- Вышивка белая гладь как украшение одежды
- Мстёрская гладь
- Восхитительная белая вышивка. Только один цвет, а какая красота!
- Вышивка белой гладью называется по английски Mountmellick или если немного полнее — вышивка «Белое на белом» — «Маунтмеллик Вайш»
- Broderie Anglaise (Английская белая работа)
- Английская «Белая» Вышивка «Бродери Whitework»: от Истоков до Современной Одежды
Вышивка белая гладь как украшение одежды
Вышивание белым по белому приобрело широкое распространение во многих странах. Во второй половине XIX века эта гладь славилась в Великобритании, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии. В языке народной символики во многих странах цвету в одежде, а также и в вышивке, принадлежит главная роль. Например, белый цвет в России связывался издавна с представлением о свете, о небесном. Восприятие белого цвета соединялось со значением счастья, изобилия, чистоты, невинности и красоты.
Мстёрская гладь
Мстёрская гладь зародилась в посёлке Мстёра Владимирской губернии в середине XIX века. Она отличается своей изысканностью и миниатюрными растительными узорами белыми нитями на тонкой белой хлопчатобумажной ткани типа маркизета и батиста. Основной приём этой вышивки – двусторонняя гладь, которая выполняется тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива с лицевой и изнаночной стороны ткани. Обычно выполняется она тонкой иглой нитками мулине в 1-2 сложения. На рисунке, где требуется выпуклость, делается настил из тех же ниток.
Гладь сочетает в себе различные рельефные элементы с настилом и без настила, со штрихами, петельками и полупетельками, стебельчатым швом. Узоры дополняются ажурными решетками, стягами, дырочками, узелками и сетками. Всё это создаёт декоративность вышивки, выполненной в одном цвете. Более крупные лепестки вышивают «россыпью».
В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Дырочки получают путём прокола специальной костяной, деревянной или металлической палочкой с заострённым концом. Если дырочки большие, их делают с помощью ножниц, разрезая ткань в будущей дырочке по вертикали и горизонтали с двух сторон (прорезная гладь). Листья удлинённой формы иногда также выполняют прорезной гладью.
«Стяги» – один из самых декоративных элементов белой мстёрской глади, хотя и трудоёмкий. «Стяги» выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением. Игла стягивает квадратик ткани, в котором, к примеру, три нити основы переплетаются с тремя нитями утка. Прежде чем выполнить стяг на плотной ткани, необходимо одну или две нити основы и утка подрезать на краю рисунка и выдернуть. Иногда мстёрская гладь красиво сочетается с мережкой.
Мстёрской гладью украшают блузки, воротнички, носовые платки, ночные сорочки, постельное бельё, покрывала, и конечно, женские и детские платья.
Английская белая гладь также принадлежит примерно к этому же роду вышивания, но здесь всё — таки в основном преобладают дырочки и фестоны. Почти все мотивы представляют собой веточки с листочками в виде дырочек, обшитых вокруг гладью. Называется эта гладь – английская белая работа — «whitework» или «Broderie Anglaise» — «Английская вышивка». Эта вышивка была необычайно популярна в Англии в XIX веке, хотя, как предполагают, возникла она в XVI веке в Восточной Европе.
Узоры вышивки представляют собой цветы, листья, виноградные лозы, стебли, выполненные простыми вышивальными стежками. В основном это мелкие рисунки. Дырочки выполняются теми же способами, что и в мстёрской глади, но в некоторых случаях сначала вышивают рисунки на ткани, а затем ножницами вырезают дырочки.
С 1870-х годов Broderie Anglaise начали выполнять на швейцарской вышивальной машине. Сегодня Broderie Anglaise создаётся в основном машинным методом.
Когда-то Broderie Anglaise была популярна для женского нижнего белья и детской одежды. С середины 50-х годов ХХ-ого столетия английская вышивка стала использоваться не только для отделки нижнего белья, но и в женских платьях.
Сегодня и мстёрская гладь, и английская вышивка популярны во многих стилях одежды и прекрасно дополняют друг друга.
Лёгкие шёлковые платья на узеньких бретельках, напоминающие комбинации, или белые платьица с самым незамысловатым кроем, украшаются прекрасной декоративной вышивкой. Отделкой иногда служат оборки, вышитые в тон цвета ткани. Чаще всего это белые, бежевые и прочие пастельные цвета, однако чёрный цвет не отменяется.
Восхитительная белая вышивка. Только один цвет, а какая красота!
Здравствуйте! Вы попали на канал, на котором я показываю процессы и результаты моих рукодельных хобби: вышивки, а также рукодельные покупки, обзоры товаров, сравнение дизайнов и просто «болталки» о рукоделии! Меня зовут Вера.
