- Узелковый батик: мастер класс и техника выполнения с видео
- Узелковый батик для начинающих
- Материалы для узелкового батика
- Как подготовить ткань к узелковому батику
- Штамп для узелкового батика своими руками
- Техника узелкового батика
- Узелковый батик в Африке
- Узелковый батик в Индии
- Процесс работы в технике узелкового батика
- Подготовка ткани
- Завязывание узелков
- Узоры и эффекты в узелковой технике
- Окрашивание ткани
- Многоцветное окрашивание
- Закрепление красителя
- Сочетание узелкового батика с другими техниками
- Использование узелкового батика
- Шарф в технике холодный батик своими руками – мастер-класс с фото — Идеи для праздников
Узелковый батик: мастер класс и техника выполнения с видео
Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай.
А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска.
Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.
Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.
Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью.
Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника.
Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.
Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.
Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.
Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:
Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски.
Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет.
Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.
И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.
Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.
Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.
Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.
Примеры растительных красителей:
- красный – зверобой, крушина и боярышник;
- желтый – картофель и орешник;
- зеленый – крапива и манжетка;
- оранжевый – чистотел;
- голубой – голубика;
- фиолетовый – черника;
- синий – цветы иван-да-марьи.
Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.
Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:
- яичную скорлупу;
- мелкие камушки;
- древесные щепки;
- ровные маленькие дощечки;
- прищепки бельевые;
- пробки;
- крышки и другое.
Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.
И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике.
Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.
Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно.
Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры.
Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.
Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.
Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.
- Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
- Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.
Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.
Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны.
Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя.
Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.
Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать.
Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне.
Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.
Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов.
Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем.
Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.
Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика.
В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным.
А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.
Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!
В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).
Узелковый батик для начинающих
13 апреля 2013 , раздел — Рукоделие
Существует множество способов – сложных и простых — как раскрасить шелк. В этом уроке вы научитесь расписывать ткань при помощи узелков, использовать соль и силиконовые штампы.
Цвета красок смешаются между собой, соль оставит светлые следы, а силиконовые штампы помогут создать более четкий тон. Именно в данной статье вы узнаете, как делается узелковый батик для начинающих.
- Использование силиконовых штампов — это еще один способ украшать самые разные поверхности красивыми оригинальными рисунками и орнаментами, особенно эта техника подходит для начинающих мастеров.
- Если же вы хотите декорировать шелк или другую ткань, делайте штампы контурными красками или смешайте обычные краски для шелка с загустителем — иначе они будут слишком жидкие и разольются.
- При помощи такой техники вы смело сможете украсить абсолютно любой предмет интерьера: расписать шторы, плафон для светильника, сделать чехол для подушек и, в конце концов, расписать нарядное шелковое платье или блузу.
Материалы для узелкового батика
Для того чтобы сделать узелковый батик вам понадобятся материалы:
- Лоскут шелка (или любой другой ткани).
- Краски для шелка нескольких цветов.
- Прозрачные и золотистые контурные, краски для шелка.
- Широкая кисточка.
- Набор силиконовых штампов.
- Акриловая основа для штампа.
- Соль.
- Иголка и нитка.
Если же вы впервые столкнулись с такой работой, как батик, тогда перед ее выполнением ознакомьтесь с техникой росписи для начинающих.
Как подготовить ткань к узелковому батику
Отрежьте кусок шелка нужного размера. Перед покраской постирайте и погладьте его.
Решите, сколько цветов вы будете использовать, и разделите ткань на такое же количество полосок. На том месте, где сольются два цвета, завяжите маленький узелок, если вы хотите, чтобы переход был плавным, тогда это место сметайте с помощью иголки и нитки.
Затем стяните, закрепите нитку узелком, чтобы она не «убежала».
Так стяните весь шелк (или любую другую ткань). Далее растяните полиэтилен или другой скользящий материал.
Стянутые места негусто намажьте прозрачными контурными красками — здесь останутся небольшие белые пространства. Когда контурные краски высохнут, кисточкой наносите обычные краски для шелка. Для каждого цвета используйте свою чистую и сухую кисть.
Покрывайте ткань одним цветом до стянутого места. Поднимите складки и убедитесь, все ли вы прокрасили.
Выкрасив полоску одного цвета, сразу же наносите и другой цвет — краски смешаются, и цвета удивительным образом перейдут один в другой. Эта техника батика для начинающих просто идеальна. Не правда ли?
На мокрую краску посыпьте крупную соль и оставьте. Стряхнете ее, когда краска высохнет. Чем больше соли насыплете, тем сильнее она обесцветит ткань.
Когда краски высохнут, развяжите их и вытащите нитки, стряхните соль, расправьте ткань и зафиксируйте краску утюгом с обеих сторон.
Установите режим для своей ткани, каждую сторону проглаживайте через хлопковую ткань около 5 минут.
Через 48 часов выстирайте батик мастер класс, которого подскажет, как это сделать. Итак, шелк сполосните в чуть теплой воде.
Не удивляйтесь, что вода изменит цвет, а сама ткань станет светлее — эго характерно для красок, которые закрепляются не паром, а утюгом. Погладьте шелк (ткань можете гладить влажной).
Штамп для узелкового батика своими руками
С помощью силиконовых штампов для батика и золотистых контурных красок для ткани придайте рисунку игривости.
Для начала снимите штамп с пластика производителя. Чтобы штамп красиво отпечатался, прикрепите его к твердой основе — акриловому блоку.
Покрасьте штамп густыми золотистыми контурными красками для шелка. Не берите краски слишком много – иначе рисунок сольется.
Переверните — штамп и аккуратно приложите его к шелку в желаемом месте. Надавите. Снимите штамп, таким образом, вы можете украсить всю ткань. Перед каждым отпечатыванием намазывайте штамп контурными красками.
Таки образом, наш узелковый батик мастер класс, которого достаточно прост, как вы уже успели убедиться, готов! Теперь приступайте к созданию вещей, которые вы задумали сделать.
Техника узелкового батика
Узелковый батик встречается в культуре многих народов.
Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы.
Краска на проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся.
Узелковый батик в Африке
В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.
Узелковый батик в Индии
В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.
Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.
Процесс работы в технике узелкового батика
Подготовка ткани
Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.
Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.
Завязывание узелков
Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.
Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.
Узоры и эффекты в узелковой технике
Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.
Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.
Окрашивание ткани
Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:
- Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
- Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.
Многоцветное окрашивание
- На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
- На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом.
Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
Процедуру можно повторить несколько раз.
Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.
Закрепление красителя
При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.
При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.
При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.
Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.
При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).
Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.
Сочетание узелкового батика с другими техниками
Узелковый батик можно сочетать с другими техниками — с холодным или горячим батиком. Часто узелковая техника является базой для цветочного мотива, который в дальнейшем прорабатывается в технике холодного батика.
В этой технике можно окрашивать не весь отрез, а только часть. В процессе кипячения можно оставить один край не окрашенным, закрепив его над емкостью с красителем. В результате переход от цветной части к неокрашенной получится мягким. Затем на неокрашенном участке можно выполнить роспись в любой технике.
Использование узелкового батика
Узелковый батик – техника, не сложная в исполнении, которая позволяет в короткий срок создать эксклюзивный принт, применимый для одежды или интерьера. Кроме того, эту технику можно использовать при окрашивании отшитых предметов одежды. Так, например, часто можно увидеть футболки, окрашенные в этой технике.
Шарф в технике холодный батик своими руками – мастер-класс с фото — Идеи для праздников
И так, рисуем платок в технике холодного батика.
Ткань — креп-сатин, белого цвета, размер приблизительно метр на метр. Ткань берем с запасом, т. е. готовое изделие будет где то 90х90 см.
- Резерв — прозрачный фирмы Гамма
- Краски — акриловые для шелка Silk, Гамма
- Стеклянная трубочка для резерва
- Тряпка, для удаления капли резерва с трубочки, и для сушки кистей.
- Кисти — 3 беличьих кисти разного размера, №5 для мелких деталей, №12 для заливки крупных деталей, №24 плоская кисть для фона.
- Карандаш, большой лист бумаги для рисунка, маркер для обводки рисунка.
- Деревянная рама, или подрамник (я использую раздвижную раму)
Перед тем как натягивать ткань на раму, ее следует промыть в легком мыльном растворе, для того, чтобы смыть заводскую обработку ткани, потому как если ее не промыть, краска будет плохо растекаться. После высыхания ткани, ее следует слегка прогладить.
