Обоснование проблемы лоскутного шитья

Проект «Кусочки прошлого – лоскутное шитье в настоящее время»

Аннотация

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Свой проект хочу посвятить занятию наших прабабушек — лоскутному шитью. Я много раз видела такие разные изделия из лоскутков и у своей бабушки, в кабинете нашего творческого объединения, в книгах по шитью. И мне очень захотелось сшить самой такое, что то интересное и конечно, чтоб это было нужно в нашей семье.

Из беседы со своим педагогом я узнала, что такое «Лоскутное шитьё». Еще она посоветовала самой найти информацию в библиотеке, интернете.

Найдя информацию, я поняла, что лоскутное шитье (пэчворк — по-европейски, квилтинг — по-американски) — один из самых распространенных видов рукоделия, и это так, видимо, потому, что данное искусство не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков можно использовать старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.

Читайте также:  Миадолла наборы для шитья леонардо

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим и практичным. Сюжет должен быть не сложным, без лишних деталей. Приёмы работы — доступны для моего возраста и безопасны. Изделие соответствовать выбранной стилистике. Готовое изделие должно быть безопасно для окружающих.

Введение

В России крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Ожидаемый результат. В результате достижения цели и задач нашего творческого проекта, мы изучим литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения лоскутного шитья.

Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории лосутного и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, истории, литературе при проведении мероприятий и праздников (как реквизит).

1. Историческая справка

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло. Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье. ( Приложение №1)

2. Практическая часть

Следующий шаг нашего проекта – создание изделия.

Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для лоскутного шитья:

  • Кусочки ткани;
  • Наполнитель – синтепон;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Швейная машинка;
  • Мел;
  • Шаблон квадратов 10*10 (сделала из картона)

2.1. Техника безопасности

  • Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
  • 1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
  • 2. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
  • 3. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
  • Техника безопасности при работе с иглами, булавками;
  • 1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  • 2. Используйте при шитье наперсток;
  • 3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  • 4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
  • 5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  • 6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
  • Техника безопасности при работе с ножницами:
  • 1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
  • 2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  • 3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
  • 4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
  • 5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

3. Процесс изготовления изделий у нас состоял из следующих этапов:

— Для начала работы я нарисовала схему изделия, так как она должна выглядеть в готовом виде и определилась с размером изделия и лоскутков.

— Нарезала лоскутков размером 10*10.

— Я разложила лоскутки на столе, составила первую сторону , чтобы посмотреть, как у меня все будет получаться.

— Взяла нитку и иголку и начала сметывать лоскутки между собой.

-Затем лоскутки соединила на швейной машине в полоски, а большие полосы между собой.

— Таким образом, я прошила все квадраты и соединила с фоном будущего изделия.

-Далее выбрала ткань для рисунка и приготовила шаблон, обвела и вырезала части к рисунку.

-Приметав на фон части из ткани, прошила на машине (зигзагом).

-Всё! Покрывало и подушка готовы! По-моему получилось неплохо, моим близким очень понравилось! (Приложение №2)

Экологическое обоснование работы

В декоративно — прикладном искусстве, по большей части, используются натуральные материалы. Особенно это заметно в лоскутном шитье. Часто используются хлопчатобумажные ткани, которые занимают ведущее место при изготовлении изделий. Это обусловлено их прочностью, износостойкостью и лёгкостью. Исключением могут служить поролон и синтепон, но их здесь так мало, что я думаю, они вреда не принесут ни мне, ни тем, кто будет использовать подушку и покрывало, ни окружающей среде.

Выводы

Цель работы достигнута.

Я считаю, что у меня получилась красивое покрывало и хорошая подушка. Мне пришлось приложить немало знаний и усилий, чтобы правильно и точно соединить все детали. Но если говорить о минусах в своей работе, то можно найти некоторые недостатки и неточности, которые в будущем я постараюсь не допускать.

Мне кажется, что моя работа может быть практичной в доме. Покрывало под которым можно спать и брать с собой на прогулку в лес, и им можно застелить кровать. Подушка всегда нужна для сна и как декор в доме.

Всем моим родственникам, друзьям, знакомым, очень нравится моё изделие. А еще я думаю, что моя работа может быть хорошим подарком. Мне очень понравилось заниматься лоскутным рукоделием, и я решила, что я продолжу работу с лоскутом и может быть, на следующий год представлю новый проект о лоскутном шитье.

Творческие проекты и работы учащихся

Автор готового творческого проекта по технологии на тему «Лоскутное одеяло своими руками» ставит целью работы изготовить экономически выгодное изделие, используя технику «лоскутного шитья». Рассмотрев банк идей, учащаяся остановила свой выбор на изготовлении лоскутного одеяла.

