- Как сделать чехол для топора своими руками?
- Подготовка необходимых материалов
- Создание выкройки чехла для топора
- Создание выкройки расширяющейся части лезвия
- Пошив футляра
- Финальный сбор футляра
- Кожаный чехол для топора своими руками
- Основные требования к чехлу для топора
- Технология и этапы изготовления чехла из кожи
- Инструменты и материалы
- Чертежи
- Изготовление футляра для топора
- Изготавливаем клинья под расширение лезвия
- Этапы пошива чехла
Как сделать чехол для топора своими руками?
Для изготовления такого необходимого аксессуара, как чехол для топора не нужно обладать какими-либо специальными навыками и знаниями в портном деле. Достаточно лишь обзавестись необходимым материалом и некоторыми инструментами, большую часть которых можно отыскать дома. Футляр для топора позволяет держать орудие при себе, а также защитит от случайного пореза острым лезвием.
На таежный топор можно сделать чехол своими руками из пластика или брезента. Такая кобура надежная и не поддается низким температурам.
Подготовка необходимых материалов
Создание футляра потребует наличия плотного куска кожи, который будет обладать качественной мездрой – частью шкуры, от выделки которой зависит эксплуатационный срок готового изделия. Подобрать необходимый материал можно в любом магазине, специализирующимся на ремонте обуви. На сегодняшний день самыми подходящими материалами для изготовления чехла для топора являются так называемые чепраки и «воротки». Эти разновидности натуральной кожи получаются посредством срезания с хребтовой и шейной части животного. Именно эти части характеризуются высокими показателями прочности и надежности.
Подбирая требуемый размер куска кожи, необходимо учитывать толщину материала по всему периметру, так как любая потертость может привести к тому, что чехол прослужит недолго своему владельцу. В связи с тем, что используемый материал довольно толстый, обычные ножницы, даже самые острые, вероятнее всего, не справятся. Поэтому рекомендуется отдать предпочтение ножницам по металлу или столярному ножику. Раскрой материала производится исключительно с изнаночной стороны материала. Это обусловлено тем, что кожа там более упругая и легче поддаётся разрезанию.
Выкройку на изнаночной стороне кожи допустимо переводить при помощи обычной ручки или маркера. Но ни в коем случае нельзя делать это с лицевой стороны материала, так как даже простой карандаш оставляет трудно выводимый след. При наличии гладкой кожи рекомендуется прибегнуть к помощи портного мела или небольшого куска мыла.
Чтобы присоединить необходимые элементы, потребуется особенный клеевой состав, обладающий высокими показателями эластичности. Такой состав можно без труда найти в уже знакомом магазине, специализирующимся на ремонте обуви. Обратите внимание, что на этикетке должно быть упоминание о том, что клеевой состав способен склеивать кожаные и резиновые материалы.
Нить выбирать необходимо обувную, обладающую провощенным волокном. Это гарантирует надежность соединения и даст гарантию того, что острое топорное лезвие не прорежет швы, а восковая прослойка защитит изделие от влаги. При работе с кожаными изделиями довольно часто используют так называемые цыганские иглы. Они очень удобны в работе. Но в случае их отсутствия можно воспользоваться обычным крючком для вязания. Также с поставленной задачей справится шило. Таким образом, для создания футляра потребуется обзавестись ниже указанными элементами:
- куском качественной натуральной кожи;
- нитками, обработанных воском;
- специальным клеевым составом;
- столярным ножом или ножницами по металлу;
- застёжкой;
- шлифовальным устройством для обрабатывания краев материала (при его отсутствии можно проделать ту же процедуру обычным канцелярским ножиком).
В свою очередь, для изготовления выкройки потребуется плотная бумага, ручка или карандаш. После приготовления всех необходимых материалов можно перейти к самостоятельному созданию футляра для топора.
Создание выкройки чехла для топора
Для начала потребуется создать макет будущего изделия на плотной бумаге или картоне. Потребуется осуществить один простой замер ширины петельки обуха топора (другими словами, тупой стороны топора, которая противоположна лезвию). Допустимо сразу приложить топор к бумаге или к картону, а затем обвести контур обуха. Таким образом, должно получиться три элемента: выкройка левой части футляра, перемычки и правой части футляра с клапаном. Не стоит забывать о припусках на швы. Лезвие топора должно свободно находиться в футляре. В противном случае – часть кожи, соприкасающейся с острым лезвием, быстро протрется.
По всей площади выкройки рекомендуется прибавить по одному или двум сантиметрам на припуски. В месте расположения обуха желательно прибавить еще пол сантиметра. При раскрое клапана необходимо учитывать длину лезвия. Что касается высоты, то строгих рекомендаций здесь нет – все зависит от личного желания владельца будущего футляра. Как правило, её делают равной одной второй высоты изделия. Не секрет, что портные часто прибегают к помощи английских булавок для того, чтобы избежать неточности перевода выкройки на материал. Однако в данном случае от этого способа рекомендуется отказаться, так как иголки могут оставить крошечные отверстия, которые испортят внешний вид кожи, а впоследствии – и самого футляра.
В случае скольжения выкройки из бумаги или картоны желательно прижать её каким-либо тяжелым предметом или же использовать текстильный клеевой состав, который легко удаляется теплой водой.
Разметка, как уже упоминалось ранее, производится мелом, мылом, карандашом или маркером. При наличии качественной и толстой кожи беспокоиться о том, что чернильный контур проступит на лицевую сторону изделия, нет необходимости. Раскрой осуществляется отступлением на 2-3 миллиметра от намеченного контура. Это обусловлено тем, что используемый плотный кожаный материал нелегко подается разрезанию. Велика вероятность появления косой линии среза. Помимо этого, при шлифовке краев срезы приобретают более презентабельный и аккуратный внешний вид.
Создание выкройки расширяющейся части лезвия
Последним этапом создания выкройки будет изготовление макета для клина и самого лезвия. Большинство готовых футляров для топора не предусматривают данный элемент. Однако стоит заметить, что именно такие модели обладают меньшим эксплуатационным сроком и в пользовании они не так комфортны. Благодаря армированной вставке футляр приобретает необходимую изделию плотность и надежность. Состоит он из пяти элементов:
- угловой части (которая имеет контуры лезвия с боковых сторон и нижней части топора);
- нижнего клина (с контурами нижней части лезвия) – 2 штуки;
- прокладок (с контурами нижней части лезвия и одной второй длины нижней части клинка) – 2 штуки.
За ширину каждой детали рекомендуется брать не менее 12-15 миллиметров (в учет взят стандартный топор). Получившийся клинок собирается и склеивается при помощи специально предназначенного клеевого состава. Для этого угловой элемент соединяется с одним из элементов прокладки, после чего клеевым составом фиксируется нижняя часть клинка. Процедура повторяется с другими элементами выкройки. Каждая выкроенная деталь обильно обрабатывается клеевым составом, чтобы на всей её площади отсутствовали сухие участки. Это позволит защитить уплотнитель от изнашивания.
Для надежности соединения можно прибегнуть к помощи струбцин и отложить выкройки до того момента, как они высохнут. Однако необходимо быть бдительным и не допустить появления следов на коже. Как только клеевой состав высохнет, клинок приклеивается к основным элементам футляра.
Пошив футляра
Заключительный этап самостоятельного изготовления футляра для топора в домашних условиях – пришивание петель к задней части футляра. Делается это при помощи клепок. Однако, согласно многим отзывам, данный вид крепежа не так надежен, как может показаться на первый взгляд. Связано это с тем, что, оказавшись под давлением массы топора, клепки изнашивают кожу и впоследствии она рвется. Петельку не рекомендуется делать чрезмерно узкой, в противном случае – орудие спровоцирует оттягивание пояса. Длина крепежа выбирается в зависимости от разновидности ремешка, при помощи которого будет происходить фиксирование чехла.
Заготавливаемую деталь желательно вырезать с дополнительным расстоянием в 3-4 сантиметра. В таком случае удастся зафиксировать ножны для орудия в любом комплекте одежды. Еще до того, как футляр будет сшиваться, необходимо предварительно продумать количество швов. При желании изготовить свободный чехол для топора вполне подойдет одна строчка, которая будет прокладывать с расстоянием в 5 миллиметров от границы изделия.
Двойная строчка потребуется в том случае, если лезвие должно вплотную находиться в чехле. Чтобы добиться такой строгой плотности изделия, рекомендуется вложить топор в полученную заготовленную выкройку и только после этого обшить его нитками.
Финальный сбор футляра
Дабы избежать неаккуратных и косых швов, отверстия под них делаются заранее. Облегчить данную процедуру позволят швейные зубчатые колесики. Однако разметка может быть проделана и при помощи кухонных вилок. После чего шилом проделывают сами отверстия. Начинать рекомендуется с угловых частей будущего футляра. Продев швейную иглу или небольшой гвоздик, зафиксируйте часть ножны. Сверху полученного отверстия необходимо проделывать так называемую канаву для более легкого продевания нитки.
Сшивать рекомендуется с самых тонких областей футляра, аккуратно и не спеша продвигаясь по намеченным линиям. По завершении сшивания футляра для топора края готового изделия обрабатываются машинкой для шлифования (или же канцелярским ножом). После чего края обрабатываются шнурком или кожаной ленточкой, которая приклеивается клеевым раствором, использующимся ранее. Заключительным этапом будет установка застежки.
О том, как сделать чехол для топора из ПВХ своими руками, смотрите в следующем видео.
Кожаный чехол для топора своими руками
Любители исторических реконструкций и туристских походов каждый день носящие с собой топор, знают, насколько важен надежный, безопасный и удобный чехол для топора. Некоторые модели топоров продаются с готовыми чехлами, но, если чехла нет или штатный не устраивает владельца, домашнему мастеру вполне по плечу сделать кожаный футляр своими руками.
Основные требования к чехлу для топора
Опытные владельцы топоров сформулировали основные требования к чехлу для стального друга:
Прочность и срок службы хорошего, удобного чехла должен приближаться к сроку службы топора. Лучше один раз изготовить прочную и долговечную вещь, чем постоянно латать ненадежные поделки. Для этого нужно использовать проверенные материалы и технологии:
- применяется хромовая кожа хорошей выделки;
- для повышения водостойкости кожу пропитывают специальными веществами;
- для шитья используется провощенная нить из волокон льна;
- каждый шов прошивается дважды, встречным ходом в те же отверстия;
- латунные заклепки укрепляют соединения в самых напряженных местах.
Чехол для топора делают из хромовой кожи
- Жесткость и прочность
Футляр должен защищать владельца от контакта с острым лезвием при любых движениях, начиная с бега и заканчивая незапланированным падением. Кроме того, от должен предохранять и заточенное лезвие топора от встречи с металлическими и каменными предметами, могущими нарушить заточку. Для этого кода берется толщиной от 3 до 5 мм.
Подвешенный в чехле топор не должен мешать ходить, пробираться через чащобы, форсировать различные преграды и выполнять работу другими инструментами. Это условие должно выполняться как для легких топориков с длиной рукояти 30см, так и для серьезного инструмента с рукоятью до 65 см. Чтобы топор не создавал помех движению человека, его подвешивают на ремень обухом по ходу, с небольшим уклоном назад. Рукоять при этом отводится назад, напоминая положение шашки или другого полноразмерного холодного оружия. В движении она не бьется о бедро или колено, не задевает траву и ветки деревьев и кустарников. П=\Такое положение рукояти не мешает нагнуться или присесть.
Чехол должен быть удобным в использовании. Он должен позволять открывать его и извлекать инструмент одной рукой, не глядя и не снимая перчаток или рукавиц в холодное время года. Не менее важна возможность легко и без дополнительных движений убрать топор в чехол и застегнуть его, когда надобность в инструменте миновала.
Технология и этапы изготовления чехла из кожи
Как сделать чехол на топор из кожи своими руками? Технологии, которые будут использоваться при изготовлении чехла- это кройка, склейка, шитье и постановка заклепок. Изготовление разбивается на следующие основные этапы:
- подготовка инструментов, принадлежностей и материалов;
- построение чертежа деталей изделия;
- изготовление тела футляра;
- изготовление клиньев для расширения лезвия;
- сшивание деталей вместе, установка заклепок и кнопок.
Для изготовления требуется навык перечисленных работ на начальном или среднем уровне.
Инструменты и материалы
Для изготовления прочного, удобного и надежного кожаного чехла потребуются следующие материалы:
- хромовая кожа, площадь куска должна позволить уложить на нем топор не менее 4 раз;
- несколько заклепок;
- клей быстросхватывающий эластичный, например, Момент;
- обувная кнопка;
- дратва льняная, провощенная.
Для изготовления чехла для топора понадобиться хромовая кожа
Понадобятся также такие инструменты, как:
- мощные ножницы или сапожный нож;
- карандаш или маркер для разметки заготовок;
- просечка (можно заменить дрелью);
- ручной слесарный инструмент, тиски;
- сапожная игла;
- измерительный и чертежный инструмент (линейка, циркуль, угольник).
Для работы следует подготовить ровное и чистое, хорошо освещенное рабочее место.
Чертежи
Чертеж, или выкройка заготовки, строится достаточно просто. с припуском в 15-20 мм с каждой стороны к углу куска кожи прикладывается топор. Он обводится по контуру карандашом или маркером. Далее, не отрыва обуха от кожи, топор перекатывают вокруг обуха на другую строну лезвия и снова обводят. Клинья для утолщенной части лезвия вырезают ровными полосками, равными по ширине припуску, в количестве 3-4 для каждой стороны, в зависимости от толщины обуха. Первый клин делают Г-образным, он должен огибать лезвие снизу и спереди.
С одной стороны, на чехле намечают место для пришивания лямки, за которую топор будет подвешиваться на ремень. Лямка должна быть высотой, равной ширине ремня плюс припуск в 1-2 мм. Ремень должен входить в лямку плотно, с усилием, так, чтобы топор не болтался и не перекашивался. Длина лямки- 4-6 см, в зависимости от размеров и веса топора. При небольшом весе топора можно обойтись двумя параллельными вертикальными прорезями под ремень. Прорези или место для пришивания лямки размечают с тем расчетом, чтобы топор висел на ремне лезвием вперед, а рукоять немного отклонялась назад, под углом 10-15 о .
Последняя деталь- это ремешок, на который будет застегиваться чехол он имеет размеры 20*3 см. Также следует разметить места для заклепок: две по углам лезвия, две в месте перехода лезвия с обухом, там, где заканчиваются нижние и верхние клинья. При большом весе топора заклепками укрепляют и лямку, в начале и конце каждого шва.
Изготовление футляра для топора
Основная часть футляра вырезается сапожным ножом или ножницами по металлу в соответствии с чертежом. Особое внимание нужно уделять тщательности вырезания поворотов и углов, чтобы не повредить кожу на ответственных участках.
При использовании сапожного ножа кожу нужно положить на ровное и устойчивое основание из дерева, фанеры или ДСП.
Изготавливаем клинья под расширение лезвия
Клинья вырезаются так же, как и футляр. Их поверхность следует обезжирить и зачистить тонкой шкуркой для лучшего контакта при склеивании. Клинья следует смазать клеем и плотно прижать к Г-образному главному клину и далее друг к другу, соблюдая время, указанное в руководстве пользователя клея.
После высыхания клинья обрабатывают напильником и наждачной бумагой так, чтобы их торцевые поверхности образовали единую плоскость.
Этапы пошива чехла
Сначала пришивается лямка для подвешивания. Шов проходится в одну сторону, потом следует вернуться обратно по тем же отверстиям для увеличения его прочности. В случае большого веса топора края шва фиксируются заклепками.
Следующий этап- пришивание ремешка. Он должен охватывать топор сверху и надежно фиксировать его в чехле. В месте крепления нужно сделать по меньшей мере два шва.
Теперь можно приступать к сборке футляра. Для этого в заготовку вкладывается топор и склеенные вместе клинья, она оборачивается вокруг лезвия так, чтобы ее концы сошлись вместе. Их лучше зафиксировать по месту парой ручных струбцин. Теперь топор можно аккуратно вынуть так, чтобы не сдвинуть с места части футляра, и начинать шить основной шов. Когда шов подойдет к струбцинке, ее следует переставить на уже прошитое место.
Готовый чехол для топора
После завершения двойного шва струбцины можно снять окончательно.
Наступает время заклепок. Отверстия под них нужно просечь пробойником или высверлить дрелью. При этом надо внимательно следить за тем, чтобы не повредить шов.
Последним этапом ставятся части кнопки на ремешок и на чехол.
После пропитки защитными составами- льняным маслом, воском или специальными водоотталкивающими средствами чехол готов к использованию.