светлее.

Рис. 28. Формирование цветков швом «рококо»

Практическая работа № 14

Материалы и инструменты: однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.

Задание 1. Выполнить вышивку швом «узелки».

  1. Подготовьте для вышивания начатую вами ранее вышивку «Ветка мимозы».
  2. Вышейте цветки мимозы швом «узелки» ниткой в два сложения. Чтобы передать объём цветков, по левому контуру расположите узелки светложёлтого, а по правому — тёмно-жёлтого цвета. Середину цветка заполните узелками жёлтого цвета.

Задание 2. Выполнить вышивку швом «рококо».

  1. Вышейте несколько узелков «рококо».
  2. Из узелков «рококо» выполните розу нитью в шесть сложений.

§ 16. Швы «узелки» и «рококо»

Шов «узелки» позволяет получить объёмную, буклированную поверхность. Им вышивают, например, тычинки цветов. Применяя несколько оттенков жёлтого цвета, можно получить цветы мимозы или серединки ромашек с эффектом объёма. Сочетая белый цвет с оттенками серого, можно вышить замечательного барашка. На панно с пейзажной вышивкой швом «узелки» вышивают листики деревьев и кустов. Этим швом можно вышить цветущую вербу с её мелкими объёмными цветочками.

Шов выполняется с помощью иглы без утолщения в области ушка. Нитки подходят любые, но не шероховатые.

После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону ткани и берут её в левую руку, натянув участок длиной 1-1,5 см. На нить кладут кончик иглы и обматывают его 1-3 раза. После этого иглу вкалывают в ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность. Потянув за нитку, добиваются, чтобы навивки соскользнули по игле и легли на ткань. Придерживая нить большим пальцем левой руки, осторожно протягивают её на изнаночную сторону. Отступив в сторону на нужное расстояние, иглу вновь выводят на поверхность и выполняют узелок (рис. 26).

Рис. 26. Шов «узелки»

Для получения маленьких узелков берут нитку мулине в одно сложение и делают одну навивку на иглу. Более крупные узелки получаются тремя навивками, но лучше сначала сделать пробу на лоскутке ткани.

Швом «рококо» можно выполнять объёмные композиции: ромашки, хризантемы, розы, зёрна колосьев.

Для выполнения шва необходима игла, в которую можно вложить нить в шесть сложений, но она не должна иметь увеличенного (расплющенного) ушка, чтобы витки нити легко соскальзывали с неё.

Технологии швов «узелки» и «рококо» схожи. Основное отличие в том, что «рококо» выполняется на основе петлеобразного стежка «назад иглу», нитка берётся более толстая и навивок на иглу делают больше. После закрепления рабочую нить выводят на лицевую сторону и делают стежок «назад иглу» такой длины, каким должен быть будущий узелок «рококо», иглу при этом выводят на лицевую сторону в месте первого прокола не полностью, а приблизительно наполовину (рис. 27, а). Указательным пальцем левой руки кончик иглы приподнимают, а правой рукой делают навивки на иглу. Длина навитого участка нитки может равняться длине стежка «назад иглу», и тогда получится прямой жгутик «рококо» (рис. 27, б).

Рис. 27. Шов «рококо»

После этого, придерживая навитый участок большим и указательным пальцами левой руки, иглу осторожно протягивают через него, вкалывают в точку второго прокола и вытягивают нитку на изнаночную сторону. Получился первый жгутик цветка (рис. 27, в).

Если хотят получить изгибающийся жгутик, похожий на лепесток розы или хризантемы, навивают участок в полтора-два раза длиннее. В любом случае сначала делают пробный шов и при этом считают количество витков.

Для получения цветка ромашки жгутики располагают радиально от центра круга. Цветок хризантемы выполняют так же, но более тонкими нитками, жгутики имеют изгибы, и короткие лепестки чередуются с длинными (рис. 28). Цветок розы рекомендуется вышивать нитками мулине в четыре — шесть сложений нескольких тонов: внутреннюю часть (бутон) темнее, внешнюю — светлее.

Рис. 28. Формирование цветков швом «рококо»

Практическая работа № 14

Материалы и инструменты: однотонная льняная ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, напёрсток.

Задание 1. Выполнить вышивку швом «узелки».

