Творческий проект «Вышивка бисером «Пионы»
Творческий проект «Вышивка бисером»
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением
«Вышивка бисером «Пионы»
обучающаяся 8 «А» класса
Романова Елена Владимировна,
1.1. Исследование потребности, актуальность и краткая формулировка темы, цели, ход выполнения проекта.
2.2.Выработка идей и поиск возможных решений (с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи).
2.3.Планирование изготовления изделий, эскизная проработка.
2.4.Подбор материалов и инструментов.
2.6.Требования к изделиям. Изготовление изделий в выбранной технике.
2.7.Дизайн — анализ и самооценка полученных результатов.
3.2.Защита проекта (презентация).
.Исследование потребности, актуальность и краткая формулировка темы, целей проекта.
За основу взята проектная идея:
Вышивка бисером картины для украшения интерьера комнаты.
Уметь применять полученные знания о технологии вышивки бисером.
Вышить картину для украшения интерьера комнаты.
Задачи проекта:
Образовательная: изучение технологии вышивки бисером;
Развивающая: развитие художественных и исследовательских способностей, творческих идей.
Воспитательная: выполнить работу аккуратно в соответствии со схемой.
Мои родители эти летом сделали ремонт в гостиной. Гостиная это комната, где собираются все члены семьи для совместного отдыха и общения. Поэтому родители постарались создать уютную обстановку, подобрали соответствующую цветовую гамму обоев, мебели. Мне тоже захотелось внести свой вклад. Я давно хотела создать картину вышитую бисером, но никак не могла определиться с выбором сюжета. Для этого мне пришлось пересмотреть множество идей в Интернете. Я определилась с выбором — это будет роскошный букет пионов в вазе. Рукотворное изделие всегда оригинально и неповторимо и работа в этой технике даст мне возможность воплотить на практике мои творческие художественные способности.
Изучение истории возникновения вышивки бисером;
Изучение технологии вышивки бисером;
Приобретение и подготовка оборудования для изготовления вышивки;
Работа над картиной;
Ход выполнения проекта
1. Выбор и обоснование темы проекта.
2. Обсуждение возможных творческих идей, поиск информации в интернете.
3. Поиск, сбор и сортировка необходимого материала.
4. Вышивка картины.
5. Создание презентации, с использованием фотографий, фиксирующих этапы работы.
6. Защита проекта с использованием компьютерных технологий.
2. Основная часть
Выбор и обоснование сюжета картины
При выборе темы проекта у меня возникли некие сомнения. Я проанализировала несколько вариантов. Важно было подобрать сюжет и цветовую гамму, подходящую к интерьеру и цветовому решению комнаты.
Я решила остановить свой выбор на этом варианте, так как он наиболее подходит к стилю интерьера комнаты по цветовой гамме. Этот вариант понравился мне и моим родителям.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Когда появился бисер, точно сказать невозможно, но находки археологов показали, что одежда, украшенная бисером была у египтян, греков, индейцев, скифов и сарматов. Свою одежду украшали маленькими бусинами сарматы, и скифы, а индейцы — колыбельки детей, пояса, кухонную утварь и даже свои жилища. На разукрашивание бисером платья уходило до шести килограммов бисера. По орнаменту и рисунку можно было определить к какому племени и какому статусу принадлежит индеец.
Стеклянный бисер появился позже, и даже по этому поводу существует всем известная легенда, когда финикийские моряки везли из Африки соду в мешках. С наступлением сумерек они остановились на ночлег и развели костёр, который обложили мешками с содой. Проснувшись утром моряки обнаружили, что в мешках лежит что-то твёрдое и блестящее, и тогда они поняли, что сода при нагреве расплавилась и превратилась в прозрачный камень. Так, исходя из легенды — возникло стекло. Позднее из стекла стали делать бисер. Конечно размеры изначально были достаточно большие, но со временем, бусины стали меньше и меньше, и наконец, появился бисер. Секрет производства бисера держался в строжайшем секрете, потому, что его сравнивали с золотом, например, за две нитки бисера можно было купить двух рабов. Финикийцы долгое время были единственными торговцами бисера в Средиземноморья.
И вот пришло время перенять секреты и традиции византийских мастеров Венецианцам, которые надолго превратились в главного и основного поставщика бисера в страны Европы. Центром же стал остров Мурано. Венецианские купцы везли стеклянные изделия, которые были основным источником дохода и процветания Венецианской республики. Муранский стеклярус, бисер, стекло и др. везли в страны Азии, Европы и Америки.
Долгое время мастера других государств хотели получить секрет изготовления Венецианского бисера, но всё было напрасно. Страна долгое время процветала за счёт изготовления стекла и изделий из него. Стеклоделы пользовались многими привилегиями. Стекольщикам прощались мелкие и крупные прегрешения. В стране был издан указ, строго наказывать тех, кто вывезет необработанное стекло или поделиться секретами изготовления бисера. Семьи мастеров-стеклоделов, продавших секрет, заточались в темницы, а их самих жестоко наказывали — вплоть до казни, иногда отправляли наёмных убийц. Но всё тайное когда то становится явным. И вслед за Венецианцами, бисер стали изготавливать в Европе в Богемии (Северная Чехия), мастерами из Мурано, которые смогли покинуть пределы республики и избежать наказания венецианских властей.
Стеклоделы Богемии стали делать стекло не из соды, а из древесной золы. Оно было тугоплавким и легко поддавалось огранке. Это требовало высоких температур, при которых обработка богемского стекла была сложнее венецианского. Но и здесь мастера нашли выход, они стали применять для обработки стеклянных изделий огранку. Изделия с огранкой стали пользоваться большим спросом, и постепенно монополия венецианского стекла и бисера сошла на нет, а богемское стекло стало востребованным и популярным. С тех пор прошли столетия, но Чехия до сих пор остаётся одним из главных центров по производству бисера. Стоимость бисера была дорогой из-за сложности изготовления вплоть до XVIII века, пока не придумали специальный станок, вытягивающий массу в тонкую нить. Эти нити затем разрезали на мелкие кусочки — бисеринки. Конкуренция стеклоделов Богемии и Венеции сопровождалось желанием совершенствоваться. Именно это соперничество привело к тому, что стали появляться разнообразные по форме, размерам и окраске бисера. Цена бисера стала тоже разной, его теперь могли позволить себе не только аристократы, но и простые граждане. Бисер удовлетворял вкусы разных слоёв населения и теперь его можно было встретить на ярмарках в крупных европейских городах.
Вышивка бисером в России
Интерес к бисеру в России был так же огромен как и в Европе. Он применялся с незапамятных времён. Маленькие бусины, нашитые на одежду находили ещё при археологических раскопках, датируемых IX — XII веками. До бисерных украшений в Древней Руси была мода на жемчуг. В реках и озёрах Севера водились моллюски, из раковин которых добывали жемчужные бусинки. Жительницы северных районов расшивали одежду и головные уборы крупным и мелким жемчугом. Крупный жемчуг привозили из Феодосии, а мелкий, более качественный добывали в Ильмень-озере. Жительницы же южных районов не имели жемчуга, поэтому бисер для них был по истине находкой. Жемчуг и бисер применялись в светской и церковной вышивке. Иноземные купцы восхищались русскими рукодельницами, которые совмещали в вышивке бисер и жемчуг, создавая настоящие шедевры. Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы. Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.
Творческий проект по технологии «Картина» (вышивка бисером) (ученический)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобогатырский Центр Образования»
Творческий проект по технологии
Выполнил: ученица 7 класса
Исаева Жанна Николаевна
пос. Красный Богатырь
Обоснование возникшей проблемы и потребности.
На уроках технологии мы знакомимся с различными видами рукоделия. Больше всего мне понравилось вышивать, особенно крестом и бисером. Эти техники очень похожи, и поэтому можно с легкостью использовать одни и те же схемы для работы. Именно поэтому темой своего творческого проекта в этом учебном году я выбрала выполнение изделие в технике вышивки бисером.
Бисер снова в моде. Он возвращается в интерьер в картинах и объемных композициях из бисера, принося в наш дом цвета и ароматы природы, украшая и создавая неповторимость убранства любого интерьера независимо от его стиля. Изделия из бисера снова зазвучали и стали актуальны.
Кроме того, у меня дома уже есть картины, вышитые бисером, и поэтому ещё одна, выполненная в том же стиле, окажется прекрасным дополнением к ним.
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные этапы работы.
Выявление основных параметров и ограничений.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
Изделие должно быть выполнено аккуратно.
Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.
Изделие должно быть красивым.
Изделие должно быть прочным.
Изделие должно быть практичным.
Вышивка – широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Главное выразительное средство вышивки – выявление свойств материала: матовость шерсти, переливы шелка, сверкание стразов и блесток, объемность бусин. Часто в вышивке бисер и бусины сочетаются с другими материалами – цветными нитями, блестками, стразами, шнуром, тесьмой, перламутром, пуговицами.
Перед началом работы необходимо подготовить схему или перевести на ткань рисунок. Если требуется уже имеющийся рисунок увеличить или уменьшить, вытянуть или сжать по одной стороне, то чаще всего такое преобразование выполняют по клеткам. Разбейте исходный рисунок и лист бумаги нужного размера на клетки. Линии с клеток оригинала перенесите на лист. Полученный рисунок перевести на ткань можно с помощью копировальной бумаги. Такой способ очень прост, но, к сожалению, при этом пачкается ткань. Другой способ – припорашивание. Рисунок проколите по контуру толстой иглой или шилом (получится сколок) и прикрепите его к ткани. Ватный, тканевый или поролоновый тампон обмакните зубной порошок, мел, синьку (лучше разведенные на керосине) или окрасьте так, где бумага была проколота, останутся четкие следы. Обведите по ним рисунок. Один сколок можно использовать несколько раз, что очень удобно при вышивке повторяющегося рисунка.
А теперь перейдём к технике вышивки бисером и бусинками.
Одиночные бусинки закрепляют на поверхности, как пуговку, или с помощью меньшей бусинки.
Бисерную линию можно вышить разными способами. Некоторые из швов удобнее всего описывать, сравнивая с широко известными швами, применяемыми в вышивке нитями.
На каждом стежке шва, подобного строчному, располагается одна бусинка.
Бисерины в ряду должны располагаться плотно, но не тесниться, не налезать одна на другую. Ткань, украшенная такой вышивкой, не топорщится, легко складывается. Если необходимо, чтобы бусинки составляли ровную плотную линию и не отклонялись в разные стороны, то, закончив ряд, не отрезайте нить, а протяните ее через выполненный «строчной» шов. Вышивка при этом станет более жесткой.
Ровную плотную линию дает шов, напоминающий «стебельчатый». Выполняется этот шов справа налево следующим образом. В начальной точке вышивки закрепите нить. На нее наденьте две бисерины, введите иглу в ткань слева за второй бисеринкой и выведите иглу между бисеринами. Проденьте иглу через вторую бисерину, на нить нанижите ещё одну бисерину, введите иглу в ткань за новой бисериной и выведите между последней и предпоследней бисеринами. Проведите иглу через последнюю бисерину, нанижите на нить одну бисерину. Так и продолжайте. Бисерины в ряду должны располагаться плотно. Вышивка получится жесткой, ткань будет плохо складываться.
Если не требуется плотное прилегание всех бусин к ткани, а, напротив, желательно дать им некоторую свободу, то воспользуйтесь «арочным» швом. В этом случае на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается несколько бусин, но только одна из них, находящаяся на пересечении стежков, прикрепляется к ткани.
Существует два способа вышивки картин, панно, кошельков и шкатулок, при использовании которых поверхность сплошь покрывают бисером. При вышивке по свободному контуру ряды бусин располагаются вдоль линий рисунка. Последующие ряды нашивают вплотную к предыдущим, подчеркивая направлением шва рисунок предметов. Для такой вышивки годится любое изображение. Так можно, например, копировать живописные полотна. Этим способом часто вышивают оклады икон.
Второй способ – вышивка параллельными рядами. Ее выполняют по холсту, льну, любой достаточно грубой ткани с четким переплетением нитей или по канве. Выполняется вышивка вертикальными или горизонтальными рядам. Используются швы «стебельчатый» или «вприкреп».
При использовании шва «полукрест» бусинки располагаются по диагонали. Бусины в ряду и ряды обязательно прилегать друг к другу, чтобы рисунок получился ровным. Этот шов иногда называют «монастырским».
Для вышивки параллельными рядами годятся рисунки, разбитые на клетки: для вышивок крестом, по сетке «гобеленовым» швом. Чтобы разбить на клетки обычный рисунок, переведите его на клетчатую бумагу. Каждую клетку закрасьте тем цветом, которого в ней больше всего. Чем меньше клетки, тем больше полученное изображение будет похоже на оригинал.
История и современность.
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины – непосредственные предшественники бисера – украшали одежду древнеегипетские фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов ещё за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX — XII вв. этим же периодом датируется и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером. На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стекольных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды – обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск бисера тогда не удалось. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счёт поставок из Богемии Венеции.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества. И только в 1883 году в Одессе открылась стеклянная фабрика, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространён поневный комплекс, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствами отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как по древнему славянскому обычаю женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьём, стеклами в металлических оправах. Соединение в одной композиции больших и маленьких жемчужных зерен подчёркивало рельефность изображения.
В двадцатые годы прошлого века бисер нашёл широкое применение у модельеров в отделке женской одежды. Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.
В качестве объекта творческого проекта я выбрала изделие, выполненное в технике вышивки бисером, с помощью которого можно было бы украсить интерьер комнаты, для создания уютной и тёплой обстановки.
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов.
Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию «Сетка принятия решений».