Оборудование для плетения кружева
Страницы
четверг, 16 января 2014 г.
Урок 1. Оборудование для кружевоплетения
П О Д У Ш К А
Подушка-валик является самым необходимым приспособлением для плетения кружев.
Величина и форма подушки зависит всецело от вида и величины выполняемого кружева. Подушка может изготавливаться из различного материала. По внешнему виду подушка для плетения кружев напоминает валик, который покрыт двумя чехлами.
Внутренний чехол выполняется из более плотной ткани (лен, сатин, тик для пера, бортовка). Величина этого чехла определяется величиной подушки. Для наиболее часто применяемого плетения кружев достаточна подушка среднего размера.
Можно приготовить подушку и несколько более простым способом. Для этого в зависимости от размеров предполагаемой подушки выбирается плотный центр. Это может быть обычная стеклянная банка различной емкости или пластиковый баллон. Для первоначального освоения достаточно взять банку 1-2 литра. Для укрепления и придания плотности пластиковому баллону их берется два, срезаются горлышки. Они вставляются один в другой, и получается «овальчик». Для подушки среднего диаметра берется банка емкостью 5 литров. Банка оборачивается поролоном (для кружевоплетения берется более плотный поролон). Ближе к центру можно использовать более мягкий поролон или его остатки. Можно центр обернуть тканью, ветошью, но обязательно покрыть сверху поролоном. Это делается потому, что ткани, ветошь и вата булавок не держат. Величина наматываемого поролона определяется булавкой, которая при вкалывании в подушку не должна касаться твердого центра, что примерно составляет 8-10 см от твердого центра подушки. Для уплотнения поролона желательно стянуть его дополнительно несколькими турами плотной ткани. Затем по величине получившейся подушки сшить плотную наволочку, как описано выше.
После натягивания наволочки на подушку ткань, стягивающая поролон, аккуратно сматывается и удаляется, при этом поролон расправляется. Края подушки оформляются так же как при заполнении опилками. Верхняя подушка (наволочка) с незначительным припуском (0,5 – 1 см) шире нижней.
Можно выполнить подушку из опилок. Во внутрь чехла кладется картонный кружок. Ставим в центр чехла плотную сердцевину (овальчик из пластиковых баллонов, стеклянную банку и т.д.) Пространство между плотным центром и чехлом засыпать опилками, сенной трухой. Не досыпая 3-4 см до края чехла, кладем второй картонный круг и затягиваем шнурком чехол. Подушка готова.
П О Д С Т А В К А под ПОДУШКУ, ВАЛИК
Одним из главных приспособлений при плетении кружев является коклюшка – деревянная палочка с шейкой, на которую наматывается нить.
Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить при помощи перочинного ножа. Деревянные коклюшки выполняются из сухих кленовых, березовых, еловых и липовых веток. Можно ошкурить весенние ветки ивы. Величина и форма коклюшек зависит от нитей, которые применяются при плетении – при использовании толстых нитей – коклюшки массивные, с большой головкой и несколько увеличенной шейкой для большого наматывания нитей. При использовании тонких нитей коклюшки изящные, тоньше. Для изготовления коклюшек среднего размера берется кусочек дерева длиной 17,5 – 18 см, в диаметре до 1,5 см. С одной стороны приблизительно на 0,5 см от края сделать надрез и от него через 4,5 см сделать второй надрез. Эту часть дерева между надрезами снимаем так, что создается шейка коклюшки для наматывания нитей. Получившуюся коклюшку в грубом виде следует ошкурить наждачной бумагой, закруглить верхнюю и нижнюю часть коклюшки.
Не рекомендуется покрывать коклюшки лаком т.к. при этом они быстрее загрязняются в работе, потеют в руках, а следовательно, загрязняются и нити, находящиеся на них. Рекомендуется чаще мыть коклюшки. А чтобы они не растрескивались и не раскалывались, сохраняли свою форму, рекомендуется прогрунтовать их.
Можно прогрунтовать их кипячением в кипящем растительном масле, олифе до приятного бежевого оттенка. Просушить не менее трех недель, а затем тщательно вымыть с содой и мылом несколько раз для снятия остатков масла.
Для закрепления работы на подушке – валике требуются булавки. Обычно применяются так называемые декоративные булавки с пластмассовой головкой. Можно использовать и канцелярские булавки с круглой головкой и петлей. Но при пользовании канцелярской булавкой необходимо залить эту петлю клеем «момент» или эпоксидной смолой, чтобы при плетении нити не зацеплялись за эту петлю.
При выполнении кружев толстыми нитями применяются большие декоративные булавки, длиной до 5 см с крупной пластмассовой головкой. Для начала требуется небольшое количество булавок – около сотни. При плетении сложных и больших узоров их число больше.
Лучшими в пользовании являются латунные булавки с круглой головкой, т.к. их ржавчина зеленого цвета легко моется, не оставляя следов на изделии.
Вновь купленные булавки рекомендуется очистить от технических загрязнений промыванием в бензине, эфире, спирте. Затем следует их просушить. Сухие булавки нужно очистить прокалыванием через резинку – ластик, используемую при стирании карандашных записей с бумаги. Надо помнить, что при работе потными, мокрыми руками металлические булавки ржавеют, и впоследствии ржавчина может проявиться на кружеве.
При работе парносцепной техникой плетения применяется вязальный крючок, величина головки которого определяется величиной применяемых при плетении ниток и булавок. При плетении чаще всего применяется крючок «0» размера. Номер крючка определяется по его головке (бородке), размера углублений в рабочей части крючка.
Вязальный крючок можно будет изготовить и самому. Для этого берется соответствующей толщины швейная игла. Острый конец её несколько уплощается и затем надфилем делается зазор с этого конца. Острый конец закругляется, затачивается. Для хорошего удержания нитей необходимо по краю зазора выточить и боковые канавки. При их отсутствии нить соскальзывает с крючка во время работы. Тупой конец иглы разогревается, как при изготовлении иглы для накола, вставляется в нагретом состоянии в пластмассовый стержень. Для зашивки – окончания работы удобно применять петлевой крючок, который служит для поднятия петель капроновых чулок.
Сколок – это технический рабочий рисунок кружева на бумаге или картоне. Узор на сколке наколот или напечатан точками (при массовом изготовлении сколков) на плотной и достаточно эластичной бумаге. Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Вначале сколка узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не годится, так как он стирается, делает работу грязноватой. В дальнейшем плетея руководствуется только одними точками накола или наколами, как их называют. Для облегчения зрительной работы рекомендуется картон или бумагу для сколков брать голубого или зеленого цветов.
Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Для получения запасного сколка при плетении под сколок подкладывают такую же бумагу и в процессе работы, прокалывая оба слоя, получают второй сколок. Обрисовку надо проводить тонкими линиями. Надо помнить, что наиболее важными являются точки накола, а по ним уже можно прорисовать рисунок кружева. При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева. Обычно бумажного сколка кружева хватает не более трех раз.
Чтобы увеличить срок службы кружевного сколка, сохранить сколок (при натягивании ниток он прорывается), под сколок подкладывается мягкая толстая бумага или картон. Увеличить срок службы сколка можно покрытием его прозрачным полиэтиленом, клеенкой — что одновременно предохранить и от загрязнения кружев от чернил, туши и т.д., которым обрисован узор кружева на сколке.
После неоднократного использования сколка его можно «подновить», восстановить следующим образом. Старый сколок подложить на ровную поверхность изнаночной стороной вверх. Намазать её горячей отварной картошкой и сразу приложить газету. Сколок может послужить еще.
В современное время. В пору широкого распространения, ксерокса и компьютера можно получить сколок копированием или ксерокопированием с книги. Все наши сколки даны в масштабе миллиметровки 1 к 1. Конкретно указаны при выполнении сколка его масштаб, точки накола — можно перекопировать сколки непосредственно с книги, делая поправку на масштаб сколка (изделия). Еще проще — можно выполнить ксерокопирование или через компьютер — непосредственно кружево и выполнять по этому сколку.
НИТКИ
Для кружевоплетения используются хлопчатобумажные, шелковые ( натуральные или искусственные), льняные или шерстяные, капроновые или смешанные нитки.
Нитки, поступающие в продажу, имеют различную упаковку: катушки, клубки, бумажные и пластмассовые патроны-трубки. На каждой катушке, мотке, бобине, конусе, муфте есть этикетка, на которой указаны толщина ниток (её номер),длина ниток в данном мотке, катушке, бобине, число сложений, ГОСТ и фабрика – изготовитель.
1. Оборудование и инструменты для плетения кружева на коклюшках
Поскольку далее в книге используются базовые понятия кружевоплетения на коклюшках, в первой главе уместны краткие сведения о технологии плетения, о материалах, инструментах и приспособлениях на рабочем месте кружевницы.
1.1. Основы кружевоплетения
Известно энциклопедическое определение [3] : «Кружево – сетчатая ткань из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные». Добавим, что кружева вяжут также спицами и с помощью челнока или «вилки». Из всех кружев коклюшечные выделяются сложностью и богат-ством рисунка, изящностью и воздушностью изделий. Процесс создания кружева на коклюшках трудоёмок, поэтому такие изделия всегда высоко ценились. Да и обучение плетению на коклюшках – более длительный, многоступенчатый процесс, в котором исклю-чительно велика роль наставницы, передающей ученицам как «цеховые» (местные, региональные, национальные), так и личные секреты мастерства.
По способу плетения различают следующие виды коклюшечного кружева:
- Сцепное. Узор выполняется небольшим количеством пар коклюшек – от 5 до 12; для сцепа «тесёмок-вилюшек» и фоновых решёток между собой применяется крючок.
- Парное (многопарное, может быть мерным). Основной узор и фон кружева выплетаются одновременно. Мерное кружево состоит из повторяющихся мотивов. Количество пар зависит от ширины кру-жева и может доходить до нескольких десятков. Процесс плетения «штучных» изделий (косынок, шарфов) в многопарной технике самый трудоемкий (в работе используется несколько сотен пар).
- Численное кружево. Это несложное, красивое кружево, выплетаемое малым количеством пар, известное в России с 16-го века. Численное кружево обычно создавалось без рисунка (сколка), путем перекладывания нитей по памяти. Узоры передавались «из рук в руки». С 60-х годов 20-го века в технике численного кружева стали применяться сколки с целью сохранения узоров и передачи мастерства большому количеству учениц.
Процесс плетения кружевного узора на коклюшках за столетия практически не изменился [1, 2, 4, 5, 6] . Выделяются несколько ключевых этапов кружевоплетения. 1. Сначала создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. На рис.1.1 представлен сколок сцепного кружева, по которому сплетён узор (рис.1.2).
Рис.1.1. Сколок сцепного кружева (авторская работа)
Рис.1.2. Сцепное кружево, 12 пар(авторская работа)
Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. 2. Для придания сколку прочности его укрепляют картоном или плотной бумагой, а затем закрепляют булавками на поверхности плотно набитой подушки. 3. Нить для кружева ровно и туго наматывают и закрепляют на деревянных палочках-катушках (коклюшках), которые всегда соединяются попарно: начало нити находится на одной коклюшке, а конец – на другой. 4. В точках, обозначенных на сколке (в точках накола), по ходу плетения размещают булавки, которые служат для закрепления нитей при формировании узора. 5. Манипулируя в сцепном кружеве одновременно несколькими (тремя-четырьмя) парами коклюшек («плетение горстью» – рис.1.3), создают узор строго по сколку, не допуская деформации и искажения рисунка.
Рис.1.3. Процесс плетения. Вологда
Для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Валик вращают движением «от себя», постепенно вынимая булавки из сплетенного участка и перемещая их в новую область сколка. Плетение кружевного полотна выполняется по всей ширине сколка сверху вниз. В сцепном кружеве с валиком работают иначе. Так как сколок закреплён на подушке, а направление плетения меняется, то для перехода к новому фрагменту сколка подушку периодически поворачивают на некоторый угол вокруг одной, двух или всех трёх осей вращения. Плетение кружева – многодневный процесс. Во время работы кружевнице необходимо строго соблюдать чистоту нити и создаваемого кружева, а для этого требуется следить за чистотой рук и коклюшек. Каждый сплетенный участок кружева нужно защищать от пыли, закрывать его чистой тканью, прикрепленной булавками к подушке. В перерывах между сеансами всю работу следует предохранять от повреждения и загрязнения тканой накидкой («покрывашкой»). Если в процессе плетения точно выполняются все технологические приёмы и соблюдаются все меры по обеспечению чистоты, готовое кружево не нуждается в дальнейшей обработке и пригодно для немедленного применения по назначению. Однако в некоторых регионах выплетенные изделия дополнительно подкрахмаливают для придания им жёсткости. Из краткого обзора процесса плетения видно, какие инструменты и приспособления нужны для поддержки технологических операций. Рассмотрим их подробнее.