Исследовательская работа по технологии «Вышивка бисером»
Исследовательская работа по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Вышивка бисером | 256.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Снежногорская средняя общеобразовательная школа
Выполнила: Размерова Кристина,
ученица 7 класса.
Руководитель: Щайдуллина Н.Н.
Тема: Вышивка бисером
Цель : Изготовление подарка маме на 8 марта.
- Изучить литературу по истории бисерной вышивки
- Обобщить полученные знания о бисерной вышивке
- Как появился бисер и его производство.
- Вышить картину бисером.
- Проанализировать, какую пользу несёт в себе увлечение бисерной вышивке
Объект исследования: Бисер.
Предмет исследования: Вышивка
- Анкетирование
- Анализ полученной информации
- Практика
Приближается праздник 8 марта. Что подарить маме? Не для кого не секрет, что самый лучший подарок – это подарок сделанный своими руками. Я умею вязать спицами, крючком, вышивать крестиком, но чем же удивить маму? Нужно осваивать новые техники декоративно-прикладного искусства. В одном журнале я увидела чудесные картины вышитые бисером. Это было очень красиво, и я захотела попробовать так же вышивать. Выполняя кропотливую работу, мне захотелось узнать как можно больше о бисере:
-Кто придумал бисер?
-Из каких материалов изготовлен бисер?
— Насколько популярен этот вид рукоделия среди школьников?
— Что полезного для человека дают занятия вышивкой бисером?
Поэтому я начала разрабатывать исследовательскую работу по теме «Вышивка бисером».
Начала я работу с социологического опроса среди учащихся нашей школы. В ходе опроса я получила следующие результаты:
— 60% девочек занимаются бисероплетением;
— 40% девочек пожелали тоже заняться этим рукоделием .
Гипотеза: Я считаю, что занятие вышивкой бисером приносят пользу здоровью человека и это не современный вид рукоделия, а древнее занятие уходящее корнями в наше прошлое .
За тем я предложила девочкам ответить на несколько вопросов:
- Занимаются бисероплетением, вышивкой бисером
- Желали бы заниматься бисероплетением вышивкой бисером
- Как ты думаешь, кто изобрёл бисер?
- Как долго люди занимаются бисером?
- Что тебе дают занятия бисероплетением?
- Что интересного ты узнал, занимаясь бисером?
- Какая литература помогает тебе больше узнать о данной теме?
Получились следующие результаты:
— 60% опрошенных считают, что люди занимаются бисером не долгое время и 40% считают – долго.
— Никто не знает, кто изобрел бисер.
— В результате вышивки бисером 10% опрошенных получают спокойствие после трудного дня, 30% -м интересно заниматься этим видом рукоделия.
— В качестве источника получения знаний по вышивки бисером, ребята используют интернет и журналы «1000 советов», «Сто секретов», «Вышивка бисером»
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— Исходя из данных таблиц видно, что вышивкой бисером и бисероплетением занимается 60% опрошенных учащихся школы и 30% желали бы заняться данным рукоделием. Таким образом можно сделать вывод, что вышивка бисером –это популярный вид рукоделия в нашей школе. Но немногие знают и интересуются историей рукоделия, а также не задумываются о пользе этого занятия. Поэтому свою исследовательскую работу я решила посвятить этой теме.
- История возникновения вышивки бисером
Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства (к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
Вышивание икон издавна ценилось за высокий уровень мастерства, старание, трудолюбие и духовный настрой талантливых рукодельниц. Перед началом работы над иконой мастерицы просили благословения у духовного отца. Традиционно они вышивали нитками или бисером образы Иисуса, Девы Марии и почитаемых святых для украшения церквей, домашних мест молитвы или на подарок родным и близким. Чтобы использовать вышитую икону для молитвы, её обязательно освящали в церкви. Если раньше вышить икону могли единицы, ведь для этого необходимо было обладать особым художественным даром, то сейчас, благодаря готовым схемам и тканям с нанесённым на них рисунком, это может сделать любая мастерица. Всё, что от неё требуется – это желание и духовный порыв.
В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Даже если вы никогда прежде не держали в руках иголку с ниткой и не имеете ни малейших навыков вышивки крестом или гладью, научиться вышивать бисером вам вряд ли будет особенно сложно. По сути своей, вышивка бисером – это закрепление бисеринок на ткани при помощи простейших швов, которые мы часто используем в быту для ремонта одежды.
