Книга: «Старинные секреты плетения кружев» (глава 4.4, начало)
4.4. СЦЕПНОЕ КРУЖЕВО
Мы подошли к возможности выполнения сцепного кружева. В восемнадцатом веке в Россию были завезены заморские кружева, выполненные в сцепной технике. Эта техника привлекла русских рукодельниц простотой исполнения и широтой возможностей. Русские мастерицы быстро переняли новый стиль. При этом они никогда полностью не копировали узор, а творчески перерабатывали его, объединяя заимствованное с традиционным так, что одно становилось неотделимым от другого. Появился новый стиль «русский гипюр». Он развился под влиянием французского сцепного кружева «клюни», воспроизводившего старинные музейные узоры. Нет такого явления, которое Россия не могла бы ассимилировать, впитать и сделать своим. Так, французское «клюни» стали запросто называть вполне по-русски — «колуны». Его отличием было отсутствие решетчатого фона. Гипюр был проще по плетению, чем традиционные русские кружева. Орнаменты из полотнянки скреплялись плетешковыми связками, которые создавали замысловатое окружение вокруг основного узора. Очень интересные мотивы выплетались из различных сочетаний насновок: «кудрявчики», «солнце», «месяцы», «звездочки» с «бородавкой».
Сцепное кружево обычно состоит из основного узора и решеток. Оно смотрится свитым из одной непрерывной тесьмы с различными изгибами и поворотами. Простое сцепное кружево плетется как бы из полотняной тесемки. Основной узор обычно бывает очерчен извивающейся полотнянкой (которая называется «вилюшкой») или сеткой. Он составляется из растительных мотивов, розеток, кругов и овалов. Вилюшка обычно оформляется ажурным краем за счет перевива крайних пар. К ней может быть добавлен плетешковый оплет с отвивными петлями. Большую роль в сцепном кружеве может сыграть скань в тон узору или контрастная — она помогает расставить акценты. Сцепное кружево выплетается частями, которые соединяются методом сцепки. Для начинающих привлекательным качеством этого вида кружева является относительно малое количество пар, необходимых для плетения, обычно 6-12.
Самым характерным элементом сцепной техники является «вилюшка».
Если полотнянка располагается не по прямой, а изгибается, то узор называется «вилюшкой», В разных российских местностях этот элемент имел свои названия: «вить», «вьюны», «вертуны». При выполнении поворота подушку со сколком нужно поворачивать, следя за тем, чтобы долевые нити располагались вертикально, а ходовая — горизонтально. Сколок вилюшки показан на рисунке 4.28. Сначала выплетается полотнянка с перевивом крайних пар до точки поворота, на сколке это точка 3. Повороты вилюшки можно выполнять двумя способами — с закидкой и без нее.
Поворот с закидом
Если выполняется поворот полотнянки вправо, то левый ее край делают так же, как в прямой полотнянке, а в точке поворота делается закидка (закид): ходовую пару проплетают с долевой С-П-П-С (скрестить, два раза перевить, скрестить) я ставят булавку в точку 3 под обе пары, как это показано на рисунке 4.29. Крайнюю пару откладывают направо, а ходовую пару поворачивают вокруг булавки и продолжают плетение к внешней стороне. В точке 4 последнюю долевую пару сплетают с ходовой полным заплетом и возвращаются к внутренней стороне поворота. В точке 3 ходовую пару снова сплетают с отложенной долевой, делая закид (С-П-П-С), вынимают булавку, подводят ее под новые пары и вставляют в тот же накол. Чтобы долевые пары не сбегались к центру, можно до и после закида делать дополнительные перевивы ходовой пары.
Поворот без закида
Вилюшку можно выполнять немного иначе, без закидки (рисунок 4.30). В этом случае, приведя ходовую пару в точку 3, ее проплетают полным заплетом и откладывают. Вместо нее ходовой становится крайняя долевая пара, которая направляется к левому краю, сплетаясь полотном с другими долевыми парами. Вернувшись снова в точку 3, эта ходовая пара откладывается и меняется на первоначальную. Так пары меняются ролями до конца поворота.
Когда поворот закончен и ходовая пара пришла в точку 10 (рисунок 4.28), необходимо соединить внешние края вилюшки, то есть сделать сцепление. Надо сцепить подошедшую ходовую пару с петелькой, которая является очередной точкой сколка. Эта манипуляция производится при помощи крючка. Для этого нужно вытащить булавку 10 и подхватить освободившуюся петельку крючком сверху вниз (рисунок 4.31а). Ходовую пару взять в левую руку, перевить два раза и, подцепив крючком правую нить, протащить ее через петельку (рисунок 4.31б). Нужно вытащить довольно большую петлю (2-3 см) и продеть в нее нижним концом — «пяточной» — вторую коклюшку (рисунок 4.31в). Петлю утянуть, и снова вставить булавку в накол 10. Затем перевить пару два раза и продолжать плетение к левому краю, где произвести сцепление со следующей петелькой на месте булавки. Затем плетение производится по направлению вилюшки или выполняется поворот в другую сторону.
Иногда сцепливаемые края могут находиться на некотором расстоянии друг от друга, как на сколке (рисунок 4.28б). В этом случае приходится делать сцепление удлиненной петелькой или плетешком. Для этого после 2-3 перевивов одну нитку от пары коклюшек крючком протягивают к месту соединения с узором, а вторую нитку пропускают в петлю, образованную первой ниткой. Утянув обе нитки, коклюшки перевивают 1 раз. Затем одну нитку крючком протягивают под перевитые нитки, а вторую — в образовавшуюся петлю.
Мотивы из вилюшек
Тонкая полотнянка может извиваться в самые причудливые формы. Затейливые фигурки на рисунках 4.32-4.35 — элементы древнего славянского орнамента, пришедшие со старинных вышитых узоров. Сцепное кружево, хоть и появилось гораздо позже, впитало лучшие традиции русского декоративного искусства. Такие рисунки издревле использовались для украшения домашней утвари, прядильных досок, изразцов. Они несут в себе забытый магический смысл: пожелания изобилия, благополучия и защиты от злых сил. Все эти мотивы русские кружевницы использовали в своих работах, выкладывая их из полотнянки. И в третьем тысячелетии мы говорим о птице удачи, втайне на нее надеясь, а в восемнадцатом веке каждая девушка старалась выплести свою паву — птицу счастья, которая ей непременно должна была помочь. Деревья или цветущие кусты — другой излюбленный символ изобилия и весны.
Очень часто рисунок из полотнянки (вилюшки) образует замкнутый контур. В этом случае нужно незаметно соединить концы полотна, выражаясь профессионально — «выполнить зашивку».
За 2-3 см до конца плетение останавливают, ходовую пару откладывают в сторону. Долевые пары нужно соединить без лишних узелков, поэтому их не связывают, а сдваивают, точно так же, как при надставке нити. Отматывают от коклюшки 20 см нитки, обрывают, конец ее привязывают к булавке и прикрепляют ее по ходу долевой нити на 4-5 см выше работы — так, чтобы нить образовала петлю, вспомните рисунки 4.5 и 4.6. В полученную петлю продевают нить с коклюшки и закрепляют. Таким образом сдваивают все долевые нити. Заканчивают полотнянку по сдвоенным нитям.
Ходовую пару выводит вправо и прикрепляют к первой петле начала работы. Снимают обе коклюшки первой долевой пары и в полученные петли поочередно пропускают ходовую пару. Концы петель снимают с булавок, петли утягивают под основание, концы нитей обрезают. То же проделывают со всеми долевыми парами. Ходовая пара зигзагами прикрепляется то к началу, то к концу работы. Когда все долевые нити будут пройдены, ходовые нити разводят в разные стороны и прячут концы в полотнянку.
Соединение деталей кружева иглой
Детали уже готового кружева нужно незаметно соединить между собой. Лучше это делать теми же нитками, из которых выплетено само кружево. Цеплять нужно за петельку или плетешок, но обязательно за 2 нитки. Если пользоваться двумя иголками, можно делать незаметные перевивки ниток. Вначале два раза закрепляют нить с помощью петли, так как узелки недопустимы.
Если сшиваются вилюшка и сетка, петельки вилюшки соединяют с острыми углами сетки. Если соединяют два участка сетки, соединение идет по острым углам.
В любом случае сшивка является нежелательным моментом. Лучше постараться сплести детали кружева, перекалывая их.
А теперь мы переходим от элементов сцепной кружевной техники к узорам из них. Простейшим узором является решетка, в отличие от сетки, которая является элементом кружевной техники.
Сцепные решетки могут быть использованы в качестве фона или, напротив, заполнять замкнутые фигуры в кружевах. Они выплетаются из плетешков, соединяемых между собой методом сцепки. Помогают в создании рисунков пико и насновки. Ячейки плетешковой решетки могут быть различной формы: прямоугольные, круглые, шестиугольные. Линии решеток могут иметь вид «снежинок», «звездочек», «цветков». Решетки могут включать в себя также участки полотнянки или сетки.
Решетки в 2 пары
Самая простая решетка плетется двумя парами. На рисунке 4.36 показаны 3 вида таких решеток. Все они плетутся по одному сколку (рисунок 4.37). Все три вида решетки плетутся горизонтальными рядами ломаных линий. Каждая дырочка на сколке обозначает точку поворота линии.
Самая верхняя решетка (рисунок 4.36) состоит из насновок и плетешков с отвивными петлями. Ряды насновок и плетешков с отвивными петлями чередуются между собой.
Первый ряд состоит из плетешков. Начинают плетение от самой левой верхней точки и плетут плетешок по ломаной линии. Отвивные петли на сколке не обозначены. Их выполняют в обе стороны от плетешка по середине отрезка ломаной линии. В местах поворота ломаной втыкают булавки и закрепляют их двойным переплетом (заплетают).
Второй ряд состоит из насновок, их плетут справа налево, направляя то вверх, то вниз. В верхних точках изгиба выполняют сцепление, а в нижних просто втыкают булавки.
Третий ряд слева направо выполняют плетешками с пико, как первый ряд.
Так ряды повторяют.
Вторая решетка еще проще, так как плетется одними насновками. В верхних точках делают сцепление, а в нижних просто вставляют булавки.
Третья решетка плетется только плетешками с пико.
Различных двухпарных решеток можно наплести великое множество, на рисунках 4.38, 4.39 представлены некоторые виды таких решеток. Плетение каждой из простейших решеток имеет свои особенности. Рассмотрим их на примере плетения решеток в квадрате из полотнянки, по краям полотнянки нам легче будет перемещаться плетешком.
Решетка из плетешков в рамке из полотнянки
Если любую из рассмотренных нами решеток заключить в квадрат, обрамленный полотнянкой, мы получим законченный отделочный фрагмент. Сколок такого фрагмента — на рисунке 4.40. Размеры рисунка связаны с толщиной ниток. Полотнянку выполняют восемью парами коклюшек нитками N30. Ширина полотнянки — 1 см, расстояние между наколами полотнянки — 5 мм. Сторона квадрата — 8 см.
Сначала отдельно плетут рамочку из полотнянки на 8 парах коклюшек, начиная от точки А. В углах поворота делают закиды (С-П-П-С). Пройдя весь контур и вернувшись в точку А, булавку заплетают двумя парами: ходовой и крайней долевой.
От точки А двумя парами коклюшек плетут решетку из плетешков описанным ранее способом (сцепные решетки) зигзагообразными рядами. По нижнему краю решетку сцепливают с полотнянкой, а по верхнему — заплетают булавки. В точке А выполняют зашивку полотнянки.
Решетка из насновок и плетешков с пико в рамке
Сколок на рисунке 4.41. Решетка состоит из 5 вертикальных рядов плетешков и 5 горизонтальных рядов, состоящих из плетешков с отвивными петлями и насновок. Рамочку плетут так же, как в предыдущем случае. Точку А так же заплетают ходовой и крайней долевой парами.
От точки А вниз по краю полотнянки плетут плетешок, сцепливая его с каждым наколом полотнянки. Обогнув внутренний угол рамки, проплетают плетешок на 2 накола влево от угла и протягивают вверх до рамки. Далее вдоль рамки на 2 накола влево и вниз. Так протягивают все 5 вертикальных рядов плетешков.
Обходят плетешком правый верхний угол рамки до точки Б. Теперь прокладывают горизонтальные линии решетки. От точки Б по направлению к левому краю плетут насновку, затем плетешок с двумя пико, снова насновку и т.д. до точки А. В точке А выполняют зашивку полотнянки.
Прямая решетка из плетешков и насновок в квадрате
Это еще один вариант заполнения решетки (рисунок 4.42). Как и в двух предыдущих случаях, на восьми парах коклюшек плетут рамочку — полотнянку с перевивом крайних пар — по тем же размерам. Плетение этой решетки принципиально не отличается от предыдущей.
В точке А начинают плести плетешок из ходовой и крайней долевой пар полотнянки горизонтально по направлению к правой «стенке». Провязав плетешком 1 см, плетут насновку длиной 1 см, затем 2 см плетешком и еще 1 см насновки и т.д. Заканчивают ряд насновкой и сцепляют с наколом полотнянки.
По краю полотнянки плетут плетешок, перевивая его с двумя наколами полотнянки. Затем плетут следующий горизонтальный ряд из плетешков и насновок. Так же сцепляют его с полотнянкой и т.д. Закончив горизонтальные ряды, плетешком по краю полотнянки переходят к вертикальным.
Косая решетка из плетешков и насновок в квадрате
Сколок этой решетки на рисунке 4.43. Начало такое же: плетут полотнянку с перевивом крайних пар шириной 1 см на 8 парах коклюшек. На поворотах с внутренней стороны делают закидки. Расстояние между наколами — 5 мм. Плетение решетки в этом случае будет немного сложнее. Плести будем зигзагами по косой.
Решетку начинают из точки А ходовой и крайней долевой парами коклюшек. Из точки А вправо плетут насновку, сцепливают ее наколом полотнянки и начинают плетешок влево вверх.
Затем плетут насновку вниз к точке А. В точке А вторую насновку сцепливают с наколом полотнянки и начинают третью насновку влево вверх. Закончив насновку, ставят булавку, начинают плетешок вниз и сцепливают его с полотнянкой.
От точки сцепления плетешка с полотнянкой плетут плетешок влево, перевивая его с двумя наколами полотнянки. Из точки Б вправо наискосок плетут плетешок из трех частей, сцепливая его сначала с двумя насновками, а затем с наколом полотнянки.
От точки В ступеньками влево вверх и вниз плетут 7 плетешков. От последнего из них начинают маленький плетешок вниз до пересечения с полотнянкой в точке Г.
От точки Г влево плетут плетешок вдоль рамки, сцепливая его с двумя наколами полотнянки. Из точки Д вправо вверх наискосок поочередно плетут 3 насновки и 2 плетешка до правой стороны рамки.
Сцепив третью насновку с рамкой, в обратном направлении плетут ступенчатую линию из плетешков и насновок. Так, постепенно, косыми зигзагами от рамки до рамки, заполняют весь квадрат.
«Цветок» в косой решетке
В предыдущем узоре насновки образовывали небольшие «кустики». А можно сделать полноценный «цветок» из насновок и вплести его в косую решетку, рисунок 4.44.
Первый ряд. Плетение фрагмента начинают с верхнего ряда. Как в любой сцепной решетке, на двух парах выплетают плетешковый ряд зигзагами слева направо.
Второй ряд также плетут зигзагообразными плетешками, сцепливая с верхним рядом в точках накола (таких, как точка А). В центре выплетают насновками два верхних «лепестка» «цветка».
В третьем ряду выплетают еще два «лепестка», в четвертом — еще два. В пятом ряду доплетают последние 2 «лепестка». Завершив последнюю насновку, выполняют сцеп всех насновок в серединке «цветка».
Решетка на рисунке 4.45 состоит из крестообразных фигур, сплетенных плетешками с отвивными петлями. Другое ее название — «ростовский крестик». Она плетется двумя парами рядами ломаных линий, начиная с левого верхнего угла. Несмотря на простоту исполнения, эта решетка была очень популярной благодаря своей воздушности и своеобразной форме.
Решетка в три пары
Решетка на рисунке 4.46 плетется 3 парами, одна из которых является ходовой, а 2 других — долевыми. Сколок ее помещен на рисунке 4.47. Эту решетку создает тесемка в виде мини-полотнянки, изгибающейся «змейкой». Решетку плетут поперечными рядами. Плетенье исполняется двойными переплетами с двойной перекидкой в первый раз (П-П-С-П-С). На месте изгибов тесемки вставляют булавки и закрепляют полным заплетом (П-С-П-С). Сцепление производят не в одной, как в других решетках, а в двух точках, расположенных радом.
Решетка в 4 пары
Решетка на рисунке 4.48 выполняется в 4 пары. Сколок ее показан на рисунке 4.49. Эта решетка состоит из плетешков и маленьких квадратиков, сплетенных полотнянкой. В точках пересечения плетешков и по краям полотнянки втыкаются булавки, которые оплетают полотном. Плетение, как и во всех сцепных решетках, производят рядами.
На рисунках 4.50-4.54 представлены варианты различных сцепных решеток. Эти рисунки создаются сочетанием насновок, плетешков и обвивных петелек.