- Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок в 5 классе по теме:
« ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ »
искусства Ершова Наталья
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить с языком декоративно- прикладного искусства; воспитать эмоциональное отношение человека к окружающему миру; показать связь ДПИ с современным искусством.
Оборудование: для учеников – фломастеры, восковые мелки, бумага, простой карандаш, ластик; для учителя -предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео — материал.
Зрительный ряд : предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео — материал .
Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.
- Вступительное слово учителя.
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству . С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку , выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.
Художественный образ произведений декоративно-прикладного искусства имеет ряд специфических особенностей. Вещь – конструкция рациональная, не имеющая прототипа в природе. Для человека она предмет его мечтаний или забот, радости или огорчений, верный помощник или враг, символ его труда, праздник, настроение. Поэтому независимо от замысла художника, вещь несет и определенный образ. Изделия декоративно-прикладного искусства включают в себя и элементы духовной культуры, национальные традиции.
В связи с разнообразием назначения вещей и используемых при их изготовлении материалов, выделяются разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства. Основные из них – это оформление ткани , моделирование одежды , керамика , художественный фарфор , изделия из стекла , изготовление игрушек , ювелирное искусство .
К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из различных материалов, таких как дерево , глина , камень, ткань, стекло, металл . Материал определяет положительное отношение к вещи, когда качества материала (его легкость, невесомость, или устойчивая утяжелённость, упругость; привлекательность, красивая поверхность) связываются с формой и назначением.
Материал может выражать прямые функции предмета: керамический сосуд должен быть легким и устойчивым, тканное и вышитое полотенце – практичным, резная деревянная мебель – удобной и т.д. Совмещение материалов также может придавать предмету разные свойства. В одних случаях, когда вещь выполнена из различных материалов, она может быть непрактичной, в других – дополнительное оформление воспринимается как украшение, как эстетический эффект.
Особую ценность представляет уникальность изготовления произведений декоративно-прикладного искусства. Определяет ценность вещи ручная работа, отпечаток руки мастера. Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.
Способ обработки материала может быть различным: резьба по дереву , гончарное ремесло , роспись , ткачество , вышивка, ковка металла, чеканка и так далее.
Украшением произведения декоративно-прикладного искусства является накладной рельеф или рисунок . Накладной рельеф наносится на готовую поверхность формы. Благодаря ему фактура поверхности становится богаче, появляется игра светотени . Один из распространенных типов украшения предметов декоративно-прикладного искусства – рисунок . Он переносится на готовую форму и обладает множеством разновидностей. Это может быть и одноцветная линия, сложный многокрасочный узор или многофигурная композиция . Рисунок тесно взаимосвязан с формой предмета: узор на ковре определяет плоскость, линии на кувшине подчеркивают объем.
Ритм складывается в орнамент . Орнамент читался. Он был пожеланием счастья, родовым знаком, национальным орнаментом, иногда в нём было записано послание.
По узору вышивки узнавали из какой деревни гость.
По узору на булате- где он выкован.
По узору наличника- как зовут мастера, хотя имени он в него не вписывал.
По орнаменту мы узнаём эпоху, стиль, время.
Существуют определённые символические изображения, например:
солнце, огонь- в виде ромба, земля, плодородие, засеянное поле- окружность, птица- символ тепла, света, урожая, «древо жизни» символизирует непрерывность жизни, символ небесного огня- орёл, предвестник зари и солнца- петух , священные животные, охраняющие «древо жизни»- крылатые собаки.
В произведениях ДПИ часто встречается ритм. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов или форм. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, неравномерность, не математическая точность. Ритм в ДПИ присутствует как один из важнейших элементов выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и зачастую придаёт содержанию определённую эмоциональную окраску. В произведениях ДПИ особая роль отводится ритму. Все многочисленные композиции орнамента построены на определённом ритмическом чередовании элементов.
Одно из главных мест в рисунке занимает орнамент . Большое значение ему отводится в народном искусстве . Здесь орнамент , также как и цвет , несет в себе не только эстетический эффект, но и символическое значение. Розетка на прялке – солнце, женская фигурка на рушнике – богиня плодородия, дерево с птицами на кроне – древо жизни и райские птицы.
Произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому в определенные исторические эпохи в декоративно-прикладном искусстве выражаются черты стиля. Благодаря произведениям этого искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте.
Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
- Заключительное слово учителя.
Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие в мир декоративно- прикладного искусства, познакомились с творчеством народных мастеров, убедились в том, что произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому они рассказывают нам о различных эпохах, народах, традициях. Мы видим, что ДПИ не ушло на задний план, а продолжает волновать и радовать нас.
Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:
— выполнение подготовительного рисунка (эскиза);
— выполнение рисунка в цвете;
— анализ выполненных работ и выставление оценок.
Домашнее задание: подбор иллюстративного материала о русском народном костюме.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок Изо 5 класс | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Технологическая карта изучения темы
Технология построения урока
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Создание условий для развития духовно – нравственного развития ребёнка, развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту, с условностью языка орнамента, его символическим значением, развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение, прививать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Основные термины и понятия
Орнамент, стилизация, скатерти – столешники, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь.
Графические: — владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками.
— правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
Учебно- творческие умения:
-искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.
— умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Личностные УУД: сформировать:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
-высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;
-ориентироваться в учебнике;
— уметь пользоваться разнообразными графическими материалами;
-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
-слушать и понимать речь других;
— уметь выражать свои мысли,
— уметь критически оценивать свои работы
и работы своих товарищей
Просмотр — анализ работ
Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская.
Технические средства обучения:
Экранно – звуковые пособия:
Презентация в Power Point
-осуществлять самоконтроль по организации рабочего места
1.Добрый день ребята!
Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.
Обучающиеся проверяют правильность расположения художественных принадлежностей.
2. Целеполагание и мотивация.
— действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера,
— участие в коллективном разгадывании темы урока.
Слайд 2 . Ребята! Посмотрите на эти прекрасные старинные предметы. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?
Обучающиеся дают ответы.
3. Первичное усвоение нового материала.
— овладевать умением прогнозировать;
-обсуждать задание, поддерживать диалог одноклассников.
— находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы
— слушать и понимать речь других;
Слайд 3. Посмотрите на это изображение края полотенца. Найдите на странице 42 учебника место, где описывается сюжет вышивки и где находится само изображение. Ответь на вопросы: — Как называется сюжет вышивки?
— Почему фигуры женщин и всадниц на конях выглядят необычно, странно?
— Что называется орнаментом? (Слайд 4)
Чтение текста и соотнесение с иллюстрациями учебника.
Самостоятельные ответы на вопросы.
4.Осознание и осмысление учебного материала.
— ориентироваться в своей системе знаний определение границ (знания-незнания);
-слушать и понимать речь других;
— умение быть зрителем;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
— определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.
Слайд 5 . Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Это занятие было традиционным для русской женщины. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Слайд 7 . Полотенце служило подарком, знаком благодарности.
В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол – иконы. На нарядных полотенцах подносили хлеб – соль почетным гостям.
-Что вы можете сказать об этом красивом обычае?
. В орнаменте женщина старалась передать увиденные цветы, птиц, животных, но в фантастических образах.
Слайд 8 На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц – пав, изображённых по сторонам куста- древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками.
— А известно ли вам, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах?
Слайд 9. Посмотрите, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.
Слайд 10 . Посмотри, как по – разному решается образ древа жизни.
Слайд 11 С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена эта многоцветная вышивка с изображением барсов, изукрашенная узорочьем швов!
— Посмотрите, как выглядят барсы, какой у них характер, какие они?
Слайд 12. В народной вышивке очень богат красочный декор, драгоценное узорочье древних образов: древа жизни, женского божества, птицы, коня, оленя и барса. Мастерица – вышивальщица дробит, детализирует поверхность фигуры, в результате чего складывается сложный узор.
Слайд 13. Здесь вы видите женский образ – символ плодородия и возрождения жизни, берегиню. Ткачихи и вышивальщицы любили делать узоры красного цвета. Это придавало полотенцу более торжественный вид. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Белый цвет олицетворял женское начало.
Просмотр учащимися презентации.
Участие в беседе.
5. Систематизация знаний и умений.
— определять и формулировать деятельность на уроке;
-проводить анализ творческой деятельности ;
— определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала ( знаний) на уроке и проводить его.
Слайд 14-18. Ребята, мы с вами уже знакомились с древними образами, делали зарисовки солярных знаков, коня, птицы, древа жизни.
— Покажите на слайде солярные знаки. Что такое солярные знаки?
— Объясните значение символов:
— Что означает красный цвет в вышивке? Белый цвет?
— овладевать умением прогнозировать;
— находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы
— У кого возникли затруднения по выполнению задания?
Давайте научимся, как правильно это нарисовать.
Просмотр слайдов 21-24, где даны образцы выполнения символических знаков.
Выполняю зарисовки некоторых древних образов на доске.
Обучающиеся выполняют упражнение, связанное с темой урока.
7.Применение новых знаний.
— определять последовательность своих действий на уроке;
— владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.
— анализировать правильность выполнения задания;
— умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
слушать и понимать речь других;
Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Показываю на доске как правильно закомпоновать выполняемое задание.
Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют индивидуальную практическую работу.
8.Рефлексия учебной деятельности
— обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
— уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
-давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками);
— уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
Выявление уровня изученного материала.
-Что нового узнали на уроке?
Выставка работ обучающихся с обсуждением и проведением анализа..
-У каждого из вас получился красивый рисунок, но определите лучшие работы по уровню качества.
-Как ты оцениваешь свою работу?
В конце урока выставка результатов с обсуждением работ.