Обучение шитью детей с овз

Формирование у детей с ОВЗ навыков работы с тканью и иголкой «Пришивание пуговицы»

Татьяна Воронина
Формирование у детей с ОВЗ навыков работы с тканью и иголкой «Пришивание пуговицы»

Цель. Знакомство воспитателей коррекционных групп с методами и приемами обучения детей с ОВЗ навыкам работы с тканью и иголкой.

Задачи:

1. Раскрыть актуальность формирования у детей с ОВЗ навыков ручного труда по разделу «Работа с тканью».

2. Познакомить с методами и приемами работы с тканью и иголкой.

3. Закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Ожидаемые результаты.

Воспитатели коррекционных групп будут использовать методы и приемы обучения детей с ОВЗ навыкам работы с тканью и иголкой.

Материалы и оборудование. Лоскуты ткани (5 — 6 шт., иголки с нитками в шкатулке, крупные пуговицы с двумя дырками (5 – 6 шт., игольница, ножницы в подставках поднос для обрезков ниток, разноцветные карточки.

Теоретическая часть.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами являемся участниками мастер – класса. Тема мастер – класса: «Формирование у детей с ОВЗ навыков работы с тканью и иголкой».

Актуальность формирования навыков ручного труда у детей с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР) определяется тем, что занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе, так как известно, что уровень развития моторной сферы – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Вспомним сказанное И. П. Павловым «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развитие функций обеих рук повышает уровень организации и распределения их между левым и правым полушариями мозга, а также их взаимодействием. Именно работа с тканью и иголкой, когда задействованы обе руки, дает возможность тренировать зрительно – моторную координацию, точные дифференцированные движения рук и умение выполнять тонкие движения руки с предметом (иголкой). Чем богаче двигательный опыт, тем легче формируются навыки, влияющие в дальнейшем и на овладение навыками письма.

Мы думаем, вы согласитесь с нами, что работа с тканью и иглой является важнейшим фактором в подготовке кисти к письму, стимулирует речевое развитие ребенка и повышает работоспособность головного мозга. Кроме того, это средство духовно–нравственного развития детей в плане воспитания ценностного отношения к труду.

Одной из задач по ОО «Труд» является развитие трудовой деятельности через воспитание потребности трудится. И одно из направлений этой работы-

ручной труд, который включает в себя работу с тканью и иголкой.

Практическая часть. Сегодня мы с вами рассмотрим приемы обучения детей пришиванию пуговицы. Работа ведется только с подгруппой детей или в индивидуальном порядке.

Мы предлагаем вам алгоритм проведения этой работы.

•создание мотивации и интереса к предстоящей работе:

1. Чтение рассказа М. Майна «Пуговица»,

2. Загадывание загадок:

— Я одинокая старуха, я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха как паутину я тяну. /Иголка/.

— Дай нитку искуснице – сейчас же в пляс пуститься. /Иголка/.

— Тонкая Марфушка проткнула ушко,

Сережку вдела легко и умело. /Иголка/.

• напоминание правил техники безопасности:

— иголки всегда должны быть с ниткой в игольнице и всегда храниться в закрытой емкости (шкатулке);

— ножницы с тупыми концами хранить в чехлах.

• выполнение этапов работы:

— формировать умение вдевать нитку в иголку (большое ушко);

— пришивание пуговицы с двумя дырками. Напоминание: иголку вдеваем в ткань с той стороны, откуда выходит нить;

— проверка качества работы (крепко ли держится пуговица).

•возможность использования готовой работы:

— используем как тренажер в работе по профилактике плоскостопия: (Упражнение «Собери салфетки с пуговицами пальцами ног и положи в корзинку»).

Данный вид работ формирует у детей понимание важности, полезности выполняемой ими работы, вырабатывает бережное отношение к результатам не только своего труда, но и чужого. Воспитывает уважение к трудящемуся человеку.

Рефлексия.

1. Кто считает тему данного мастер – класса актуальной – красная карточка.

2. Кого не заинтересовал предложенный материал – синяя карточка.

3. Кто взял для себя что-то новое из предложенного нами материала – желтая карточка.

4. Кто может поделиться своими приемами работы по данной проблеме – зеленая карточка.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста» Задачи, которые мы реализуем в процессе режимных моментов:.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Консультация по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических.

Формирование навыков самообслуживания у детей в семье Создание в семье условий, с помощью которых добиваются, чтобы ребенок одевался самостоятельно. Чтобы ребенок мог самостоятельно вешать.

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Складывающаяся на сегодняшний день в детских дошкольных учреждениях картина такова, что из-за нехватки младшего персонала, на должность.

Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет» Цель: Совершенствовать знания и умения родителей о формировании КГН у детей раннего возраста. 1. Выступление воспитателя «Формирование КГН.

Опыт работы «Формирование у детей навыков дыхания» Формирование у детей навыков дыхания. У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания,.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Чистота — залог здоровья Актуальность: В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы Здоровье – основа для физического развития ребенка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходят созревание и совершенствование.

Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела
статья по теме

Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально — трудовое обучение в коррекционной школе.

Скачать:

Вложение Размер
individualnyy_podkhod.docx 23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в коррекционной школе-интернате VIII вида.

Учитель профессионально- трудового обучения

Первая квалификационная категория

Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, имеющих разные отклонения в развитии. По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на слабых учащихся. Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:

— трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;

— практическое выполнение заданий;

— энергетическое обеспечение трудовой деятельности и т.д.

Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работу я организую внутри класса по группам. В состав группы входят две-три ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти обучающиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и товарищей своей группы. Работа с такими детьми требует от меня более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Так, на уроке в 8 классе по теме: «Виды синтетических волокон и нитей» я знакомлю учащихся с синтетическими волокнами, из которых делают пряжу и нити.

«Для получения синтетических волокон не надо разводить овец, коз, выращивать хлопок, лен, использовать древесину. Синтетические волокна получить легче, их можно сделать больше, но по своему качеству, они во многом уступают натуральным. Работать с синтетическими тканями труднее. Чтобы не допустить брак в работе, надо знать их свойства». Для большинства учениц объяснения данного понятия можно было бы изложить короче, но слабоуспевающие учащиеся до специального изучения этой темы плохо представляли себе, что такое синтетическая ткань, хотя само слово «синтетика» им знакомо. Работа на уроке провожу следующим образом:

— проговаривание понятия синтетические волокна вслух;

— чтение свойств синтетических волокон и тканей хором по карточкам;

— чтение надписей на плакатах;

— запись трудных слов с их объяснением в словарь.

Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям обучающихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При объяснении я применяю тесты и разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной – рисунок или аппликация, на другой – относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.

Определить переплетение нитей.

Что значат позиции на рисунке? Обозначьте их буквами: основа – О, уток – У, кромка – К.

С целью привития интереса к предмету, я провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу, кубики для составления технических терминов).

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между группами.

Алгоритм проведения игры.

а) ознакомление с условиями игры;

б) деление детей на группы с учетом умственных и физических

2. Проведение игры.

3. Подведение итогов игры с вручением группам шуточных грамот.

Например : на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить. Учащийся 1-й группы называет первую деталь, следующую деталь называет член 2-й группы, потом из 1-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой группе. Выигрывает группа, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Домино» состоит из картонных прямоугольников, на которые приклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

Например: должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

а) знакомство школьников с условиями игры;

б) демонстрация игры более способными учениками.

2. Проведение игры.

3. Подведение итогов игры, награждение.

По этому же принципу проводится игра «Лото».

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить на сколько усвоен пройденный материал.

Например: Кроссворд (материаловедение + машиноведение)

Применение адаптивных методов в обучении шитью детей с ОВЗ

Интерес к шитью некоторые дети проявляют очень рано. На одном интернет-форуме я прочитала, что дочка попросила маму научить ее шить уже в 2,5 года. Из опыта работы я знаю, что научиться шить хотят одинаково и девочки, и мальчики. Поэтому, естественно, что работа с тканью, обучение элементарным навыкам шитья входят в систему образования в детском саду, в раздел ручного труда.

В типовой программе написано, что обучение шитью в ДОУ – это ознакомление детей с материалами и инструментами для шитья, а также выработка умений и навыков работы с ними. Основные материалы и инструменты – это игла, нить и ткань. Игла тонкая, нить еще тоньше. Игла, к тому же,– опасный инструмент. А дети, с которыми я работаю, особенные. Все они имеют различные нарушения зрения. Они видят мир по-иному. Кто-то видит искаженно, кто-то неполно, кто-то нечетко. Передо мной встала задача – помочь детям научиться шить наравне со своими здоровыми сверстниками. Я понимала, что прежде, чем начинать обучение простейшим приемам шитья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно– двигательной координации и мелкой моторики кисти. Возникла необходимость создать коррекционную технологию, задачами которой будет:

  1. Помочь детям понять процесс шитья через компенсаторные чувства, в особенности через тактильные ощущения пальцев.
  2. На подготовительных этапах, через специальные упражнения, довести умения детей до автоматизма, только после этого переходить к шитью.

Вся работа была разделена 4 основных этапа:

  • Экспериментирование со шнурками.
  • Работа с тренажером «Стежки»
  • Работа с тренажерами «Раз стежок, два стежок»
  • Подготовка к шитью, шитье.

1-й этап – экспериментирование со шнурками.

Шнурок выступает, как прообраз ниточки.

Задача: через многократные манипуляции получить максимальные тактильные ощущения, знания о шнурке, как о материале.

Вопросы и задания педагога очень важны для формирования правильных действий, обобщений, умозаключений.

Предполагаемый результат: все знания, понимание о шнурках, которые дети получат в ходе экспериментирования, они перенесут на тонкую ниточку, которую они плохо видят.

  1. Шнурок длинный. (Взять за один конец, провести до другого)
  2. У него есть концы. Сколько концов у шнурка? (Пощупать концы, показать)
  3. Возьмитесь за концы, натяните в разные стороны. Шнурок стал какой? (Тугой, прямой, упругий, пружинистый, похож на струну). А теперь сведите немного руки. А теперь какой – такой же? (Нет. Он стал слабенький, провис, стал потолще, похож на капельку)
  4. Сложите шнурок пополам, натяните. Почему шнурок стал короче? Сложите еще и еще раз, шнурок спрятался в ладошке. Скажем волшебные слова, сделаем пассы над кулачком. Шнурок появился. Возьмите за один конец, потрясите. Что произошло со шнурком – распрямился.
  5. Соедините концы, придайте ему форму овала, круга, капельки.
  6. Намотайте шнурок на цилиндр.
  7. Обмотайте змейкой пальцы рук.
  8. Сделайте из шнурка улитку.

Игра – экспериментирование «Волшебный мешочек»

1. Шнурки бывают разного цвета.

На столе – шнурки разного цвета.

– Возьмите красный, желтый, синий.

– Сложите шнурки в волшебный мешочек.

Педагог предлагает детям взять шнурки из мешка, но определенного цвета. (Дети ошибаются).

– Почему вы выбирали шнурки нужного цвета на столе безошибочно, а из мешочка ошибаетесь? (Ответ Вики Б., старшая группа: – Потому что пальчики цвет не чувствуют, только ощупь чувствуют. Цвет только глаза могут чувствовать – это обозначает видеть)

2. Сравнение шнурков: короткий – длинный, тонкий – толстый, гладкий, шероховатый и т.д. Предложить достать из мешочка определенный шнурок. Например, самый длинный, самый гладкий и др.

Вывод: пальцы не определяют цвет, а могут определить длину, толщину, характер поверхности.

2-й этап работы: тренажер «Стежки»

Вначале шитья детям трудно удержать ткань в руке, сложно понять, как удобнее держать иголку, с какой стороны втыкать ее в ткань. Для облегчения первых шагов в шитье сделано это пособие.

Тренажер сделан своими руками из плотного картона. Его удобно брать, держать в руке. Он адаптирован для детей с нарушением зрения: очерченный край, большие отверстия, выделенные красным цветом. Вырезаны таким образом, что легко определяются на ощупь, имитируют реальное сопротивление ткани, когда вставляется игла. Вместо иглы – маленький карандаш, который удобен при держании, имеет, как и игла, заостренный кончик. Нить ярко-красная, толстая, двойная шерстяная. Карандашик – иголочка хорошо задерживается в отверстии, что дает ребенку возможность перехватить руку.

Цель тренажера: научить шву «Вперед иголку», довести до автоматизма алгоритм действий: вставляем иглу снизу, перехватываем руку, вытягиваем иголку, натягиваем нить, вставляем в следующее отверстие сверху и т.д.

Этапы работы с тренажером:

1.«Сказка об иголочке» – воспитатель в процессе сказки показывает алгоритм действий при шитье.

Сказка об Иголочке.

Жила-была Иголочка. Решила она пойти прогуляться по дорожке. Но Иголочки гуляют не так, как люди, а из отверстия в отверстие. Выглянула Иголочка наполовину в самое нижнее отверстие снизу вверх, огляделась и вышла (перехватываем иглу сверху, вытягиваем, натягиваем нить). Пошла вперед. Зашла в следующее отверстие сверху – вниз (перехватываем иголочку снизу, вытягиваем, натягиваем нить) и опять пошла вперед. Так иголочка шла – шла и дошла до конца дорожки. Каждый шаг иголочки называется стежок, а дорожка из стежков – шов. Стала она думать, как назвать ей шов, который получился. Но ведь она все время шла вперед и вперед. Так и назвала – шов «Вперед иголку».

2. Самостоятельная работа детей.

Необходимо помнить, что когда мы обучаем детей с нарушением зрения какому – то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия нужно обязательно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

3-й этап. Работа с тренажерами «Раз– стежок, два – стежок»

Цель: закрепление алгоритма действий при шитье швом «Вперед иголку»

Усложнения: в них используется более мягкий картон, его тяжелее удерживать в руке, более тонкая нить, вместо иголочки – обклеенный скотчем кончик.

Хорошо, когда этот вид работы проводится в преддверии праздников, и эти изделия могут быть подарками или украшением.

4-й этап. Подготовка к шитью, шитье.

Педагог показывает детям готовые изделия: мешочки для подарков, для ароматных трав и т.д., что стимулирует желание детей к деятельности. Материалы для работы: игла достаточно толстая, игольница, яркий цвет нити, заготовка для мешочка из х-б ткани с обозначенными фломастером точками – отверстиями. Чтобы ткань не сдвигалась, можно использовать булавку. Предварительно оговариваются правила безопасной работы с иглой и ножницами.

Результат.

Мы понимаем, что время, затраченное детьми на изготовление изделия должно быть минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует сохранению и развитию интереса к шитью.

Благодаря предварительно проведенной работе, у детей сформированы навыки: как держать ткань, как вставлять иголку, с какой стороны, как натягивать нить, чтобы получился стежок – все это ускоряет процесс шитья. Шитье превращается в увлекательное, интересное занятие. И дети с ОВЗ справляются с работой наравне со своими здоровыми (или более здоровыми) сверстниками. Аналогично можно обучать шву «Через край».

Читайте также:  Как нужно вышивать крестом
Оцените статью