Подробнее о проекте:

В индивидуальном творческом проекте по технологии об изготовлении лоскутного одеяла описывается весь процесс работы ученицы школы над изделием. В работе приведен перечень материалов, оборудования и инструментов, необходимых для изготовления лоскутного одеяла, а также представлена технологическая карта выполнения работы над изделием. В результате выполненного задания школьница провела эргономический и экологический анализ изделия, а также сделала экономический расчёт и определила себестоимость лоскутного одеяла.

Оглавление

1. Выбор и обоснование проблемы.
2. Анализ информации по планируемому изделию.
3. Выбор вариантов идей, обоснование выбора.
4. Схема обдумывания изготовления изделия.
5. Материалы, оборудование, инструменты.
6. Эргономический, экологический анализ изделия.
7. Последовательность изготовления изделия.
8. Экономический расчёт.
9. Межпредметные связи.
10. Экспертная оценка готового изделия.
11. Литература.
12. Реклама.

Выбор и обоснование проблемы

По технологии, в этом учебном году, мы снова работаем над творческим проектом. В классе нам предложили тему: «Лоскутное шитьё». У меня есть несколько поделок в этой технике, которые мы делали в 6 — 7 классах. Они получились довольно не плохо, аккуратные, нарядные, понравились моим близким.

Я долго думала, чем могу удивить их в этот раз и с чем справлюсь сама. Для выбора поделки пересмотрела много книг по рукоделию, старые вырезки из журналов которые начала собирать ещё моя мама. Нашла несколько подходящих и понравившихся мне изделий: панно, симпатичный кухонный набор и лоскутное одеяло. Девочки нашего класса обсуждали выбранные темы, есть и панно, и кухонные принадлежности.

Я думаю, что стоит остановиться на лоскутном одеяле. Такого изделия не будет ни у кого. Да, это как раз то, что нужно.

Анализ информации по планируемому изделию

Узкие кумачовые полосы появились на концах полотенец, разделяя тканый и кружевной края, на подолах сарафанов, маленькими треугольничками запестрели на воротах рубах. К шитью лоскутного одеяла или коврика приступали, когда обрезков-лоскутков набиралось достаточно много. Лоскутные одеяла украшали не только крестьянские избы, но и хоромы. Бывшая литовская крестьянка Марфа Скавронская сшила своему венценосному супругу — Петру I — лоскутное одеяло, а красавица Наталья Гончарова на досуге не считала зазорным мастерить для домочадцев поделки из лоскутов дорогих тканей. В российских музеях также есть образцы этого удивительного искусства

А в музее Виктории и Альберта в Лондоне выставлены стеганые одеяла из Сицилии, изготовленные аж в XIV веке. Есть сведения, что первый стеганый квилт — лоскутное полотно — был изображен на фигуре фараона из слоновой кости около 3400 лет назад. Крестоносцы использовали стеганые изделия как поддевку под тяжелые доспехи. Старейшее стеганое одеяло Америки датируется 1704 годом. Узоры для будущего одеяла рисовали на бумаге, чаще газетной, поэтому удалось точно установить возраст этого экспоната.

Ежегодно в различных регионах нашей страны собираются на фестивали энтузиасты, любители лоскутного шитья. Это «Лоскутная мозаика России» в Иваново, «Лоскутный стиль» в Санкт-Петербурге, «Бабье лето» в Москве. «Покровская ярмарка» в г Омске.

В Америке специальное одеяло шьют выпускникам школ. После ухода из дома и учебы в колледже оно служит напоминанием о прошедших школьных годах. Это очень личная вещь. В дело, как правило, идут любимые старые джинсы, жакеты, кепки и т. д. Если вдруг захочется заглянуть в детство, всегда есть уникальная лоскутная возможность.

В Америке есть замечательная традиция, которую стоит перенять, может быть, и нам. Женщины организовывали квилтинговые посиделки, где они собирались вместе на целый день, шили и готовили обеды и ужины. Результат этих посиделок — удивительные одеяла, которые шили в приданое молодым девушкам. Причем история одеяла-приданого существует во всем мире.

В Швеции старейшее одеяло XVIII века передавалось в семье по наследству. Мужья-мореплаватели привозили из далеких стран удивительные шали, капоры, которые и стали материалом для творчества шведских мастериц. В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи. Совет старейшей стоит запомнить: «Итак, девочки, учитесь делать красивые маленькие стежки, потому что, вставая утром, вы будете любоваться ими всю жизнь». Очень мудро.