  1. Подготовьте для вышивания начатую вами ранее вышивку «Ветка мимозы».
  2. Вышейте цветки мимозы швом «узелки» ниткой в два сложения. Чтобы передать объём цветков, по левому контуру расположите узелки светложёлтого, а по правому — тёмно-жёлтого цвета. Середину цветка заполните узелками жёлтого цвета.

Задание 2. Выполнить вышивку швом «рококо».

  1. Вышейте несколько узелков «рококо».
  2. Из узелков «рококо» выполните розу нитью в шесть сложений.

Основные приемы Объемной Вышивки

Все простые швы в своем великолепном многообразии отвечают лишь нескольким общим требованиям, они должны:

• быть как можно более простыми по своему строению и выполнению;
• отвечать параметрам ткани по крепости и прочности;
• украшать внешний вид изделия;
• не стягивать ткань, собирая ее морщинами. Единственное требование к исполнению простых швов состоит в следующем: их стежки нужно прокладывать равномерно, аккуратно и ровно по линии шва. При прокладке шва надо внимательно следить за тем, чтобы нитка не провисала, иначе стежок будет иметь неопрятный вид. В особенности это касается тех стежков, которые составляют строчки параллельных швов.

В ручной вышивке применяют всего 4 основных вида простых швов:

• «вперед иголку»;
• «назад иголку», или «за иголку»;
• «строчка»;
• обметочный (подрубочный, или краеобметочный).

Простые швы чаще используют для отделки или декорирования вышивки, поэтому они должны быть плотными. Простые швы в качестве украшающих контурных швов используют во многих видах вышивки в тех случаях, когда для отделки нужно прошить и подчеркнуть контур рисунка, или для дополнительного украшения изделия. Кроме ранее упомянутых простых швов, в этом качестве практикуют еще такие швы, как: тамбурный, стебельчатый и шов «витой шнур». Обычно эти швы выполняют в 2–3 сложения нитками мулине, шелковыми для вышивания, ирисом или шерстяными нитками.

Шов «Вперед иголку»

Это шов очень прост в исполнении и внешне напоминает пунктир. Его раппорт составляют 1 лицевой и 1 изнаночный стежки (рис. 1 а). Шов полагается выполнять движением иглы справа налево. Весь шов образует последовательное чередование по прямой линии стежков, имеющих равную длину. В узорах с произвольным рисунком шов «вперед иголку» можно прокладывать и по плавной кривой линии. Для выполнения шва иголку с рабочей ниткой выводят справа в контур узора с изнаночной стороны налицо. Для лицевого стежка надо отсчитать нужное число нитей ткани, после чего вытянуть иглу на изнанку. Затем, пропустив на изнаночной стороне одинаковое число нитей, вновь вывести иголку на лицевую сторону без протягивания рабочей нитки. Этот прием следует повторять 2 или 3 раза так, чтобы на 1 см шва поместились 2–3 стежка. Шов «вперед иголку» часто используют для обводки контура рисунка при вышивании крестом или гладью. Потому этот шов можно применять в качестве дополнительного украшения при выполнении объемной вышивки крестом. Кроме того, именно этот шов используют при выполнении объемной вышивки в итальянской технике трапунто (рис. 1 б).

Рисунок 1. Выполнение шва «вперед иголку»: а) раппорт шва «вперед иголку»; б) исполнение шва «вперед иголку».

Шов «за иголку», его второе название – «назад иголку», также очень прост в исполнении, его стежки нужно набирать в направлении справа налево.
Стежки шва «за иголку» должны быть одинаковой длины. Шов можно выполнять двумя способами.
При первом способе иголку с рабочей ниткой следует вывести на лицевую сторону следующий прокол иголкой в ткань сделать на 3 мм правее места 1-го прокола. Это будет 1-й лицевой стежок. Нить протянуть по изнаночной стороне, вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 1-го прокола. Это первый изнаночный стежок.

Рисунок 2. Шов «назад иголку»: а) исполнение шва, б) внешний вид шва на лицевой стороне

Изнаночные стежки шва «за иголку» – это отрезки рабочей нитки, равномерно находящие друг на друга лишь на половину предыдущего стежка. В правильном раппорте лицевой стежок шва «за иголку», или строчевого шва, равен половине изнаночного стежка. Длина стежков обычно зависит от толщины ткани и рабочей нитки.

