Вышивка на трикотаже шерстяными нитками для начинающих
При желании освежить гардероб с минимальными затратами, достаточно внести изменения в старые вещи. Вышивка на трикотажной кофточке не только украсит её, но и сделает оригинальной. Помимо одежды вышивкой часто декорируют аксессуары для интерьера, которые прекрасно оживят комнату.
Совет! Узор выбирают обдуманно, чтобы он сочетался с моделью и стилем изделия.
Украшение трикотажа вышивкой шерстяными нитками
Вышить узор можно на любом изделии из трикотажа. Выбирать следует такие же нитки, как и те из которых связано полотно. Они могут быть тоньше, но не толще основных. Для удобства нанесения рисунка используют в этом месте с изнанки дублирин или подкладку.
Заменить их можно специальной канвой, которая предотвратит стягивание и поможет нанести узор ровнее, после стирки она растворяется. Иглы используют толстые и тупые, чтобы не повредить ткань. К вышивке шерстяными нитями часто добавляют ленты, бусины или пайетки.
Важно! Трикотажная ткань хорошо тянется, но после нанесения вышивки она теряет это свойство.
Объёмные узоры шерстяными нитками можно применять на варежках, носках, кофточках и детских вещах. Орнаментов и разнообразных узоров для украшения вязаных вещей множество. Объёмная вышивка шерстяными нитками по вязанию — отличный стильный декор.
Швы для начинающих
Перед началом работы новичкам стоит попробовать свои силы на образце ткани.
В основе ручных строчек для вышивания шерстяными нитями лежат базовые швы, знакомые ещё со школы:
- «вперёд иголку»;
- «назад иголку»;
- тамбурный.
Одноцветные
Их модернизируют и получают специальные стежки, подходящие для вышивки на трикотаже:
Петельный (трикотажный). Повторяет рисунок ткани и ложится ровно. Подходит для полотен с крупной вязкой. Законченная работа смотрится так, будто рисунок вывязан.
«Стебельчатый». Основан на шве «назад иголку», только игла выводится по центру и над предыдущим стежком.
«Маргаритка». По принципу тамбурного, но им вышивают не цепочки, а лепестки, закреплённые стежком по центру петли.
Гладь. В её основе шов «вперёд иголку». Подходит для вышивки крупных элементов.
Швы из двух или трёх цветов
Обычно это простые строчки шерстью с добавлением одной или двух нитей разных цветов. Чаще всего используют следующие варианты:
«Волна». Прокладывают ряд стежков «назад иголку» и оплетают одной нитью другого цвета образуя сверху перекрёстную петлю.
Витой шов. Прошивают строчку «вперёд иголку» и также оплетают её второй нитью, но туже затягивают и не переплетают петлю накрест. Добавив ещё одну нить оплетающую, с другой стороны, получится трёхцветный шов.
«Козлик». Два и более шва зеркально наложенных друг на друга разными цветами.
Прямые вертикальные стежки сплетают между собой сверху и снизу, образуя петли стягивающие их между собой.
Тамбурный шов часто выполняют в нескольких цветах, двумя вариантами: чередуя петли; оплетая обмёточным ручным швом с одной или двух сторон.
Цветных строчек несчётное количество. В их создании нет никаких чётких правил, поэтому подключив фантазию, мастерицы придумывают свои варианты.
Совет! Чтобы сделать петли ткани ровными, не растянутыми материал мочат водой и просушивают, а потом начинают работу.
Виды сложных швов «рококо»
Эта техника основана на навивке нитки. Используется для придания объёма рисунку. Три варианта шва, которые следует изучить перед работой:
Узелок. Зкреплённую нить с изнанки вывести на лицо. Конец иглы трижды обмотать ниткой и протянуть её через витки. Рядом с предыдущим проколом, придерживая навивку, воткнуть и протянуть иглу на изнаночную сторону.
Узелок в швах «рококо».
Лепесток. Сделать всё так же как в узелке, но намотать 10 — 12 витков. Иглу воткнуть на расстоянии по размеру лепестка и протянуть на изнанку.
Вышивка лепесток в «рококо».
Ягода. Закрепить нить и вывести на лицевую сторону. Проколоть ткань на расстоянии высоты ягодки, а второй прокол в месте, где вывели нитку. Не протягивая иглу, вытащить из ушка нить и намотать на концы иглы. Последний виток намотать восьмёркой.
Вышивка шов «ягодка» в «рококо».
Нитку вставить обратно, придерживая витки пальцем, закрепить маленьким стежком сверху и снизу.
Важно! Для создания стежков «рококо» лучше использовать не очень крученые нити, иначе они будут путаться.