Во многих странах также существует замечательная традиция дарить красивое одеяльце новорожденному. Современные психологи выяснили, что ткани для такого одеяла очень долго хранили запахи. Младенец по этим запахам распознавал «своих» и «чужих». Здесь одеяло — еще и своеобразный оберег. Вот и думай, так ли не правы были наши бабушки, делая подарок внуку в виде лоскутного чуда.

И теперь, и 100 лет назад шитье лоскутного одеяла — это праздник, это творчество, а лоскуты и лоскутики, обрезки лент, тесьмы, кружева — настоящие сокровища. Запаситесь терпением и материалом.

И царю, и молодице, и вам годится

Существуют целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов.

Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).

Выбор вариантов идей, обоснование выбора

Из всех предложенных вариантов, я выбрала одеяло в технике «полоса», так как эта техника довольно проста в выполнении, и при соответствующем подборе цветового сочетания тканей будет выглядеть красиво и оригинально. Я думаю, что такая работа мне по силам.

Схема обдумывания изготовления изделия

Для изготовления изделия мне понадобятся:

Часть необходимых материалов есть у меня дома, а кое-что мне придётся купить.

Материалы, оборудование, инструменты

Приступая к шитью, помните, что удо­вольствие от процесса и результата работы, можно получить, только если вы располага­ете хорошо отлаженной машиной. Перед использованием обязательно смажьте маслом­ основные узлы. А если машине необходима регулировка, воспользуйтесь услу­гами квалифицированного специалиста.

В наборах к современным машинам имеются лапки с регулятором ровной строчки, для стежки, пришивания шнура, вы­полнения аппликации.

Иглы

Для ручного шитья игла подбирается в зависимости от толщины материала, номера ниток, а также от вида выполня­емых стежков. Она должна свободно про­ходитъ сквозь ткань, иначе даже самые простые операции будут выполняться с трудом, а работа получится неряшливой.

Так, неправильно подобранная игла растягивает и раздвигает нити ткани, а нитки фиксируют эту деформацию.

Очень толстая или тупая игла в швейной машине рвет ткань и стягивает ее. Иглы в швейной машине следует часто менять, так как они быстро тупятся. Можно исполь­зовать импортные иглы, специально пред­назначенные для стежки и сборки лоскутков.

Булавки

Тонкие булавки с плоской петелькой ис­пользуют для скалывания деталей между собой (вместо сметывания), при подкалы­вании деталей к основе и подготовке лос­кутных деталей к стачиванию. Часто приме­няются и длинные булавки со стеклянным или пластмассовым шариком на конце. Ими удобно соединять лоскутки между собой, несколько слоев материала обычно скалывают английскими булавками.

Наперсток

Наперстки бывают разной формы.Главное при выборе наперстка — размер, который должен соответствовать толщине вашего среднего пальца. Слишком боль­шой наперсток будет соскакивать, а слиш­ком маленький — сдавливать палец, вызы­вая онемение.

Наперсток защитит ваши пальцы от уколов иглы, поэтому обязательно исполь­зуйте это простое приспособление при выполнении ручных швов.

Ножницы

Необходимо иметь ножницы для ткани и ножницы для бумаги, картона, прокла­дочных материалов. Ножницы для ткани должны быть острыми, с длинными концами 8-10см, обя­зательно легкими. Никогда не используйте ножницы для ткани при разрезании других материалов: они очень быстро тупятся. Для вырезания выкроек, шаблонов из картона и работы с толстыми материалами (драп, ватин в несколько слоев и др.) луч­ше воспользоваться ножницами с корот­кими концами.

Для обрезания ниток удобно приме­нять маленькие, ножницы или ниткорез (снипер). Ими легко срезается лишняя ткань в аппликациях, делаются надсечки и подре­зы в припусках на швы.

Измерительные инструменты

Очень удобны для работы прозрачные широкие линейки с маркировкой различ­ных углов, специальные линейки, а также длинные линейки от 50 см до 1 метра. Для изготовления крупных изделий ­одеял и покрывал — понадобится длинная ровная рейка и большой тре­угольник. Чтобы облегчить работу, можно запас­тись несколькими угольниками разных размеров и лекалами.

Карандаши

Чтобы начертить эскиз, шаблоны, нанес­ти линии строчки на ткань, вам понадобится простой графитный карандаш, а также бе­лый или желтый карандаш для темных тка­ней. Карандаши должны быть всегда острозаточены, поскольку от точности проведен­ных линий зависит качество изделия. Для разметки линий на ткани можно также использовать портновский мел. Сейчас вы­пускаются специальные карандаши и марке­ры для нанесения линий на ткань, следы ко­торых исчезают при воздействии воды или просто стираются через некоторое время.

Утюг

При работе с тканями необходим утюг так как в лоскутном шитье каждый шов проглаживается сразу после прошивания. Желательно, чтобы он имел, терморегуля­тор, автоматически поддерживающий температуру, необходимую для опреде­ленной ткани. Во время работы для утюга должно быть выделено постоянное место на столе или гладильной доске. Очень удобно, если справа от швейной машины вы разместите гладильную доску или не­большую тумбу для глажения сшиваемых деталей.

НИТИ

Выбор ниток зависит от конкретной операции, которую вы выполняете.

Лоскутки в блоки сшивают простыми катушечными нитками N50 и 60 нейт­ральных тонов (сиреневыми, серыми, бежевыми) в зависимости от цвета лос­кутков.

Для сборки блоков в полотно требуют­ся прочные, армированные, хорошего качества катушечные нитки N 40, 50.

Детали изделий перед стежкой сметы­вают прочными катушечными нитками, контрастными по цвету, чтобы их было хо­рошо видно на ткани.

Для швов, выполняемых на швейной машине, в аппликациях, панно и ковриках. Цвет подбирается в тон или чуть тем­нее цвета лицевой стороны ткани. Используют цветной шелк, мулине и цвет­ные катушечные нитки N 60 и 80. В каче­стве отделочных можно также взять тон­кую шерсть, люрекс, ирис или гарус.

Для ручных отделочных швов исполь­зуют разнообразные нитки — от шелковых до шерстяной пряжи и тонкой тесьмы. Главное, чтобы они соответствовали мате­риалу по фактуре и цвету, подчеркивали рисунок, украшали изделие.

Тонкими нитками обычно шьют по тка­ням с плотным переплетением нитей осно­вы и утка. На более грубых тканях типа шерсти, бортовки, пальтовых материалах отделочные швы выполняются более тол­стыми нитками — мулине (в 3-4 нитки), ирисом, гарусом, тонкой шерстью, синте­тической пряжей.

Очень толстые нити, пряжу, шнуры и тесьму пришивают швом «вприкреп». Такую отделку можно выполнить на любой ткани.

Материалы.

Ткани состоят из переплетающихся нитей. Нити основы (долевые) — наиболее крученые и креп­кие. В процесс е ткачества они сильно натянуты, поэтому ткань не растягивается по долевой нити. Нити утка (поперечные) скручены слабее и при изготовлении ткани натягиваются не так сильно, поэтому ткань по ширине может растягиваться, что обеспечивает дополнительную прочность.

Переплетения нитей основы с нитями утка, их вид и плотность определяют свойства ткани, ее фа­ктуру, прочность, эластичность и т.д…

Нити в тканях переплетаются в опреде­ленном порядке: каждая нить основы про­ходит попеременно то над нитями утка, то под ними. Такие переплетения очень разнообразны. Основные из них: прямое (полотняное), диагональное, атласное, са­тиновое.

Ткани прямого переплетения очень удобны в работе. Это большая часть хлоп­чатобумажных тканей — ситец, бязь, льня­ные, полульняные, шерстяные и другие ткани. Хороши для лоскутных изделий тка­ни сатинового и атласного переплетения. Они достаточно плотные и имеют гладкую, блестящую поверхность. Эти ткани долго­вечны, легко стираются и поэтому подхо­дят для изготовления любых изделий, осо­бенно для одежды и изделий, которые будут постоянно использоваться и часто стираться. Для таких изделий лучше всего подбирать ткани, близкие по качеству.

Лоскутное изделие может быть полно­стью изготовлено из шерстяных или шелко­вых тканей, а также из трикотажного лоску­та. Но в этом случае ткани нужно нашить на основу — хлопчатобумажную или синтепо­новую, а затем обязательно простегать, так как шерстяное и трикотажное полотно сильно деформируется, растягивается, плохо держит форму. Собранные на осно­ву, эти ткани прекрасно смотрятся в жиле­тах, куртках, декоративных покрывалах.

Для стеганых одеял и покрывал тради­ционно лучшим материалом является стопроцентный хлопок.

Хлопчатобумажные ткани практически не деформируются, хо­рошо гладятся, служат дольше, чем другие ткани при ручной стежке иголка легко проходит сквозь них. Эти ткани из-за ярких расцве­ток или необычной фактуры (гофрирован­ные, зернистые, с блеском или ворсом), дополнительно украшают и заметно обо­гащают цветовую гамму изделия.

Оцените статью