При втором способе выполнения шва «за иголку» после вывода ее с рабочей ниткой на лицевую сторону нужно сделать следующий прокол на 2 мм правее выхода рабочей нити. Ее протянуть по изнаночной стороне и вывести на 3 мм левее 1-го прокола. При таком способе выполнения шва на лицевой стороне образуется пунктирная, или штриховая, строчка с промежутками в 1 мм (рис. 2 в).

Рисунок 2 в. Раппорт второго варианта выполнения шва «за иголку»

Раппорт шва «за иголку» состоит из лицевого и расположенного под ним изнаночного стежка.

При идеальном исполнении в раппорте шва «за иголку» лицевой стежок равен 0,33 изнаночного стежка. Тогда лицевые стежки и промежутки ткани между ними получаются равномерными, придавая шву ритмичность и делая его красивым. При последовательном повторении эти раппорты образуют весь шов «за иголку», который имеет очень рельефный вид, он четок при украшении им изделий. Иногда шов «за иголку» называют стебельчатым швом наизнанку.

Основные приемы объемной вышивки

Объемная вышивка позволяет создавать и небольшие сувенирные предметы, и выпол-

нять картины. В этом искусстве рукодельницы используют различные приемы и техники худо-

жественного вышивания, среди которых простые, отделочно-декоративные швы и множество

других разнообразных швов. Прежде чем познакомиться с описанием швов и техникой их

выполнения, желательно запомнить определение некоторых основных терминов ремесла – они

общие для многих видов вышивки.

Уже в середине XII в. многие европейские замки поражали роскошью

своего убранства. Далеко не последнюю роль в украшении средневековых

интерьеров играли всевозможные вышивки.

Проколом называют то место, в котором иголка с рабочей ниткой входит в ткань или

Рабочей питью называют вдетую в иголку нитку, посредством которой в данное время

Стежок — это отрезок рабочей нитки, располагающийся на поверхности ткани между

2 проколами. В процессе вышивки стежки поочередно оказываются то на лицевой, то на изна-

ночной стороне ткани.

Стежок, находящийся на лицевой стороне ткани, называется лицевым. Соответственно

стежок на изнаночной стороне называется изнаночным.

Раппорт шва — это регулярно повторяющаяся его часть, которая может быть различной

по длине и ширине. Раппорты простых швов, как правило, идут один за другим по прямой

линии, составляя строчку. Обычно раппорты таких швов не имеют ширины, если не принимать

во внимание толщину рабочей нити.

Технику исполнения самых простых швов желательно освоить для того, чтобы в будущем

легче было справиться с выполнением сложных декоративных швов и узоров. Тем более, что

это умение может пригодиться в объемной вышивке, где порой допускается самое фантасти-

ческое сочетание видов швов.

Все простые швы в своем великолепном многообразии отвечают лишь нескольким

общим требованиям, они должны:

• быть как можно более простыми по своему строению и выполнению;

• отвечать параметрам ткани по крепости и прочности;

• украшать внешний вид изделия;

• не стягивать ткань, собирая ее морщинами. Единственное требование к исполнению

простых швов состоит в следующем: их стежки нужно прокладывать равномерно, аккуратно

и ровно по линии шва. При прокладке шва надо внимательно следить за тем, чтобы нитка не

провисала, иначе стежок будет иметь неопрятный вид. В особенности это касается тех стежков,

которые составляют строчки параллельных швов.

В ручной вышивке применяют всего 4 основных вида простых швов:• «вперед иголку»;

• «назад иголку», или «за иголку»;

• обметочный (подрубочный, или краеобметочный).

Простые швы чаще используют для отделки или декорирования вышивки, поэтому они

должны быть плотными. Простые швы в качестве украшающих контурных швов используют

во многих видах вышивки в тех случаях, когда для отделки нужно прошить и подчеркнуть

контур рисунка, или для дополнительного украшения изделия. Кроме ранее упомянутых простых швов, в этом качестве практикуют еще такие швы, как: тамбурный, стебельчатый и шов

«витой шнур». Обычно эти швы выполняют в 2–3 сложения нитками мулине, шелковыми для

вышивания, ирисом или шерстяными нитками.

С нетерпением жду ваших комментариев и ваших лайков.

Оцените статью