Вышивка в стиле рококо
Вышивка гладью
Такой вид вышивки считается классическим. Подойдёт для любых видов ткани, а за счёт техники изготовления смотрится красиво и естественно.
Не стоит делать рисунок занимающий слишком много места, достаточно выбрать небольшой ровный участок на полочке, спинке или кармане.
Порядок выполнения работы:
- Выбрать и перевести рисунок на кальку.
- Кальку пришить к изделию, не тугими стежками, по контуру рисунка.
- Удалить кальку так, чтобы стежки остались на своих местах.
- Вышивая цветы, начинают от центра. Для создания плавных переходов цвета, стежки следующего ряда укладывают в пустоты предыдущего.
- Стебли вышивают строчками «назад иголку», «стебельчатым» или тамбурным.
В этом виде вышивки используются простые швы, так что даже новичок легко справится.
Вышивка крестом
Трикотажные полотна по структуре похожи на канву, но вместо клеточек ориентироваться можно на петли. Поэтому на вязаных вещах будет удобно вышивать крестиком. Нужно просто перенести схему на изделие.
Опытные рукодельницы в одной работе сочетают различные техники. Это добавляет оригинальности узору.
Украшают таким способом трикотажные платья, кофты, сумки, а также интересно смотрятся подушки, салфетки и скатерти из трикотажа с вышивкой шерстяными нитками.
Особенности вышивки по трикотажу. Мой опыт
Вы любите вышивку на одежде?
Я очень! Давно и всерьез, экспериментирую с разными техниками и имею опыт, исчисляемый тремя десятками лет. Вышивала на джинсах, на сумках и футболках, но настоящей любовью и увлечением стала вышивка на вязаной одежде.
В чем прелесть вышивки по трикотажу? Во-первых, она позволяет преобразить поднадоевшую вещь. Кастомайзинг был популярен в советские времена, хотя и названия такого не было, но не менее интересен и сейчас. Во-вторых, позволяет добавить ту самую изюминку, проявить характер, индивидуальность, задать настроение как самой вещи, так и ее обладателю. Вышивка, как и любой декор, впрочем, — это рупор, через который можно нести свои идеи миру. А в-третьих, это просто огромный простор для творчества.
Говоря о вышивке по трикотажу, я не имею в виду вышивку «петля в петлю» , которая заменяет цветное вязание и часто используется, например, в детских изделиях. Я имею в виду вышивку в свободном стиле, для которой используются, в основном, простые стежки, а также стежки из объемной вышивки и некоторые другие виды стежков. Например, такие .
Вышивка начинается с идеи и подбора материалов. На каком трикотаже можно вышивать?
Почти на любом. Он может быть тонким, толстым, связанным на машине или вручную. Он может быть разного состава — хлопок, шерсть, смесовые пряжи. Главное условие — трикотаж должен быть плотным, не рыхлым. Рыхлый трикотаж не выдержит вышивки и перекосится. Почему это произойдет? Потому что стежки будет просто некуда крепить, количество пустого пространства в рыхлом трикотаже больше, чем заполненного.
Вот примеры вышивки на разной по толщине и составу основе.
Здесь основа — хлопок с вискозой, спицы 2,5.
Здесь — тонкая альпака, спицы 2.
Это — тонюсенькая полушерсть, спицы 2.
А вот уже — толстая альпака, спицы 3.
Толстая полушерсть, спицы 3,5.
Толстый меринос, спицы 4.
Я всегда беру спицы на полразмера меньше, чем рекомендует производитель пряжи. Тогда полотно получается плотным, подходящим для вышивки.
А вот пример рыхловатой основы. Здесь достаточно толстый хлопок, но спицы 4. Вышивать и удерживать плотность было очень сложно. Размер спиц на половинку меньше дал бы другой эффект.
Нитки следует выбирать исходя из идеи вышивки и толщины трикотажа. Можно было бы написать — пропорционально толщине трикотажа, но эта пропорциональность будет действовать только в одну сторону. На толстом трикотаже можно вышивать как толстыми нитками, так и тонкими. А вот на тонком — только тонкими. Если, например, у вас тоненький нежный джемперок, то вышивку следует делать небольшую, иначе она утяжелит и перекосит изделие. С толстой вещью такого не случится, здесь можно смело экспериментировать. Для вышивки можно использовать мулине, шерсть, смесовую пряжу и даже фантазийную пряжу . И даже можно соединять и комбинировать разные виды ниток. Естественно, нитки перед вышивкой проверяются на линьку. С осторожностью следует выбирать насыщенные красные и синие цвета.
Вот пример вышивки мулине.
Здесь комбинация шерсти и тонкого хлопка, игра с толщиной нити дает свой эффект.
А вот вышивка полушерстью и шерстью разной толщины.
Следует упомянуть, что вещь с вышивкой, особенно тонкими нитками, требует более бережного к себе отношения, деликатной носки, стирки и хранения.
Итак, с идеей определились, материалы подобрали, терпением запаслись. Какие моменты следует учитывать в процессе работы над вышивкой по трикотажу?
Самое главное условие, правило, если хотите, любой другой вышивки ( крестом, гладью, золотной, рококо и др.) — тщательно натянутая основа. Ткань, на которой вышиваете, должна «звенеть как барабан» . С трикотажным полотном это невозможно. Вязаное полотно растягивается, деформируется, его не натянуть на пяльца. Отсюда и все сложности, они же интересности)
По поводу приспособлений, имитирующих замену пялец, для натяжения полотна-основы, подложек. Я не сторонник. Сильное механическое воздействие на полотно может его повредить, деформировать, а в слабом, которое не держит — и смысла нет. Крупные вещи ( пальто, джемпера) я вышиваю на коленях либо на столе, иногда даже на полу. Мелкие (варежки) — засунув руку в варежку (если позволяет направление вышивки), либо так же на коленях. Если вышиваете на готовой вещи, а не на детали, нужно следить, чтоб нижняя часть случайно не пришилась к верхней, иногда в азарте работы и такое может случиться)
Итак, какие подводные камни ожидают в этом увлекательнейшем занятии.
1. Раз основа «гуляет», ее легко стянуть. Желая поплотнее уложить стежки, натянуть нить как следует, чтоб она не провисала, легко деформировать трикотаж. Особенно если вышивка плотная, стежков много, каждый следующий может усугублять ситуацию. Как этого избежать? Не затягивать максимально рабочую нить, следить за сохранением плотности, натяжения основы, тщательно выбирать размер стежков. Слишком большие стежки, не закрепленные дополнительно, будут провисать, слишком мелкие — потеряются и станут незаметными. Больше всего деформации подвержено полотно в горизонтальном направлении. Если все же нужны по задумке именно длинные стежки, то их можно дополнительно закрепить подходящей по цвету более тонкой нитью.
2. Противоположная история. Трикотаж можно растянуть. Желая закрыть всю поверхность вышивкой, чтоб не видно было основу, можно перестараться. Положить лишних стежков. Когда вышиваешь, основа немного растягивается, как бы выгибается. Даже рука, подложенная, например в варежку, непроизвольно растягивает ее поверхность.
И кажется, что есть пустоты, которые непременно нужно закрыть. На самом деле это не так. Важно постоянно проверять, раскладывая полотно на ровной поверхности и немного прихлопывая сверху.
3. Вязаное полотно, особенно из толстой пряжи, рельефное. Как лягут стежки, насколько гладко что ли, зависит от того, в какую часть петли вкалывать иглу ( это может быть нить петли, пространство внутри петли или между петлями, перекрестье петель). Где-то стежок может чуть проваливаться, где-то наоборот чуть выпирать. Этот факт нужно учитывать. Особенно этот момент заметен, если вышиваете на полотне, связанном вручную из толстой пряжи.
4. Когда вы вышиваете по хлопчатобумажной основе( например джинсе), вы можете вколоть иглу в любую нужную точку. При вышивке по трикотажу такая точность невозможна. Например, вам нужно сделать вертикальный стежок между соседними петлями, стежок провалится, не будет виден. Соответственно, придется чуть двигать рисунок и колоть в нить петли. Таких моментов неточности во время вышивки достаточно большого объема может случиться несколько, что делает мелкую детализацию рисунка проблематичной. Чем тоньше рабочая нить, тем более подробной и детальной может быть вышивка, чем толще — тем более схематичной. Это нужно учитывать при разработке идеи и подборе материалов.
5. Если вы вышиваете шерстяными нитками, и есть необходимость колоть не в пустое пространство петли или между петлями, а в нить петли, то рабочая нить может застревать, цепляться ворсинками, в общем, скользить не слишком радостно. Тут вообще можно все стянуть и деформировать. Для избегания такой ситуации следует тянуть рабочую нить аккуратно, равномерно, и пальцами другой руки плотно держать место ее выхода. Шерстяные нитки лучше выбирать слабокрученые, они ровнее ложатся и не норовят постоянно скрутиться в узелок.
Я привела основные моменты, на которые следует обратить внимание. Надеюсь, смогла заинтересовать и вдохновить. Ведь простор для фантазии и творчества при вышивке по трикотажу безграничен! Здесь нет схем, нет ограничений, зато есть огромное поле для экспериментов!