Вышивка белой гладью называется по английски Mountmellick или если немного полнее — вышивка «Белое на белом» — «Маунтмеллик Вайш»
Эта вышивка зародилась в ирландском городе Маутмеллик в начале 19-ого века.
В технике белой глади Mountmellick используется много различных стежков.
- Белой гладью вышивают по белой ткани, и в результате только свет и тень подчеркивает работу и всю красоту изделия .
Родоначальницей этой вышивки считают Джоану Картер, которая собрала группу девушек около 15 человек, обучила их основа и различным приемам.
Для вышивания использовались обычные хлопковые крученые нити и хлопчатобумажная ткань для основы вышивки (хлопковый твил с небольшим блеском).
Хлопковый твил напоминает современный сатин, плотную парусину (белую джинсу).
Мотивами служили обычные растения , которые росли рядом, в окрестностях города. Это и листья дуба, папоротника, ежевика, шиповник, клевер, ромашка, бузина, плющ.
Вышивка предназначалась для обычных предметов домашнего обихода, как сейчас мы говорим «прикладная вышивка»: салфетки, чехлы для ночных рубашек, чехлы для расчесок, покрывала, скатерти, накидки.
Несмотря на то, что работа белая и быстро пачкается, она была практичной. Ведь выполнена на прочной основе и ее можно легко кипятить до белого цвета.
В этой вышивке вы не найдете провисающих нитей, нет больших зашитых участков, цветочные мотивы крупные и реалистичные.
По краю изделия часто делали вязанную бахрому.
Сегодня вышивка # Mountmellick пользуется популярностью во всем мире. В городе Маунтмеллик открыт музей, в котором демонстрируются в постоянной экспозиции изделия с белой вышивкой.
Такж эта вышивка представлена в Национальном музее Ирландии, в Ольстерском музее народного творчества
И немного фотографий восхитительной белой вышивки в галерее.
Всего лишь один цвет, а какая красота получается из-за игры теней, отблеска и полутонов.
Broderie Anglaise (Английская белая работа)
Broderie Anglaise (франц.»Английский вышивка») или как её ещё называют, «Английская белая работа» ( whitework ) — техника вышивки ришелье и игольного кружева , которую связывают с Англией, из-за удивительной популярности её там в 19 веке.
Ранняя Broderie Anglaise характеризуется узорами, состоящими из круглой или овальной формы отверстий, вырезанных из ткани.
Позже — узоры, изображающие цветы, листья, виноградные лозы, или стебли, далее прошивались простыми вышивальными стежками, а также фигурирует более мелкий рисунок .
Техника возникла в 16 веке в Восточной Европе — вероятно, в Чехии, но в названии остается связанной с Англией .
В викторианскую эпоху, для Broderie Anglaise характерны различные размеры рисунков, которые сначала выкладывали на материале. В некоторых случаях отверстия были выбиты до обработки края; в других случаях, сначала вышивали ткань, а отверстие было сделано после, с помощью ножниц. Это была полностью ручная работа!
Начиная с 1870-х годов, конструкции и методы Broderie Anglaise начали выполняться швейцарской вышивальной машиной.
Сегодня также Broderie Anglaise в основном создается машинным методом.
Мадейра является популярной формой Broderie Anglaise и связано с традиционным ремеслом на острове Мадейра , португальский территории у побережья Африки. (см.предыдущую публикацию )
Broderie Anglaise была чрезвычайно популярна в Англии между 1840-1880 для женского нижнего белья и детской одежды.
В 1950-е годы — во время всплеска популярности, часто использовалась для отделки платья и нижнего белья.
В наши дни также популярна в некоторых стилях одежды,таких как бохо или шебби шик, например.
Английская «Белая» Вышивка «Бродери Whitework»: от Истоков до Современной Одежды
Очаровательная, милая, невинная и женственная, но, в то же время, элегантная – английская вышивка удивляет своей универсальностью. В последнее время одежда с отделкой «Broderie Anglaise»(своеобразная смесь вышивки и игольного кружева) завоевывает все большую популярность. Ее легко узнать: узоры, представляющие собой небольшие, обработанные ниткой отверстия в ткани, располагаясь различным образом, составляют всевозможные удивительные рисунки. Они могут служить как окантовкой по краю юбки, платья, рубашки, или пиджака, так и быть самостоятельным узором на всем изделии.
Эту вышивку хорошо делать металлизированными или блестящими хлопчатобумажными нитками. В подготовительной работе для рельефной глади используется хлопчатобумажная нить потолще и со слабым витком. Годится также раскрученная нить для меток. Вышивается вещь свободно, без пялец.
Концы ниток следует прятать под сделанные предварительно стежки вперед-назад, а не завязывать узлов ни в начале, ни в конце работы.
Так как ткань светлая, при нанесении узора нельзя пользоваться химическим карандашом, шариковой ручкой или копировальной бумагой.
Контуры узора прошиваются густыми стежками вперед иголкой и полученная поверхность заполняется ослабленными стежками вперед иголкой, стебельком, тамбурным или русским швами.
Вышивая стежки основы, надо следить, чтобы большая часть нитки стежка оставалась на лицевой стороне работы. Стежки основы прокладывать с таким расчетом, чтобы вышивать по ним гладью в противоположном направлении.
Для придания мотивам большей выпуклости следует делать стежки основы посредине гуще или прошивать их многократно.
Гладьевые стежки вышивать густо один возле другого с одинаковым натяжением вышивальной нити, чтобы поверхность вышивки получалась гладкой, а контур четким.
Вместо слова joonis читать рисунок
Рис.1. Стебелек.
Рис.2. Стебелек, густо вышитый по наметке (или по тамбурному шву).
Рис.3. Стебелек, вышитый по предварительно прикрепленному шнуру.
Рис.4. Фестонный шов вышит по наметке.
Рис.5. Шов «прямой шнурочек» вышит по предварительно прикрепленному шнуру.
Рис.6. Крупный рельефный бугорок вышивается гладью. Стежки основы прошиваются несколько раз.
Рис.7. Маленький бугорок вышит гладью. Стежки основы прошиваются несколько раз.
Рис.8 и 8А. Маленький листочек вышивается гладью. Для основы годятся гладьевой, русский и тамбурный швы.
Рис.9. Прорезь в форме листочка. Контур прошить стежками вперед иголкой. Разрезать ткань и подогнуть иголкой наизнанку, под края. Шов «прямой шнурочек» по краю образует на одном конце листочка дугу, на другом — заострение.
Рис.10. Маленькая круглая дырочка. Контур обшивается дважды швом вперед иголкой.
Затем середина дырочки разрезается накрест ножницами с острыми концами, треугольники ткани подгибаются иголкой наизнанку, а края вышиваются густым «прямым шнурочком».
Вышивать одинаковыми короткими и густыми стежками. Оставшуюся с изнаночной стороны часть ткани позднее обрезают. На готовой работе все дырочки прокалываются круглой палочкой или округляются спицей. Начиная и заканчивая вышивание, прячут концы ниток под стежки по краю.
Рис.11. Окаймление швом «прямой шнурочек» цепочки из дырочек. Стежками вперед иголкой прошивается (см. рисунок) половина дырочки, затем вышивальная нить проводится по диагонали через промежуток к намеченной второй дырочке. Так пересечением ниток основы обеспечивается прочность промежутков между кругами. Середина круга прорезается накрест, края подгибаются наизнанку и густо вышиваются швом «прямой шнурочек».
Круги соединины между собой длинными стежками.
Рис.12. При изготовлении цепочки из дырочек внешний край их вышивается фестонами или петельным швом, а внутренний — швом «прямой шнурочек».
Рис.13. Рельефный край фестонным швом. Основа делается наметкой и тамбурным швом, а затем на ней вышиваются фестонные стежки, потом по краю обрезается лишняя ткань.
Рис.14. Рельефный край фестонным швом. Чтобы дуги были красивыми и одинаковыми, делается небольшой шаблон из жесткой бумаги.
Рис.15. Мережка «бродери». Из ткани выдернуть две нити утка, на их месте вышить ажурную мережку. Оба края мережки прошить стежками вперед иголкой. Теперь сделать по одному краю мережки пять стежков «прямым шнурочком», затем перекинуть через ряд мережки петлей вышивальную нить и оплести ее вместе с нитями основы. Сделать снова по краю 3-4 стежка «прямым шнурочком» и вышить над рядом мережки новую петлю.
Вышив один край мережки, покрыть другой край стежками «прямого шнурочка».
Потом дырочки равномерно проколоть палочкой для «бродери». При вышивании дуг мережки нити выдернуть невозможно, поэтому следует палочкой сделать дырочки до оплетения столбиков мережки.
Деталь вышивки для головного платка. Центральная Европа, конец XIX века.
Вышито на белой льняной ткани нитками для меток рельефным гладьевым и
ажурным швами.
Деталь вышивки для передника. Вышивка на льняной ткани нитками для меток рельефной гладью вместе с мережкой в двух направлениях, швами сеточкой и ажурным.
Рельефная вышивка металлической нитью. Контуры узора окаймлены стежками вспомогательной нити.
Чтобы ценная нить лучше выделялась и работа была выразительнее, основную поверхность мотива вышивают рельефно либо используют вырезанные по узору кусочки кожи или фетра, поверх которых вышивают гладью.
Иногда золотую нить пришивают к ткани вспомогательной нитью редкими стежками через край, при этом стежки образуют на поверхности вышивки своеобразный узор.
Виды стежков в английской вышивке: