- Применение адаптивных методов в обучении шитью детей с ОВЗ
- 1-й этап – экспериментирование со шнурками.
- 2-й этап работы: тренажер «Стежки»
- 3-й этап. Работа с тренажерами «Раз– стежок, два – стежок»
- 4-й этап. Подготовка к шитью, шитье.
- Результат.
- Программа «Трудовые мастерские» рабочая программа на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Применение адаптивных методов в обучении шитью детей с ОВЗ
Интерес к шитью некоторые дети проявляют очень рано. На одном интернет-форуме я прочитала, что дочка попросила маму научить ее шить уже в 2,5 года. Из опыта работы я знаю, что научиться шить хотят одинаково и девочки, и мальчики. Поэтому, естественно, что работа с тканью, обучение элементарным навыкам шитья входят в систему образования в детском саду, в раздел ручного труда.
В типовой программе написано, что обучение шитью в ДОУ – это ознакомление детей с материалами и инструментами для шитья, а также выработка умений и навыков работы с ними. Основные материалы и инструменты – это игла, нить и ткань. Игла тонкая, нить еще тоньше. Игла, к тому же,– опасный инструмент. А дети, с которыми я работаю, особенные. Все они имеют различные нарушения зрения. Они видят мир по-иному. Кто-то видит искаженно, кто-то неполно, кто-то нечетко. Передо мной встала задача – помочь детям научиться шить наравне со своими здоровыми сверстниками. Я понимала, что прежде, чем начинать обучение простейшим приемам шитья, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно– двигательной координации и мелкой моторики кисти. Возникла необходимость создать коррекционную технологию, задачами которой будет:
- Помочь детям понять процесс шитья через компенсаторные чувства, в особенности через тактильные ощущения пальцев.
- На подготовительных этапах, через специальные упражнения, довести умения детей до автоматизма, только после этого переходить к шитью.
Вся работа была разделена 4 основных этапа:
- Экспериментирование со шнурками.
- Работа с тренажером «Стежки»
- Работа с тренажерами «Раз стежок, два стежок»
- Подготовка к шитью, шитье.
1-й этап – экспериментирование со шнурками.
Шнурок выступает, как прообраз ниточки.
Задача: через многократные манипуляции получить максимальные тактильные ощущения, знания о шнурке, как о материале.
Вопросы и задания педагога очень важны для формирования правильных действий, обобщений, умозаключений.
Предполагаемый результат: все знания, понимание о шнурках, которые дети получат в ходе экспериментирования, они перенесут на тонкую ниточку, которую они плохо видят.
- Шнурок длинный. (Взять за один конец, провести до другого)
- У него есть концы. Сколько концов у шнурка? (Пощупать концы, показать)
- Возьмитесь за концы, натяните в разные стороны. Шнурок стал какой? (Тугой, прямой, упругий, пружинистый, похож на струну). А теперь сведите немного руки. А теперь какой – такой же? (Нет. Он стал слабенький, провис, стал потолще, похож на капельку)
- Сложите шнурок пополам, натяните. Почему шнурок стал короче? Сложите еще и еще раз, шнурок спрятался в ладошке. Скажем волшебные слова, сделаем пассы над кулачком. Шнурок появился. Возьмите за один конец, потрясите. Что произошло со шнурком – распрямился.
- Соедините концы, придайте ему форму овала, круга, капельки.
- Намотайте шнурок на цилиндр.
- Обмотайте змейкой пальцы рук.
- Сделайте из шнурка улитку.
Игра – экспериментирование «Волшебный мешочек»
1. Шнурки бывают разного цвета.
На столе – шнурки разного цвета.
– Возьмите красный, желтый, синий.
– Сложите шнурки в волшебный мешочек.
Педагог предлагает детям взять шнурки из мешка, но определенного цвета. (Дети ошибаются).
– Почему вы выбирали шнурки нужного цвета на столе безошибочно, а из мешочка ошибаетесь? (Ответ Вики Б., старшая группа: – Потому что пальчики цвет не чувствуют, только ощупь чувствуют. Цвет только глаза могут чувствовать – это обозначает видеть)
2. Сравнение шнурков: короткий – длинный, тонкий – толстый, гладкий, шероховатый и т.д. Предложить достать из мешочка определенный шнурок. Например, самый длинный, самый гладкий и др.
Вывод: пальцы не определяют цвет, а могут определить длину, толщину, характер поверхности.
2-й этап работы: тренажер «Стежки»
Вначале шитья детям трудно удержать ткань в руке, сложно понять, как удобнее держать иголку, с какой стороны втыкать ее в ткань. Для облегчения первых шагов в шитье сделано это пособие.
Тренажер сделан своими руками из плотного картона. Его удобно брать, держать в руке. Он адаптирован для детей с нарушением зрения: очерченный край, большие отверстия, выделенные красным цветом. Вырезаны таким образом, что легко определяются на ощупь, имитируют реальное сопротивление ткани, когда вставляется игла. Вместо иглы – маленький карандаш, который удобен при держании, имеет, как и игла, заостренный кончик. Нить ярко-красная, толстая, двойная шерстяная. Карандашик – иголочка хорошо задерживается в отверстии, что дает ребенку возможность перехватить руку.
Цель тренажера: научить шву «Вперед иголку», довести до автоматизма алгоритм действий: вставляем иглу снизу, перехватываем руку, вытягиваем иголку, натягиваем нить, вставляем в следующее отверстие сверху и т.д.
Этапы работы с тренажером:
1.«Сказка об иголочке» – воспитатель в процессе сказки показывает алгоритм действий при шитье.
Сказка об Иголочке.
Жила-была Иголочка. Решила она пойти прогуляться по дорожке. Но Иголочки гуляют не так, как люди, а из отверстия в отверстие. Выглянула Иголочка наполовину в самое нижнее отверстие снизу вверх, огляделась и вышла (перехватываем иглу сверху, вытягиваем, натягиваем нить). Пошла вперед. Зашла в следующее отверстие сверху – вниз (перехватываем иголочку снизу, вытягиваем, натягиваем нить) и опять пошла вперед. Так иголочка шла – шла и дошла до конца дорожки. Каждый шаг иголочки называется стежок, а дорожка из стежков – шов. Стала она думать, как назвать ей шов, который получился. Но ведь она все время шла вперед и вперед. Так и назвала – шов «Вперед иголку».
2. Самостоятельная работа детей.
Необходимо помнить, что когда мы обучаем детей с нарушением зрения какому – то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия нужно обязательно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.
3-й этап. Работа с тренажерами «Раз– стежок, два – стежок»
Цель: закрепление алгоритма действий при шитье швом «Вперед иголку»
Усложнения: в них используется более мягкий картон, его тяжелее удерживать в руке, более тонкая нить, вместо иголочки – обклеенный скотчем кончик.
Хорошо, когда этот вид работы проводится в преддверии праздников, и эти изделия могут быть подарками или украшением.
4-й этап. Подготовка к шитью, шитье.
Педагог показывает детям готовые изделия: мешочки для подарков, для ароматных трав и т.д., что стимулирует желание детей к деятельности. Материалы для работы: игла достаточно толстая, игольница, яркий цвет нити, заготовка для мешочка из х-б ткани с обозначенными фломастером точками – отверстиями. Чтобы ткань не сдвигалась, можно использовать булавку. Предварительно оговариваются правила безопасной работы с иглой и ножницами.
Результат.
Мы понимаем, что время, затраченное детьми на изготовление изделия должно быть минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует сохранению и развитию интереса к шитью.
Благодаря предварительно проведенной работе, у детей сформированы навыки: как держать ткань, как вставлять иголку, с какой стороны, как натягивать нить, чтобы получился стежок – все это ускоряет процесс шитья. Шитье превращается в увлекательное, интересное занятие. И дети с ОВЗ справляются с работой наравне со своими здоровыми (или более здоровыми) сверстниками. Аналогично можно обучать шву «Через край».
Программа «Трудовые мастерские»
рабочая программа на тему
Используется для обучения инвалидов молодого возраста основам швейного дела и некоторым техникам декоративно-прикладного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trudovye_masterskie.docx | 96.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Отделение реабилитации инвалидов молодого возраста
Рекомендовано к утверждению Утверждено приказом
на заседании ЭМС № _______ № ________
от ____________20 ____ г. от _______ 20 _____ г.
«___» ______________ 2016г.
Программа «Трудовые мастерские»
Елена Сергеевна Олейник,
инструктор по труду
инвалидов молодого возраста
- Пояснительная записка
- Актуальность программы…………………………………………3
- Целевая группа……………………………………………………..4
- Цели и задачи программы…………………………………………5
- Формы и методы работы…………………………………………..5
- Содержание программы
- Этапы реализации программы…………………………………….6
- Направления деятельности и их содержание…………………….7
- Календарно-тематический план…………………………………..8
- Ресурсы……………………………………………………………..11
- Кадровые ресурсы
- Материально-технические ресурсы
- Информационные ресурсы
- Методические ресурсы
- Контроль и управление программой…………………………….13
- Результаты ………………………………………………………………13
- Ожидаемые и полученные результаты
- Критерии оценки эффективности
- Список литературы …………………………………………………….16
- Приложения
…возможность трудиться,
приносить своей работой пользу
для окружающих, чувствовать свою
востребованность в обществе – один
из главных приоритетов в жизни каждого человека.
Сергей Ольгин,
инвалид 2 группы
В городе Урайпо состоянию на январь 2016 года, по данным БУ ХМАО-Югры «Урайская городская клиническая больница» имеют инвалидность 1657 человек. Из них инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет – 167 человек, старше 35 лет 1363 человека. Эта категория людей является наиболее уязвимой, так как многие из них сталкиваются с проблемой профессионального выбора и трудоустройства.
Особенно актуально, на сегодняшний день, для решения проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по социально-трудовой реабилитации, которая позволит осознать свое место в обществе, свой социальный статус, испытать чувство самоуважения.
Отделение реабилитации инвалидов молодого возраста функционирует в структуре учреждения с 2011 года, является единственным и уникальным в городе местом, где молодые люди с ограниченными возможностями и их близкие, с целью организации преемственности реабилитационных мероприятий в семье, имеют возможность пройти социально-трудовую реабилитацию.
Реализация программы «Трудовые мастерские» проводится с 2011 года, она помогает инвалидам освоить такие виды профессиональной деятельности, как швейное дело и изготовление сувенирной продукции в различных техниках декоративно-прикладного творчества, тем самым обеспечивает их трудовой занятостью в мастерских. Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому молодым людям с ограниченными возможностями необходимо учиться и трудиться, пробовать себя в разных творческих направлениях.
Новизна программы «Трудовые мастерские» заключается в постоянном внедрении новых техник и методик, что привлекает молодых людей с ограниченными возможностями в отделение. Учитывая пожелания получателей социальных услуг отделения, в 2016 году запланировано внедрение нового направления по обучению инвалидов навыкам полиграфического производства. Современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требует специальной профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с ограниченными возможностями. Отделение оснащено необходимым полиграфическим оборудованием.
Также планируется внедрение новой формы обучения инвалидов социально-трудовым навыкам — применение командно-групповой методики, которая способствует лучшему усвоению необходимых навыков.
С целью выявления творческого потенциала, интересов и желания обучаться в отделении инвалидов молодого возраста в январе 2016 года было проведено анкетирование молодых инвалидов. В анкетировании приняли участие 20 человек, в итогеполучены следующие результаты:
20% — 4 чел. желают обучаться швейному делу.
30% — 6чел. желают обучаться бисероплетению и вышивке бисером.
10% — 2 чел. желают обучиться работе на вязальной машине.
15% — 3 чел. желают обучиться работе на вышивальной машине.
55% — 11 чел. желают обучиться работе с природным материалом и бумагой (береста, зерна, семена и т.д.).
35% — 7 чел. желают обучиться полиграфическим работам.
15% — 3 чел. желают изготавливать сувенирную продукцию.
Анализ опроса показал, что все предложенные направления востребованы молодыми людьми, что позволит им расширить возможность овладения новыми трудовыми навыками.
Мероприятия программы «Трудовые мастерские» помогут молодым людям с ограниченными возможностями стать социально-активными, научиться различным видам ремесел, сделают их более независимыми и самостоятельными гражданами общества. В будущем, полученные знания и умения и навыки инвалиды молодого возраста смогут применить в жизни самостоятельно для улучшения своего материального положения.
Целевой группой являются люди с ограниченными возможностями старше 18 лет, признанные нуждающимися в получении социальных услуг.
Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество через социально-трудовую реабилитацию или абилитацию, профориентацию и развитие творческого потенциала.
- Способствовать повышению уровня мотивации к трудовой деятельности у инвалидов с учетом их интересов через экскурсии и участие в конкурсах.
- Обучить инвалидов трем техникам декоративно-прикладного творчества, в том числе в домашних условиях для инвалидов, имеющих тяжелую степень ограничения в передвижении.
- Обучить инвалидов, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей элементам кройки и шитья, машинному вязанию и вышиванию.
- Обучить инвалидов выполнять доступные операции полиграфического производства.
- Способствовать реализации сувенирной продукции, изготовленной инвалидами через выставки-продажи.
- Создать условия для реализации командно-группового метода в обучении инвалидов.
Формы и методы работы
Индивидуальная: консультация, беседа, обучающие занятия на дому.
Групповая: лекция с элементами беседы, выставка, экскурсии, обучающие занятия, мастер-класс, выставка-продажа, конкурс, выставка.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
— монологические: объяснение, рассказ, монолог;
— диалогические: дискуссия, диалог, беседа, обсуждение, чтение специализированной литературы.
Этапы реализации программы
Содержание программы направлено на социально-трудовую реабилитацию и занятость людей с ограниченными возможностями в трудовых мастерских отделения реабилитации инвалидов молодого возраста. Программа состоит из трех этапов, содержит определенную группу задач, объединенных общей целью.
Реализация данной программы включает в себя три этапа.
Первый этап, организационный . Январь 2016г.
Цель: Создание условий для трудовой реабилитации инвалидов и членов их семей.
— Анкетирование, диагностика инвалидов с целью выявления их интересов и навыков.
— Разработка методического обеспечения для повышения уровня результативности обучающего процесса.
Второй этап, практический . Февраль-ноябрь 2016г.
Цель: Обучение инвалидов и членов их семей основам швейного дела, техникам декоративно-прикладного творчества, изготовлению полиграфической продукции.
— Подготовка и проведение обучающих занятий для инвалидов в творческих мастерских ДПИ.
— Организация и проведение обучающих занятий основам швейного дела для инвалидов и членов их семей.
— Организация и проведение обучающих занятий по изготовлению полиграфической продукции для инвалидов и членов их семей.
— Подготовка и проведение обучающих занятий для инвалидов и членов их семей на дому.
-Подготовка и проведение совместных обучающих мастер-классовдля инвалидов, учащихся школ, воспитанников детских садов и молодежи города для воспитания толерантности.
-Организация и проведение экскурсий на предприятия и учреждения города.
— Участие в выставках и конкурсах различных уровней по ДПИ, швейному делу, полиграфии.
-Организация и проведение выставок-продаж с привлечением волонтеров города.
-Разработка методических пособий, памяток, буклетов.
Третий этап, аналитический . Декабрь 2016г.
Цель: Анализ результатов деятельности.
— Проведение итоговой диагностики получателей социальных услуг.
— Составление аналитической отчетности, определение перспектив деятельности.
— Оценка качества предоставляемых услуг.
— Корректировка содержания программы в соответствии с результатами оценки.
— Определение перспектив реализации программы.
Направления деятельности и их содержание
Деятельность, проводимая в рамках программы «Трудовые мастерские» по работе с инвалидами, опирается на следующие принципы:
— принцип индивидуального подхода, основной смысл принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося инвалида, использовать при этом индивидуальную методику обучения.
— принцип гуманистического подхода (основан на дружеском расположении к человеку, уважении его личности, его понимании);
— принцип коллективной творческой деятельности (такой подход позволит каждому человеку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личностные качества);
— принцип системности, принцип одобрения и принятия, принцип комплексного подхода.
В реализации программы используются как индивидуальная форма работы, так и групповая, приоритетом пользуется индивидуальная форма работы. Также проводятся обучающие занятия для родителей с целью ознакомления их с методами и приемами, необходимыми для занятий в домашних условиях.
Основными механизмами реализации программы являются:
- Социально-педагогическая диагностика инвалидов.
- Проведение обучающих занятий по швейному делу, обучающих занятий на вышивальной машине и по изготовлению художественно-прикладных изделий на рабочем месте для инвалидов и членов их семей.
- Обеспечение занятости инвалидов в трудовых мастерских с учетом способностей и интересов каждого человека.
- Проведение обучающих занятий для инвалидов и членов их семей по изготовлению художественно-прикладных изделий в домашних условиях.
- Проведение обучающих занятий повыполнению доступных операции полиграфического производства.
- Проведение обучающих занятий с применением командно-группового метода.