Урок на тему: Отделка швейных изделий вышивкой
Тема: Отделка швейных изделий вышивкой
Научить выполнению простейших ручных швов;
Напомнить об организации рабочего места, правила техники безопасности,санитарно-гигиенические требования;
Воспитывать аккуратность в выполнении работы;
Развивать творческие способности детей.
Ножницы, иголки, нитки мулине, пяльцы.
Сообщение познавательных сведений.
Основой любой вышивки являются простые ручные швы. Под технологией вышивки подразумевают последовательность операций по оформлению, украшению какого-либо изделия, разработке (моделированию) узора, подбору необходимых материалов с учётом химических свойств и художественных качеств.
Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветов. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Выполняют его слева направо. Рабочую нитку закрепляют в точке 1. Иглой отсчитывают, например, восемь нитей ткани, вводят иглу в ткань в точке 2, на иглу набирают половину нитей и прошивают, выводя иглу в точке 3. Получается первый длинный стежок на лицевой стороне и короткий на изнанке. Второй стежок должен быть равным первому. Для этого набирают на иглу четыре нити и прошивают на изнанке. Движение иглы показано стрелками — справа налево. Стежки должны быть одного размера. Каждый следующий стежок выводится посередине предыдущего, с одной стороны шва. На изнанке получается непрерывная линия из маленьких стежков, напоминающих шов строчку.
При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушается структура шва.
Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выводят на лицевую сторону, со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности.
Иногда в узоре стебелёк постепенно переходит в более толстую веточку. Её можно вышить более длинными стежками, выводя иглу на лицевую сторону ниже середины предыдущего стежка.
Освоив стебельчатый шов, можно вышить узор на изделии. Это может быть фартук или косынка, что мы будем шить в 5 классе.
Бархатный шов («козлик»)
Этим швом можно отделывать детскую одежду, край салфеток, косынок и других изделий. Шов представляет собой перекрещивающиеся стежки по лицевой стороне и два параллельных ряда стежков по изнаночной. Выполняется шов на основе отсчёта нитей. Если шов выполняют на прямой полосе, то намечают две параллельные линии, расстояние между ними равно ширине полосы. На плотных тканях можно выдернуть две нити.
Начинать вышивку следует снизу вверх. Стежки выполняют, направляя нитку от себя.
Бархатный шов можно украсить нитями другого цвета. Шов может быть выполнен нитями 3-4 цветов, цвета лучше подбирать контрастного цвета, хорошо сочетаемые. Вначале выполняется бархатный шов нитками одного цвета, а затем нитками другого цвета перевивают стежки или украшают перекрещиванием верхний и нижний ряды бархатного шва.
Подготовка к практической работе
Демонстрация эталона изделия и разбор по карте изготовления.
Показ трудовых приемов.
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты, и приспособления, увеличить или уменьшить рисунок, перенести его на ткань. Рисунок переводить на ткань с точным распределением того, каким швом каждый мотив будет выполнен.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящиков, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты- в коробочке, а листы кальки с узорами в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперед, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 26-30 см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т п. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться на его спинку.
Правила безопасного труда
При выполнении практической работы по вышивке мы будем использовать ножницы, иголки, булавки. Необходимо помнить о правилах работы с ручными инструментами:
Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвия, кольцами вперед.
Нельзя шить ржавой иглой. Она плохо проходит через ткань, оставляет на ней следы, может сломаться.
Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки- в коробочке с крышкой.
Не прикусывать нитку зубами- можно испортить эмаль зубов и поранить губы.
При работе с электрическим утюгом необходимо соблюдать следующие правила:
Горячий утюг ставят на подставку, имеющую специальный ограничитель.
Нельзя отвлекаться во время утюжки, оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.
Запрещается работать неисправным утюгом.
Нужно следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, а он в свою очередь не перекручивался, что приводит к излому.
Закончив работу, надо выключить утюг из электрической сети, взяв при этом за вилку, а не за шнур. Хранить утюг в вертикальном положении.
Выполнить отделку вышивкой салфетки: по четырём сторонам выполнить бархатный шов;
Выполнить монограмму стебельчатым швом.
Более сильные учащиеся выполняют украшенный бархатный шов и монограмму первых букв имени и фамилии. Учащиеся, выполняющие работу медленно — простой бархатный шов и монограмму имени.
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж — целевые обходы:
Первый обход:проверить организацию рабочих мест и соблюдение правил безопасных приёмов труда.
Второй обход; проверит правильность выполнения трудовых приёмов, технологической последовательности операций.
Третий обход; проверка качества выполненной работы и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приёмку и оценку работ. Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.
Анализ характерных ошибок и их причины.
Сообщение оценок работы каждого учащегося.
Уборка рабочих мест.
Выстирать и отутюжить салфетку с выполненной на ней вышивкой.
Подобрать информацию о значении слова «монограмма», для чего её выполняют.
Технология отделки швейных, изделий вышивкой
Технология отделки швейных, изделий вышивкой
Цель: научить выполнению простейших ручных швов; напомнить об организации рабочего места, правила безопасности труда, санитарно — гигиенические требования.
Наглядные пособия: образцы вышивок, выполненные стебельчатым, тамбурным швом.
Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, пяльцы.
На классной доске выписаны термины: метка, монограмма, стебельчатый шов, тамбурный, шов «узелки».
I. Сообщение познавательных сведений.
Под технологией вышивки подразумевают последовательность операций по оформлению, украшению какого — либо изделия, разработке (моделированию) узора, подбору необходимых материалов с учетом химических свойств и художественных качеств.
Шов «вперед иголку» представляет собой ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такой же величины. Это самый простой шов. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой наизнанку. Пропустив столько же
нитей ткани, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т. д. Стежки шва располагают в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками.
Стежки могут быть разного размера. Так, в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. Стежки шва «вперед иголку» можно располагать в два и более ряда. Выполняя шов, следят за тем, чтобы нитка не перекручивалась, а стежки были «пушистыми».
Шов «за иголку» представляет собой непрерывный ряд одинаковых по величине стежков. Движением иглы справа налево делают первый стежок и пропуск такой же величины, например равный четырем нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.
Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в точку, где кончается предыдущий стежок.
Шов «за иголку» можно выполнить с пропусками ткани между стежками. В направлении справа налево делают первый стежок длиной в 4 нити ткани. На лицевую сторону иглу выводят левее первого стежка на 8 нитей и выполняют второй стежок длиной, равной четырем нитям ткани. Лицевая сторона получается такой же, как и при выполнении шва «вперед иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные.
Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для заполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.
Шов «шнурок» выполняют в два приема. Сначала по прямой линии или по контуру узора выполняют стежки шва «вперед иголку». Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, получится еще один вид шва «шнурок».
Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (рис. 59).
а) 1-й способ выполнения; б) 2-й способ выполнения.
Шов можно выполнять в пяльцах и без них. В обоих случаях стежки выполняют движением иглы к себе. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку укладывают петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводят в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выводят иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.
Разновидностью тамбурного шва является двойной тамбурной шов (рис.60)
Рис. 60. Двойной тамбурный шов:
а) лицевая сторона; б) изнанка.
Стебельчатый шов. Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветков. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Выполняют его слева направо. Рабочую нитку закрепляют в точке 1 (рис. 61, а). Иглой отсчитывают, например, восемь нитей ткани, вводят иглу в ткань (в точке 2), на иглу набирают половину нитей (т. е. четыре) и прошивают, выкалывая иглу в точке 3. Получается первый длинный стежок на лицевой стороне и короткий на изнанке.
Второй стежок должен быть равным первому. Для этого набирают на иглу четыре нити и прошивают на изнанке. Движение иглы показано стрелками — справа налево. Стежки должны быть одного размера. Каждый следующий стежок выкалывают посередине предыдущего, с одной стороны шва. На изнанке (рис. 61, б) получается непрерывная линия из маленьких стежков, напоминающих шов строчку.
Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки движением от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед на половину предыдущего.
При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушится структура шва.
Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выводят на лицевую сторону, со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности.
Иногда в узоре тонкий стебелек постепенно переходит в более толстую веточку. Ее можно вышивать более длинными стежками, выводя иглу на лицевую сторону ниже середины предыдущего стежка. 7
а) лицевая сторона; б) изнанка.
Освоив простейшие швы, школьницы выбирают рисунок, переводят его на ткань и выполняют вышивку уже на изделии. Это может быть фартук, или салфетка, или косынка и др.
Для того чтобы обратная сторона вышитого узора выглядела аккуратно, необходимо научить школьниц закреплять рабочую нитку в процессе выполнения узора.
При вышивке не рекомендуется делать узлов, портящих внешний вид изделия. Для закрепления рабочей нитки на ткани без узла существует несколько способов. 1-й способ: в том месте, где начинается выполнение вышивки, делают два-три туго затянутых стежка, которые в дальнейшем будут перекрыты поверхностными стежками узора (рис. 62, а).
2-й способ: первый стежок делают таким образом, чтобы на поверхности остался кончик рабочей нитки, который прошивают вторым стежком и закрывают при дальнейшей вышивке (рис. 62, б).
3-й способ: рабочую нитку, сложенную пополам, продевают в ушко иголки петлей. Прокалывая ткань, иглу пропускают в образовавшуюся петлю и туго ее затягивают (рис. 62, в).
Рис. 62. Закрепление рабочей нитки.
4-й способ: при окончании вышивки рабочую нитку мелкими стежками пропускают под настил готовых мотивов и конец аккуратно подрезают (рис. 62, г).
Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, увеличить или уменьшить рисунок, перенести его на ткань.
Рисунок переводится на ткань с точным распределением того, каким швом каждый мотив будет выполнен.
Организация рабочего места.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты — в коробочке, а листы кальки с узорами — в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперед, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. п. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА
при использовании ножниц, иголок и булавок
1. Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их сомкнув лезвия, кольцами вперед.
2. Нельзя шить ржавой иголкой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней следы и, кроме того, может сломаться.
3. Нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке, а булавки — е коробочке с крышкой.
4. Не прикусывать нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
При работе с электрическим утюгом:
1. Горячий утюг ставят на асбестовую или металлическую подставку, имеющую специальный ограничитель.
2. Нельзя отвлекаться во время утюжки, оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.
3. Запрещается работать неисправным утюгом.
4. Нужно следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, а он, в свою очередь, не перекручивался, что приводит к его излому.
5. Закончив работу, надо выключить утюг из электросети, взявшись при этом за вилку, а не за шнур. После охлаждения утюга шнур наматывают на его ручку. Хранят утюг в вертикальном положении.
П. Практическая работа.
♦ Выполнить метку (монограмму) стебельчатым швом (стр.139 в учебнике).
♦ Выполнить отделку вышивкой уголка салфетки или носового платка (стр.142 в учебнике).
При освоении приемов вышивки не все сразу может получиться, так как это занятие требует усидчивости, внимательности, аккуратности. Но надо быть терпеливым. Постепенно, с приобретением необходимых навыков, работа пойдет легче.
Вопросы для закрепления:
1. Как закрепляют новую нитку во время выполнения стебельчатого и тамбурного швов?
2. Что ты знаешь о монограммах?
3. Какие способы закрепления рабочей нити на ткани ты знаешь?
4. В чем заключается окончательная обработка вышитых изделий?