Творческий проект «Вышивка лентами»
Вышивание — один из самых массовых видов народного искусства.
Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили вышивание в настоящее искусство, не утратившее своё значение и поныне.
В настоящее время вышивание нашло широкое распространение. Почему же всё больше людей посвящает ему свой досуг? Может быть, потому, что они хотят сделать нужную, красивую, единственную в своём роде вещь?
Меня же вышивание привлекает своими широкими возможностями для проявления творческой фантазии, богатым выбором цветовых и орнаментальных решений, нестандартностью изображения. Можно создать именно такую вышивку, какая нравится, идет, соответствует вкусу, характеру; вещь, носящую неповторимый отпечаток индивидуальности.
Для многих увлечение вышиванием не только возможность создать что-то новое, выразить себя, но нередко при современных темпах жизни и нервных нагрузках, и потребность в беззаботном отдыхе, которому способствует равномерный ритм вышивания; желание получить радость и эстетическое наслаждение.
Чтобы научиться и вникнуть в мир вышивания, нужно иметь огромное хотение и терпение.
Для данного проекта выбрана тема: «Вышивка лентами».
Краткая формулировка задачи
Разработать и изготовить картину в технике ручной вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vyshivka_lentami.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа
Выполнила: Цырендоржиева Арюна,
ученица 6а класса
Проверила: Тарбаева К.Ф.,
Содержание
- Обоснование возникшей проблемы и потребности…………………………….. 3
- Установление основных параметров, ограничений …………………………… 3
- Традиции, истории ………………………………………………………………. 4
- Разработка идей, вариантов……………………………………………………… 6
5. Выбор оптимального варианта решения проблемы……………………………… 6
6. Определение проблемных областей разработки изделия
7. Выбор модели, инструментов, приспособлений и оборудования .……………. 7
8. Организация рабочего места и экологическое обоснование проекта………….. 8
9. Экономическое обоснование проекта………………………..……. 8
- Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Вышивание — один из самых массовых видов народного искусства.
Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили вышивание в настоящее искусство, не утратившее своё значение и поныне.
В настоящее время вышивание нашло широкое распространение. Почему же всё больше людей посвящает ему свой досуг? Может быть, потому, что они хотят сделать нужную, красивую, единственную в своём роде вещь?
Меня же вышивание привлекает своими широкими возможностями для проявления творческой фантазии, богатым выбором цветовых и орнаментальных решений, нестандартностью изображения. Можно создать именно такую вышивку, какая нравится, идет, соответствует вкусу, характеру; вещь, носящую неповторимый отпечаток индивидуальности.
Для многих увлечение вышиванием не только возможность создать что-то новое, выразить себя, но нередко при современных темпах жизни и нервных нагрузках, и потребность в беззаботном отдыхе, которому способствует равномерный ритм вышивания; желание получить радость и эстетическое наслаждение.
Чтобы научиться и вникнуть в мир вышивания, нужно иметь огромное хотение и терпение.
Для данного проекта выбрана тема: «Вышивка лентами» (ко дню рождения племянницы).
Краткая формулировка задачи
Разработать и изготовить картину в технике ручной вышивки.
- Установление основных параметров, ограничений
- Картина должна быть красивой.
- Размер должен соответствовать выбранному.
- Картина должна иметь низкую себестоимость и быть высокого качества.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы.
К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят — для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора» с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру — от Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
Шелковые ленты применяемые для отделки прочно вошли и в нашу жизнь. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. А свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами! Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность.
4. Разработка идей, вариантов.
Как часто мы слышим о том, что вещи, изготовленные своими руками, приносят в наш дом уют и теплоту. Чтобы достичь этого, не всегда нужно затрачивать много средств. Нам хочется внести не только что-то свежее, новое, оригинальное, но и создать уют и.
Каждое рукотворное изделие должно быть выполнено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определенном цвете. Теперь мне потребуется много информации по проблеме. В этом мне помогут книги по вышивке, открытки, схемы. Весь имеющийся материал необходимо собрать, хорошо продумать тематику вышивки, цветовой колорит, материал, инструменты.
Что можно выбрать для подарка своей сестренке? Это может быть картина: букет роз, подсолнухи за окном, незабудки, летний букет. Какой картине отдать предпочтение? Работу необходимо будет оформить в рамку. После долгих раздумий я решила выполнить картину из летних цветов. Она красива, оригинальна, объемна, придаст своеобразный колорит нашей комнате. Это лучшее решение. Для этого мне необходимо приобрести рамку.
Мне необходимо было выбрать тему для картины, у меня было несколько вариантов:
1. Букет роз. Картина выполнена на бархатной основе, включает три розы выполненные из присборенной ленты.
2. Картина «Подсолнухи за окном». Картина выполнена на ткани. Имеется определенный сюжет. Используются ленты шелковые, бисер,
нитки мулине. Вышиваются подсолнухи, которые светятся как солнышко.
3. Летний букет. Из желтой, розовой и фиолетовой лент выполнены цветочки. Зеленой шелковой лентой вышиты листья. Прямыми стежками вышиты стебли.
4. Незабудки. Фиолетовой шелковой лентой вышиты пять незабудок. Использованы в картине нитки люрекс, бусинки, бисер.
5. Выбор оптимального варианта решения проблемы.
Проанализировав все идеи, я решила выполнить картину в технике вышивки лентами «Летний букет», так как меня привлекла несложность изготовления.
6. Определение проблемных областей разработки изделия
Творческий проект «Вышивка крестом»
В данном проекте рассказывается об истории вышивки.показана последовательность выполнения изделия, составление опорной схемы размышления. Самооценка работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vyshivka_krestom_popovoy_nasti.docx | 939.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Степановский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла
Выполнила: ученица 8 класса Акишина Ольга
Руководитель: Тихонова Татьяна Сергеевна
1.Выбор и обоснование проблемы
2.Определение конкретной задачи и её формулировка
3.Выявление основных потребностей к изделию
5.Разработка идей, вариантов
6.Анализ идей и выбор лучшего варианта
7.Составление опорной схемы размышления
8.Выбор материалов, инструментов, оборудования
9.Последовательность изготовления изделия
10.Правила безопасного труда
12.Контроль качества и экологическое обоснование
14.Оценка и самооценка
1. Выбор и обоснование проблемы
… Едва ли есть высшее из наслаждений,
Как наслаждение творить.
Чтобы моя комната была уютной совсем необязательно покупать какие–нибудь вещи, которые могли бы украсить и придать ей домашний уют. Можно, конечно, приобрести в магазинах красивые картины, панно, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственные цветы, которые могли бы занимать в комнате любой угол, придать ей тем самым веселое, радостное настроение.
Но гораздо интереснее, когда сам сделаешь что-нибудь для своего дома. К примеру, подошли бы вышитые картины, к тому же ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда – то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.
Кроме сказанного выше, моя мама, как и я очень любит вышитые изделия. Так почему бы не порадовать ее, украсив наш дом аккуратными и приятными на вид картинами. Тем более, зная, что я сделаю приятно не только себе, но и близким людям, процесс вышивания картин будет еще интереснее для меня. А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с удовольствием.
2.Определение конкретной задачи и её формулировка
Подумав, я выбрала вышивку крестиком, потому что мне очень нравится эта техника, к тому же это несложно.
3.Выявление основных потребностей к изделию
По моему мнению, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым, поглаженным и красивым.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
- в центре, всадники или птицы по сторонам;
- держащая ветки или светильники;
- с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной
по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.