Натягиваем ткань на раму.
Для начала очень ровно позиционируем ее:
Затем прикрепляем ткань канцелярскими кнопками, делаем это начиная от середины к краям. Важно ткань натягивать очень ровно, чтобы не перекосить ее.
После того как ткань натянута, нам нужно сделать рисунок нашего платка в размер рамы. Можно сделать предварительный эскиз маленького размера, а затем увеличить его до размера платка. Я рисунок делаю без предварительного эскизирования, прямо на большом куске бумаги. Для того, чтобы рисунок был лучше виден, я обвожу его поверх карандаша перманентным маркером.
Затем подкладываем рисунок под ткань таким образом, чтобы он был хорошо виден сквозь нее. Если рисунок находиться слишком низко и не виден, то можно подложить книги или журналы, чтобы он был ближе к ткани.
Когда рисунок размещен под тканью, начинаем наносить резерв.
Наносим резерв тщательно, чтобы не было разрывов, иначе краска потечет. Когда прошли резервом весь рисунок, оставляем его высыхать. Высыхает где то за час. Если время на работу ограничено, то можно ускорить процесс сушки феном.
Когда резерв высох, начинаем непосредственно роспись. Перед тем как наносить краску, нужно смочить раскрашиваемую область чистой водой. Это нужно для того, чтобы краска текла более свободно, а так же для того, чтобы выявить те места, которые плохо пропитал резерв.
Роспись по ткани напоминает акварельную живопись, потому, как в акварели, мы постепенно вплавляем один цвет в другой, добиваясь неповторимых переходов и игры цвета. Я обхожусь без палитры, смешивая краски прямо на ткани. Новичкам такой фокус будет наверное сложен, поэтому советую воспользоваться пластиковой палитрой.
При нанесении краски следует учитывать вид ткани. На различной ткани краска ведет себя по-разному. Она может течь равномерно, либо больше по утку, либо больше по основе.
Наносить краску нужно аккуратно, чтобы не попасть другим цветом на уже прокрашенные области, так как исправить это уже не удасться.
По моей задумке цветы на платке будут светлее фона, я делаю их золотисто — оранжевыми, листья же будут темнее фона,я делаю их красно коричневыми.
Если все таки в некоторых местах резерв был нанесен плохо, и мы этого не заметили при смачивании ткани водой, в этих местах краска протечет на другую область рисунка.
Нам этого не нужно, но так как фон предпологаеться довольно таки темным, то протечки можно особо не размывать. Но обязательно эти места вновь пройтись резервом, чтобы цвет темного фона не затек на светлые цветы.
Если же вы делаете фон светлым, то как только краска протекла, ее нужно тут же размыть на сколько это возможно и место протечки пройтись резервом.
Постепенно, расписывая небольшие детали, переходим к росписи фоновой области. Необходимо помнить, что большую область нужно писать быстро, не прерываясь, чтобы краска текла равномерно и нигде не высыхала раньше времени, иначе можно получить некрасивые пятна и затеки.
Чтобы добавить интересный эффект «капель», посыпаем мокрую ткань в некоторых местах мочевиной. Мочевина продается в любом садово-огородном магазине. Есть какая то специальная присыпка для подобного эффекта, но стоит конечно на порядок дороже (не знаю как называется). Либо можно вместо мочевины посыпать крупной солью, соль создает «звездочки» более светлого цвета.
И так, мы закончили роспись. Если в каких либо местах цвет не настолько насыщенный как вам хотелось бы, можно добавить цвета, заново смочим нужные участки и усилить контраст.
После высыхания, ткань нужно аккуратно снять с рамы, вынув кнопки.
Рисунок закрепляем при помощи не очень горячего утюга с изнаночной стороны на средней температуре допустимой для даного типа ткани.
После закрепления рисунка, ткань нужно прополоскать в теплой воде с добавлением малого количества мягкого шампуня, это нужно сделать для того, чтобы избавится от жесткости ткани после утюжки.
После того как ткань прополощена и высушена, нужно ее опять прогладить и ровно обрезать в размер, а затем обработать края. Для тех кто не дружит со швейной машинкой, можно отнести платок в ближайшее ателье и за не большую плату вам там обработают край на оверлоке.
- И вот наш платок готов!
- Тэг: Батик
- Источник: