Нити для плетения кружева

Выбор пряжи для кружева

На данный момент выбор пряжи в магазинах огромен. Какую пряжу выбрать для кружева? Что бы определиться в этом вопросе, надо купить по мотку разной пряжи, связать образец, постирать, открахмалить, отутюжить и тогда вы увидите результат. Процесс довольно долгий , трудоемкий и не дешевый. Решила написать чем вяжу я. Может это поможет вам в вашем выюоре.

Образцы связаны одним кручком из разной пряжи.

Конечно для кружева — это белый хлопок. Выбеленного льна я не нашла (может кто подскажет где взять). Чем тоньше нить, тем красивее и мельче будет смотреться кружево. Но тут надо определиться для какого ихделия вы вяжете и какая ваша конечная цель. Мелкое кружево подойдет для платочков, воротничков, одежды для кукол. Среднее для полотенец, рушников, салфеток. Крупное для подзоров, скатертей, подушек и т. п..

Мерсеризованный хлопок = это обработка хлопковой нити, при которой она становится более мягкой, эластичной, без ворсинок. при этом скользкой и блестящей. Смотриться нарядно и красиво. Из такой пряжи легко вязать. Но мне он не подходит, так как блестит. А мои кружева = это восстановленные работы, по фотографиям изделий 18-20 вв. Ни какого блеска там не было, наоборот. Чем проще, тем лучше. Изящество и красоту несет рисунок, который имеет смысловую нагрузку. Любую свою работу я могу связать из пряжи описанной ниже. Не исключением является цветной хлопок и лен, мелланж, хлопок с люрексом и т. д.

Читайте также:  Выкройка летнего платья рубашки

Какие нитки стоит брать для плетения кружева

Здравствуйте! Продолжаю серию видеоподсказок.

В сегодняшнем видео я расскажу о том, какими нитками можно плести кружево на коклюшках.

P.S. Расскажите в комментариях ниже какими нитками Вы предпочитаете плести кружево.

Здравствуйте! Я начала плести свою первую вещь шелком гарус 18 в 3 нити на коклюшку(ширина вилюшки пошире положенной) и В 6 нитей скань. Получилось на мой дилетанский взгляд здорово. Терерь хочу начать еще желет внучке, но нет достаточного ассортимента цветовой гаммы. Пробую блестящий лен на все коклюшки- не нравится(ширина вилюшки стандартная). Попробовала на ходовую полиэстер а 3 нити(получается лучше, мягче), но все равно не нравится.Можетбыть поэкспериментировать с колличеством коклюшек?

Здравствуйте, Ольга! Попробуйте добавить пары в плетение, что бы полотнянка стала по плотнее.

Мне очень нравится плести из льняных ниток, но тонких ниток из льна в продаже у нас в городе нет. Может вы знаете где их купить, через Сеть? Покупала толстые нитки, состоящие из 6 нитей, разделяла в одну нить, но они оказались непрочные очень часто рвутся. С уважением Наталья.

Наталья, посмотрите на сайте «Ярмарка мастеров». Возможно там есть нитки, которые Вам нужны.

у нас нет № 10 а только есть тонкие от № 40 до № 60, пишет мне что можно в 2 нитки использовать, как вы думаете?

Наталья, тонкие нитки можно наматывать в два сложения, что бы придать им нужную толщину.

Я плету тем, что попадется под руку. Недавно купила нитки «Роза» Кировской фабрики, клубочки по 50 гр. Плету Коняшку по Вашему сколку.

Лена у нас больше распространено плести белыми нитками 65 лк. изделия получаются нежными тонкими.Но их тоже дефицит. Их заказывают в городе Иваново.

Елена! Большое спасибо за информацию о булавках. Очень актуально.

На сайте ведутся технические работы, поэтому некоторые изображения и элементы дизайна могут быть искажены.

Также может не воспроизводиться часть видеоуроков. Спасибо за понимание!

Нитки для плетения

Кружево, будь оно машинное или ручное, изготавливается из ниток различного состава. Самыми распространенными в кружевоплетении являются нитки из шелка (натуральные и искусственные), хлопка, льна и мулине.

Каждый вид ниток подбирается под отдельно взятое кружевное изделие, будь это вставка в швейное изделие или какой-либо сувенир. Наверно, самыми популярными и наиболее востребованными нитками, используемыми как начинающими, так и опытными кружевницами являются нитки из хлопка.

Все дело в том, что хлопчатобумажные нитки обладают хорошей прочностью и удобны для плетения. Х/б нитки ровные, без явных сужений или утолщений, в сравнение с льняной нитью. К тому они не дороги и доступны, что является еще одним огромным плюсом, ведь при плетении изделий уходит изрядное количество нитяных метров.

Толщина нитей также подбирается в зависимости от кружевного изделия. Если полотнянка будущего изделия, узкая и извилистая, то нитки берутся тонкие №35 – 45. Если же полотнянка будет широкой, то и нитки соответственно берутся толще №10. К тому же толстая нить придает кружевному изделию изрядную прочность и жесткость в отличие от более тонких ниток. Зато из тонких нитей кружево получается более воздушное и легкое.

Для скани, выделяемой обычно в кружевном изделии за счет фактуры и цвета, отлично подойдут нитки мулине. Поскольку они отличаются большей толщиной и насыщенностью цвета по сравнению с х/б нитями. Да и само кружево из мулине получается более гладким и мягким по сравнению тем, что плетется из толстых хлопчатобумажных ниток.

Цвет кружевного изделия может быть любым, здесь все зависит от вкуса и предпочтений кружевницы. Только стоит помнить об особой аккуратности при плетении белых изделий. Обязательно нужно использовать при плетении изделий из светлых ниток специальными отрезками ткани, служащими для накрывания уже сплетенного кружевного изделия.

Яркого и интересного творчества! Автор сайта, Елена Русакова.

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Оцените статью