Интерес к древнему рукоделию начинает расти, ведь сегодня практически каждая девушка, женщина может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы и имеется подробная инструкция к вышиванию.
Техника не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, так как есть готовые схемы для вышивания, а сам процесс приносит только удовольствие и помогают отвлечься от повседневных забот. Выполнение бисером картины стану необычно яркими и красивыми для украшения любого дома.
Когда я стала заниматся вышивкой и вышивкой бисером. У меня лучше стала развивается воображение, фантазия, чувство прекрасного.
Вышивка бисером – это ещё невероятно модно. Область применения бисера огромна. Роскошные свадебные платья с бисерным орнаментом, джинсы, куртки, кофточки и юбки, туфли и кошельки, украшения. Словом, бисером можно украсить всё, что «душа пожелает!»
- Технология производства бисера.
Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем с появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
С открытием Америки, спрос на бисер значительно увеличился. Его непосредственным потребителем стало местное население – индейцы. Индианки использовали бисер в декорировании замши, в качестве декора национальной одежды, для создания ожерелий, браслетов и других декоративных элементов. На то время это был не совсем привычный для нас бисер, а скорее бусины различной величины. Эти бусины сопровождали индейцев с самого детства: из них так же изготавливали своеобразные «погремушки», которые вывешивались у колыбели для украшения. Работе с бисером индейские женщины обучались с 7 или 8 лет: мать преподавала дочери вышивку бисером. Обучение было обязательным, так как этого требовал статус женщины, которая должна была быть трудолюбивой, поскольку отвечала за быт семьи и племени. Девочки вначале вышивали кукольные платья, постепенно совершенствуя свои навыки, переходили к одежде взрослых. Украшению и декорированию подвергалось практически вся одежда мужчин и женщин, начиная с мокасин и заканчивая головными уборами. Но повседневная одежда отличалась большей скромностью, в сравнении с праздничной.
В Древней Руси также создавали прекрасные образцы украшений и предметов с жемчугом, кораллами, бирюзой. Приёмы плетения, низания и вышивки были знакомы русским мастерицам издревле . Они делали повязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы, накосники, которые сегодня можно увидеть в музеях. Время не властно над бисером: как и сотни лет назад, на поверхности стеклянных крупинок продолжают играть блики. С XVIII века бисерные вышивки широко использовались в убранстве дворцового, дворянского столичного, а позже и усадебного интерьера. Именно в это время родилось новое явление – русский бисер. Вышитые, сплетённые, связанные предметы имеют самое разное значение и тематику: от изображения флоры до бытовых сценок.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
Более трёх столетий бисер и стеклярус были любимыми материалами для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, ещё в большей степени, в её центральных и южных областях. На Севере издревле главную роль играл жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. В XVIII веке в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, начинают проникать бисер и стеклярус, а наряд молодой женщины или девицы XIX столетия уже просто невозможно представить себе без них. В народных костюмах некоторых губерний отдавалось предпочтение бисерным отделкам «саженых», в других — «низаных» типов. Для каждой местности существовали свои излюбленные цвета, орнаменты, своя компоновка их отдельных частей. По своему назначению предметы из бисера и стекляруса чётко делятся на несколько групп: головные уборы и их детали; шейные украшения – накладные воротники и ожерелья; нагрудные – цепочки, жгуты, разметки, низки; наспинные – гайтаны, девичьи накосники и косоплеты; поясные, то есть декоративные пояса.
Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом предметы церковного культа, которые сильно отличаются от светских и народных изделий из тех же материалов. Это оклады икон, иконы и образки, ленты, на которые подвешивали лампады, бисерные чётки и старообрядческие лестовки, покровцы. Как приёмы исполнения, так и орнаменты в основном подчинялись традиционным, веками складывавшимся правилам. Новые технологии и узоры проникали в них с задержкой и в сильно переработанном виде. В сложном переплетении традиционных и новых принципов работы создавались очень разные по характеру изделия: яркие и строгие, светлые, однотонные, узорные, с кружевным и сплошным шитьём.
Многие религиозные сюжеты исполнялись по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений. В качестве примера можно привести хранящееся в Московском Историческом музее «Распятие» очень тонкой работы из мельчайшего бисера по перламутровому фону. Обрамление выполнено в виде арки с готическими флеронами, по которым вьются мелкие травки.
В собрании Московского Исторического Музея также представлено несколько икон католического типа эпохи XIX века. Все они созданы с применением золотого бисера
- Технология вышивки бисером. Виды швов.
Вышивают бисером на различных тканях (канва, фетр, тюль и тд.), поэтому иглы используют разного размера . Нити для вышивки подбираются в цвет основы, мулине, капроновые или шелковые. Чтобы закрепить ткань используют пяльцы или подрамник.
Основные приемы вышивки бисером.
Одиночные бусинки закрепляются как пуговка или с помощью бисеринки меньшего размера.
Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик. Вместо нижней бусины можно вставить пайетку. Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бусинок.
Шов «Вперед иголку» . На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте по одной бисеринке. Длина стежка с лицевой стороны должна быть равна длине бисеринки, а с изнанки стежки должны быть короткими. Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны и опять нанижите бусину.
Шов «Строчной». На каждом стежке также располагается по одной бисеринке. Для получения сплошной линии нашивайте бисеринки более плотно, но следите, чтобы они не теснились. Если нашивать бисеринки на небольшом расстоянии друг от друга, получится штриховая линия. Если нужно, чтобы линия была ровной и плотной, и бисеринки не отклонялись в стороны, то по завершении каждого ряда протягивайте нить через выполненный строчной шов (с дополнительным укреплением). Вышивка получится при этом более жесткой.
Шов «Стебельчатый». Закрепите нить, нанижите бисерину, введите иглу в ткань и выведите иглу позади нанизанной бисеринки. Нанижите вторую бисерину, введите иглу в ткань за новой бисеринкой и выведите между последней и предпоследней бисеринками. Проденьте иглу через последнюю бисеринку, нанижите на нить еще одну бисеринку. И так далее. Бисеринки располагайте плотно, вышивка также получится жесткой.
При этом способе шитья вышивка получается довольно жесткой.
Шов «Арочный». Применяется, если не требуется плотного прилегания бисеринок к ткани или желательно, чтобы вышивка не была жесткой. На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте несколько бисеринок, но прикрепляйте к ткани только одну из них, находящуюся на пересечении стежков.
По исполнению похож на предыдущий стежок, только на иглу нанизываются 2-4 бисерины. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой.
Шов «Вприкреп». Нанижите бисеринки на нить, снизку уложите вдоль линии рисунка и пришейте ее мелкими поперечными стежками. Иглу выводите на лицевую сторону ткани между бисеринками, обхватите нить снизки и введите иглу в ткань в той же точке. Закрепляющие стежки можно выполнять и через 2-3 бисеринки. Этим швом хорошо пользоваться во избежание необходимости постоянно вынимать нить из иглы и вдевать ее, если работа делается настолько мелким бисером, что через него не проходят иглы.
Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами.
Шов «вперед иголку» двусторонний. На каждый стежок, как с лицевой, так и с изнаночной стороны, нужно нанизывать по одной бисеринке. Длина стежка должна равняться длине пришиваемой бусинки. Старайтесь не перетягивать нить, чтобы полотно вышивки не деформировалось.
Шов похож на шов «Вперед иголку», с той лишь разницей, что изнаночный стежок делается подлиннее и на него также нанизывается бисерина.
Шов «Стебельчато-строчной» двусторонний. Закрепите на ткани нить, нанижите бисерину и введите иглу в ткань после нее. Нанижите следующую бисеринку (для изнанки), выведите иглу перед первой бисеринкой и пропустите иглу через нее. Затем нанижите на иглу еще одну бисеринку и введите иглу в ткань за нею. Нанижите бисеринку для изнанки и выведите иглу, проденьте ее через крайнюю бисеринку ряда лицевой стороны. Затем нанижите еще одну бисеринку и повторите стежок. По окончании ряда закрепите нить, но не отрезайте. На изнаночной стороне бисеринки располагаются на отдельных стежках и могут отклоняться в стороны, чтобы их выровнять, проденьте нить через все бисеринки изнаночной стороны. После этого нить нужно закрепить и отрезать.
Шов «Вприкреп» двусторонний. На одной стороне ткани уложите снизку бисера вдоль линии рисунка. При закреплении снизки нанизывайте бисеринки и на стежки с другой стороны ткани. Закончив шов, проденьте нить сквозь бисеринки на стежках на изнаночной стороне вышивки. Шов вприкреп часто используется для вышивки картин, окладов икон, панно. При этом поверхность изделия сплошь покрывается бисером одним из двух способов: вышивка по свободному контуру или вышивка параллельными рядами. При вышивке по свободному контуру снизки бусин располагаются вдоль линий рисунка. Ряды бисеринок нашиваются вплотную друг к другу, подчеркивая направлением шва форму предметов. Вышивку параллельными рядами выполняют по грубой ткани с четким переплетением нитей (холсту, льну) или по канве вертикальными или горизонтальными рядами. При этом используются швы стебельчатый, вприкреп, арочный.
На нить, пришивающую низку бисера к ткани, с изнаночной стороны нанизывается бисеринка, а затем игла выходит на лицевую часть вышивки, делается стежок, пришивающий бисерную низку к ткани. Игла уходит на изнаночную сторону, где перед выходом на лицевую чать на нить снова нанизывается бисеринка.
Шов «Монастырский». Шов похож в исполнении на первые стежки вышивки крестом. По лицевой стороне направляются по диагонали стежки с бисеринками, а с изнаночной стороны стежки получаются вертикальные. На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке.
На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.
Вышивка бисером безусловно красива, но проносит ли она пользу здоровью? С этим вопросом я обратилась к врачу педиатру детской поликлиники – Соловьёвой Галине Григорьевне, и психологу центра «Родник» — Бобыниной Наталье Владимировне.
«Вышивание бисером прекрасно успокаивает нервы ,снимает стресс. Бесконечная уборка, готовка, стирка, которая отнимает все силы у женщин, напряжение во время уроков, стрессы после контрольных и диктантов у школьников-всё это вряд ли повод для хорошего настроения. Тут –то и придет на помощь приятнейшее занятие –вышивание бисером».
Соловьёва Г.Г. ( врач)
«Вышивание — созидательный и творческий отдых, оно возвращает силы и энергию, поднимает самооценку. Если вы повесили на стену вышитую бисером картину, то конечно услышите восторги друзей, родственников и знакомых. Ну, а если украсите бисером свою курточку, то поймаете завистливые взгляды прохожих.
Любая вышивка, в том числе и бисерная, объединяет людей, помогает найти общий язык с самыми разными людьми. Как футбольные болельщики любят говорить о матчах, так и любительницы вышивки могут часами вести разговор о любимом хобби. Делятся опытом, рассказывают, как лучше вышить тот или иной узор, как выбрать нитки, где найти бусинки нужного цвета. В процессе общения они узнают много нового друг о друге, и это касается не только рукоделия.»
Бобынина Н.В. ( психолог)
Для выполнения своей исследовательской работы я освоила технику вышивки бисером и купила готовый набор для вышивки.
Для работы мне понадобились следующие материалы:
- канва;
- бисер различных цветов- зеленый (4 п.), красный (4 п.), желтый (3 п.), белый (1 п.), розовый (3 п.);
- нитки мулине различных цветов.
Вышивку выполняла по схеме, применяя разные швы: «крестик», «стебельчатый», « вперёд иголку».
Для оформления готового изделия мне понадобилась фото-рамка. На основу, с помощью иголочек и клея, натянута ткань, которая служит огранкой картины..
Изучив литературу, и обобщив полученные знания, я сделала следующие выводы:
- История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия.
- Родиной бисера можно считать Египет.
- Если в древности за бисер можно было купить раба или обменять его на золото, то сегодня при огромном разнообразии формы и цвета, бисер доступен всем желающим, заниматься художественным творчеством.
- Популярность бисера подтверждается тем фактом, что в истории бисера звучат такие имена как царица Нефертити, царица Клеопатра, княгиня Нарышкина, Екатерина II.
- Особое место в истории бисера занимает Венеция.
- Для развития бисерного дела в России внесли свой вклад Петр I и Михаил Ломоносов.
В ходе работы была создана презентация о бисере, которая может быть использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного искусства.
Целью моей работы было создание необычного подарка для мамы. Для своей работы я выбрала самый, пожалуй, популярный способ вышивки бисером. Главной оценкой для меня является похвала мамы и я её заслужила.
В настоящее время занятие вышивкой бисером очень популярно и завоевывает в свои ряды новых поклонников. Заниматься этой вышивкой можно и даже полезно с дошкольного возраста, так как у ребенка развивается мелкая моторика, формируется художественный вкус и такие важные качества, как внимание, усидчивость, воображение и память.
Я считаю, что моя гипотеза о пользе вышивки бисером для здоровья человека подтвердилась и это не современный вид рукоделия, а древнее занятие уходящее корнями в наше прошлое .